Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2016г., № 3 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2016г., № 3 _ISSN 2312-2935_
УДК 614.2
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ
Морозова Я.В.
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
В статье представлены основные формы дистанционного образования в стоматологии. Проведено сравнение основных элементов образовательного процесса при очной, выездной и дистанционной формах обучения на примере курса тематического усовершенствования по стоматологии на базе медицинского института НИУ БелГУ, алгоритм подготовки и проведения видеоконференций.
Ключевые слова: дистанционное образование (ДО), видеоконференции, стоматология, алгоритм проведения видеоконференций, усовершенствование, телемедицинские тренинги
DISTANCE EDUCATION IN DENTISTRY AND MAXILLOFACIAL SURGERY Morozova Ya.V.
The National Research University "Belgorod State University"
The article presents the main forms of distance education in dentistry. Comparison of the main elements of the educational process with full-time, outgoing and distance learning forms was done using the example of the course of thematic improvement in dentistry based on the medical institute of the National University of BelSU, the algorithm of preparation and holding of videoconferences.
Key words: distance education (DOs), videoconferences, dentistry, video conferencing algorithm, improvement, telemedicine trainings
Принципы дистанционного образования (ДО) были сформулированы во Всемирной декларации о высшем образовании для ХХ! века (Париж, 1998 г.), Совместной декларации европейских министров образования (Болонья, 1999 г.), позже они были изложены в модельном законе государств - участников СНГ "О высшем и послевузовском образовании" №20-5 (2002 г.) [1].
В Российском законодательстве базовые положения нормативной базы ДО изложены в Федеральном законе РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" и в приказе Минобрнауки от 01.07.2013 № 499 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [2, 3].
Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2016 г., № 3 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2016 г., № 3 _ISSN 2312-2935_
Применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в непрерывном медицинском образовании обеспечивает снижение расходов на поддержание и повышение квалификации медицинских работников и позволяет оперативно обновлять знания и навыки.
В стоматологии более, чем в других областях медицины, актуален охват ДО всех категорий медицинских работников: от студентов до преподавателей вузов, врачей -стоматологов различных специальностей, зубных врачей, зубных техников, гигиенистов стоматологических, медицинских сестёр и т.д. Доля самостоятельно оказываемой средним медицинским персоналом стоматологической помощи выше, чем в других сферах здравоохранения [4, 5]. В стоматологии имеется специализация (стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед, стоматолог-ортодонт). Лечение одного и того же пациента зачастую требует участие нескольких специалистов (например, при подготовке и проведении протезирования и имплантации зубов), каждый из специалистов осуществляет свой этап лечения [6]. Кроме того, в стоматологии необходимо освоение врачами-стоматологами смежных дисциплин - рентгенологии, медицинской информатики, экономики здравоохранения.
Технологии ДО позволяют использовать наиболее адекватные формы учебной информации. Так, студенты через Интернет могут пользоваться ресурсами электронных библиотек, а также самостоятельно просматривать видеолекции, демонстрационные операции, размещённые на сайтах образовательных организаций.
При организации электронных образовательных курсов для врачей может эффективно применяться весь спектр телекоммуникационных технологий и широкий круг образовательных услуг (лекции, вебинары и т.д.)
Для врачей стоматологов необходимы знания широкого теоретических дисциплин: общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, медицинского права, клинической фармакологии и т.д. Учитывая прогресс в организационных, диагностических и лечебных технологиях в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, отдельной задачей является оперативная передача новой медицинской информации для возможно более широкой аудитории.
Дистанционное образование в основном является дополнением к очным формам образования. Так, практические навыки, освоение которых невозможно проводить дистанционно (особенно, относящиеся к проведению хирургических вмешательств),
Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2016 г., № 3 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2016 г., № 3 _ISSN 2312-2935_
оптимально осваивать на очной части курсов, что обусловливает целесообразность применения комбинированных форм обучения при преподавании клинических дисциплин.
В то же время, имеется достаточно много сведений, которые могут быть переданы дистанционно без потери значимой информации.
Важным условием является интерактивность обучения, которая может включать как применение электронной почты для пересылки ситуационных задач, рефератов, контрольных заданий, так и использование видеоконференцсвязи для непосредственного контакта с преподавателем. При размещении видеолекции в архиве Web-сайта обучаемый имеет возможность повторного обращения к материалу, что повышает его усвояемость.
Телемедицинские тренинги, видеолекции, размещение методических материалов на сайтах в сети Интернет предоставляют уникальные возможности оперативной передачи самой новой, современной информации, что организационно невозможно или крайне затруднительно при других формах обучения.
