Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
УДК 37.013 Е. В. Мойко, М. А. Мойко
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Статья затрагивает необходимость изучения личности студента и его поведение, когда он использует дистанционное обучение. Авторы выражают свои мнения по поводу методов, позволяющих развивать творческое мышление и преодолевать негативные аспекты этой формы обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проблемы и перспективы.
E. V. Moyko, М. А. Moyko
DISTANCE LEARNING: PROSPECTS AND CHALLENGES
Abstract. The article analyses issues of necessary study the student’s personality and its behavior when he using distance learning. The authors express their opinions about the methods allowing to develop creative thinking and overcome the negative aspects of this form of learning.
Key words: distance learning, information and communication technology, problems and prospects.
Требования, предъявляемые современным информационным обществом к подготовке будущего специалиста, наряду с формированием и развитием ключевых компетенций, мобильности, умения работать с новейшими информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ), с целью поиска значимой для обучаемого информации включают в себя необходимость воспитания профессионально значимых качеств характера личности. Возможности ИКТ позволили решить ряд задач в ходе проведения дистанционного обучения в сфере высшего профессионального образования. Понятие «дистанционного обучения» (ДО) в современной педагогической литературе трактуется как «технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра» [1], или как «процесс приобретения знаний и умений через опосре-
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
1
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
дованный процесс передачи информации, включающий все технологии и все возможные формы информационного обмена на расстоянии» [2]. А. А. Андреев и В. И. Солдаткин трактуют «дистанционное обучение» как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [3].
Заметим, что в современных публикациях уже рассматривались и положительные стороны такого обучения, и ряд объективных проблем, возникающих при его применении. Так, в работе кандидата технических наук А. В. Соловова отмечается, что «обучение с помощью компьютеров дает наибольший эффект, когда учащиеся вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач» [4]. Он же отмечает, что не для всех учебных дисциплин ДО можно применить в полной мере, так как при подготовке ряда специалистов требуется практика, которая не может быть заменена, даже и наилучшими виртуальными моделями. Мы согласны в этом вопросе с автором данной статьи, полагая, что нельзя не учитывать тот фактор случайности, который всегда может произойти при реальном выполнении поставленных перед специалистом профессиональных задач, и влияния на процесс их решения эмоционального состояния человека. На наш взгляд, ни один, даже самый совершенный тренажер или уникальное компьютерное обеспечение (ПО), позволяющее качественно развить ключевые компетенции обучаемого, не будут полностью эффективно выполнять свою роль, если в них не будут предусмотрены задачи, способствующие развитию креативности мышления обучаемого, его самостоятельности и ответственности, дисциплинированности и других важных, профессионально значимых черт характера личности. Таким образом, одной из задач, стоящих перед разработчиками современного ПО для дистанционного обучения, является необходимость создания таких дидактических материалов и методики их применения, которые бы полностью учитывали выполнение триединой задачи учебного процесса - обучения, воспитания и развития. Так, рассматривая принципы, на основе которых должны разрабатываться современные технологии подобного обучения, А. А. Андреев в своей работе выделяет такой принцип, как «психологическая обоснованность», справедливо указывая, на наш взгляд, на то, что в системе ДО это принцип приобретает особое значение ввиду самостоятельной, в
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
2
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
основном изолированной работы обучающегося с преимущественным использованием компьютерных и телекоммуникационных средств в процессе обучения, что в конечном итоге «может иметь отрицательные психофизиологические последствия для обучающегося» [5]. Е. С. Полат в своей книге отмечает, что «организация эффективного ДО в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой - особенности поведения человека в этой среде», также автор рассматривает проблемы, возникающие при использовании дистанционного обучения, и возможные пути их решения, причины возникновения агрессивного поведения и т.п. [6].
