УДК 378.1, ББК74.58 О Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока
Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье рассматривается электронная информационно-образовательная среда, как одно из требований к условиям реализации программы бакалавриата: приоритетные направления, технологические решения, элементы информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделено дистанционномуобучению как форме обучения в высшем образовательном учреждении. Отражены основные принципы дистанционного обучения, влияниекомпонентов дистанционного на производительность труда преподавателей иповышение эффективности учебной деятельности. Рассмотрена специфика преподавания дистанционного обучения посредством Интернет-технологий. Определяется зависимость успешности и качества дистанционного обучения от эффективности организации и методического качества используемых материалов.Ставится вопрос оборганизации эффективной системы мониторинга формирования профессиональных компетенций студентов и организации обратной связи преподавателя со студентом в качестве важной компоненты учебного процесса. Проведено сравнение распространенных методов контроля в традиционном процессе обучения с видами контроля дистанционной формы. Приведен обзор основных видов и средств контроля знаний при дистанционном обучении. Определены условия для организации текущего контроля и объективной промежуточной аттестации обучающихся с использованием электронных средств в рамках дистанционного обучения, а также меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля при применении Интернет-технологий. Рассматривается балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости студентов и ее реализация в учебном процессе Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Охарактеризованы основные формы контроляпри дистанционном обучении, их возможности, а также некоторые особенности применения электронных средств контроля. Формулируетсяпроблема при эксплуатации системы автоматизированного контроля знаний и умений обучаемых.
Ключевые слова:информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, мониторинг, учебно-познавательная деятельность, рейтинговый контроль.
Согласно требованиям к условиям реализации программы бакалавриата, одним из них является обеспечение каждого обучающегося в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации. При этом электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее [1, с. 15].
Системное применение компьютеров для оперативной обработки данных - закономерная реакция и средство эффективной организации информационной среды. И в части организации образовательного процесса информационные технологии активно внедряются в сферу образования и являются эффективным средством для анализа, учета и принятия управленческих решений [5, с. 655].
Электроннаяинформационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых
предусмотрена с применением электронногообуче-ния, дистанционных образовательных технологий;
-формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет^, с. 15].
Существует большое количество технологических решений для электронно-образовательной среды на основе примененияразличныхинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основными направлениями применения ИКТ в учебном процессе являются:
-создание и применение электронных вариантов учебников, конспектов лекций, практических пособий;
- использование электронной библиотеки; -разработка системы тестов для текущего и результирующего контроля;
-использование компьютеров в лабораторном
практикуме; -использование возможностей информационно-коммуникационных сетей и др. [4, с. 182].
В условиях интенсивного развития информационных технологий, экономики и общества перед высшим образованием ставится важнейшая задача подготовки компетентного 1Т-специалиста, способно-
го адекватно ориентироваться в инновациях информационных технологий, умеющего применять свои знания во всех сферах жизни [6, с. 129].
Внедрение информационных технологий в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. Широкое применение, например, нашли облачные технологии. Облачные технологии - это новая парадигма, предполагающая распределенную и удаленную обработку и хранение данных и приводящая нас к новой концепции использования ресурсов Интернет [3, с. 77].
Возможности использования ИКТ позволяют организовать обучение на расстоянии - дистанционное обучение.
Сферудистанционногообученияисследовалитак иеотечественныеироссийскиеучёные, как:В.Ю. Быков, Е.Ю. Владимирская, Н.Б. Евтух, В.О. Жулкев-ская, С.А. Калашникова, М.Ю. Карпенко, С.П. Кудрявцева, В.М. Кухаренко, Е.С. Полат, Н.Г. Сиротенко, Е.М. Смирнова-Трибульская, П.В. Стефаненко, В.П. Тихомиров, О.В. Хмель, A.B. Хуторской, Б.И. Шуневич и многие другие. Среди зарубежных исследований дистанционного и электронного обучения следует выделить работы следующих исследователей: Д. Кигана, Р. Холмберга, Р. Деллинга, Ф. Ведемеера, М. Мура, О. Петерса, Дж. Боата, Дж. Даниеля, К. Смита, М. Алленаидругих.