Основными формами дистанционных образовательных услуг, применяемых в стоматологии, являются видеолекции, видеосеминары, клинические видеообзоры, научно-практические конференции, которые можно условно назвать разовыми телеобразовательными мероприятиями. Кроме того используются сложные телекоммуникационные образовательные услуги - курсы тематического и общего усовершенствования.
Показано, что по большинству характеристик форма ДО не только не ниже, а по некоторым - выше традиционной формы обучения.
В частности, это относится к возможности оперативной передачи обновляющейся медицинской информации, совмещения обучения с основной трудовой деятельностью, комфортностью условий учебного процесса для преподавателей и обучаемых, возможности самостоятельного обращения к материалам курса.
Для внедрения элементов ДО в стоматологии в Белгородской области на начальном этапе было освоено проведение видеолекций для врачей и среднего медицинского персонала с привлечением наиболее опытных кадров из практического здравоохранения и преподавателей медицинского вуза.
Основным элементом обучения является видеолекция. Она может быть записана в учебной аудитории или в студийных условиях. При восприятии лекции врачи воспринимают информацию в режиме реального времени по трём каналам: голосовой (текст лекции), видео
Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2016 г., № 3 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2016 г., № 3 _ISSN 2312-2935_
лектора, а также демонстрация слайдов и видеоклипов. Для оперативного обмена информацией может быть организована передача вопросов от врачей по электронной почте. Кроме того, что видеолекция может быть проведена по видеоконференцсвязи, она может быть размещена на сайте вуза или записана на флэш-карту и выдана обучаемым для освоения в удобное время, например, в домашних условиях.
На региональном уровне были также апробированы научно-практические видеоконференции (НПВК). В отличие от видеолекции, которая транслируется по видеосвязи в режиме «точка-точка» или многоточечном режиме для ограниченного числа аудиторий, НПВК позволяют охватывать практически неограниченное число участников за счёт применения технологии трансляции потокового видео через Интернет-сайт. Нами был определён алгоритм подготовки и проведения видеоконференций (таблица 1).
Таблица 1
Алгоритм подготовки и проведения видеоконференции
№№ Мероприятие Технология реализации
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ЭТАП
1 Согласование программы конференции Электронная почта
2 Рассылка информационного письма о проведении НПВК Электронная почта
3 Согласование перечня используемого оборудования, каналов, мероприятий, технологий, протоколов, форматов на предмет совместимости Электронная почта
4 Подготовка материалов для НВК Электронная почта.
(телеконсультаций, видеолекций, Визуализация.
операций, видеофильмов и т.д.)
5 Разработка мероприятий, проводимых в Электронная почта.
режиме интерактивного общения, Видеоконференцсвязь
репетиции их проведения.
6 Пробные сеансы видеоконференцсвязи Видеоконференцсвязь
7 Тестирование оборудования
РАБОЧИМ ЭТАП
8 Тестирование оборудования
9 Контроль качества видеоконференцсвязи
10 Проведение основных мероприятий (докладов, операций, телеконсультаций) Видеоконференцсвязь
11 Организация интерактивного обсуждения Видеоконференцсвязь. Электронная почта.
12 Завершение НПВК.
Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2016 г., № 3 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2016 г., № 3 _ISSN 2312-2935_
Список литературы
1. Абакаров С.И., Сорокин Д.В., Аджиев К.С., Свирин В.В., Тумасян Г.С. Использование положений Болонской декларации в отечественном последипломном образовании врачей-стоматологов // Стоматология, 2011, № 4(90). - С. 4-8.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. Электрон.дан.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. Электрон.дан.
4. Kalininskaya A.A., Levanov V.M., Shatov K.V. The electronic public health organizational - functionally model at the regional level // http://www.science-sd.com/455-24297.
5. Шматов К.В., Мерекин Д.В., Леванов В.М. Телемедицина в здравоохранении / Под руководством и общей редакцией А.А. Калининской. Вена. 2015. 25 с. Levanov V.V., Merekin D.V., Shatov K.V. Telemedicine in healthcare. Science editor Kalininskaya A.A. Austria, Vienna. 2015. 25 p.
6. Найговзина Н.Б. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации // Н.Б. Найговзина, А.В. Лучинский // Российская стоматология. -20154. - Т. 8, № 3. - С. 59-66.
Сведения об авторе
Морозова Яна Викторовна - ассистент кафедры стоматологии общей практики, Медицинский институт ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, e-mail: [email protected]