Дистанционное обучение с помощью мобильных устройств
Агапов И.И.
Московский институт электроники и математики национальный исследовательский
университет высшая школа экономики agapovilya775@gmail. com
Аннотация. В данной работе рассмотрены отдельно мобильные устройства и дистанционное обучение, после чего произведен совместный анализ. Сделан обзор мобильных устройств и тенденции развития дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы дистанционного обучения в наше время. Также рассмотрены проблемы дистанционного обучения с целью улучшения качества программ, обслуживающих данный вид обучения.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, мобильные устройства, coursera, обзор, анализ, рекомендации.
1 Введение
Всего лишь 10-20 лет назад дистанционное обучение в своем полноценном виде было практически невозможным. Людям, окончившим школу, было необходимо ехать в другой, более крупный город, для получения образования в университете своей мечты, из-за данного неудобства многие отдавали свое предпочтение местным вузам. Все понимали, что заочная форма образование, в большинстве случаев, было для галочки.
К счастью, сейчас у каждого есть возможность обучаться у ведущих преподавателей страны, такой вид обучения называется дистанционным. Каждый желающий может с помощью своего мобильного устройства или персонального компьютера начать проходить интересующий его курс обучения в любой момент времени. Такой вид обучения не будет негативно сказываться на занятости человека, потому что обучающийся сам вправе выбирать время, когда ему удобно изучить ту или иную тему, исходя из заранее составленного для него плана курса.
2 Мобильные устройства
Ни для кого не секрет, что на современном рынке мобильных устройств уже на протяжении нескольких лет верхние позиции рейтинга занимают операционные системы iOS, Android и Windows Phone. Всем полюбившаяся в начале этого века Symbian, которая была на устройствах марки Nokia, к сожалению, прекратила развитие и новых версий выходить не будет, хотя её используют люди, которые купили современные и вполне устраивающие их устройства.
Современные мобильные устройства со своими техническими
характеристиками позволяют дистанционно обучать пользователя,
благодаря специально разработанным для этого web-сайтам и приложениям.
3 Варианты обучения
Сейчас для людей предложены следующие варианты обучения:
1. Заочное обучение
2. Дистанционное обучение
3. Онлайн обучение
4. Массовые открытые онлайн курсы (МООК)
В отдельности следует рассмотреть МООК. Они сейчас набирают популярность. Самые популярные МООК представлены на таких платформах, как Coursera, Edx, Udacity и многих других. МООК идентичны тем курсам, которые читаются университетскими преподавателями своим собственным студентам, они записаны на видео и выложены в интернет для открытого и бесплатного доступа в сопровождении других учебных материалов и проверочных тестов. Они направлены только на онлайн обучение, используя как асинхронные, так и синхронные методы обучения.
4 Тенденция развития дистанционного обучения
В истории становления дистанционного обучения достаточно отчетливо прослеживаются две тенденции.
1. Тенденция корреспондентского образования, основанного на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала с помощью обычной регулярной почты, потом — электронной);
2. Тенденция, выросшая из использования средств телекоммуникации, аудио и видеозаписи в очном образовании и просвещении, что позволило, с развитием новых технологий телекоммуникации, аудио и видеозаписи транслировать очные занятия в удаленные аудитории и обеспечить образовательную связь на расстоянии посредством трансляции.
В основе корреспондентской тенденции лежит идея особенности дистанционного образования как формы образования, принципиально отличающейся от очного образования изначальной образовательной ситуацией. Учащийся и обучающий изолированы друг от друга: обучающий учит в одном месте и в одно время, учащийся учится, в значительной мере самостоятельно, в другом месте и в другое время.
Таким образом, образовательная коммуникация в такой ситуации является не только корреспондентской, но и асинхронной1.
5 Дистанционное обучение
Дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.
В процессе такого обучения обучающийся определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством методистов-организаторов и взаимодействует с другими слушателями «виртуальной» учебной группы.
При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.