Дистанционное обучение - совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникаций и телевидения [2].
С экономической и организационной точки зрения, известные, во всю действующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, а дистанционное обучение, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, решает эту проблему [7, с. 444].По существу это новая форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий и технологий Internet для управления подготовкой и обучением наемных работников и студентов, там, где они находятся и там где они в нем нуждаются[8, с. 6].
Сегодня практически каждый отечественный вуз, к числу которых относится Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, готов предоставить своим студентам возможность дистанционного обучения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, те-левизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий [2].
При дистанционном обучении должны соблюдаться следующие принципы:
-процесс обучения строится, в основном, на самостоятельной познавательной деятельности студента;
-познавательная деятельность студента должна носить активный характер;
-дистанционное обучение должно быть лич-ностно-ориентированным.
С одной стороны развитие и внедрение компо-нентовдистанционного обучения позволяет значительно повысить производительность труда преподавателей, освобождая их от рутинной работы, а с другой стороны повысить эффективность учебной деятельности:
-организовать на хорошем уровне самообразование и эффективную поддержку студентов, масштабную доступность информационных, научных и учебных ресурсов;
-добиться максимально высокого качества представления материалов;
- моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (вебинары, видеолекции) в реальном режиме времени;
-реализовать прямое общение (он-лайн или отсроченное) с преподавателями;
- реализоватьвозможности обучения по индивидуальному временному графику и/или по индивидуальным учебным планам студентов; обеспечить-территориальную мобильность возможность совмещения студентом обучения и работы;
- организовать информационную систему электронного документооборота, полностью обеспечивающую администрирование образовательного процесса;
-способствовать освоению студентами современных информационных технологий и оборудования.
Однако существует такая проблема, как организация эффективной системы мониторинга формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, от эффективности которой зависит достижение запланированных целей обучения; с ее помощью преподаватель имеет возможность видеть результаты своей работы. К тому же система дает возможность увидеть и осознать действенность применяемой методики обучения, отметить личные педагогические удачи и ошибки с целью дальнейшей корректировки процесса дистанционного обучения в Вузе.
Дистанционное обучение позволяет организовать текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся с использованием электронных средств. При этом, для того чтобы система мониторинга была эффективной, она должна позволять, прежде всего, выполнять объективную аттестацию студентов:
-непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний;
-объективную оценку результатов обучения студентов, обеспечиваемую интеллектуальными (компьютерными) роботами;
-исключение возможности взяточничества на местах за счет внедрения исключающих человеческий фактор объективных автоматизированных процедур оценки знаний (компьютерное тестирование) с автоматическим занесением оценок в электронное досье студента;
- автоматизацию административных процедур (определение статуса, подготовкусводных отчетов, ведомостей и др.).
В сфере высшего образования федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения и его модернизация требуют наличия в ВУЗе системы оценки качества знаний студентов. При этом система, которая ориентирована на эффективное обучение, должна:
-стимулировать учение и ориентировать на
успех;
- осуществлять обратную связь;
-отмечать даже незначительные продвижения
и успехи в обучении;
-содействовать становлению и развитию самооценки обучаемых.
Традиционная система оценивания не всегда отражала качественное изменение студента в процессе обучения, фиксируя лишь результат учебного процесса.
В АНОО ВО «СИБИТ» введена и уже действует несколько лет балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости. Балльная система контроля успеваемости реализуется непрерывно в учебном процессе и предполагает накопление обучающимися баллов за выполнение определённых в технологической карте дисциплины видов деятельности.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания студентов, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести обучаемых из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса[7, с. 540]._
Основными формами контроля в системе дистанционного обучения являются:
- тестирование;
-индивидуальные и групповые интервью;
- анализ отчетных работ, представленных студентами;
-анализ материалов вебинаров, записей чатов и видеоконференций;
- анализ выполненных кейсов;
-анализ статистической информации по работе студентов с конкретным сайтом Интернет (например, на котором находится электронный учебник) и ДР-
Можно выделить основные принципы системы контроля, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:
-принцип объективности - познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора, единство требований;
-принцип демократичности: все экзаменуемые находятся в одинаково равных условиях;
- принцип систематичности и регулярности осуществления;
-принцип массовости и кратковременности -контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых, при этом объём контролируемого материала должен быть небольшим, но отражающим уровень подготовленности.
