Научная статья на тему 'Диссертационные советы'

Диссертационные советы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диссертационные советы»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

Диссертационный совет Д 210.020.02

20 июня 2013 г. состоялось заседание диссертационного совета Д 210.020.02 по защите кандидатских диссертаций. На защиту были представлены диссертации Казымова Валерия Борисовича «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования» и Русиновой Марии Павловны «Социокультурная деятельность Ураль -ского общества любителей естествознания по соуправлению развитием народного образования на Урале (1870-1917 гг.)» на соискание

В. Б. Мещеряков ДНИ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНИИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

В 2012/2013 г. в России проходит Год Германии, призванный укрепить партнерские отношения двух стран, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее. Организаторами являются Гете -Институт, Министерство иностранных дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской внешнеторговой палаты.

В рамках Года Германии и при финансовой поддержке фонда им. Роберта Боша 2-8 апреля 2013 г. в Челябинске в восьмой раз прошли Дни культуры Германии. Это совместный проект объединения «Германо-Российский мост дружбы Ванген - Челябинск» Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета. В этом международном проекте принимала участие немецкая делегация из города Ванген в Альгое, руководителем которой явился почетный профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств господин Рудольф

ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Диссертации вызвали интерес, и после выступления официальных оппонентов дискуссия была продолжена членами совета. Ответы соискателей были убедительны, они продемонстрировали глубокое знание темы и культуру ведения научной дискуссии. Голосование показало, что защита диссертаций прошла успешно.

Материал подготовлен З. В. Руссак

НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Зигерист. Делегации был оказан теплый сердечный прием руководством академии.

Программа VIII Дней культуры Германии в Челябинске была очень насыщенной, включала в себя проведение двух международных научнопрактических конференций «Современные тенденции развития образования и культуры в общеевропейском контексте» и «Совершенствование подготовки специалистов эстрадно-джазового направления в сфере образования РФ (на примере Уральского региона)», концертов немецких музыкантов на различных площадках города Челябинска и области, встречи со студентами и преподавателями Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета, чтение лекций и проведение занятий по немецкому языку со студентами академии и университета.

Культурный обмен между Челябинском и Вангеном длится более 10 лет. Дни культуры Германии в Челябинске проводятся с 2006 г., в них приняли участие более 120 жителей города Вангена в Альгое и региона Боденского озера (музыканты, деятели культуры, ученые, педагоги, археологи). С 2007 г. в Вангене в Альгое прошло 7 Международных фестивалей с участием творческих групп и музыкантов из

192

Аргентины, Кубы, Греции, Швейцарии, Таджикистана, России и Германии. Договор о творческом сотрудничестве между Народной высшей школой города Вангена в Альгое и Челябинской государственной академией культуры и искусств, срок действия которого был продлен в 2011 г. до 2016 г., охватывает различные стороны культурного сотрудничества; среди них обмен делегациями, проведение научно-практических конференций, мастер-классов и мастерских, занятий и лекций для студентов академии и университета, организация совместных концертов и т. д.

Развитию сотрудничества между Челябинском и Вангеном в течение 10 лет посвящена книга «Ванген - Челябинск: мост дружбы», представляющая собой хронологию всех событий культурного обмена между Германией и Россией с множеством иллюстраций. Авторами книги являются Елена Быстрай, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкого языка Челябиского государственного педагогического университета и Владимир Мещеряков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Челябинской государственной академии культуры и искусств, координатор всех проектов между Вангеном и академией культуры. Презентация книги состоялась 5 апреля в академии.

Немецкая делегация отметила, что покидает Челябинск с яркими и незабываемыми впечатлениями от своего пребывания в России, которое было наполнено интересными встречами и событиями.

Ответный визит творческой группы Челябинска в Ванген планируется на август 2013 г.

И. Н. Морозова XI СЛАВЯНСКИЙ НАУЧНЫЙ СОБОР «УРАЛ. ПРАВОСЛАВИЕ. КУЛЬТУРА»

23-24 мая 2013 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств (при поддержке администрации г. Челябинска и правительства Челябинской области) в рамках XI Славянского научного собора «Урал. Право-

славие. Культура» состоялась ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога», посвященная 1150-летию славянской азбуки. Обретение письменности содружеством славянских народов с принятием православия, просветительской деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия -событие, значение которого трудно переоценить. Язык богослужебной письменности и литературы образовал духовное (равно как и материально-предметное, вещественное) основание культур многих стран и народов. В своем культурном значении славянская письменность выходит за рамки узконациональной, являясь универсальной (и в этом смысле глобальной) для всего мира.