Дистанционным обучением пользуются люди в возрасте от 23 лет (табл.1), потому что студентам достаточно того, чему их обучают в университете и только единицы из них дополнительно стараются изучить для себя что-то новое с помощью данного вида обучения. Данный вид обучения не требует от пользователя ежедневной работы. Обучающийся в любой момент может просмотреть видео лекции курса и после пройти итоговый или промежуточный тест. Для того чтобы осуществлять контроль над пользователем и его обучением используется понятие deadline — крайний срок прохождения промежуточного контроля.
Age Distribution
92.50 82.50 72.50 62.50 52.50 42.50 32.50 22.50 12.50 2.50
• Non-Completers 1 Completers
0.00%
5.00%
10.00%
15.00%
20.00%
25.00%
1 Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 32-33.
6 Плюсы и минусы
Если человек выбирает для себя дистанционное обучение, то в первую очередь ему необходимо определить для себя, каким именно образом он будет проходить данный курс, с помощью мобильного устройства, домашнего ПК или комбинируя оба варианта.
Используя курс дистанционного обучения как приложение на своем гаджете, человек в любой момент, не имея доступа к интернету, имеет возможность пройти данный курс, поскольку все материалы и задания уже изначально скачаны на ваше устройство, вот только установка программы требует немало места на устройстве пользователя. Ко всему прочему нужно уметь осуществлять кэширование, в случае с Android оно должно реализовываться на карту памяти, в случае с iOS устройствами нужно полагаться только на встроенную память. Помимо этого, ученику неудобно читать лекции и задания со своего устройства, для наглядности можно сравнить диагональ экрана смартфона и домашнего ПК. Разрешение экранов у современных гаджетов сопоставимо с разрешением экранов телевизора, но чем меньше экран, тем пользователю предстоит делать больше движений руками по приближению изображения, а это еще лишнее затраченное время, и соответственно — неудобно.
В случае с домашними ПК все намного проще: сейчас они, в большинстве случаев, имеют доступ в интернет и, следовательно, пройти курс МООК пользователю предоставляется возможным в любой момент времени. Проблемой в данном случае является отсутствие кэшируемости в браузере. В случае если у пользователя внезапно отключился интернет, то и курс обучения у него моментально прерывается, потому что при отправке формы или обновлении страницы браузер не сможет отобразить содержимое данного курса.
Если человек надумает разработать дистанционно обучающее приложение для мобильного устройства, то он встретится с проблемой, что программу ему придется писать как минимум на три платформы сразу, это уже упомянутые: Android, iOS, Windows Phone. Это займет много времени и средств.
7 Мои предложения для решения проблемы
Возьмем случай, когда разработчику необходимо написать приложение под каждую из трёх платформ. Программисту требуется написать код на трех различных языках. Решение данной проблемы — написать три различных компилятора, которые будут написанный код переводить под данные платформы. При добавлении новых курсов в свое приложение, разработчику не придется лишний раз трижды переписывать код (рис 1).
8 Заключение
Применение технологий дистанционного обучения сегодня, безусловно, нужно, как никогда. К сожалению, огромное количество проблем препятствуют их активному внедрению. Многие уже понимают, что дистанционное обучение необходимо применять во всех вузах, поскольку это, как минимум удобно, для студентов. Но большинство преподавателей больше склонны к традиционной мере обучения из-за неумения грамотно и квалифицированно использовать современные технологии.
Люди должны совершенствоваться, обучаться с помощью новых технологий, в совершенстве овладевать ими, и только тогда технологии смогут служить человеку. Внедрение информационно коммуникационных технологий являются современным средством решения задач в образовательной сфере.
Список литературы
Н.В. Никупичева «К вопросу о качестве дистанционного обучения» Сборник трудов (Часть 3) — М., 2012. — с. 67
Е. Зобин. Наглядная история развития трёх главных ОС мобильного рынка. Хакер. Спуфинг в воздухе. Январь 2014г., No 168,42-46
Разработка мобильных приложений: с чего начать/ Russia: Growth of downloads, 8.05.2013. Эл. Pec. URL: http://habrahabr.ru/companv/mailru/blog/l79113/
B.E. Бочков, Г.А. Краснова, В.М. Филлипов «Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании» Учебное пособие — М.,2008. — с.33-34
Секция Студенческие работы