Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1.
http://cloudofscience.ru
Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии
А. А. Андреев1, В. И. Солдаткин2 1Московский финансово-промышленный университет «Синергия» 2Московский технологический институт «ВТУ»
Аннотация. Дистанционное обучение наиболее адекватно реализует принципа непрерывного образования. Предпочтение в настоящее время отдается интернет-технологиям. Проведен анализ нормативной базы и классификация современных дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистаницонные технологии, е-1еагт^.
Существует до десятка определений понятия «дистанционное обучение» (ДО). От простого, типа: дистанционное обучение (ДО) — это «обучение на расстоянии с использованием ИКТ», до учитывающего существенные особенности процесса: «Дистанционное обучение, в общем случае, — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся» [1-4].
Законодательная составляющая в определении ДО ныне определяется двумя Федеральными законами, внесшими изменения и дополнения в действующие Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
1. № 11-ФЗ от 10 января 2003 года: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». В последствие, был издан приказ Мино-брнауки России от 6 мая 2005 г., № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», в котором, по мимо прочего, была определена цель использования ДО: «предоставление обучающимся возможности освоения образова-
С1оий о/Баеисе. 2013. № 1.
тельных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)».
2. № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года, в котором уж было два определения:
а) «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса»;
б) «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Далее, в постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2012 г., № 957 «О внесении изменения в Положение о лицензировании образовательной деятельности», были определены соответствующие требования к вузам: «наличие у лицензиата по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объеме». Кстати, ГОСТ Р 526532006 «ИКТ в образовании. Термины и определения» 01.07.2008 определяет электронное обучение (e-Learшng) довольно просто: это — «обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)».
Видно, что, если в определении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) указывается только взаимодействие обучающегося и преподавателя, в определении «электронного обучения» правомерно учитывается и взаимодействие обучающихся между собой, ибо предполагается взаимодействие уже всех участников образовательного процесса. Тем не менее, так и не преодолено явное противоречие: с одной стороны, декларируется освоение обучающимися «независимо от их места нахождения» образовательных программ в полном объеме, а с другой — «местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся». Понятно, что включение в характеристику ДОТ «территориально-обособленного подразделения (филиала)» будет, по-видимому, интерпретировано
Рособрнадзором (и органами прокуратуры) как «однозначная» возможность применения ДОТ только для лиц, проживающих в пределах юридического адреса регистрации или головного вуза, или его филиала. При этом, вуз (филиал), зачисляя на обучение по законодательно закрепленным формам обучения, например, по заочной форме обучения, вынужден, как и 80 лет тому назад, соблюдать требования к организации учебного процесса (до 10% аудиторной работы студента-заочника, понимаемой в прямом смысле — в «физической» аудитории). Недоумение у педагогической общественности вызвало также письмо Минобрнауки России от 28 января 2011 г., № 12-122 «О разъяснении некоторых вопросов» (это письмо, кстати, так и не было официально опубликовано), согласно, которому нынешний «порядок использования дистанционных образовательных технологий не предусматривает использование ДОТ при проведении итоговой аттестации, в том числе государственной итоговой аттестации». Понятно, что чиновник, сделавший подобные «разъяснения», стоит, конечно, на страже «интересов» российского студенчества, и даже проявляет большую заботу, чем те, например, федеральные органы, которые применяют видеоконференцсвязь с осужденными (Минюст России), с членами Правительства, руководителями субъектов РФ, где даются поручения общенационального значения (Президент РФ и Председатель Правительства РФ). Отрадно, что этого чиновника уже нет в Минобрнауки России... Но свой «след» он все же оставил в истории ДО.
Выделяют несколько типов ДОТ в России, которые применяются в той или иной степени: корреспондентская, кейс, телевизионная, вахтовая, интернет, мобильная, теле-присутствие. Корреспондентская технология характерна тем, что доставка учебных материалов и обучение проводится с использованием традиционной почты (имеет 200-летнюю историю, существует поныне, например, в Европейской школе корреспондентского обучения, Белгород). При кейс-технологии обучающийся на расстоянии получает комплект учебных материалов: бумажные пособия, аудио- и видеокассеты, всевозможные инструкции по организации самостоятельной работы и т. д. Для доставки используются различные транспортные средства, и требуется, практически, «промышленная» логистика. Телевизионная технология характеризуется тем, что весь спектр образовательной деятельности центральной образовательной организации «клонируется» в многочисленные филиалы через спутниковые каналы связи (Современная гуманитарная академия; www.muh.ru). При вахтовой технологии бригада преподавателей с необходимым учебным обеспечением выезжает к группе студентов, концентрирующихся в одной географической точке (ТУСУР). Технология теле-присутствия представлена ситуацией, когда дистанционный обучающийся как бы «присутствует» в очном учебном
Cloud of Science. 2013. № 1.