На Славянский научный собор традиционно приезжают ученые, богословы из России, Украины, Болгарии, преподаватели вузов и сузов, специалисты учреждений культуры, представители общественных организаций, священство. Разнообразной и представительной является география участников конференции: Челябинск и города Челябинской области (Миасс, Магнитогорск, Троицк, Копейск), различные города Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Краснодар, Киров, Саратов, Оренбург, Екатеринбург, Пермь, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Улан-Уде, Якутск), ближнее и дальнее зарубежье (Украина, Болгария, Казахстан).

На пленарном заседании выступили известные ученые России - Л. Б. Зубанова, доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств; Т. А. Исаченко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела книги и чтения Российской государственной библиотеки.

Основные направления работы конференции были представлены следующими секциями и круглыми столами:

- Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в работе современной библиотеки;

193

- Языковая картина мира: актуальные лингвокультурологические проблемы;

- Русский, древнерусский и старославянский языки в современной средней и высшей школах;

- Духовные традиции искусства в культурно-образовательном пространстве;

- Основы православной культуры: проблемы преподавания в школе;

- Родительство России как социальнокультурный проект;

- Святыни Православия на Урале: история, актуальные аспекты;

- Старообрядчество на Урале: вчера, сегодня, завтра.

В программу собора также входили:

- творческие встречи (встреча с Т. А. Исаченко; Русская православная церковь и СМИ: актуальные проблемы взаимодействия и диалога);

- психолого-педагогическая лаборатория «Пропедевтика духовно-нравственного здоровья личности и общества»;

- семинар «Возрождение православных храмов на Урале: актуальные проблемы».

Все желающие могли не только ознакомиться с интересными выставками декоративно-прикладного творчества, научных изданий, уникальных древних книг, шедевров отечественной словесности, но и увидеть каллиграфическое шоу с участием руководителя Школы исторической каллиграфии А. В. Санникова, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Кроме того, студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников (режиссер М. Г. Шаронина) и факультета декоративноприкладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусств (руководитель О. Ю. Зозуля) подготовили замечательное праздничное представление, показавшее важность и значимость славянской азбуки.

Традиция православной духовности, воспринятая участниками научно-практичес-

кой конференции (среди которых многие являются специалистами-практиками) в контексте живого ее содержания, остается источником для творческого развития и духовного совершенствования и в современной культуре. Реализованный в результате заинтересованного обсуждения (порой не свободного от пристрастных и эмоциональных оценок) системный подход историков Церкви, философов, социологов, филологов, литературоведов, журналистов, искусствоведов, преподавателей учреждений высшего и среднего образования, специалистов культуры, священства к проблеме культурного диалога православной традиции и современного российского общества, вновь подтверждает ценность того пути знания, узнавания, приобретения, духовных открытий, начало которому было положено основателями славянской письменности 1150 лет назад.

Культурный диалог (в том числе и на уровне концептов) в современной России возможен, поскольку существуют глубинные духовные «скрепы» в устной и письменной культурной традиции нашего Отечества, демонстрацией чему является и то обстоятельство, что в конференции приняли участие известные в России и мире ученые, специалисты-практики, молодое поколение исследователей (студенты, магистранты, аспиранты).

Ю. В. Гушул ЛЕТНЯЯ БИБЛИОГРАФОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЧЕЛЯБИНСК - ОМСК)

С 2010 г., с момента проведения совместного урало-сибирского научно-практического семинара «Человек в информационном обществе» в Омске, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского выступает соисполнителем многих научно-исследовательских проектов и образовательных инициатив Научно-образовательного центра «Информационное общество» Челябинской государственной академии культуры и искусств. Так,

194

осуществляется взаимное экспертирование учебных программ и рецензирование научных работ, изучаются современные проблемы информационного общества, проводятся обсуждения и апробации библиографоведческих идей и практик в форматах от международных фестивалей и круглых столов до видеомостов и вебинаров. В поле зрения челябинских и омских исследователей находятся различные вопросы и проблемы современного состояния наук документно-коммуникационного цикла: библиотека и гуманистическая функция библиотеки в информационном обществе, тенденции изменений региональных рынков информационных услуг, прогнозирование развития библиографоведения, ввод в научный оборот новых терминов, обновление и методическое обеспечение производства и предоставления информационных продуктов и услуг как результатов библиографической деятельности библиотек.

