_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 331.5
И.Ф. Зиновьев, д.э.н., профессор кафедры таможенного и торгового дела ИЭиУ КФУ имени В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация Ф.В. Зиновьев, д.э.н., профессор кафедры управления персоналом и экономики труда
ИЭиУ КФУ имени В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация
ДИСПРОПОРЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Аннотация
В статье раскрыты проблемы структурного несоответствия вакансий отечественного рынка труда реализуемой модели подготовки кадров различного уровня квалификации и предложены пути их решения. Рассмотрены формирующиеся тенденции в мотивационных установках российской молодежи и выявлены структурные группы их классификации.
Ключевые слова
Ценностные установки, безработица, структурные проблемы рынка труда, взаимодействие молодежи, вуза и работодателя, механизмы эффективной реализации человеческого потенциала.
На отечественном рынке труда начинают формироваться новые деструктивные тенденции, не позволяющие в полной мере реализовывать накопленный человеческий потенциал и приобретающие самоинициирующий характер. На момент исследования численность людей трудоспособного возраста (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики) "составляет 75,9 миллионов человек (52 % от общей численности населения страны)" [1]. И, не смотря на то, что за последний год "усилиями Роструда удалось "вывести из тени" порядка 800 тысяч человек официально зарегистрировано и платит НДФЛ лишь 48 миллионов человек" [2]. Следовательно, следует считать обоснованными результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости (обследования рабочей силы), проведенного по состоянию на вторую неделю декабря 2015г., согласно которым, "уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил лишь 65,3%" [3, с. 222]. Оставляя за рамками исследования степень валидности официальных данных, допустимо констатировать, что "средний возраст безработных в декабре 2015г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,8%, а лица в возрасте 50 лет и старше, - 19%" [3, с. 227]. Анализируя уровень отечественной безработицы (рассчитанный по методологии МОТ с исключением сезонного фактора на основе программы "DEMETRA 2.2"), был выявлен его устойчивый повышающийся тренд с июля 2014 г. на 0,04375 п.п. в месяц. Такая динамика безработицы заставляет скептически относиться к достоверности данных Федеральной службы государственной статистики, согласно которым "к январю 2016 г. уровень официальной безработицы в стране составляет 5,8% экономически активного населения" [3, с. 226].
В рамках самой безработицы окончательно сформировалась и еще одна деструктивная тенденция, выявленная в рамках исследований Российской академии наук, согласно которой "численность долгосрочных безработных близка к трети всего безработного контингента" [4, с. 16]. Данный тренд свидетельствует о структурной не сопряженности между характеристиками вакантных рабочих мест и претендентов на них. Полагаем, что именно поэтому "годовая численность мотивированного к труду неактивного населения и долгосрочных безработных в разы превосходит ежегодное демографическое выбытие трудовых ресурсов" [4, с. 16].
Целевым исследованием данной проблематики и поиском решения выявленного дисбаланса занимался Ф.Шереги, который сопоставил данные о профессиональном образовании определенного уровня и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
"статусных нишах" на рынке труда, соответствующих ему (табл. 1). Согласно выдвинутой им рабочей гипотезе, выпускникам профильных учебных заведений предстоит занять вакантные рабочие места в существующих на рынке труда страны пропорциях.
Таблица 1
Существующая структура российского общества по статусным нишам и образовательному цензу [5, с. 292]
Статусы Доля от общего трудоспособного населения, % Требуемый минимальный уровень профессионального образования
Государственные и промышленные руководители высшего и среднего уровня 7,4 Высшее
Техническая и гуманитарная интеллигенция (врачи, учителя, инженеры и т. д.) 19,1 Высшее
Квалифицированные рабочие 30,3 Среднее
Служащие средней квалификации 13,4 Среднее
Неквалифицированные рабочие 16,7 Начальное
Рабочие сельского хозяйства 4,4 Начальное
Работники сферы услуг 8,7 Начальное
Проведенный анализ позволил констатировать несоответствие совокупного спроса на специалистов соответствующей квалификации фактической структуре выпускников профильных учебных заведений страны (табл. 2). Допустим вывод о том, что на рынке труда России сформировалась практически обратная корреляция между образовательным уровнем кандидатов на вакантные места и легкостью трудоустройства на них.
