Научная статья на тему 'Диссертации важнейший элемент инновационности России'

Диссертации важнейший элемент инновационности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ДИССЕРТАЦИЯ / УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ / INNOVATION / DISSERTATION / SCIENTIFIC DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворученко В. К.

Диссертация соединяет интересы творческого индивидуума и государства человек прилагает огромные физические и умственные усилия для достижения наивысшего результата в исследовании избранной проблемы, а государство заинтересованно использует его в общенародных интересах. Теоретически это верно, но так ли это на практике, насколько действенны инновационные механизмы, используемые государством в лице Министерства образования и науки России и общественной системы в виде Высшей аттестационной комиссии того же государственного органа?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dissertations a important element of innovation Russia

Dissertation connects the interests of the creative individual and the state people making great physical and mental effort to achieve the best results in the study of selected problems, and the government uses it to interested general public interest. Theoretically this is true, but is it in practice, how effective innovative mechanisms used by the state represented by the Ministry of Education and Science of Russia and the social system in the form of the Higher Attestation Commission of the same public authority?

Текст научной работы на тему «Диссертации важнейший элемент инновационности России»

системе комплексного обеспечения безопасности государства. / В. В. Ефимов // Облж i фшанси. 2013. № 1(59). - С. 119-125.

6. Карпович, О.Г. Актуальные проблемы и современные тенденции обеспечения национальной безопасности (сравнительный анализ) / О.Г Карпович. - М.: Издательство «Юрист», 2012. - 224 с.

7. Кондрат, И.Н. Экономическая безопасность и институционализация сферы образования. / И. Н. Кондрат, В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 44-45.

8. Мендрелюк, Д. Безальтернативный хайтек / Д. Мендрелюк // Костромской бизнес журнал. 2013. № 11. - С. 1.

9. Новиков, Р. М. Условия функционирования вузов и проблемы обеспечения экономической безопасности сферы образования. / Р. М. Новиков, Вл. В. Чекмарев, В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 84-86.

10. Общая теория национальной безопасности. - М., 2002. С. 21-27, 32-36.

11. Павлюк, Н. Н. Целевые установки как средство обеспечения экономической безопасности вуза / Н. Н. Павклюк, В. В. Чекмарев, М. В. Мишустин //

Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Пенза, 2003. - С. 87-89.

12. Чекмарев, В. В. Экономическая безопасность высшего учебного заведения / В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 89-92.

13. Чекмарев, Вл.В. Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы / Вл. В. Чекмарев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №3. - С. 172-177.

14. Яновский, Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. / Р. Г. Яновский - М., 1999.

Chekmarev Vl.V.

ECONOMIC SECURITY NOT ALLEGED FIGHT - ONLY SYSTEM PROTECTION

The article explains the author's position on the policy of economic security in the context of the role of education. Keywords: economic security, education, economic security strategy.

УДК 378; 330

Криворученко В.К.

ДИССЕРТАЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОСТИ РОССИИ

Диссертация соединяет интересы творческого индивидуума и государства — человек прилагает огромные физические и умственные усилия для достижения наивысшего результата в исследовании избранной проблемы, а государство заинтересованно использует его в общенародных интересах. Теоретически это верно, но так ли это на практике, насколько действенны инновационные механизмы, используемые государством в лице Министерства образования и науки России и общественной системы в виде Высшей аттестационной комиссии того же государственного органа?

Ключевые слова: инновация, диссертация, учёная степень.

Российским правительством утверждена Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.1 Прежде всего, об инновации. В научной литературе на бумажном носителе и еще больше в Интернете можно найти различные определения инновации, инновационной дея-

114

тельности, и это вполне объяснимо в силу их научной и практической значимости. Но сейчас очевидна мода на этот термин, его употребляют министры и вторят ученые. Невольно вспоминается ажиотаж вокруг понятия «развитой социализм», но главного тогда не получили - не достигли развитого, а сам социализм отошел в теорию. Главное - результаты.

© Криворученко В.К., 2014

Понятие «инновация» имеет множество классических определений, которые включают: «процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств; акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное; введение чего-либо нового; новая идея, метод или устройство; успешное использование новых идей; изменение, которое создает новые аспекты в деятельности; целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия; творческая идея, которая была осуществлена; нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями». Здесь понятие «инновация» относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность), выделяются общие мотивы: внедрение чего-либо нового и полезного, например введение новых методов, техник, практик, продуктов или услуг, и уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, а позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. «В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить деньги».