процессе посредством дистанционно-управляемого мобильного технического устройства, которое снабжено видеокамерой и аудиоаппаратурой.
Наиболее перспективной и широко используемой из перечисленных выше дистанционных образовательных технологий, является интернет-технология. Недаром Б.Гейтс, в свое время сказал, что «если тебя нет в Интернете — ты не существуешь»...
Мировой сети Интернета немного больше 40 лет и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателей и обучающихся Интернет представляется как совокупность компьютерных сетей с широким выбором информационно-образовательных и коммуникационных услуг. Прогресс использования Интернета, точнее WWW, обусловлен ее дидактическими свойствами, которые обеспечивают публикацию учебно-методической информации, например, в гипермедийном виде, педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками учебного процесса, независимый от времени и пространства дистанционный доступ к информационным ресурсам. Можно утверждать, что, благодаря таким простыми и понятными свойствами (Публикация, Общение, Доступ), Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время попытки использования в образовании фонографа, кино, телевидения и даже автономных компьютеров.
В 2012 году исполнится 18 лет российскому Интернету. Это небольшой срок для научного осмысления, социального и педагогического освоения такой сложной электронной системы. Образно определил существо Интернета Винт Серф (Vint Cerf), один из «отцов» Интернета, ныне вице-президент Google, указывая на то, что Интернет — это «место, среда, состоящая из людей и мириадов их взаимодействий. Это не просто технология, а новый способ сотрудничества, участия и заботы».
Для того чтобы внедрить интернет-обучение необходимо:
- организовать материально-техническое обеспечение (программные среды, компьютеры, каналы);
- разработать (или приобрести) учебно-методическое обеспечение;
- сформировать оргструктуру, ответственную за внедрение интернет-технологий;
- подготовить кадры (преподавателей и др.);
- подготовить обучающихся;
- спланировать и организовать процесс интернет-обучения;
- провести адаптацию системы документооборота;
- мотивировать коллектив;
- заручиться поддержкой своего руководства.
Характерные черты нынешнего российского интернет-обучения: виртуальная реальность, сервисы Интернета веб2.0, открытые образовательные ресурсы, видео-
сервисы. Понятие «виртуальная реальность» (ВР) обычно применяется к созданным компьютером «мирам», которые ощущаются и выглядят так, как будто существуют в действительности. Применение ВР определяет «продвинутость» образовательной организации в eLeaming, хотя дидактические свойства и эффективность в полной мере еще не исследованы. Сервисы Web 2.0 (Веб 2.0.) — сетевые сервисы (программные среды, движки, оболочки), которые используются для организации совместной простой и комфортной сетевой деятельности:
Блог (blog) сервис (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в Сети с возможностью доступа к его чтению зарегистрированным пользователям и комментариям;
Вики (WikiWiki) — сервис для публикации материалов в Сети с возможностью доступа к его чтению и редактированию зарегистрированным пользователям;
Делишес (delicios) — сервис для хранения закладок на веб-странице (с описаниями и возможностью поиска);
Ютьюб (YouTube) — сервис для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей; пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи;
Фликр (flicr) — сервис для хранения, просмотра и обсуждения фото;
Твиттер (twitter) — микроблог;
Социальные сети (Мой мир, вКонтакте, Фэйсбук).
Согласно определению, к сервисам веб2.0 можно, пожалуй, отнести и конструкторы сайтов, которые позволяют непрограммирующему пользователю, а это — большинство преподавателей, построить веб-сайт для индивидуального использования, приложив минимум усилий. Для преподавателей такими «конструкторами», которые оказываются полезными в учебном процессе даже при наличии программной среды в образовательной организации для интернет-обучения (т. е. LMS или СДО). Можно назвать и ряд бесплатных сервисов для построения персональных сайтов преподавателя, типа: narod.ru, ucoz.ru, googlesite.com, taba.ru и др. Есть и бесплатные конструкторы электронных курсов (например, Apple), результаты которых размещаются в Сети (например, iTunes U).