Таблица 2
Соотношение числа обучающихся с квалификационными потребностями рынка труда (в % от общего числа обучающихся) [5, с. 293]
Уровни профессионального образования Потребность рынка труда в выпускниках системы профессионального образования (в долях от общего числа обучающихся) Доля от общего числа обучающихся, %
Высшее профессиональное образование 26,5 65,0
Среднее профессиональное образование 43,7 34,4
Начальное профессиональное образование 29,8 19,2
Приведенные рассчеты подтверждаются и объективной статистикой и данными выборочных опросов, согласно которым "трое из четырёх выпускников вузов не работают по полученной специальности или не могут по ней устроиться по причине отсутствия вакансии" [5, с. 294]. Однако, необходимо отметить и наличествующее несоответствие качества подготовки выпускников профильных учебных заведений ожиданиям их потенциальных работодателей на рынке труда (табл. 3).
Таблица 3
Мнение руководителей служб подбора персонала предприятий о качестве подготовки в профессиональных
образовательных учреждениях выпускников, устраивающихся на работу, % [5, с. 294
Мнение Окончившие ПТУ, лицей Окончившие техникум, колледж Окончившие вуз
Качество подготовки высокое и по теории, и по практическим вопросам; после прихода на предприятие выпускники сразу начинают эффективно работать 13,6 13,4 18,6
Приходящие на предприятие выпускники подготовлены хорошо теоретически, однако практических навыков работы не имеют и, чтобы работать эффективно, должны дополнительно пройти практику на предприятии 52,2 63,0 62,2
Приходящие на предприятие выпускники теоретически под- готовлены слабо, а также не имеют практических навыков работы, им приходится совершенствовать свои профессиональные навыки на предприятии 27,9 20,4 14,6
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
Продолжение таблицы 3
Приходящие на предприятие выпускники в профессиональном отношении совсем не подготовлены, поэтому их приходится переучивать 6,3 3,2 3,7
Итого подготовлены в профессиональном отношении неудовлетворительно («профессиональный балласт» — сумма строк 3 и 4) 34,2 23,7 18,3
В условиях столь явного несоответствия качества подготовки выпускников учебных заведений потребностям рынка труда, профессиональный потенциал лучших из них концентрируется в видах экономической деятельности, способных предложить наиболее комфортные и высокооплачиваемые условия труда. Согласно структуре распределения численности занятых по уровню образования, "самым притягательным для работников с высшим профессиональным образованием является сектор услуг. Доля занятого населения в возрасте 15-29 лет составляет 23% в обрабатывающих производствах, тогда как в государственном управлении, финансовой деятельности, торговле и гостиничном бизнесе - 32%" [4, с. 16].
Следует признать не случайным тот факт, что "противоречие между собственниками предприятий и наемными работниками вышло в их общем списке на третье место после противоречия между обществом и государством, а также противоречия между богатыми и бедными. Более того - значимость данного противоречия непрерывно растёт все последние годы" [6, с. 19]. Допустимо предположение о том, что несоответствие качества образования и ожиданий работодателей будет в ближайшем будущем стимулировать последних ужесточать требования к кандидатам на вакантные места и (как следствие) увеличит долю нетрудоустроенной молодежи.
На момент исследования "пик безработицы среди молодежи приходится на возраст 20-24 лет" [4, с. 15], следовательно, процесс накопления кадрового потенциала при неизменных тенденциях на рынке труда и в сфере образования в стране уже лишен экономической целесообразности. В России "пока не создано достаточного количества рабочих мест для высокообразованной молодежи" [5, с. 275], а доля выпускников вузов, трудоустроившихся не по полученной специальности, по данным исследования Института социологии Российской академии наук, "на протяжении последних 8-10 лет достигает 75%" [5, с. 294].