(Свободная энциклопедия Википедии2 )

Если углубиться в представление инновационного развития страны, объективно встает значимость диссертационной науки. Все характеристики, атрибуты инновационности присутствуют в определениях диссертационных работ, нормативно формулируемых в утверждавшихся правительством положениях о порядке присуждения ученых степеней всех времен и даже политических систем. Активное движение вперед, новизна, оригинальность, новаторство - это важнейшее требование к работам на ученую степень, и именно в этом инновационное развитие страны в целом.

Сразу замечу, что я не недооцениваю успехов в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, они есть, но явно недостаточные. Если оценивать по большому счету, то только немногие диссертационные сочинения (здесь и далее я больше говорю о гуманитарном профиле) получили реальное, осязаемое воплощение в жизнь. Разве это не государственный вопрос?!

В стране от федеральных высот и до первичного звена планируются научные исследования и контролируется их исполнение. Но почему диссертационные (читай - научные) исследования остаются прерогативой самих их творцов, а оценщики от диссертационных советов до самого ВАКа пекутся только о соблюдении формальных элементов? В стране, видимо, нет другого примера плагиатствующего использования формулировок научной и практической значимости, как это пишется в заключениях по

защищенным диссертациям.

Список моих выступлений по этим проблемам известен3, остановлюсь лишь на некоторых вопросах.

1. О тематике научных исследований

Кто определяет тематику? Кафедры и ученые советы вузов. Г-н Аврус А. И. в полемике на мою статью «Ни одной докторской диссертации вне признанной научной школы»4 считает вполне достаточным рассмотрение тематики исторических исследований по всем периодам и направлениям на факультете. Я знал профессора Трайнина А.С., который полагал, что только он вправе оценивать диссертационное исследование. Думаю, в этом действительно корни наших неуспехов в диссертационном деле. Может ли даже факультет, не говоря о единичном профессоре, знать о состоянии науки в целом, ее фундаментальных потребностях, более того

- могут ли они знать о нуждах государства в каких-то исследованиях? Сомневаюсь. Мои коллеги и я можем иметь сугубо академические представления о направлениях исследования, его формулировке, так сказать, в диссертабельном виде. Но этого явно недостаточно.

Мне представляется, что в интересах науки и государства предлагаемая тематика для будущих диссертаций должна определяться специально оговоренными научными учреждениями совместно с Высшей аттестационной комиссией. Одно время ВАК находился под «крылышком» государственного органа по научно-технической политике, но и тогда не было стыковки, взаимосвязи утверждаемой правительством программы научных исследований и тематики диссертаций. А именно в этой стыковке

- цель государственной научной политики, в ней путь в направлении «инновационной России».

Я с интересом слежу за выступлениями Д.И. Фель-дштейна по вопросам аттестации научно-педагогических кадров. Процитирую его доклад от 23 января 2008 года: «Никоим образом не ущемляя права научных работников на творческий поиск и самостоятельность в выборе темы исследования, представляется недопустимым создавшееся положение с бисерностью, удручающим мелкотемьем диссертационных работ. При этом многие важные проблемы не ставятся, не исследуются. Отсутствуют широкие проблемные пространства, формирующие иерархию тем, которые разорваны, не связаны с общей проблематикой, разрабатываемой научно-исследовательскими институтами и вузами. При анализе педагогических и психологических исследований эксперты ВАК сталкиваются с надуманностью и банальностью многих диссертационных тем, прикрываемых порой экстравагантностью их формулировок»5 . С этими и многими другими его словами я согласен, но кто должен переходить от слов к делу, если не сам Д.И. Фельдштейн - вице-президент Российской академии образования, председа-

тель экспертного совета по педагогике и психологии ВАК России. Я не призываю действовать по его указке: диссертацию отклонили - совет закрыли. Здесь уже не «пахнет» ни наукой, ни инновациями. Вот именно возглавляемые им академия и экспертный совет должны программировать тематику диссертаций, активно действовать, чтобы эти работы были опять же инновационными, научно и практически значимыми.

Крупнейшие научные коллективы должны определяться ВАКом как головные в определении тематики пока, скажем, докторских диссертаций, оказывать соискателям содействие в инновационной разработке проблемы и организовывать рецензирование и защиту диссертаций. В этом случае «липа» не пройдет, метод «под ключ» не сработает. Почему ВАК определяет список журналов для восьмистра-ничных статей, а не «светилы» отечественной науки?! В советское время ВАК вместе с научными организациями высказывал рекомендации по тематике для диссертационных исследований. Естественно, это был авторитетный ориентир для учебных и научных организаций. Существовал, например, Общественный совет по координации научных исследований проблем молодежи, объединивший более тысячи ученых, который содействовал выработке актуальной тематики для диссертационных исследований.

