Шарипова Надежда Александровна,
ст.преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18
р.т.8(3812) 69-29-76
ДИСКУТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.
Ключевые слова: Дискутивной технологии, дискуссия, средства и методы.
В практическом обучении в качестве приемов активизации используются методы активного обучения. По классификации Н.В. Чекаливой они могут быть:
Имитационные приемы. Ценность заключается в воспроизведении реальности окружающей студента. Такие методы способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать, делать определенный вывод, моделировать возможное поведение. Сюда можно отнести - ролевые игры, деловые производственные игры, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм», анализ случайных ситуаций.
Неимитационные приемы активизации образовательного процесса. Это - реальные действия, в которых студенты являются действительными и действующими участниками, что формирует умение анализировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения и выбирать лучший вариант - проблемная лекция, дискуссия, семинар, беседа, защита проектов и другое [2].
Цель дискутивной технологии - обучение студентов логично и доказательно отстаивать свою точку зрения, позицию, мнение. При этом реализуется еще одна цель: научить студентов в дискуссии принимать компромиссны решения, удовлетворяющие большинство членов дискутирующей группы.
В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Под инициирующей дискуссией понимается дискуссия, искусственно и искусно управляемая преподавателем. Обязательным элементом дискуссии является обучение студентов постановке двух групп вопросов - «на уточнение» и «на развитие»; а также проблемных вопросов.
Элемент управления дискуссией со стороны преподавателя является неотъемлемой частью дискутивной технологии, так как именно преподаватель регулирует правила дискуссии и контролирует их выполнение. Универсальность дискутивных технологий в том, что они применимы в рамках предметных технологий, а эффективность заключается в создании пространства развития ведущих психических функций (мышления, внимания, памяти, речи) и организации условий формирования общеучебных умений и навыков (Маврина И. А).
Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. В качестве примера возьмем телевизионные ток-шоу. Данная форма позволяет включить в процесс большое количество студентов и как воспитательная форма имеет следующие достоинства:
• обсуждаются проблемы, волнующие студентов, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
• аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
• ведущий (преподаватель или заранее подготовленный студент) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
• в ходе ток-шоу мнение преподавателя не навязывается студентом, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
Ситуации нравственного выбора могут быть представлены различными средствами и методами:
• «история маски»;
• содержание ситуации цитируется из книги, журнальной или газетной статьи;
• ситуацию вспомнил из своей жизни студент и рассказал ее аудитории;
• инсценировка ситуации;
• ситуации записаны на отдельных карточках, одна из ситуаций выбирается для обсуждения
Технологическая цепочка проведения ток-шоу
1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.
• С уважением относимся друг к другу.
• Чтобы высказаться, поднимаем руку.
• Порядок выступлений определяет ведущий.
• Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы,
фильмов и т. д.
• Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.
• Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
3. Выдвигается проблема обсуждения
4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального обоснованного решения проблемы).
6. Подведение итогов дискуссии [1]
Подготовительная работа:
1. Коллектив делиться на микрогруппы.
2. Предлагается выбрать одно из заданий для проведения ток-шоу
• изучить материал по Омской области, уделив внимание достопримечательностям города и области,
• провести мониторинг общественного мнения по вопросам:
«Я провожу свой отпуск за пределами Омской области, так как......»
«Я провожу свой отпуск на территории Омской области, так как.......»
«Я всегда отдыхаю за рубежом, так как.......»,
• собрать информацию об отношении Администрации Омской области к местному туризму, используя вторичные источники информации,
• представить списки туристических агентств предоставляющих услуги отдыха по Омской области (цена, оказываемые услуги),
• выяснить использую отзывы туристов (размещенные в Интернете) мнения об отдыхе на территории Омской области.
3. На ток-шоу должны быть представлены участники от каждой группы - руководитель агентства «ОмТур», представитель от Администрации, специалист маркетинговой фирмы.
4. Формируются 2-3 вопроса для обсуждения.
5. Создаются две группы студентов, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему. В ходе дискуссии им необходимо рассмотреть все вопросы исходя из своей роли.
ТОК-ШОУ «Давайте обсудим»
Тема: маркетинговая стратегия туристической компании «ОмТур».
Цель - выбор альтернативных маркетинговых стратегий в условиях неблагоприятной внешней макросреды маркетинга.
Проблемная ситуация - на макроуровне проблема заключается в том, что поступления в бюджет от туризма занимают предпоследнее место. Кроме этого, неэффективно регулирует рынок туристических услуг, допуская существование нечестной конкуренции. В результате малому туристическому бизнесу невыгодно заниматься въездным туризмом по сравнению с выездным туризмом.
На микроуровне проблема заключается в правильном выборе маркетинговой стратегии туристической фирмы в неблагоприятной внешней среде. Омская область обладает достаточным набором достопримечательностей и ресурсов для привлечения внутренних туристов.
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом можно увеличить объем продаж имеющихся услуг и туров существующим рыночным сегментам компании «ОмТур»?
2. Какие новые рынки для продажи услуг и туров компании «ОмТур» можно найти и привлечь?
3. Какие новые туристические туры и услуги можно предложить существующим клиентам компании «ОмТур»?
4. Какие новые рынки можно освоить и предложить потенциальным потребителям новые туристические услуги и туры?
Так обсуждение вопроса: «Какие новые туристические туры и услуги можно предложить существующим клиентам компании «ОмТур» предполагает творческую дискуссию о новых видах туристических услуг и туров. Например, интерес может вызвать обсуждение студентами климатических условий Омской области и их влияния на разработку новых туристических услуг. Пессимистичным студентам, можно привести примеры Дисней-парка во Франции, аквапарка в Финляндии и проекта аквапарка в г. Санкт-Петербурге.
Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа.
Литература
1. 50сценариев классных часов/М.: Центр «Педагогический поиск», 199 - 160с
2. Ворожищева, Н.Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Омск: ОмГПУ - 2001. - 28с