В дистанционной форме, проблема контроля учебной деятельности студентов становится одной из ключевых при проектировании учебных курсов и их внедрении. В Интернет-обучении необходимо принимать специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля:
1. Организация системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам. В АНОО ВО «СИБИТ» на каждого студента заведена учетная запись, есть личный кабинет. При входе в систему студент проходит процедуру аутентификации (рис. 1)_
Система дистанционного обучения АНОО ВО СИБИТ ^^ Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
Как начать обучение (для бакалавриата) Как начать обучение (для магистрантов) Уже были на этом сайте?
Войдите в си стену, указав Ваш логин и пароль (В Вашей браузере должен быть разрешен прием сооЮе5) © Логин
Пароль Вход Забыли логин или пароль? Некоторые курсы, возможно, открыты для гостей Зайти гостем
Рис. 1. Форма входа в систему дистанционного обучения
2. Использование различных шифров, кодировок, настроек для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям, в указанную дату и/или время.
3. Организация и проведение контрольных мероприятий в указанную дату и/или время с жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка. В «СИБИТ» каждый преподаватель имеет возможность задавать все требуемые настройки системы контроля.
4. Статистическая защита при тестировании -данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.
5. Защита от использования разного оборудования (телефоны, смартфоны, камеры и т.п.) для избежания, например, фотографирования экрана при прохождении тестирования.
Очевидно, что без принятия данных мер, контроль не может быть вполне эффективным.
При дистанционном обучении необходимо использовать ещё одно требование к контролю знаний -его оперативность, то есть быстрая проверка и оценка выполненной студентом контрольной работы, эссе, расчетно-графического задания с комментарием выставленной оценки. Указанное требование обусловлено самой концепцией данной формы обучения и, в сочетании с интерактивностью общения субъектов,
Показатели оценивания <
позволяет не только эмулировать привычный учебный процесс, но и создавать в рамках дистанционного обучения эффективную учебную среду.
С применением контроля знаний в системе дистанционного обучения возникает вопрос: что в первую очередь подлежит контролю: активная работа обучающегося или контроль сформированных компетенций. Первый подход является более простым в реализации, но обладает явным недостатком: отсутствие гарантии того, что обучающийся, действительно, получил от посещенных занятий необходимые знания. Второй вариантне предъявляет особых требований к самому факту посещения и активности на занятиях, а основан на выявлении уровня сформированных компетенций обучающегося по изучаемой дисциплине. Именно такой подход к контролю знаний наиболее часто используется в системе дистанционного образования и используется в АНОО ВО «СИБИТ».