Следует признать, что россияне, стремящиеся к сохранению своей востребованности и конкурентоспособности на меняющемся и ужесточающемся рынке труда, пытаются адаптироваться и уже формируется значимая тенденция повышения квалификации и/или получения дополнительного образования за свой счет в негосударственных учебных заведениях. "Лишь один из пяти респондентов обучается в рамках государственных бюджетных программ. Остальные четверо (около 4,5 млн чел.) получают дополнительное образование или повышают квалификацию в частных и корпоративных учебных заведениях дополнительного профессионального образования или самостоятельно"[5, с.290]. Выявленная тенденция актуальна не только для работающей молодежи. В современных реалиях экономических проблем страны, работающие специалисты уже "с 40 лет начинают ощущать снижение уровня жизни, хотя их профессиональный опыт, физические возможности должны были бы приводить к противоположной тенденции" [4, с. 17]. Для работников старше 55 лет указанные тренды еще более значимы. Согласно исследованиям международного рекрутингового агентства Kelly Services, "в России фокус на этой группе сотрудников готовы делать только 13% опрошенных руководителей предприятий, а 44% менеджеров по персоналу ожидают увидеть сокращение их количества" [7].
Одной из форм борьбы за свое рабочее место и перспективы карьерного роста становится получение бизнес-образования (рис. 1), способствующий росту спроса на полноценные программы MBA. И, не смотря на то, что степень MBA не является гарантией значимого роста заработной платы в краткосрочной перспективе, ее обладатели обоснованно рассчитывают на рост своей востребованности на рынке труда. "Обладателей бизнес-образования ищут преимущественно на позиции высшего руководства и топ-менеджмента (74%), чуть реже — на должности руководителей отделов (50%)" [8].
Согласно результатам исследования Kelly's Hiring Manager, руководство крупных отечественных компаний начинает системно предпринимать усилия по удержанию и развитию носителей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
интеллектуального потенциала среди молодых специалистов, занятых у них. "43% российских респондентов уже предлагают гибкий график работы, а еще 17% планируют делать это в следующем году.
Рисунок 1 - Как влияет наличие бизнес-образования на размер заработной платы сотрудника [8]
Помимо гибкого графика работы 41% менеджеров по персоналу используют гибкие формы занятости, при этом 26% опрошенных планируют внедрить гибкие формы занятости в ближайшее время" [7].
Осознавая тот факт, что мероприятия, связанные с корпоративной социальной ответственностью, формированием моральных устоев и командногодуха, являются мощным стимулом самоидентификации и самореализации для поколения Миллениум, "67 % российских компаний планирует оплачивать предоставляемые креативным талантам из поколения У образовательные программы, 52 %, - проекты связанные с социальной ответственностью" [7]. Учитывается и тот факт, что ментальность россиян по отношению к "патернализму" государства (как основы гарантий уровня жизни) стремительно меняется. Допустимо констатировать "тихую социальную революцию", свершившуюся за последние несколько лет (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика установок на самодостаточность и зависимость россиян (выбор в парах альтернативных суждений), 2005 - 2015 гг., % [6, с. 22]
Если "еще четыре года назад группа "самодостаточных россиян" была вдвое меньше группы россиян "зависимых" (34% против 66% в 2011 г.), то сегодня масштабы этих групп заметно сблизились (45 и 55%)" [6, с. 21]. Одновременно с этим, "лишь 25% молодежи в возрасте до 25 лет готовы отказаться от личного благополучия ради решения проблем общества в целом" [6, с. 13], что свидетельствует о глубинных трансформациях в ценностных установках молодежи и ее самоустраняемости от ответственности за решение проблем всего российского социума.
Неверие в действенность предпринимаемых государственными институтами и институциами усилий
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
по повышению уровня жизни и условий реализации человеческого потенциала ведет к очевидному недоверию органам государственной власти. "75 % из опрошенных Левада-Центром россиян рассчитывают только на собственные возможности и силы при решении своих финансовых проблем обеспечения достойного уровня жизни, однако уверенность в успешности своих усилий высказало лишь 69 %" [9, с. 22]. Значимое превышение уровня "самоориентированных" над уровнем "успешных" (табл. 4) свидетельствует о вынужденном характере применения данной модели поведения и утрате доверия к декларируемой идее построения социально-ориентированного государства.