Конец мая - июнь 2013 г. - время проведения первой пилотной Летней библиографо-ведческой школы для специалистов вузов и студентов информационных специальностей. Как инновационная для академии взята такая форма работы, как Скайп-лаборатория, с обязательным участием библиографов Научной библиотеки. Данная форма избрана по европейской тенденции (описываемой в зарубежных публикациях и обсуждаемой на международных конференциях) определения вузовской библиотеки как учебного центра, виртуальной образовательной лаборатории (virtual learning laboratory) и одновременно как базы проведе -ния научно-исследовательских работ, основы стабильной научной деятельности (collaborating for sustainable scholarship), как места информационной поддержки «э-наук» (libraries in a date curation and e-science).

В рамках текущей Скайп-лаборатории Летней библиографоведческой школы -корпоративного проекта Научно-образовательного центра «Информационное общество», библиотеки Челябинской государственной академии культуры и искусств и Омского го -сударственного университета им. Ф. М. Дос-

тоевского - прошли четыре лаборатории. Во время работы первых двух были обсуждены методические решения подготовки библиографических продуктов XXI века - библиографического путеводителя и информационного дайджеста, основным отличием которых является работа по предоставлению пользователям вторично-семантической информации на основе ее экстрагирования. Третий лабораторный проект был направлен на выявление мотивационных стимулов для работников библиотек (настоящих и будущих) на основе исследования характера работы биб-лиографоведов. Последний - на констатацию тенденций развития информационного общества и на основе этих явных и скрытых тенденций - на определение прогноза развития библиографии (есть ли у библиографии будущее?) и библиографоведения в частности. Особо интересной виделась возможность сопоставления взглядов и мнений библиогра-фоведов российских регионов - Урала и Сибири. Среди прогнозных ряд тенденций был определен участниками одинаково (тенденции увеличения объемов информационного обслуживания и информационного обеспечения/сопровождения специалистов, их виртуализация, динамизация, содержательное усложнение и расширение ассортимента предоставляемых продуктов и услуг, причем предоставление услуг пользователю реальному/виртуальному было названо как приоритетное для субъекта информационнобиблиографической деятельности), ряд - вызвал несогласие, дискуссию и осознание необходимости продолжить разговор на более высоком уровне, для которого требуется еще большая подготовка и осмысление. Как перспективные для обсуждения в последующих Скайп-лабораториях названы такие предложенные участниками, показавшиеся им спорными тенденции будущего библиографии, как глобализация библиографии (корректно ли определено, возможна ли она?); выявление, удовлетворение и/или формирование информационных потребностей специалистами документно-информационной сферы; собствен-

195

но какие информационные потребности будут преобладающими в социуме информационного общества (поверхностные, потребительские, интеллектуальные...); располагают ли вероятные тенденции развития информационного общества и библиотечной практики к интеллектуализации читательской деятельности или к ее примитивизации (вслед за социумом) и уходу в досуговые практики с посетителями библиотеки (уже ярко наметившаяся тенденция); где место и в чем состоит роль библиографии и библиографа, чтобы избежать (наверное, уже невозможно) или минимизировать потери от реализации последнего сценария. Вот тот круг вопросов, вокруг которых будет вращаться работа ближайших - осенних (с сентября) - Скайп-лабораторий.

Активная работа специалистов во время Скайп-лабораторий Летней библиографической школы поддержана дипломами участников и сертификатами краткосрочного повышения квалификации Научно-образовательного центра «Информационное общество» (Челябинская государственная академия культуры и искуств). Впереди - большая научноисследовательская работа и еще больше вопросов, которые ставит перед специалистом информационное общество - гораздо быстрее, чем человек может осознать и, более того, осмыслить происходящие изменения.

