Инновации в школе
В статье рассматривается отношение учителей к дистанционной форме обучения. Раскрываются преимущества дистанционного обучения и перспективы развития в России.
Ковярова Ирина Николаевна,
Учитель географии и биологии МОУ СОШ № 8 ЯНАО г. Лабытнанги E-mail: school [email protected]
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТА
Готовы ли учителя к новой дистанционной форме обучения?
Ж
Ключевые слова: положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, дистанционные курсы повышения квалификации, перспективы развития дистанционной формы обучения.
«...В основе создания систем дистанционного образования лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без которых невозможны деловой успех и карьерный рост в технологически развитом обществе...»
Д.А.Медведев, Президент Российской Федерации
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды. Оправдаются ли они? Смогут ли педагоги использовать потенциал технических средств и средств новых информационных технологий? Станут ли курсы дистанционного обучения полноправным компонентом системы образования? Каковы перспективы развития дистанционного обучения в России?
Дистанционное обучение - это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: дистанционные курсы, веб-страницы и сайты, электронная почта, форумы и блоги, чат и ICQ, теле- и видеоконференции, виртуальные классные комнаты.
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, ко-
торый начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году.
В России дистанционное обучение появилось в начале 90-х годов. Процесс его развития сдерживается отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Тем не менее, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения стремительно растёт.
Работая над данной проблемой, мною было проведено исследование (анкетирование) среди учительской общественности МОУ СОШ № 8 города Лабытнанги, в котором приняли участие 75 педагогов. Анализируя ответы респондентов можно сделать вывод о том, что современные учителя не только слышали о дистанционном обучении, но и использовали данную форму для повышения своей квалификации через дистанционные курсы.
В наш век информационных технологий дистанционное обучение помогает получить знания, находясь в любой точке земного шара, обучаясь дома, на работе, в свободное время. Для этого необходим только компьютер и выход в Интернет. Конечно, для более качественного взаимодействия с педагогом возможно использование веб. камеры, мультимедийной установки, микрофона и наушников и др. возможно не у всех есть такая возможность. Все участники анкетирования ответили однозначно, что кроме желания для обучения через Интернет необходима материальнотехническая база.
Дистанционное обучение становится актуальным в среде учителей. Как показывают данные анкетирования, дистанционные курсы повышения квалификации вызывают живой интерес в школе. На вопрос анкеты об участии учителей в дистанционных курсах 33% уча-
20
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Инновации в школе
ствующих в анкетировании сообщили, что обучались на дистанционных курсах, а 67% учителей хотели бы пройти обучение.
Для того чтобы получить знания, обучаясь дистанционно, должно быть качественно организованно такое обучение, налажена система контроля и оценивания, лаконично сформулирован лекционный материал и, конечно же, по возможности были включены и практические задания.
Как и у любого новшества в дистанционной форме обучения есть свои положительные и отрицательные стороны. Говоря далее о достоинствах и преимуществах дистанционной формы обучения, прежде всего, будем иметь в виду перспективы внедрения данной формы в систему повышения квалификации учителей. 90% опрошенных учителей отметили наиболее существенные, достоинства современных дистанционных форм обучения:
Оперативное взаимодействие преподавателя и слушателей. Опора на технологии Интернета позволяет наладить постоянные контакты преподавателя и слушателей. Электронная почта работает значительно быстрее обычной, электронные письма доходят до адресата за считанные минуты. Тем самым преподаватель получает возможность оперативно реагировать на запросы слушателя, контролировать и корректировать его работу.
Доступность дистанционных курсов для жителей разных регионов и разных групп населения. Дистанционное обучение доступно слушателям вне зависимости от места их проживания. Жители отдаленных регионов получают возможность учиться в ведущих учебных центрах страны без дорогостоящих переездов к месту обучения. Что актуально для нашего города расположенного далеко от крупных центров. Дистанционные формы работы важны также для людей с ограниченными возможностями, которые смогут обучаться в домашних условиях.
Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Слушатель сам планирует свое учебное время, выбирает нужный и удобный ему темп изучения материала. При разумной организации дистанционный курс может учитывать особенности конкретного слушателя и допускать индивидуальный путь обучения, что довольно сложно организовать на занятиях в группе на очных курсах. Возможность обучения без отрыва от основной деятельности, что тоже наиболее приемлемо для учителей.
