Л. А. Бершадская, А. С. Биккулов, А. В. Чугунов
ДИСКУССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА И ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ*
В статье представлены результаты исследований социальных медиа. Проведенное авторами исследование было посвящено анализу дискуссий в социальной сети Шуе^ита! о принятии законов в России. Исследование было проведено с помощью автоматизированных средств веб-центра «Социодинамика», разработанного в НИУ ИТМО в 2012 г По результатам делается вывод о том, что реальные процессы находят свое отражение в дискуссиях в социальных сетях.
Ключевые слова: социальные медиа, исследовательские инструменты, электронная демократия, автоматизированные исследовательские инструменты.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время социальные сети и блогосфера не только формируют специфическое поле массовой коммуникации, но и становятся предметом исследования и источниками данных о мнениях граждан, прежде всего социально активных групп населения.
Блоги и персональные сайты существенно упростили общение политиков и избирателей, предоставив возможность обратной связи. На современном этапе активного развития социальных сетей и других социальных медиа исследователи обращаются к ним как к источнику получения информации об оценке деятельности политиков и органов власти, а также о специфике взаимодействия власти с гражданами. В условиях активного развития социальных сетей важной исследовательской задачей является разработка моделей воздействия на общественное мнение в социальных сетях, а также механизмов обнаружения фактов манипуляции, что может являться результатом работы политтехнологов и других специалистов. Вместе с тем особую практическую значимость представляет задача сопоставления данных, отражающих объективную картину (оффлайн опросы общественного мнения, статистика и др.), с контекстом обсуждений тех же самых явлений или процессов в социальных сетях.
* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме: «Исследование востребованности услуг электронного правительства среди населения методами веб-ориентированных автоматизированных программных средств».
© Л. А. Бершадская, А. С. Биккулов, А. В. Чугунов, 2013
По данным исследования, проведенного кампанией ComScore в 2012 г., Россия заняла третье вместе в мире по количеству времени, проведенному в социальных сетях (9,6 часа) (Top 10 Global Markets..., 2012). Таким образом, можно предположить, что российская блого-сфера в настоящее время уже представляет собой вполне адекватный объект политологического исследования. В статье представлены результаты исследования дискуссий в социальных сетях с применением автоматизированных методов анализа данных и обозначены задачи проекта, ориентированного на исследование востребованности услуг электронного правительства среди населения методами социодина-мики.
социальные медиа в дискурсе политологических исследований
В мировой практике имеется множество примеров исследования взаимодействия граждан в социальных сетях, относящихся к обсуждению работы органов власти, принятия законов, оказания государственных услуг.
П. Собковиц и др. (Sobkowicz et al., 2012) представили модель формирования общественного мнения с помощью социальных медиа. Авторы использовали метод автоматизированного контент-анализа социальных медиа, что позволило идентифицировать новые тенденции в обществе, взгляды, склонности, настроения, отношения и ожидания заинтересованных групп или общества в целом.
В качестве примера прикладной работы можно привести исследование интернет сообщества и социальных сетей эмигрантов, переселившихся в Нидерланды (Meijer et al., 2012), которым необходима помощь в получении государственных услуг. В этой работе рассматриваются пиринговые сообщества граждан как основной ресурс для поддержки работы социальных служб. Исследователи считают, что правительственным структурам следует искать новые способы интеграции с активными сообществами, поскольку именно эти «цифровые» связи между гражданами могут эффективно работать и служить ценным дополнением к традиционным источникам информации.
В 2012 г. в США было проведено исследование влияния коммуникации в социальных медиа на политическую активность граждан с применением метода анкетирования (объем выборки 2,2 тыс. чел.) (Rainie et al., 2012). В результате было установлено, что воздействие социальных медиа на демократическое участие граждан имеет все большую значимость. В частности, пользователь социальной сети Facebook, который посещает ее несколько раз в день, с вероятностью более чем в два с половиной раза посетит съезд партии или встречу
с политиком. Пользователя социальной сети с большей вероятностью можно убедить голосовать за определенного кандидата, чем человека, не использующего социальные медиа (вероятность на 57% больше). Таким образом, по мнению исследователей, социальные медиа служат эффективным каналом воздействия на политические ориентации и гражданскую активность.
В США проводятся исследования и на местном уровне, например, одна из работ посвящена изучению различных социальных медиа и онлайн-сервисов (Twitter, Facebook, Flickr, YouTube) с целью выявления проблем граждан в режиме реального времени и реагирования на вопросы, касающиеся общественной безопасности в г. Арлингтон (США). На основе исследования автоматизированными методами была получена информация о наиболее часто упоминаемых проблемах, волнующих граждан, а также оценен масштаб пользователей социальных сетей, вовлеченных в обсуждение тематик, связанных с городскими проблемами.
Технологическое развитие последних двух десятилетий является катализатором изменений в политическом коммуникационном пространстве, которые происходят в нескольких направлениях (Болгов, 2012). Во-первых, широкий спектр акторов, участвующих в политике, воспринял использование передовых технологий. Негосударственные акторы (в частности, СМИ, бизнес, НПО, группы граждан), действия которых выходят за пределы территории конкретного национального государства, используют новые технологии для достижения тактических и стратегических целей. Эти средства включают в себя деятельность в сети Интернет для вербовки новых членов, сбора средств, передачи информации, а также привлечения внимания общественности. Во-вторых, получили широкое распространение страницы политических деятелей и целых ведомств в социальных сетях. С ростом создаваемого пользователями контента и технологий Web 2.0 (YouTube, MySpace, Twitter, Google Maps) участниками информационного пространства госуправления становятся не только чиновники, но и обычные люди (журналисты, общественные активисты и даже солдаты), которые размещают в Интернете в режиме общего доступа фотографии, видеозаписи, свои впечатления и комментарии по тем или иным вопросам государственного и местного управления.
