УДК-370.176
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В.Касюкова
В статье дается характеристика положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения как фактора оптимизации непрерывного образования. Среди преимуществ охарактеризованы гибкость, модульность и вариативность, параллельность, большой охват, экономичность, технологичность, социальное равноправие, лёгкость обновления содержания, стимулирование самостоятельности в обучении, интернациональности др. Среди недостатков на первом месте отмечены ограниченные технические возможности; дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; превращение обучающихся в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания; хотя Интернет нередко использует пассивные формы обучения
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, информационный рост, коммуникационные технологии, информационная перегруженность, индивидуальные потребности, сайтовые помощники, интерактивности электронных учебников, Интернет-технологии.
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту любого профиля необходимо учиться практически всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов постижения знаний и технологий обучения. Использование Интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного образования и освоения новых профессий через получение второго образования, при этом обучение становится более доступным.
В то же время необходимость обновления основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет-технологий у дистанционного обучения появились новые возможности. В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения. В целом анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:
- гибкость; возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
- модульность и вариативность; возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
- параллельность; параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства; возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни
[5];
- охват; одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
- экономичность; эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 - 60% дешевле очного обучения [3];
- технологичность; использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в
мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
- социальное равноправие; равные возможности получения образования независимо от места проживания [3], состояния здоровья [4], элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям, без всякого влияния «внешних культурных признаков»;
- лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала; любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован; стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели; благодаря применению дистанционной технологии у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень их интеллекта [2];
- интернациональность; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
По выводам А. Хуторского полный современный обучающий курс для WWW должен включать необходимый набор составных частей, а именно:
- описание курса и график выполнения разнообразных курсовых учебных заданий;
- полный конспект лекций (обычно 10 - 20 лекций), включающих многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию);
- задания для домашних работ и курсовых проектов;
- мультимедийные решения для типовых задач и курсовых проектов;
- примеры заданий и решений промежуточных и финальных экзаменов;
- базу данных по часто задаваемым вопросам и ответов к ним;
- архив сообщений, вопросов и ответов, идей, обсуждений домашних заданий и курсовых проектов студентами предыдущих лет;
- «горячую» электронную почту для обеспечения оперативных взаимодействий типа «студент - преподаватель», «преподаватель - студенты» и конференций между ними;
- «белую доску (white board)» или «электронную комнату для обсуждений (electronic chat room)», обеспечивающую совместную работу студентов;
- лист WWW-адресов, имеющих отношение к данному курсу (включая WWW-адреса библиотек различных университетов, предлагающих такой же курс);
- анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;
- доску текущих объявлений;
- средства обеспечения аудио- и видеоконференций типа «преподаватель -студенты» [7] .
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:
- ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
- дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «вживую»;
- учащиеся превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания; хотя Интернет может осуществлять активное обучение, некоторые настаивают на том, что он, как и телевидение, использует пассивные формы обучения;
- успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
- существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
- в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
- отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя;
- отчисляемость студентов дистанционного обучения выше, чем студентов традиционных курсов; например, в различных американских колледжах процент отчисленных колеблется от 20% до 50%; по оценкам некоторых администраторов, доля полностью завершивших обучение среди студентов традиционных курсов на 10 - 20% выше, чем среди студентов дистанционного обучения; это, в частности, обусловлено причинами, указанными в предыдущем пункте;
- снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
- наличие языкового барьера для студентов международных систем дистанционного образования;
- создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени;
- методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом.
Выявлен ряд и других вопросов и проблем, связанных с применением информационного роста [2]:
- «имущие» и «неимущие» в отношении информации;
- половые различия в области использования технологий;
- кто имеет право контролировать доступ к информации и решать, какие типы обучения могут быть доступными;
- проблема эквивалентности дистанционных и традиционных курсов; проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения, уровней дистанционного образования классическими университетами;
- проблема нейтрализации разницы во времени на больших территориях, если обучение, тестирование или проведение конференций происходит в режиме реального времени;
- проблема коммуникаций и стандартов; особенно это характерно для России, поскольку уровень развития российских телекоммуникационных технологий отстает от развитых западных стран; все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения; например, если в выбранном учебном заведении занятия ведутся посредством видеоконференций, а для доступа к сети Интернет используется модем, то, скорее всего, от выбранного курса придется отказаться, так как просмотр лекции наверняка станет невыполнимой задачей;
- вопрос качества курсов и программного обеспечения; в отличие от традиционных видов образования история дистанционного обучения исчисляется десятками лет, что недостаточно для отработки методик обучения, подготовки преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения;
- проблемой может быть и информационная перегруженность: количество сообщений, получаемых по электронной почте для чтения, обдумывания и ответа на них, может быть чрезмерным, а быстрый рост баз данных и сайтов требует хорошо развитых навыков по управлению информацией;
- совместное существование образовательной и коммерческой информации в киберпространстве сети Интернет вызывает появление серьезных проблем, связанных с
избавлением от нерелевантной информации и получением полных и достоверных образовательных материалов;
- одна из главных проблем контроля знаний при дистанционном обучении -идентификация; по мере перехода к компьютерным и сетевым программам контроля знаний все более сложно определять, действительно ли обучаемый сам правильно ответил на все вопросы или ему кто-то помогал;
- вопрос защиты авторских прав разработчиков дистанционных курсов и программистов;
- неподготовленность обучаемых к напряжённой, эффективной самостоятельной работе; неумение самоорганизоваться, самостоятельно планировать свою работу; отсутствие самодисциплины.