Служение стране и интересам своего народа перестает быть для россиян безоговорочной ценностью. Поведение российского общества все меньше зависит от власти, "бюрократизация и коррумпированность которой разрушают ту систему норм и ценностей, в которой именно государство является "становым хребтом" нации и общества" [6, с. 17]. "Противоречия между чиновниками и гражданами в числе основных конфликтов современного российского общества называют 25% россиян, а противоречия между властью и народом, - 32%. О противоречиях между обществом и государством в двух ипостасях последнего ("власть" и "чиновники") говорит более половины россиян, что намного больше, чем даже о противоречии между богатыми и бедными (37%)" [6, с. 18].
Таблица 4
Успешность россиян в достижении различных жизненных целей, 2015 г., % (отранжировано по уже добившимся своих целей) [6, с. 24]
Сфера достижения успехов Уже добились, Пока не добились, но Хотелось бы, но вряд В жизненных планах
чего хотелось считаю, что это по силам ли смогут добиться этого этого не было
Иметь надежных друзей 74 17 7 2
Честно прожить свою 63 28 5 4
жизнь
Создать счастливую семью 61 28 9 2
Иметь свою отдельную квартиру/дом 58 27 11 3
Воспитать хороших детей 49 42 6 2
Получить хорошее образование 46 17 22 14
Жить не хуже других 44 37 15 4
Стать хорошим профессионалом 43 35 11 10
Иметь интересную работу 43 31 20 5
Заниматься любимым 41 30 23 6
делом
Получить престижную работу 28 27 31 14
Иметь много свободного 21 30 30 18
времени и проводить его в
свое удовольствие
Сделать карьеру (профессиональную, 17 31 19 33
политическую или общественную)
Побывать в разных странах 10 29 37 23
мира
Влиять на то, что 5 16 23 55
происходит в обществе или
том месте, где Вы живете
Иметь собственный бизнес 4 19 24 63
Занять высокое положение 4 17 19 59
в обществе
Иметь доступ к власти 4 7 14 75
Стать богатым человеком 2 20 38 39
Стать знаменитым 2 7 15 75
Существование острых противоречий между собственниками предприятий и наемными работниками "22% россиян в 2015 г. отнесли к важнейшим проблемам отечественного социума" [6, с. 18]. По итогам
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
исследований международного рекрутингового агентства Kelly Services, "лишь 37% работников лояльны по отношению к своему текущему работодателю" [7]. Почти половина опрошенных ориентированы на поиск нового места работы. Удержать 40% сотрудников способно лишь предметное "обсуждение возможностей карьерного развития и более гибкая оплата труда, привязанная к непосредственным его результатам" [7].
Напряженность ситуации на рынке труда, вызванная растущей мобильностью и независимостью реальных профессионалов, косвенно подтверждается итогами опросов Федерального агентства научных организаций, согласно которым "45% занятых готовы пойти на снижение зарплатных ожиданий ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства на новое место" [5, с. 281].
Проведенное Институтои социологии РАН исследование взаимосвязи уровня материальной обеспеченности и доверия к государственным институтам исполнительной власти в стране (табл. 5), позволило сделать вывод о том, что "Существующая институциональная система функционирует преимущественно в интересах благополучных слоев населения, они же, в первую очередь, обеспечивают ей поддержку" [6, с. 20]. При этом, негативное влияние текущего кризиса в большей степени сказывается на материальной обеспеченности наиболее бедных групп населения страны.
Сложившееся социальное противоречие гарантированно ведет к росту двойственной тенденции среди бедных по отношению к государственным институтам. Группа "бедных по доходам" будет пытаться найти правоприемлемый выход за счет собственных источников заработка и умеренно надеяться на помощь со стороны государства. "Бедные по доступности" продолжат уповать на адресную помощь и заботу со стороны государственных институтов, оказывая им поссивную поддержку и одобрение.