Форма и средства контроля успеваемости студентов указаны в блоках контроля по каждой осваиваемой дисциплине в отдельности и реализуются с использованием программно-технических средств Института. Средства текущего контроля включают в себя реферативные и ситуационные задания на основе кейс-технологий, текущую работу на лабораторно-практических занятиях. Промежуточная аттестация организована с использованием тест-технологий. Показатели оценивания согласно описанной системе приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Показатели оценивания Максимальное количество баллов
Текущий контроль
1 Посещение и работа на занятиях, вебинаре, 25
Интернет-коллоквиуме
2 Письменное задание (реферат) 25
3 Практическое задание (кейс) 25
Итого текущий контроль 75
Промежуточная аттестация
4 Тестирование 25
Итого промежуточная аттестация 25
ИТОГО по дисциплине 100
Дистанционные технологии органично сочетаются с осуществлением автоматизированного контроля знаний и умений обучаемых. Здесь актуальной задачей является определение совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способыопределения уровня их усвоения выявить нельзя. Применяемая в «СИБИТ» автоматизированная система контроля знаний предусматривает не только составление тестов достижений по каждой дисциплине, в том числе итогового теста, но и оценку других видов работ: практические задания, кейсы, расчетно-графические задания, рефераты и др. Определённой проблемой приэксплуатации системы автоматизированного контроляявляется то, что при-
ходится полагаться на компетентность авторов в педагогической и психологической составляющей вопроса теста или задания.Также следует учитывать, что не все преподаватели обладают требуемыми навыками в сфере ИТ-технологий и в ряде случаев разработку средств контроля выполняют программисты, тогда каккомпьютерный учебный курс является авторским по определению, и может обеспечить высокое качество образования только при обязательном сопровождении автором. В то же время, сами преподаватели не всегда владеют в должной мере методами оценки качества создаваемых электронных учебно-методических ресурсов. Также следует отметить, что зачастую происходит преувеличение значения тести-
рования, особенно компьютерного варианта. С помощью теста не всегда получается объективно оценить результативность познавательной деятельности обучающихся, степень и качество достижения каждым обучающимся профессиональных компетенций.Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.
Многочисленные исследования в области дистанционного образования, а также собственный практический опыт показали, что элементыдистанционных технологий при правильном подходе оказывают реальное положительное влияние на интенсификацию труда преподавателей, а также на эффективность обучения студентов, позволяя улучшить результаты обучения и качество преподавания учебных дисциплин.
Но, следует учесть, что применениетехнологии дистанционногообучения может привести и к ряду
негативных последствий. В частности, свертыванию социальных контактов и чрезмерной индивидуализации, сводящей к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и студентов, студентов между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером».
Средства дистанционного обучения при неправильном их использовании могут способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и др.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Применение дистанционных технологий по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности образовательного процесса. Никакая технология не заменит труд педагога, но может сделать этот труд более эффективным, интересным при условии взвешенного и четко аргументированного подхода.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12марта 2015 г. № 207 - Режим доступа: 11Ир://минобрнауки.рф/ (свободный).
2. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Утверждена Приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 //Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
3. Куликова, Е. В. Облачные технологии и возможности их использования в образовательном процессе вуза [Текст]/ Е.В. Куликова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. -№2(14). - С.76-80.
4. Куликова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе[Текст] / Е.В. Куликова // Социально-экономические и правовые системы: современноевидение: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 181-186.
5. Куликова, Е.В. Информационные технологии в управлении ВУЗа на примере автоматизации учета текущей успеваемости студентов[Текст] / Е.В. Куликова // От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов III Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. - 2016. - С. 654-658.
6. Куликова, Е.В., Сорока, Е.Г., Хаустова, Н.М. Формирование способности к коммуникации будущих IT-специалистов в процессе обучения в вузе [Текст]/ Е.В. Куликова, Е.Г. Сорока, Н.М. Хаустова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - №3(19). - С. 129-132.
7. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы: учебное пособие для обучающихся в магистратуре [Текст]/ Б.Р. Мандель. - М.: Директ-Медиа, 2017. -619 с.
8. Околелов, О.П. Дидактика дистанционного образования[Текст]/ О.П. Околелов. - М.: Директ-Медиа, 2013.-98 с.
References
1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 09.03.03 Prikladnaja. informatika (uroven bakalavriata) [Fédéral state educational standard of higher éducation in the direction of préparation 09.03.03Applied Informatics (undergraduate level)], utverzhdennyjprikazomMinisterstvomo-brazovanijal naukiRossijskojFederaciiot 12marta 2015 g. № 207. Mode of access: http://minobrnauki.ri/ (data obrashe-nia: 15.01.2017).
2. Metodika primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij (distancionnogo obucheniya) v obra-zovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii [The method of application of distance learning technologies (distance learning) in educational institutions of higher,
secondary and secondary vocational education of the Russian Federation]. Utverzhdena Prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 18.12.2002 № 4452 // Pravovayaspravochno-informacionnayasistema «Konsul'tantPlyus».