Вторая проблема, связанная с дистанционным обучением, обусловлена, с нашей точки зрения, слабой подготовкой обучаемых и обучающихся к работе с компьютерной техникой, что приводит к неуверенности и нежеланию работать с ПО. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, так как возможные пути решения данной проблемы рассматриваются в множестве педагогических публикаций и принимаются усилия по решению этой задачи. Однако есть еще одна проблема, связанная, как ни странно, с очень хорошим знанием компьютерной техники и путей ее использования - проблема развития учебного творчества, самостоятельности и ответственности при выполнении тех учебных заданий, которые предоставляются учащимся педагогами, или проблема так называемого «списывания», плагиата. Бездумное списывание, а в случае с использованием компьютеров - копирование материалов, не способствует качественному усвоению теоретического материала учебной дисциплины, что в свою очередь послужит отрицательно в ходе применения полученных знаний на практике. На реплику о том, что видеобеседа (урок, лекция, практическое занятие и т.п.) проводятся в on-line режиме и списать там невозможно, ответим, что современные операционные программы Windows потому и называются «окна», что при работе даже в таком режиме ничто не помешает обучаемому открыть в дополнительном окне текстовый материал с заранее написанными ответами и, беседуя с преподавателем, зачитывать ответы ему, не делая усилий, связанных с припоминанием, и тем самым, данная информация не отложится в долговременной памяти учащихся. Выход здесь, на наш взгляд, один - создавать индивидуальные практические задания, рассчитанные на возможности каждого учащегося и имеющие определенную составляющую для развития креативного потенциала личности. Реально проверить, на сколько каче-
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
3
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
ственно подготовлен обучаемый, можно только при непосредственной беседе учащегося и обучающего или в форме тестирования, проводимого в on-line режиме на базе отдельного учреждения, обеспеченного всем необходимым оборудованием, сетью, базой данных с огромным количеством вопросов по предлагаемой дисциплине, из числа которых экзаменуемому с помощью генератора случайных чисел будет набираться ряд заданий, ответы на которые будут обрабатываться сразу, на месте проведения экзамена с моментальной выдачей результата (в баллах) и анализа ошибок, а также пересылкой этих данных в архив проведения экзамена. Анализ ошибок, допущенных обучаемым при ответе на вопросы теста, необходим для возможности последующей аппеляции, так как нельзя исключить вероятность ошибки как компьютера при вычислении оценки, так и составителей заданий при оформлении решений.
В целом система дистанционного обучения, на наш взгляд, способствует расширению педагогического влияния на обучающихся, повышению эффективности обучения, снижению финансовых затрат, созданию комфортных условий преподавания и т.д. Однако нельзя не учитывать те проблемы, которые мы только частично раскрыли в этой статье, так как любая форма обучения должна быть проработана с учетом уменьшения или полного исключения всех негативных последствий, связанных с ее применением. Дистанционное обучение - сравнительно новый вид такой работы, поэтому, как у всего нового, у него есть и положительные, и отрицательные стороны, и здесь при использовании ДО к задачам преподавателей прибавляется еще одна -провести исследование с целью выявления позитивных и негативных сторон применения такого обучения и разработать методику, позволяющую развить первые и уменьшить, а по возможности, и полностью избавиться от вторых. Заметим, что в последнее время осуществляется попытка ввести дистанционное обучение в учебный процесс общеобразовательных учреждений как вполне обусловленную объективными причинами (например, отсутствием в учебном учреждении специалиста по данной дисциплине) возможность решить часть проблем современного школьного образования. На наш взгляд, это может послужить для формирования преемственности обучения в системе «общее - высшее профессиональное образование». Однако мы считаем, что целесообразно перед применением такого способа обучения учесть возможность проявлений тех негативных сторон, связанных с применением ДО, о которых уже говорилось ранее [5, 6], так как перед учителями общеобразовательных учреждений
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
4
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
возникнут задачи, которые возникали и перед преподавателями вузов, с учетом той разницы, что в высших учебных заведениях обучаются люди уже определившиеся в своем профессиональном выборе, а школьники этот выбор еще не сделали. В данном случае, мы полагаем, что применение рейтинговой оценки учебной деятельности обучаемых наряду со специальной методикой проведения ДО может оказать положительное влияние на учащихся в качестве инструмента педагогического воздействия, направленного на развитие самоопределения (в старших классах профессионального самоопределения) и послужить одним из элементов, влияющих, в свою очередь, на эффективность применения дистанционного обучения в общеобразовательном учебном заведении.
Библиографический список
1. URL: http://dic.academic.ru/
2. URL: http://mirslovarei.com/
3. Солдаткин В. И., Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М. : Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.
4. Соловов А. В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 121-126.
5. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М. : Изд-во МЭСИ, 2001.
6. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
Referenses
1. URL: http://dic.academic.ru/
2. URL: http://mirslovarei.com/
3. Soldatkin V. I., Andreev A. A. Distancionnoe obuchenie: sushh-nost', tehnologija, organizacija. - M. : Izd-vo MJESI, 1999. - 196 s.
4. Solovov A. V. Mify i realii distancionnogo obuchenija // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - № 3. - S. 121-126.
5. Andreev A. A. Didakticheskie osnovy distancionnogo obuchenija. - M. : Izd-vo MJESI, 2001.
6. Teorija i praktika distancionnogo obuchenija : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / E. S. Polat, M. JU. Buharkina, M. V. Moiseeva ; pod red. E. S. Polat. - M. : Akademija, 2004. - 416 s.
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
5
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Социальные коммуникации
Информация об авторах
Мойко Елена Викторовна - старший преподаватель, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected]
Мойко Михаил Анатольевич - учитель физики, Лицей современных технологий управления №2, г. Пенза, e-mail: [email protected]
Authors
Moyko Elena Victorovna - senior lecturer, Communicational Management department, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected]
Moyko Mikhail Anatolyevich - physic teacher, College of Modern Management Technologies №2, Penza, e-mail: [email protected]
Мойко Е. В., Мойко М. А., 2013
6