Научная статья на тему 'Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области'

Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ СТАЖИРОВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЬЮТОР / TUTOR. / DISTANCE LEARNING / REMOTE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анянова Ирина Викторовна

Среди образовательных технологий обучения, применяемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации, выделяют электронное обучение, которое предполагает организацию образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет) и организацию взаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance training as an element of e-learning training system in Sverdlovsk region

E-learning, which involves organization of educational activities with the use of information computer technologies and e-content, is one of the educational learning technologies used for the organization of additional professional programs and internships in professional development. This category includes technol-ogies for delivering information (web-sites, e-mail, use of content, that someone has placed in the Internet) and the organization of interaction (skype, icq, social networks, forums).

Текст научной работы на тему «Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14324 УДК 378.046.4:004.9

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Анянова Ирина Викторовна,

доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», г. Нижний Тагил

anynovairina@mail.ru

Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области

Аннотация. Среди образовательных технологий обучения, применяемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации, выделяют электронное обучение, которое предполагает организацию образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет) и организацию взаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы).

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная стажировка, тьютор. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обобщение современных подходов к организации системы повышения квалификации позволяет констатировать, что отличительными особенностями процесса повышения квалификации кадров в системе образования становятся: непрерывность, многоуровневость, открытость, развивающий характер личностно ориентированного обучения, сочетание формального, неформального и информального подходов, преобладание интерактивных форм работы.

Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А. Г. Асмолов рассматривает с позиции системно-деятельностного подхода. Данный методологический подход для системы повышения квалификации понимается как системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя, ведущего консультанта), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов.

Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников может стать интерактивная сетевая профессиональная деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационно-коммуникационными технологиями [1].

Среди образовательных технологий обучения, используемых для организации дополнительных профессиональных программ, стажировок в системе повышения квалификации Свердловской области, все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов и руководителей нового уровня профессиональной и управленческой компетентности.

К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуются Институтом развития образования Свердловской области, можно отнести следующие позиции [2]:

- организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ - дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО, тренингах, мастерских);

r\j Л r\j

ART 14324

научно-методический электронный журнал

14324 УДК 378.046.4:004.9

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- визуализация - использование приемов и инструментов инфографики для организации в сети «мозговых атак» с целью представления, обобщения и осмысления информации;

- сетевые профессиональные объединения ведущих консультантов, тьюторов и стажеров;

- областной депозитарий стажировочных инновационных практик в СДО ИРО Elearning Server 4G.

Система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров Свердловской области совершенствовалась в рамках деятельности стажировочной площадки ИРО по теме «Введение ФГОС общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской области». Стажировочная площадка -это место порождения новых образовательных технологий и укладов, соответствующих современным требованиям. Это пространство профессиональной пробы в новом, становящемся образовании, соответствующем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

В рамках стажировочной площадки в течение трех лет реализовывалась модель непрерывного, персонифицированного повышения квалификации и педагогических и руководящих кадров, включающая:

- развитие новых форм и технологий (модульный принцип разработки и реализации электронных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий, стажировок (очных и дистанционных) в инновационных образовательных учреждениях базовых площадках ИРО);

- сетевой принцип обучения (кооперация ресурсов и использование потенциала ведущих консультантов, тьюторов, педагогов-практиков, инновационных и базовых образовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования, в том числе в сДо ИРО Elearning Server 4G);

- информатизацию системы образования и создание ИКТ-насыщенной среды (использование в образовательном процессе телекоммуникационного и интерактивного оборудования, программно-аппаратных комплексов, внедрение комплексной информационно-аналитической системы);

- новую модель мониторинга качества дополнительного профессионального образования (оценивание результативности обучения непосредственно после его завершения; анализ отсроченных результатов обучения посредством социологических исследований и экспертных опросов; анализ достижений обучающихся).

Эффективное повышение квалификации педагогов-стажеров обеспечивается при реализации следующих организационных условий:

- обеспечение активной самообразовательной позиции каждого стажера в системе дополнительного профессионального образования с учетом его профессиональных интересов и склонностей на основе модульных программ обучения и использования депозитария стажировочных практик;

- использование тьюторских технологий сопровождения повышения квалификации стажеров со стороны специалистов системы повышения квалификации и носителей инновационного опыта на всех этапах стажировки (проектировочном, реализационном и рефлексивном);

- развитие сети базовых площадок как ресурсных центров инноватики, включающей нормативно-правовую базу их деятельности, и обеспечение необходимыми

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14324 УДК 378.046.4:004.9

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ресурсами (кадровыми, научно-методическими, информационными), позволяющими осуществлять адресную стажировку в очной или дистанционной форме [3].

В Институте развития образования Свердловской области разработаны и успешно реализуются дополнительные профессиональные программы, в том числе с интерактивным образовательным контентом.

Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный, интерактивный учебный контент, размещенный в системе дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО «ИРО» Elearning Server 4G и предусматривающий взаимодействие между всеми субъектами и объектами учебного процесса, ориентированное на достижение цели обучения (диагностичной).

