Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ / МОДЕЛЬ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картазаева Н. С.

в статье анализируется система дистанционного обучения, результаты общественного прогресса, использование смешанных методик дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS AN INNOVATIVE APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF LIFELONG EDUCATION

the article analyzes the distance learning system, the results of social progress, the use of mixed methods of distance learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

информации, научных и творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение

проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности патриота.

Список литературы /References

1. Hikmatov A.I. BASICS OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF UPBRINGING THE GROWING GENERATION//11th International Conference «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD». Sheffield, UK. November 30, 2020. P. 52-54.

2. Хикматов А.И. Основные принципы организации самостоятельной работы студентов // Проблемы педагогики. №1, 2021. С. 28-31.

3. Abdullayev A.N., Shomurodov J.J. THE ROLE OF NATIONAL AND COMMON HUMAN VALUES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF THE GROWING GENERATION // 11th International Conference «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD». Sheffield UK. November 30, 2020. P. 50-52.

4. Арашова Д.Р., Исмоилова М.Н. методика преподавания, индивидуализация обучения в вузах // Теория и практика современной науки. №12(30), 2017. C. 39-42.

5. Максудов Ш., Исмоилова М.Н. Роль телекоммуникационных технологий и спорта в развитии студентов // Теория и практика современной науки. №1(31), 2018. C. 317-319.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Картазаева Н.С. Email: [email protected]

Картазаева Наталия Станиславовна - учитель первой категории начальных классов, Среднеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется система дистанционного обучения, результаты общественного прогресса, использование смешанных методик дистанционного обучения.

Ключевые слова: обучение, дистанционное, модель, ресурсы.

DISTANCE LEARNING AS AN INNOVATIVE APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF LIFELONG EDUCATION Kartazaeva N.S.

Kartazaeva Natalia Stanislavovna - Teacher of the first Category ofprimary Classes, SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR

Abstract: the article analyzes the distance learning system, the results of social progress, the use of mixed methods of distance learning. Keywords: learning, distance, model, resources.

УДК 331.225.3

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в

информационной сфере. Этап ее развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами.

Рассмотрим несколько плюсов и минусов дистанционного и традиционного обучения.

Гибкость. Главное преимущество обучения онлайн — возможность заниматься где угодно и когда угодно. Традиционный формат подразумевает обязательное посещение лекций и семинаров, время и место которых строго определены и могут оказаться неудобными.

Контакт с преподавателем. Степень вовлеченности преподавателей при дистанционном обучении может быть разной в зависимости от особенностей программы. В идеале у учащегося есть возможность связываться с ними напрямую, задавать вопросы и постоянно получать обратную связь. Однако чаще общение происходит в установленные часы. Иногда единственное, что получает учащийся, — это оценка его работы. Занимаясь в рамках традиционного формата, ученик так или иначе находится в постоянном контакте с преподавателем: можно задавать вопросы на лекциях и семинарах, уточнять что-то после них.

Социализация. В формате дистанционного обучения общение с другими учащимися практически сводится к нулю. «Традиционные» ученики неизбежно пересекаются на уроках, в коридорах, в столовой, постоянно обмениваются мнениями и знаниями.

Мотивация. Одна из основных сложностей онлайн-обучения заключается в том, что нужно уметь самому организовать свою учебную деятельность. В случае с традиционным обучением такая опасность меньше в разы.

Уже сейчас у дистанционного обучения есть свои преимущества, однако о достоинствах привычного способа обучения забывать все-таки не стоит.

В настоящее время можно выделить шесть основных моделей дистанционного обучения.

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты

могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Шестая модель - неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

Наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени - on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени - так называемое off-line общение.

Как считает Е.В. Якушина, развитие дистанционного обучения способствует появлению следующих тенденций в образовании:

1) массового характера и непрерывности образования;

2) значимости образования для приобретения индивидом социального статуса;

3) адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности (доступность информации через поисковые системы);

4) ориентации обучения на личность обучаемого (например, каждый преподаватель, используя данную технологию, может выбрать удобное для себя время обучения);

5) обеспечения возможностей самораскрытия педагога (публикация научных работы для обсуждения и сравнения с опытом других).

Непрерывное образование может быть реализовано в системе, где субъект образования может находиться в ней, будучи в различных возрастных стадиях. Средством образовательной навигации в данной системе является дистанционное обучение, важным аспектом которого является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, средствами телекоммуникаций, компьютерных и Интернет-технологий, а также средствами интерактивного телевидения. Эффективность каждой из рассмотренных моделей дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

По мнению В.Б. Моисеева и С.П. Горбача, развитие непрерывного образования на базе дистанционных технологий позволяет:

1) сделать доступными мировые образовательные ресурсы значительно большему числу обучаемых;

2) расширить возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды, содержащей академические ресурсы из различных областей знаний;

3) повысить уровень образовательных программ, за счет предоставления альтернативно-конкурирующих учебных материалов;

4) создать инвариантность образовательных программ за счет синтеза курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе различных стран мира;

5)приобрести и углубить обучаемыми навыки самостоятельной работы;

6) снизить стоимость обучения за счет широкой доступности образовательных ресурсов.