ВАК совместно с Российской академией наук, общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров», министерствами и ведомствами мог бы разрабатывать и обнародовать наиболее важные направления научных исследований для их разработки в докторских диссертациях. Этот перечень должен публиковаться также на сайте ВАК и постоянно обновляться с включением новых направлений научных исследований и исключением тех, по которым созданы научные коллективы, научные школы, утверждены темы докторских работ. Можно было бы впоследствии в аттестационном деле соискателей указывать, что тема определена в соответствии с основными направлениями научных исследований, рекомендованными указанными организациями и опубликованными на сайте ВАК России.

Тематика направлений научных исследований в стране в целом должна быть общеизвестна. На ее базе признанные специалисты экспертных советов ВАК будут выполнять свое предназначение - рекомендовать актуальные научные проблемы для диссертационных исследований. Причем информационные технологии должны обеспечивать легкий и свободный доступ исследователя к этой информации не только в своей стране (на родном языке), но и по всему миру и на других языках.

Лично я считаю, что государственная аспирантура и докторантура должны быть только для разра-

ботки специальных тем, крайне необходимых государству. То есть целевая аспирантура, докторантура в полном и точном ее понимании. А все остальные должны получать соответствующее образование за плату. Английский дипломат и писатель Эдуард Булвер-Литтон (1803-1873) заметил: «Наука -океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей»6. Надо руководить процессом определения тематики диссертационных исследований, тогда они будут работать на инновационное развитие российской науки.

Не грех обратиться к нашему недалекому прошлому. В Положении о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, утвержденном постановлением Совета Министров СССР 30 декабря 1989 г. № 1186, устанавливалось, что «темы диссертаций, как правило, должны быть связаны с планами основных научно-исследовательских работ организаций и утверждаться их учеными (научно-техническими) советами для каждого соискателя персонально»7. И это требование соблюдалось. Сегодня аспиранты и докторанты должны активнее привлекаться к научным проектам кафедр, к решению задач НИР вуза, включаться в научные школы.

Важно иметь систему информации о защищенных диссертациях. Для чего это надо? Во-первых, в интересах государства, общества, научного сообщества. В стране должно быть широко известно о защищенных диссертациях, о научных выводах и достижениях, сделанных докторами и кандидатами наук. Эти достижения должны быть поставлены на службу страны, отечественной науки. Во-вторых, информация о защищенных диссертациях должна явиться своеобразным путеводителем будущих исследований для выбора тематики, в том числе диссертаций. В-третьих, научные организации на основании информации о защищенных диссертациях могут использовать содержащиеся в них выводы, материалы для использования в интересах науки и практики. В-четвертых, для определения заказной тематики соискателям докторских и кандидатских диссертаций со стороны научных организаций и практических структур, в том числе и коммерческих, для целевой аспирантуры и докторантуры.

2. О научных журналах

Оценка представляемых к защите диссертаций. Надо согласиться с Главным ученым секретарем ВАК России Ф.И. Шамхаловым8, что наиболее слабым звеном аттестации являются диссертационные советы, хотя однозначно такой вывод принять нельзя. С целью дополнительного контроля качества диссертаций до их рассмотрения в советах введена инновация - обязательная публикация в рецензируемых журналах по списку ВАК. По словам председателя ВАК России М.Н. Кирпичникова, «пере-

чень журналов ВАК - вещь временная, связанная с двумя обстоятельствами: с состоянием нашей нынешней экспертизы и нашей научной периодики»9. Если доподлинно понимать слово «временная», то выскажу замечание и предложение.

Журналов как будто много, но опубликоваться сложно, особенно аспирантам без «мохнатой руки», т.е. молодым, пробивающимся в науку своим умом и приверженностью науке, о которых как раз и идет речь в Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Публикациями моего докторанта, утвержденного ВАК в этом году, мы занимались год, и это с учетом моей известности в научном и издательском сообществе. Здесь есть и место для объявленной Президентом России Д.А. Медведевым борьбы с коррупцией. Явное различие возможностей соискателей при наличии и отсутствии «местного» журнала. Рецензионные коллегии объективно включают членов диссертационных советов, т.е. возвращаемся «на круги своя».