Электронный курс дистанционного обучения рассматривается как средство электронного обучения и реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.

Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. В эту категорию относят: технологии доставки материала (размещение на сайтах, электронная почта, использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет) и организацию взаимодействия (skype, icq, социальные сети, форумы) [4].

Образовательная технология предполагает наличие отлаженного электронного курса дистанционного обучения, обеспечивающего, с одной стороны, системное обучение слушателей, с другой - полную или частичную автоматизацию процесса обучения и контроля. При этом в курсе, помимо интерактивного контента, должно быть продумано и реализовано взаимодействие участников учебного процесса: тьютора (преподавателя) и обучаемых; обучаемых между собой; обучаемых и средств автоматизации курса.

Методы обучения: дистанционные образовательные технологии, индивидуальное интерактивное консультирование с элементами дифференцированного обучения.

Электронный курс дистанционного обучения представляет собой систематизированный набор учебных материалов, размещенных в системе дистанционного обучения ГАОУ дПо СО «ИРО» Elearning Server 4G, обеспечивающий подготовку обучающихся в рамках разделов дополнительной профессиональной программы. Данный набор включает:

- электронные интерактивные документы. Под интерактивными документами понимаются электронные ресурсы, обеспечивающие онлайн-общение и взаимодействие с пользователем. К ним относятся так называемые интерактивные лекции, тренажеры и/или комплексные приложения, включающие полностью или частично все перечисленные компоненты;

- организационные аспекты взаимодействия педагога и обучающихся (начиная от ситуации «подготовить... и отправить файл преподавателю» до «обсудить в форуме...»);

- систематический контроль результатов учебной деятельности обучающихся на разных уровнях: самоконтроль, взаимоконтроль, входной текущий контроль, итоговый контроль.

Согласно Требованиям к электронным курсам дистанционного обучения ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», карта курса для слушателя-стажера включает: перечень изучаемых тем, цели обучения по каждой теме, планируемые и ожидаемые результаты обучения, стажировки, инструменты обучения. Особое внимание при конструировании персонифицированной карты курса слушатель уделяет

3 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14324 УДК 378.046.4:004.9

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

выбору дистанционных стажировок из электронного депозитария, размещенного в системе дистанционного обучения Elearning Server 4G (далее - СДО).

Стажировка понимается нами как специально организованная форма повышения квалификации, которая является оперативным и эффективным средством совершенствования профессионального мастерства педагогических и руководящих работников. Стажировка - это практико-ориентированная образовательная деятельность по приобретению нового профессионального опыта работы (эффективных практик) в системе повышения квалификации.

Стажировка основана на системно-деятельностном подходе: выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается выстроенный проект педагогической деятельности по реализации новой практики; движение от цели к результату совершает сам стажер в процессе теоретической, практической, аналитической, проектной деятельности, осознавая этапы продвижения и свой индивидуальный прогресс; осуществляется через современные образовательные технологии, при использовании которых видна субъектная роль каждого стажера.

Работая с областным депозитарием стажировочных практик, выбирая базовую площадку и программу дистанционной стажировки, стажеру необходимо иметь четкое представление о передовом опыте. Передовой опыт - один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Стажеру необходимо знать отличительные черты передового опыта: актуальность, потенциальную полезность и инновационный потенциал распространяемого опыта, степень превосходства идей, заложенных в опыте, по сравнению с теми идеями, с которыми знаком стажер; перспективность и надежность распространяемого опыта, подтверждение эффективности распространяемого опыта результатами его массовой апробации на практике.

Программа дистанционной стажировки - это обоснованная модель образовательной деятельности стажера по освоению им передового опыта практической деятельности, определяющая цели обучения стажеров и требуемую для их достижения структуру учебных задач, с указанием времени, организационных форм и методов включения стажеров в процесс их решения, оценки и контроля полученных результатов.

Функции программы дистанционной стажировки состоят в том, чтобы за определенное время обеспечить с помощью воспроизведения указанного в ней способа достижение запланированных результатов, а также послужить основой для планирования и осуществления контроля и коррекции процесса обучения стажера.

Целью программы дистанционной стажировки является способность стажера решать практические задачи, полученная на основе освоения им практических способов решения различных классов частных практических задач.

Цель программы должна быть сформулирована конкретно и быть реалистичной с точки зрения возможности ее достижения на основе способа, который предложен в программе, а также времени, отведенного на ее реализацию.