Таким образом, практически все наиболее важные характеристики системы непрерывного образования связаны с информатизацией обучения. Для государства и общества непрерывное образование превращается в ведущую сферу социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. Большинство специалистов признают, что одним из методов, который помогает в реализации концепций непрерывного образования, является использование дистанционного обучения.

Владеть достоверной информацией и правильно оценивать преимущества и угрозы, исходящие от цифровых технологий, - одна из важнейших задач для современного школьного образования. Без этого образовательные организации не смогут использовать плюсы, которые скрыты в мобильных телефонах учеников, пишут авторы опубликованного в 2018 г. доклада Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) «Новые технологии и дети XXI в.».

Некоторым современным школьникам и студентам сложно сосредоточиться на материале - например, дочитать главу учебника до конца, не отвлекаясь на смартфон. Такой феномен действительно приводит к ухудшению успеваемости. Однако это свойство психики характерно только для заядлых «многозадачников» (мультитаскеров), которые постоянно используют несколько гаджетов одновременно, непрерывно между ними переключаясь (например, смотрят сериал на ноутбуке и параллельно общаются с друзьями в мобильном телефоне).

Согласно исследованию Стэнфордского университета «многозадачность», которая совсем недавно считалась «навыком будущего», во многом некорректный термин. Человеческий мозг не в состоянии выполнять несколько задач одновременно. При мультитаскинге он просто очень часто переключается, постоянно меняя свои приоритеты. Через некоторое время мозг привыкает к такому режиму, и удержать внимание на чем-то одном становится гораздо сложнее.

С другой стороны, по данным OECD, многие другие угрозы для здоровья приписываются гаджетам без достаточных оснований. Например, большое количество времени, проведенное за экраном, не гарантирует ухудшение физической формы. А увлечение видеоиграми не ухудшает социальные навыки и даже, напротив, может улучшить их. Согласно результатам исследования, которые были опубликованы в Journal of Youth and Adoles en e в 2013 г., некоторые жанры видеоигр развивают стратегическое мышление у мальчиков, а у девочек способствуют повышению отметок в школе.

Ученые рассказывают о так называемой цифровой гипотезе Златовласки, называя ее на российский манер «гипотезой Маши и трех медведей». Эта гипотеза гласит, что существует оптимальное количество времени, которое дети в зависимости от возраста могут проводить за экраном смартфона.

Учитель в эпоху тотального доступа к любой информации должен стать навигатором, научить ребенка алгоритму добычи и обработки информации для решения нужных задач. И самое главное - осмысленно использовать эти массивы данных. Это, конечно, сильно меняет требования к учителю. У него помимо всех знаний и умений теперь должны быть навыки ментора. То есть человека, который активно помогает ребенку в осмысленном и мотивированном развитии.

Список литературы/References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/distantsionnoie-obuchieniie-kak-innovatsionnyi-podkhod-v-riealizatsii-nieprieryv.html/ (дата обращения: 16.12.2021).

2. Аллен Майкл. E-leaming. [Электронный ресурс]: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. Москва: Альпина Паблишер, 2017. 200 .

3. Дементьева Ю.В. Основы работы с электронными образовательными ресурсами. Учебное пособие / Ю.В. Дементьева, Ю.В. Дементьева. Саратов: Вузовское образование, 2017. 80 .

4. Никуличева Наталия Викторовна. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения / Федер. ин-т развития образования. Москва: ФИРО, 2016. 72 с.

5. Анализ современного урока. М., 2001.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ВЫНОСЛИВОСТИ Хораськина С.А. Email: [email protected]

Хораськина Софья Алексеевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины,

факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск Аннотация: в современном спорте значение генетики постоянно возрастает. Новые представления приводят к новым областям применения. Идентификация спортивных талантов является областью использования генетического тестирования. Генетические знания могут потенциально способствовать высоким результатам и здоровью спортсмена. В данной статье представлена информация о гене 102 PPARGC1A.

Ключевые слова: спортивная подготовка, спортсмены, физические способности, генетика, выносливость.

THE TRAINING PROCESS TAKING INTO ACCOUNT GENETIC MARKERS OF ENDURANCE Khoraskina SA.

Khoraskina Sofya Alekseevna - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: the importance of genetics in modern sports is constantly increasing. New concepts lead to new areas of application. The identification of sports talents is one of the areas of use of genetic tests. Genetic knowledge can potentially contribute to high results and the health of an athlete. This article provides information about the 102 PPARGC1A gene. The results of genetic testing of athletes are shown. Keywords: sports training, athletics, physical abilities, genetics, endurance.

УДК 797

DOI 10.24411/2312-8089-2021-11704

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.