Наличие развитой среды обучения. Новые информационные технологии заметно обогащают среду обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов слушателям могут предлагаться: компьютерные обучающие программы, электронные учебные пособия, компьютерные системы тестирования и контроля знаний, электронные справочники и энциклопедии, учебные аудио и видеоматериалы, информационные материалы, размещенные в сети Интернет.
72% учителей участвующих в опросе недостатком дистанционного обучения отметили отсутствие межличностного общения с преподавателем, однокурсни-
ками. Компьютер не сможет передать энергетику человека, его настроение, увидеть его глаза (хотя, используя видеоконференции и это тоже возможно). Человек это социальная личность, которой необходимо быть в обществе людей, единомышленников, слушать и разговаривать с ними.
Говоря о достоинствах дистанционного обучения, возникает вопрос: может ли такая форма обучения заменить очную? Отвечая на вопрос анкеты мнения, разделились: 56% респондентов ответили, нет, аргументируя это отсутствием контроля, и непосредственного общения.
Конечно, у очного обучения есть свои плюсы, безусловно, как в плане обучения, так и в плане общения между студентами. Студенческую жизнь нельзя заменить ничем, её надо прожить. Прожить не дистанционно, а очно.
Гораздо более существенное возражение против системы дистанционного обучения заключается в том, что основную часть материала учащиеся должны освоить самостоятельно, путем прочтения электронных лекций, в то время как никакое чтение не может заменить живого человеческого общения. Механизмы и принципы восприятия устной и письменной речи различны. Как правило, лучше усваивается устная речь. Люди в своем большинстве предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Не все школьные учителя готовы к новой для них психологической модели обучения.
Ещё одно существенное отличие дистанционного обучения от традиционного - это отношение слушателей к процессу обучения. При дистанционном обучении от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.
Сегодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно утвердилось как альтернатива традиционному обучению. А для российского учительства такая форма привлекательна в плане самообразования и повышения квалификации. В образовательной сфере, дистанционное обучение должно продолжить дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие - дистанционно.
Говоря о развитии дистанционного обучения в России, согласно проведенному исследованию 95 % процентов учителей считают, что у данной формы есть перспективы развития в нашей стране. Тем не менее, главным фактором успеха является стремление руководства и коллектива учебного заведения, предоставляющего такую образовательную услугу, к научнообоснованному, спланированному и оправданному дистанционному обучению и использованию информационных технологий.
Образование любой формы (очное или дистанционное) в первую очередь должно быть качественным и эффективным.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
21
Инновации в школе
Размышление над проблемой я хочу закончить строками собственного сочинения:
Учению все возрасты покорны И юным и в возрасте сердцам.
Его порывы благотворны,
Как бури вешние полям.
Учиться можно тихо, сидя дома,
А можно громко в зале выступать.
По-новому ты можешь научиться Дистанционно науку постигать.
И сможешь в новый мир ты окунуться,
А можешь в прошлое тихонечко попасть.
Ведь в наше время техники, науки Возможно, человеку всё узнать.
Дистанционно можешь ты учиться И новые открытия совершать.
Список информационных источников
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Школьные технологии. - 2001. - № 4. - С. 159-165.
2. Гусев Д.А. Дистанционное обучение «против» очного. www.e-college.ru
3. Африна Е. Сетевые сообщества учителей - приоритеты и возможности // Народное образование.- 2008.- № 8.- С. 132-138.
4. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Дистанционное обучение. www.wikipedia.org
5. Кордонский М. Третья сторона Интернета // Школьные технологии.- 2008.- №4. - С.127-134.
6. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. http://www.compress.ru 2006.
7. Полилова Т.А. Опыт дистанционного обучения в системе повышения квалификации учителей. www.textbook. keldysh.ru
8. Центр дистанционного образования МГУ им. Н.П. Огарёва. Дистанционное образование. www.do.mrsu.ru
В статье рассматривается проблема развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Раскрываются возможности использования дистанционных образовательных технологий для решения данного вопроса в системе профессионального образования.
Горовая Оксана Александровна,
ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» старший преподаватель кафедры начального образования г. Челябинск [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Какова роль дистанционных образовательных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников?
Ключевые слова: развитие готовности учителя, универсальные учебные действия, дистанционные технологии
К приоритетным направлениям современного образования с полной уверенностью можно отнести гуманизацию, индивидуализацию и вариативность. Его основными целями становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Важную роль в том, насколько успешно будет протекать этот
процесс, играет начальная школа, которая за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе существует более 10 учебно-методических комплектов (УМК), представляющих систему Л.В. Занкова, систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и традиционную систему.
22
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6