Таблица 5
Доверие россиян государственным и общественным институтам в зависимости от уровня материальной
обеспеченности, 2015 г., % [6, с. 20]
Доверяют Уровень материальной обеспеченности
Хорошо Удовлетворительно Плохо
Президенту России 89 80 55
Правительству России 72 56 31
Руководителю республики, губернатору Вашей области, 56 46 28
края
Органам местного 46 29 17
самоуправления
Политическим партиям 30 17 9
Телевидению 47 37 29
Профсоюзам 42 28 18
Судебной системе 47 25 15
При этом "убежденность в ответственности государства за обеспечение нормального уровня благосостояния для всех граждан или для тех, кто попал в трудное положение, выразили 46 % и 29 %, соответственно" [9, с. 22]. Столь устойчивые и распространенные установки "на пассивную жизненную позицию и внешний локус-контроль формируют завышенные жизненные ожидания, которые сразу же переводятся в разряд недостижимых мечтаний, и как следствие, развивают ощущение собственного неуспеха, несправедливости жизни" [6, с. 25]. Вне коренного пересмотра ценностных ориентиров по отношению к источникам формирования благосостояния домашние хозяйства из этой группы не смогут изменить ни свой материальный достаток ни свой социальный статус и будут продолжать иждевенческое существование на пороге уровня выживаемости.
На рынке труда страны формируются новые структурные тенденции, связанные с активизацией жизненной позиции значимой части населения России. Происходящие изменения оказывают негативное влияние, в первую очередь, на наименее обеспеченные группы населения, повышая их риск утраты рабочего места и еще большего снижения уровня жизни таких домохозяйств. При этом существующая система государственных институций ориентирована, преимущественно, на поддержку обеспеченных и активных граждан и пользуется их поддержкой. Активизация жизненной позиции значимой части россиян вызвана не реализуемой социальной политикой, а вынужденной ориентацией на собственные силы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Т. Фомченков. Число бедных в России выросло до максимума с 2006 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rg.ru/2016/03/21/chislo-bednyh-v-rossii-vyroslo-do-maksimuma-s-2006-goda.html (дата обращения 26.03.16)
2. О. Голодец. Численность бедных в России достигла 22 миллионов человек. [Электронная версия]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/07/13/golodec-site-anons.html (дата обращения 26.03.16)
3. Доклад Федеральной службы государственной статистики "Социально-экономическое положение России" за январь-декабрь 2015 г. [Электронная версия]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/social/osn-12-2015.pdf (дата обращения 27.03.16)
4. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. / Доклад Российской академии наук // под ред. академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. М.: РАН, 2013. - 93 с.
5. Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. — Москва: Новый хронограф, 2015. —464 с.
6. Российское общество: год в условиях кризиса и санкций. Информационно-аналитический материал по итогам общероссийского социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 2015. - 48 с.
7. Рабочее место 2020. Исследование Kelly's Hiring Manager Survey 2015 год. [Электронная версия]. -Режим доступа: http://www.kellyservices.ru/uploadedFiles/-1Images/MISC_Images/RU_Docs/ The%202020%20Workplace%20V6_RU_.pdf
(дата обращения 29.03.16)
8. Исследование HeadHunter: Наличие бизнес-образования. [Электронная версия]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/blog/headhunter/2014/05/27/6785
(дата обращения 29.03.16)
9. Общественное мнение -2015. Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2016 - 308 с.
© Зиновьев И.Ф., Зиновьев Ф.В., 2016
УДК 33
К. Ю. Иванова
Студент группы 13Эк(б)БУА(ОГИМ) Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье обоснована важность финансового анализа в оценке деятельности предприятия, подчеркивается усиление роли анализа финансового состояния и финансовой деятельности, показаны возможности минимизации финансовых потерь и поднятия уровня показателей экономической деятельности предприятия.
Ключевые слова
Финансы, финансовые ресурсы, финансовый анализ, управление финансовыми ресурсами предприятия, показатели эффективности использования финансовых ресурсов.
В экономической литературе выделяется несколько точек зрения относительно содержания анализа