В целом, можно сказать, что бесплатные сервисы веб2.0 являются серьезным дополнением LMS, расширяющими (или, порой, полностью заменяющими) их дидактические возможности.
Открытые электронные образовательные ресурсы (ОЭОР) — это открытый доступ к использованию и разработке как собственно образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения. Примером его успешной реализации может служить, например, свободная энциклопедия wikipedia.org. Направление ОЭОР активно поддерживается ЮНЕСКО. Родоначальником ОЭОР считает-
С1оий о/Баеисе. 2013. № 1.
ся Массачусетский институт технологий, который в 1999 г. сообщил, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через сеть Интернета (http://ocw.mit.edu). Вслед за ним открыл доступ к своим ресурсам Университет Калифорнии в Беркли, где представляют интерес записи реальных лекций преподавателей по различным дисциплинам. Обращает на себя внимание Академия Хана — некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 году выпускником Гарварда Салманом Ханом (http://www.khanacademy.org/). Цель академии — «предоставление высококачественного образования каждому, всюду». Сайт академии предоставляет доступ к бесплатным микролекциям по математике, истории, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике и компьютерным наукам.
Российские ОЭОР ныне представлены в сети Интернет несколькими порталами: Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно»: http://window.edu.ru); Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР: http://eor.edu.ru) и др. Лекции ведущих российских преподавателей можно, например, посмотреть на сайте: www.lektorium.tv, и сравнить, к примеру, с методическим и содержательным уровнем лекторов университета Беркли. Знаковым в сфере ОЭОР является создание в России более года назад, например, Открытого виртуального университета diductio.ru, где каждый может учиться и делиться знаниями.
Видео-сервисы в общем случае представляют собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую возможность интерактивного обмена текстовой и аудио-видео-информацией между двумя и более распределенными в пространстве пользователями, подключенными к Интернету. На рынке российского образования предложений видео-сервисов достаточно много, это и www.comdi.com, www.webinar.ru,www.websoft.ru,www.imind.com и др.
Использование видео-сервисов в учебном процессе позволили приблизить педагогическое общение к привычному очному. В настоящее время, например, веби-нары становятся такой же привычной организационной формой проведения занятий, как и, например, очные лекции и семинары. Практика их проведения показывает, что дистанционные занятия, в этом случае, могут быть даже эффективнее, чем очные.
Дистанционное обучение, таким образом, является наиболее адекватным процессом реализации принципа непрерывного образования. Предпочтение ныне отдается интернет-технологиям. Наибольшее развитие интернет-обучение получило в корпоративных системах образования. Важно, что дополнительно используются интерактивные виды занятий, дистанционные лабораторные практикумы и др. Характерными чертами реального интернет-обучения является использование серви-
сов Интернета веб2.0, ОЭОР, видео-сервисов. Описанием, объяснением и прогнозированием учебных процессов в ИКТ-насыщенной образовательной среде, в частности Интернета, занимается электронная педагогика, в которую эволюционно трансформируется традиционная педагогика [5-8].
Литература
[1] Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М. : МЭСИ, 1999.
[2] Основы открытого образования / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М. : НИИЦ РАО, 2002. Т. 1. 676 с.
[3] Основы открытого образования / Отв. ред. В. И. Солдаткин. РГИОО. М. : НИИЦ РАО, 2002. Т. 2. 680 с.
[4] Преподавание в сети Интернет : учебное пособие / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М. : Высшая школа, 2003. 792с.
[5] Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М. : МГОПУ, 2002. 168 с.
[6] Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М. : ММИЭИФП, 2003. 264с.
[7] Солдаткин В. И. Электронная педагогика: основания и проблемы // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2003. № 1. С. 61-70.
[8] Солдаткин В.И. Электронная педагогика: проблемы формирования // Нов1 технологи навчання: Наук.-метод.зб. № 66. Ч. 2. Кшв-Вшниця, 2010. С. 197-202.
Авторы:
Андреев А. А., доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронной педагогики Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
Солдаткин В. И., доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, первый вице-президент Московского технологического института «ВТУ»