DISPROPORTIONS IN LEVEL OF POWER SELF-SUFFICIENCY OF REGIONS: THE REASONS OF OCCURRENCE AND A MINIMIZATION WAY
Kirzhinova Karina Nurbievna, Post-graduate student,
Chair of Economic and Management, Adyghe State University, Maikop E-mail: [email protected]
Article is devoted research of disproportions in level of power self-sufficiency of regional economic systems. The reasons of existence of the power scarce and power provided regions reveal, possible directions of minimization of distinctions in power security are designated.
Keywords: power scarce region; power provided region; disproportions; self-sufficiency; power resources.
О
ГЧ
ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ
Статья посвящена исследованию диспропорций в уровне энергетической самообеспеченности региональных экономических систем. Раскрываются причины существования энергодефицитных и энергообеспеченных регионов, обозначены возможные направления минимизации различий в энергообеспеченности регионов. Ключевые слова: энергодефицитный регион; энергообеспеченный регион; диспропорции; самообеспеченность; энергетические ресурсы.
УДК 332.1
*чО
□
*
©
£3
1^1
© Киржинова К.Н., 2011 ^
Энергетические, как и любые другие природные ресурсы, крайне неравномерно распределены по территории страны. Основные запасы топливно-энергетических ресурсов сосредоточены в восточных регионах России (Сибирь и Дальний Восток), характеризующихся невысокой плотностью населения, вдали от основных потребителей. Вовлечение этих ресурсов в хозяйственный оборот оказывается очень затратным, а во многих случаях вовсе нецелесообразным.
Различия в запасах природно-энергетических ресурсов и стоимости их использования в различных регионах приводят к возникновению диспропорций в уровне их энергетической самообеспеченности (поданным Минэнерго, средний разрыв в энергообеспеченности регионов России составляет 20%). При этом большинство субъектов страны являются энергодефицитными, т.е. не обеспечивают баланса спроса и предложения энергоресурсов за счет источников, находящихся на их территории, покрывая недостаток путем приобретения тепла, энергии или энергоносителей у других регионов.
В Энергетической стратегии России до 2030 года [1] сглаживание данных диспропорций отмечено в качестве одной из наиболее важных задач энергетической политики России в сфере регулирования региональных энергосистем.
По мнению Г.А. Лукашова [2], существуют два пути минимизации диспропорций такого рода:
- развитие региональной, межрегиональной энергетической инфраструктуры;
- повышение уровня самообеспеченности дефицитных регионов.
Выбирая путь, важно правильно оценивать возможности удовлетворения регионом своих энергетических потребностей, в первую очередь стоимость энергии, получаемой в режиме самообеспечения. Возможно, что ее транспортировка (в виде электричества, топлива или энергоносителей), несмотря на затраты на перемещение, для данной территории окажется более выгодной в виду чрезмерно высокой стоимости развития местной генерации. В таких случаях первый путь минимизации диспропорций из вышеназванныхдвух, т.е. развитие энергетической инфраструктуры, окажется более приемлемым.
Второй же путь становится возможным после пересмотра структуры региональных топливно-энергетических балансов, как в части
КИРЖИНОВА Карина Нурбиевна,
аспирант,
кафедра Экономики
и управления,
Адыгейского
государственного
университета,
Майкоп
kaca-tka@yandex. т
использования энергии, уделяя максимум внимания вопросам энергосбережения, рационального использования имеющихся энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики, так и в части источников получения энергии и оценки возможностей разумного вовлечения в систему энергообеспечения субъекта дополнительных источников, в том числе нетрадиционных (возобновляемых), которые ранее не учитывались при анализе энергетической самообеспеченности региональных экономических систем.
Энергия, полученная от альтернативных источников, является, как правило, дешевой (в силу неисчерпаемости источника), и экологически чистой (негативное воздействие на окружающую среду при использовании нетопливных энергоресурсов в десятки раз ниже, чем при традиционной генерации).
Как показывает мировой опыт, лидерами в развитии производства энергии из нетрадиционных источников являются страны, которые испытываютдефицит в традиционных собственных топливно-энергетических ресурсах: это Исландия (около 25% приходится на долю ВИЭ, в основном используется энергия геотермальных источников), Дания (20,6%, основной источник - энергия ветра), Португалия (18%, основные источники - энергия волн, солнца и ветра), Испания (17,7%, основной источник -солнечная энергия) и Новая Зеландия (15,1%, в основном используется энергия геотермальных источников и ветра) [3]. Недостаток топливных ресурсов должен привести к поиску других альтернатив и в энергодефицитных регионах России.
Электроэнергетика России на протяжении значительного времени своего существования развивалась по первому пути. В стране, протяженностью 171°21’ или 11,4 часа, графики работы энергосистемдостаточно сильно различаются по времени, и суточные пиковые нагрузки в одном регионе покрывались за счет перераспределения энергии из других районов, в которых в это время объем потребления снижался. Причиной создания такой единой системы энергоснабжения явились именно значительные (до 10 раз) различия в стоимости производства 1 КВт электроэнергии в разных регионах страны. С учетом этого развитие инфраструктуры оказывалось экономически более выгодным, чем развитие местной генерации в энергодефицитных регионах, несмотря на то, что для перемещения такого количества энергии между региональными энергосистемами требовались высокие показатели
напряжения и пропускной способности магист-ральныхлиний электропередач.
Функционирование системы в прежнем режиме сочли неэффективным по ряду причин, главной из которых стал износ (как моральный, таки физический) большей части оборудования отрасли. Рост неплатежей во всех сферах, в том числе и в электроэнергетике, ставший результатом общеэкономического российского кризиса 90-х гг., ограниченность бюджетного финансирования, привели к фактическомуотсутствию средств для строительства новых и замены и модернизации существующих генерирующих мощностей и линий электропередач, процесс обновления основных средств практически остановился.
Анализ основ законодательного регулирования энергосферы на государственном уровне показывает, что в настоящих условиях предпочтение отдается второму пути (повышению уровня самообеспеченности дефицитныхреги-онов) [4].
Согласно стратегической цели региональной энергетической политики, закрепленной в Энергетической стратегии до 2030 года [1], действия органов власти субъектов должны быть направлены на создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, что предполагает повышение самостоятельности регионов в решении вопросов энергообеспечения, включая контроль за рациональным использованием энергоресурсов и энергосбережение, производство тепловой и электрической энергии, а также поиск новых способов автономного удовлетворения потребностей промышленности и населения региона в энергии.
Эффективная реализация намеченных перспектив будет способствовать минимизации диспропорций в уровне энергообеспеченности регионов России.
Примечания:
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".
2. Лукашов Г.А. Методически подходы в оценке энергетического потенциала региона // Электронный научный журнал "Нефтегазовое дело". - 2011. - № 2 - С. 347-354.
3. Рагин Э. Развитие альтернативной энергетики в России // Информационное агентство ФИНМАРКЕТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.rU/z/nws/pressinf.asp7idH26 0203&^=6.
4. Шовгенов, Т.М. Стратегическое планирование как экономический механизм обеспечения социально-экономического развития ЮФО / Т.М. Шовгенов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 2 (19).