3. Kulikova, E.V. Oblachnye tehnologii i vozmozhnosti ih ispol'zovanija v obrazovatel'nom processe vuza [Cloud technologies and their possible use in educational process of the University] // VestnikSibirskogoinstitutabiznesa i informacionnyhtehnologij, 2015,№2(14),p. 76-80.
4. Kulikova, E.V. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v uchebnom processe [Information and communication technologies in educational process]. V sbornike: Social'no-jekonomicheskie i pravovyesistemy: sovremen-noevidenie. Sborniktrudovmezhdunarodno-prakticheskojkonferencii, 2015,p. 181-186.
5. Kulikova, E.V. Informacionnye tekhnologii v upravlenii VUZa na primere avtomatizacii ucheta tekushchej uspevaemosti studentov [Information technology in management automation high school for example given the current progress of students]. V sbornike: Otsinergiiznanij k sinergiibiznesa. Sbornikstatej i tezisovdokladov III Mezhdunarod-nojnauchno-prakticheskojkonferenciistudentov, magistrantov i prepodavatelej, 2016,p. 654-658.
6. Kulikova, E.V., Soroka, E.G., Khaustova, N.M. Formirovaniesposobnosti k kommunikaciibudushchih IT-specialistov v processeobucheniya v vuze [The formation of the ability to communicate future it-specialists in learning at the university] // VestnikSibirskogoinstitutabiznesa i informacionnyhtehnologij, 2016, № 3(19), p. 129-132.
7. Mandel', B.R. Pedagogika vysshej shkoly: istoriya, problematika, principy: uchebnoe posobie dlya obucha-yushchihsya v magistrature [Higher School Pedagogy: history, problems, principles].Moscow, 2017, 619 p.
8. Okolelov, O.P. Didaktika. distancionnogo obrazovaniya [Didactics of distance education].Moscow, 2013, 98 p.
DISTANCE LEARNING AS A TECHNOLOGICAL SOLUTION OF E-EDUCATION ENVIRONMENT
OF THE UNIVERSITY
Elena V. Kulikova,
Senior Lecturer, Siberian Institute Of Business And Information Technologies
Elena G. Soroka,
Associate Professor, Siberian Institute Of Business And Information Technologies
Abstract. The article deals with electronic information and educational environment as one of the requirements to the conditions of implementation of the undergraduate program: priorities, technological solutions, elements of information and communication technologies. Particular attention is paid to distance learning as a form of training in higher educational institutions. It reflected the basic principles of distance learning, the influence of the components on remote productivity of teachers and improving the effectiveness of training activities. The specificity of teaching distance learning through Internet technologies.The dependence of the success and the quality of distance education on the effectiveness of the organization and the methodological quality of the materials used.The question about the organization of an effective monitoring system of formation of professional competence of students and the organization of teacher with student feedback as an important component of the educational process.Comparison of common methods of control in traditional learning remote control with kinds of forms.An overview of the main types of funds and the control of knowledge in distance learning. The conditions for the organization of monitoring and objective interim evaluation of students with the use of electronic means in the framework of distance learning, as well as measures to ensure the reliability of data carried out by the control in the application of Internet technology. We consider the score-rating system for assessment and management of students' progress and its implementation in the educational process of the Siberian Institute of Business and Information Technology. It describes the main forms of control in distance education, their opportunities, as well as some features of the application of electronic monitoring. We formulate the problem in the operation of the automated control of knowledge and skills of students.
Keywords:information-educational environment, distance learning, monitoring, students' educational-cognitive activity, rating control.
Сведения об авторах:
Куликова Елена Васильевна - старший преподаватель кафедры информационных технологий АНОО ВО«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (РоссийскаяФедерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), e-mail: sevpost_rab@mail.ru.
Сорока Елена Георгиевна - доцент кафедры информационных технологий АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196/1), е-mail: soroka_e_g@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 01.02.2017.