Если диссертации - дело государственное, то должно быть и государственное управление системой рецензирования статей соискателей, строгие нормативы, порядок. Мне этот порядок видится в следующем. Например, по отечественной истории открывается специальный журнал или приложение к существующему федеральному журналу. Создается высшей степени квалифицированная редакционная коллегия и «подвижный» рецензионный совет в составе значительного числа ученых из столиц и научных центров страны. На рецензирование в данном случае статья будет направляться специалистам не только по отрасли науки, но и по рассматриваемой проблеме. Здесь могут использоваться широкие возможности Интернета. Все поступающие (по почте России и Интернету) статьи регистрируются с проставлением даты поступления и очередности. Лично я полностью подчинюсь таким рецензиям, это будет (может быть) подлинная оценка представляемого исследования. Не исключаю, что статьи могут направляться в научные организации, имеющие основание для заключения о практической применимости проведенного исследования. Подчеркиваю, что диссертации и их соответствующие оценки - дело сугубо государственное. Поэтому должна быть установлена оплата всех затрат на издание, включая и официальных рецензентов.

3. Об интернет-защитах

В обозначенном выше интервью Главный ученый секретарь ВАК России Ф.И. Шамхалов поведал о предстоящей инновации - трансляции заседаний диссертационных советов при защите диссертаций: «.. .почти сто советов согласились с нашим предложением и выразили готовность проводить у себя защиты диссертаций с on-line трансляцией в Интернете. В первую очередь это касается работ, имею-

щих высокую научную и общественную значимость. При этом любой специалист, кому близка и важна заявленная тематика диссертационного исследования, может через Интернет наблюдать за всем происходящим во время защиты - даже если в этот момент находится очень далеко от соискателя и его оппонентов»10.

Первая такая защита проходила в июне по докторской работе по социологии «Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума». Можно сказать, что это была обычная защита по форме и содержанию.

Если принять интернет-защиту как инновацию в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, то есть вопросы для обсуждения.

Возможный контроль со стороны научного сообщества налицо. Но это слишком дорогое удовольствие, да и тематика должна быть такой, чтобы состоялся не тривиальный разговор, состоялась дискуссия не ради формы, а в интересах науки.

Что касается упомянутого контроля, то защиту можно сделать «конфеткой», будут и вопросы, и выступающие, программируемые и даже не предусмотренные, но научно-экономический эффект не даст «навара». Такой чести должны удостаиваться диссертации не «в первую очередь», а исключительно имеющие высокую научную и общественную значимость, но коль это так, то могут получиться многочасовые и даже многодневные дебаты.

Обращает на себя внимание тот факт, что в обсуждении диссертации не участвовали политические партии, Общественная палата Российской Федерации, Совет при Президенте РФ по содействию развитию института гражданского общества и правам человека и другие организации, на практике связанные с эволюцией жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума. Отзывы на диссертации этих организаций вообще имеют принципиальное значение при оценке подобных общественно-значимых проблем. Вместе с тем в стране вообще не существует опыта участия общественных структур в планировании подготовки и оценке диссертационных работ.

В организации интернет-защит «главную скрипку» должно играть не согласие совета, а решение ВАК, как минимум его экспертного совета, об обязательности проведения таких защит по определенным ими тематике диссертаций.

4. О научных школах

В интересах науки надо поднять роль, значение, эффективность научных школ. В Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы есть такая фраза: «Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения». И да, и нет.

Перспективы науки всегда определялись ведущи-

ми научными школами. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых. Образование научных школ - хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России. Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих других выдающихся российских ученых. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки.

Научные школы играют особую роль в формировании гражданского общества, являются социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности. Научная школа - это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов. Термин «научная школа» многозначен. В основном указываются три их категории: формальное объединение, научно- образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория); исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института; направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Важная функция научной школы - забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников. Процесс формирования научных школ крупных ученых достаточно долгий и трудоемкий. Решение этой задачи в условиях высшего учебного заведения облегчается тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников из аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы помогают ведущему ученому добиваться существенных результатов в науке. Особо следует отметить воспитательный, нравственный аспект научных школ.

Таким образом, существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции инициатора научных идей, их распространения и защиты, подготовки молодых ученых. Отсюда различные по форме организации научные школы являются основой для подготовки кандидатов и докторов наук. Отсюда создание научных школ - потребность науки, необходимость ученых. Научное сообщество нуждается в постоянных

контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а следовательно, в формировании научных школ, направлений, временных творческих коллективов. Аспирант, докторант должен в самом начале своего научного пути «примкнуть» к научной школе, определить и утвердить в ней тему диссертационного исследования, вести свое исследование во взаимодействии с учеными. Аспиранты, докторанты своими исследованиями привносят свой вклад в деятельность научной школы и одновременно используют научный потенциал научной школы» для самоформирования как специалиста в проблематике научной школы11.

Я вижу большой смысл в предложении - ни одной докторской диссертации, подготовленной вне научной школы.

Путь подготовки кандидатов и докторов наук -давно возникшая инновация, доказавшая свою жизненность и подтверждающая свою необходимость в современности.