В ходе дистанционной стажировки каждому участнику обеспечивается возможность:

- освоить инновационный опыт педагогов, работающих по ФГОС общего образования, непосредственно включаясь в образовательный процесс базовой площадки в СДО Elearning Server 4G (режим вебинаров, онлайн-занятий непосредственно в конкретном классе через конференц-связь, система форумов и чатов);

- проанализировать результаты освоения обучающимися основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность (работа с документами базовой площадки, размещенными в СДО Elearning Server 4, анализ видеозанятий базовой площадки);

IV ^ rw

ART 14324

научно-методический электронный журнал

14324 УДК 378.046.4:004.9

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- разработать собственный проект учебного занятия, используя элементы интерактивного конструкта, составленного тьюторами базовой площадки и размещенного в СДО Elearning Server 4G;

- обсудить проект учебного занятия с другими стажерами через сетевое взаимодействие (открытые сетевые документы с лентой интерактивного комментария, форумы в СДО Elearning Server 4G);

- дистанционно реализовать проект разработанного учебного занятия на базовой площадке в конкретном классе под руководством тьютора (режим конференц-связи);

- принять участие в обсуждениях, обозначить свою позицию по реализации ФГОС общего образования на основе изученного на стажировке и своего опыта (сетевые объединения в СДО Elearning Server 4G).

Для организации стажировки используются видеозаписи уроков, взаимодействие с базовой площадкой через сетевой ресурс курса.

В ходе апробации и реализации курсов в электронном обучении специалистами ИРО используются количественные и качественные методы оценки: анкетирование слушателей, супервизия преподавателей, тьюторов, ведущих консультантов за динамикой работы сетевых групп и индивидуальным продвижением стажеров, наблюдения, проводимые в СДО сторонними наблюдателями (руководителями базовых площадок), «камеральный» анализ содержания учебного материала, сервисов взаимодействия (форумов, блогов), интервью.

При обучении в СДО Elearning Server 4G стажеру необходимо ответить на следующие вопросы:

- Насколько эффективно использовались ИКТ, удобны ли предложенные технологии для работы в рамках данного курса?

- Соответствовал ли выбранный метод обучения содержанию, целям и задачам курса, насколько эффективными были электронные учебные модули, дискуссии, сетевая совместная деятельность?

- Насколько комфортной была атмосфера дистанционного курса, как это повлияло на процесс обучения?

- Как организовано взаимодействие тьютора со стажерами, насколько эффективно данное общение?

- Каково качество учебного контента?

- Каково качество практических заданий, как реализован в курсе системно-деятельностный подход?

- Как организована поддержка стажеров (наличие справочных материалов, их доступность, новости, объявления, рассылки, сообщения, помощь, инструкции)?

- Насколько эффективно работал тьютор, ведущий консультант (его участие в групповых дискуссиях, в организации и управлении учебным процессом, его открытость к общению со стажерами в СДО Elearning Server 4G)?

- Какая форма обучения более «выгодна» для стажера с точки зрения трудоемкости, временных и финансовых затрат?

По оценкам кафедры информационных технологий ИРО, результативность курса зависит не столько от качества материала и системы оценивания, сколько от его интерактивности, в частности от организации взаимодействия со стажерами. В курсах СДО Elearning Server 4G это реализовано через систему информационных ресурсов, размещенных в плане занятий, задания, тесты, опросы, новостную ленту, сообщения, блог, форумы.

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14324 УДК 378.046.4:004.9

Ссылки на источники

Анянова И. В. Дистанционная стажировка как элемент электронного обучения в системе повышения квалификации Свердловской области // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14324. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14324.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Киселева А. А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузбасская государственная педагогическая академия. - Новокузнецк, 2012. - 23 с.

2. Тимофеева С. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации руководителей ОУ в процессе стажировки на базе центров инновационного опыта (на примере Чувашской Республики) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. -№ 6. - С. 111-116.

3. Урсова О. В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации. - Псков, 2013. - 13 с.

4. Юдина И. А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / ГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». - Владивосток, 2012. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina Anyanova,

Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, deputy director,

Nizhny Tagil branch of Institute of Education Development, Nizhny Tagil anvnovairna@mail.ru

Distance training as an element of e-learning training system in the Sverdlovsk Region

Abstract. E-learning, which involves organization of educational activities with the use of information computer technologies and e-content, is one of the educational learning technologies used for the organization of additional professional programs and internships in professional development. This category includes technologies for delivering information (web-sites, e-mail, use of content, that someone has placed in the Internet) and the organization of interaction (skype, icq, social networks, forums).

Key words: distance learning, remote training, tutor.

References

1. Kiseleva, A. A. (2012) Nepreryvnoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v perso-nal'noj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Kuzbasskaja gosudarstvennaja pedagogicheskaja akademija, Novokuzneck, 23 p. (in Russian).

Timofeeva, S. V. (2010) “Organizacionno-pedagogicheskie uslovija povyshenija kva-lifikacii rukovoditelej OU v processe stazhirovki na baze centrov innovacion-nogo opyta (na primere Chuvashskoj Respubliki)”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 6, pp. 111-116 (in Russian). Ursova, O. V. (2013) Interaktivnye formy distancionnogo povyshenija kvalifikacii, Pskov, 13 p. (in Russian). Judina, I. A. (2012) Proektirovanie razvivajushhej sredy na osnove informacion-nogo vzaimodejstvija v uslovijah neformal'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija pe-dagogov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, GOU VPO “Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet”, Vladivostok, 25 p. (in Russian).

2.

Рекомендовано к публикации:

Долинером Л. И., доктором педагогических наук,

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.