В. Я. Аскарова ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФОРУМ «ЧТЕНИЕ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ»

19-20 сентября 2013 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств планируется проведение Второго международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрестке». Соучредителями и соорганизаторами мероприятия выступают на федеральном уровне Российская библиотечная ассоциация, комитет програм-

мы ЮНЕСКО «Информация для всех», на региональном - Министерство культуры Челябинской области, областные библиотеки. Форум поддерживается правительством Челябинской области.

Идея международного интеллектуального форума, впервые состоявшегося в академии в мае 2010 г., родилась как ответ на проблемную ситуацию, сложившуюся в сфере чтения и читателеведческой деятельности в Евразии. С целью постижения региональной специфики в последние годы на Урале также проводились разнообразные научные форумы, на которых обсуждались аспекты системы деятельности по поддержке и развитию чтения. В профессиональный диалог вовлечены практически все специалисты книжноинформационной отрасли и образования, осуществляется отработка взаимодействия на межведомственном пространстве; эта работа требует постоянного внимания, обсуждения, определения перспектив и стратегических приоритетов. В нынешних условиях необходимость форума, придание ему статуса научно-практического и общественного мероприятия на постоянной основе актуализируется и тем, что на Урале, как и на всем постсоветском пространстве, происходят

процессы переосмысления роли и функций чтения в жизни современного общества, изменения его модели в новых политических, экономических и информационно-коммуникационных условиях. Изменилась ситуация в библиотечной сфере, получили развитие инновационные формы стимулирования читательской активности, выросла роль информационных технологий в побуждении к чтению, все большее значение обретают электронные книги и различные технические устройства для чтения. Форум преследует цель объединения и усиления внимания профессионалов книжно-информационного дела к проблемам развития чтения и информационной культуры на Евразийском пространстве.

Обозначенные тенденции характерны для всего современного мира, однако на Урале, в Сибири, Башкортостане, Татарстане, Таджи-

196

кистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и других странах и субъектах РФ с ярко выраженной евразийской спецификой названные процессы протекают с еще не выявленным в полной мере своеобразием. Отметим и такие проблемы евразийских территорий, как существенные различия в уровне развития книжного дела и его институтов, подготовке соответствующих специалистов, состоянии инфраструктуры поддержки и развития чтения, ярко выраженное цифровое неравенство, своеобразие опыта программно-практической деятельности по стимулированию читательской активности. Объединительная сущность форума реализуется посредством идеологии единства в многообразии, пронизывающей все аспекты планируемых к рассмотрению проблем чтения в контексте взаимообогащения культур, развития корпоративной солидарности и вовлечения в совместную профессиональную деятельность специалистов всех отраслей книжноинформационного дела.

Проведение форума подкрепляется рядом стратегически значимых документов, инициатив федерального уровня. Прежде всего это государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» (2013-2020); в одной из ее подпрограмм - Наследие - в качестве основной цели указывается сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации. В числе основных мероприятий подпрограммы называется «пропаганда детского и юношеского чтения, включая проведение общенациональных и региональных программ, ежегодных книжно-читательских кампаний и акций, которые направлены на поддержание практики чтения и его общественной значимости, с участием библиотек, школ, вузов, издательств, редакций СМИ, предприятий по распространению печатных изданий»1. Требуют обсуждения и деятельного участия инициативы Президента РФ В. В. Пу-

1 Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» (2013-2020) [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://base.garant.ru/70291902/.

тина по подготовке нового специалиста для библиотечной сферы - педагога-библиотекаря, созданию списка ста лучших книг для молодежного чтения, которые в наибольшей степени способны сформировать вкусы, характер, представления о жизни и мире.

Основные формы работы форума - заседания, круглые столы, мастер-классы, книжная ярмарка, импровизированные выступления, различные мероприятия демонстрационного характера - предполагают участие в профессиональном диалоге представителей науки и практики, авторов и издателей, библиотекарей и читателей в удобном для них формате.

Ожидаемые результаты мероприятия -укрепление евразийского единства, формирование корпоративных устремлений специалистов инфраструктуры поддержки и развития чтения Урало-Сибирского региона и сопредельных стран на основе осознания евразийской специфики собственной деятельности и общности профессиональных интересов, всеобщей ответственности за развитие чтения на евразийском пространстве. Форум может стать важным этапом в осознании своеобразия развития библиотековедения, читателеведения, специфики книжного бизнеса и особенностей развития чтения в Урало-Сибирском регионе и на евразийском пространстве в целом.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.