5. О требованиях к диссертационным исследованиям

Заметно, что ВАК России справедливо видит инновационность в повышении требовательности к диссертационным исследованиям. Складывается практика, когда при отклонении одной диссертации закрывается совет. Мера не только строгая, но и вряд ли объяснимая. Главное, что ВАК не разъясняет научной общественности причины отклонения работ и тем более столь жесткие методы к советам. На ошибках надо учиться, а не просто констатировать принятые решения!

В этой связи я бы хотел сказать о нескрываемой тенденции всячески ограничивать защиту диссертаций государственными служащими и другими людьми, не связанными с учебными и научными организациями. Прорехи бывают везде, но нельзя прибегать к обобщающим выводам. Мне приходилось оппонировать диссертации достаточно крупных работников государственных органов, при всей моей требовательности (это можно проследить по моим отзывам) не могу не отметить, что их работы отличаются глубоким знанием проблемы, обогащением практики теорией. При моем научном консультировании была защищена докторская диссертация депутата Государственной Думы. Работа основывалась на обширном материале из источников, многие из которых недоступны исследователям. С учетом своих наработок он докладывал на пленарном заседании Думы по проекту закона Российской Федерации.

Еще один вопрос поставлю по-другому. В архивных материалах я встретил критику в адрес организации за то, что ее работники не обращаются к диссертационным работам по тематике, непосредственно связанным с их практической деятельностью. Причем данная организация финансово содер-

жала аспирантуру. Есть такая поговорка - после защиты место диссертации на полках библиотек. Плохая поговорка, но в большинстве случаев она отражала и, к сожалению, отражает сложившееся положение дел. В современных условиях это имеет смысл реальных потерь от инновационных вложений для государства и общества, и вина здесь, прежде всего, государства и соответствующих его организаций. Государство поступает правильно, что все более пристально следит за расходованием бюджетных средств в образовании, здравоохранении, но я ни разу не встречал заявлений государственных и общественных деятелей или того же уполномоченного представителя правительства Министерства образования и науки России по поводу отдачи от затрат на государственную аспирантуру и докторантуру. Может быть, в советское время можно было довольствоваться этой отдачей в виде пополнения научных и педагогических кадров, но при инновационной экономике, по моему видению, вполне правомерно ставить вопрос о более значимой отдаче средств, вкладываемых в аспирантуру и докторантуру государственных вузов и научных учреждений.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть - моя статья исходит из того, что диссертации надо рассматривать как важнейшие научные работы. Это достояние государства и общества, в них есть и еще должно быть больше инновационных достижений в общенародных интересах.

Примечания

1 http://www.mon.gov.ru/dok/prav/nti/4620/

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%

D0%BD%DO%BE%DO%B2%DO%BO%D 1 %86% DO%B8%D 1 %8F

3 Криворученко В.К. Диссертационные исследования как важнейшая часть гуманитарной науки: методологические вопросы. - М., 2008. - 270 с; Система подготовки докторов и кандидатов наук в России: история и современность. - М., 2008. - 496 с; Диссертация - важнейшая часть науки. - М., 2007. -537 с; Как защитить диссертацию. Практическое пособие для аспирантов. - М., 2006. - 470 с; Методология и методика подготовки диссертации. - М., 2006. - 332 с. и др.

4 Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. -№ 2. - №№7.

5 Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. - 2008. - №№ 2, март. - С. 6 - 22.

6 http://www. aphorism.ru/author/a2070. shtml

7 http://poi.dvo.ru/rus/about/asp/vak. shtml

8 Шамхалов Ф.И. Фабрике знаний - свой OTK. http:// vak. ed. gov. m/ru/news//vak/index.php?id4=803; Российская газета, Федеральный выпуск. - 2008. -№4618. - 21 марта.

9 http://www.poisknews.ru/2008/05/07 zashhita_ kachestva.html

10 http://vak. ed. gov. ru/ru/news/vak/index.php?id4 =803.

11 См. подробнее: Криворученко В.К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования // Портал «Знание. Понимание. Умение», http:// www.zpu-journal.ru/asp/ scientific schools/2007/ Krivoruchenko/

Krivoruchenko V.K.

DISSERTATIONS - A IMPORTANT ELEMENT OF INNOVATION RUSSIA

Dissertation connects the interests of the creative individual and the state - people making great physical and mental effort to achieve the best results in the study of selected problems, and the government uses it to interested general public interest. Theoretically this is true, but is it in practice, how effective innovative mechanisms used by the state represented by the Ministry ofEducation and Science ofRussia and the social system in the form of the Higher Attestation Commission of the same public authority?

Keywords: innovation, dissertation, scientific degree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.