Для повышения эффективности методов дистанционного обучения необходимо использовать следующие рекомендации, проверенные практикой [1]:
- задание необходимого тона в самом начале курса; тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации; четкая постановка задач и целей обучения;
- повышение степени интерактивности электронных учебников; обеспечение обратной связи с помощью электронной почты, факса, аудио- и видеоконференцсвязи, телефона; обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной - в виде внешней оценки, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения в получении знаний;
- недопущение, чтобы дискуссия была основана только на тексте учебника; формирование сплочённости группы, представление участников друг другу, разбивка их на пары, использование групповых заданий;
- время общения обучаемых с преподавателем должно быть максимально продолжительным и удобным для обучаемых;
- развитие у обучаемых таких необходимых навыков, как: технические; управления дискуссией; самостоятельного учения; критического мышления; управления информацией, её отбора и критической оценки;
- использование разных видов деятельности, таких как дебаты, голосование, размышление и критика;
- использование учебных контрактов для формулирования целей участников педагогического процесса;
- структурирование курса должно быть модульным: обучаемый должен четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю; объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения;
- оказание студентам помощи в разрешении технологических проблем при использовании технического оборудования; использование сайтовых помощников, являющихся фактически «ушами и глазами» преподавателей в сайтах и оказывающих реальную помощь в установлении интерактивной связи между преподавателями и студентами и студентов между собой;- организация активного, деятельностного обучения с выходом на практический результат [5], например обучения в малых группах (виртуальных командах) по схеме «постановка задачи - решение - внедрение»;
- создание виртуальной системы переговоров, обеспечивающей отсутствие языкового барьера, использование метода «погружения» в язык;
- ориентация учебного процесса на индивидуальные потребности обучаемого с сохранением целостности изложения.
Целесообразность использования дистанционного обучения и возможность его развития в том или ином учебном заведении определяется наличием:
- профессионального состава разработчиков в области информационного обеспечения процесса дистанционного обучения;
- собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения как средств поддержки прикладных и специальных дисциплин;
- материальной базы, достаточной для организации специализированных мультимедийных компьютерных классов с доступом в Интернет;
- опыта работы вуза в заочной и вечерней формах;
- достаточного контингента абитуриентов в регионе данного вуза и стабильного спроса на специальности и направления, по которым предполагается вести прием и использование дистанционного обучения;
- финалов вуза в других регионах и населённых пунктах.
The paper deals with characterizing positive and negative sides of distance learning as a factor of optimizing continuous education. The advantages are flexibility, module basis and variability, studying together with working or studying in some other institution, large coverage, efficiency, processability, social equality, non-problematic contents updating, stimulating self-sufficiency in learning, internationality, etc. Among the disadvantages are first of all limited technical possibilities, mistrust of digital means of learning and electronic means of communication, turning students into passive consumers of structured volumes of knowledge, though in the Internet passive forms of learning are often employed.
The key words: distance learning, Internet, information growth, communication technologies, information overburdening, personal needs, site aids, interactivity of digital textbooks, Internet-technologies.
Список литературы
1. Дистанционное обучение: Учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 1998. 192 с.
2. Дмитренко В. Дистанционное образование - кому это надо? // Компьютер пресс. 1999. № 9. С. 20-22.
3. Захидов, Е. Я спросил у тьютора... // Мир Internet. 2000. № 8. С. 18-21.
4. Каимазова, Н., Ненюк, Е., Лебедев Я. Попал в сети - так учись! // Обучение за рубежом. 1999-2000. № 12-1. С. 96-99.
5. Триндаде А..Р. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов // Дистанционное образование. 2000. № 2. С. 5-9.
6. Усков В.Л., Ускова, М. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты // Информационные технологии. 1999. № 1. С. 3138.
7. Хуторской А . На урок к дистанционному учителю. О всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года» // Мир Internet. 2000. № 8. С. 26-29.
Об авторе
Н.В. Касюкова - Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.