В 2011-2012 гг. в России были проведены исследования активности использования блогосферы органами власти и отдельными политиками. Выяснилось, что региональная власть представлена в блогах шире, чем федеральная. Личные блоги получают комментарии чаще, чем официальные, при этом Live Journal является самым популярным для этого ресурсом. В 2012 г. был проведен анализ репутации органов государственной власти в блогосфере (Быков, Филатова, 2011; Фила-
това, Филиппова, 2012). На примере Росприроднадзора было показано, что деятельность самой организации может получить положительные оценки от граждан, в то время как отдельные персоналии могут вызывать и крайне негативную реакцию.
Безусловно, социальные медиа становятся объектом политологических исследований, и, учитывая те объемы информации, которые ежедневно в них появляются, создание автоматизированных инструментов для проведения исследований в социальных сетях является важной задачей на современном этапе.
инструментарий изучения активности пользователей в социальных сетях
В России на данном этапе имеется ряд исследований политических процессов в социальных сетях, но они зачастую не имеют комплексного характера. Вместе с тем политическую ситуацию можно охарактеризовать как динамично развивающуюся (митинги, выборы, принятие новых законов). Все эти явления находят свое отражение в обсуждениях пользователей социальных сетей.
В 2012 г. в НИУ ИТМО на базе платформы CLAVIRE разработан веб-центр «Социодинамика» (http://socio.escience.ifmo.ru/) (Иванов и др., 2011). Появление автоматизированных инструментов исследования и анализа виртуальных сообществ позволяет на новом уровне применять активно развивающийся сегодня сетевой подход к исследованию неформальных сообществ, получая интересные и наглядные результаты.
В рамках проведения исследования была поставлена задача выявить характер и свойства сообщества, интересующихся и обсуждающих определенную тематику.
Для реализации сценариев использовались данные по тематике законов о пропаганде гомосексуализма и педофилии, принятие которых в регионах России вызвало волну обсуждений, в основном со стороны правозащитников и собственно представителей сексуальных меньшинств, так как, с одной стороны, эти законы практически бесполезны, потому что как любая сексуальная пропаганда в отношении несовершеннолетних (на защиту которых в основном направлены законы) и так запрещена. С другой стороны, этот закон фактически запрещает проведение гей-парадов и других акций, что противоречит международно-принятому законодательству, в результате чего Европейский суд по правам человека в Страсбурге уже присудил Правительству РФ выплатить штраф в размере 50 тысяч евро за незаконное ограничение прав сексуальных меньшинств по факту отказов в проведении общественных акций.
Для решения частной поставленной задачи с использованием инструментария веб-центра «Социодинамика» был реализован следующий исследовательский сценарий:
• построение социограммы неформального сообщества, анализ скорости и каналов распространения информации;
• анализ и прогноз индексов общественных настроений, мониторинг манипуляций мнениями.
Для выполнения исследовательского сценария была использована цепочка заданий из следующих этапов:
• извлечение информации о сети неформального сообщества пользователей LiveJournal с помощью пакета краулинга на основе поиска по заданному набору ключевых слов;
• расчет основных показателей сети неформального сообщества (плотность сети, смежность и т. д.);
• построение социограммы неформального сообщества;
• расчет частоты появления сообщений.
На основе ключевых слов по заданной тематике был выполнен кра-улинг (от англ. crawling — ползущий; процедура анализа веб-страниц; общий процесс загрузки страниц, просмотра текста и ссылок) русскоязычного сегмента социальной сети «Живой журнал» (ЖЖ), были сформированы сети и совокупности сообщений пользователей, содержащие упомянутые ключевые слова. Сеть составлялась на основе всех найденных сообщений с ключевыми словами и связей подписки между пользователями. Для визуализации и анализа выбирались только актуализированные в данной тематике пользователи сети, относительно недавно писавшие что-либо на заданную тему.
Первым шагом при выполнении исследовательского сценария стали отбор членов сообщества и построение его визуализированной со-циограммы.
На рис. 1 продемонстрирована визуализированная социограмма сообщества обсуждения темы, выполненная с помощью программного пакета Prefuse. Результат, при данном способе построения, является одновременно и социограммой, и схемой каналов распространения информации, так как на рис. 1 представлен ориентированный граф, построенный с учетом не только связей подписки (дружбы) пользователей, но и даты и времени сообщений, связанных с тематикой законов о пропаганде гомосексуализма (Бершад-ская и др., 2012).
В ходе анализа полученного неформальным сообществом пользователей, интересующихся тематикой «Законы о пропаганде гомосексуализма», были сделаны следующие выводы:
1. В сообществе относительно мало одиночек. Одиночные кружки/ точки обозначают пользователей, не связанных подпиской с другими
Рис. 1. Социограмма неформального сообщества, а также каналов распространения информации среди пользователей ЖЖ, обсуждающих тематику «Законы о пропаганде гомосексуализма и педофилии» (получено с использованием пакета Prefuse).
членами сообщества (на рис. 1 такого рода пользователи распределены по свободному пространству социограммы).
2. Явно проявляются процессы сетевой самоорганизации, охватывающие довольно большое количество членов этого неформального сообщества. Средняя степень вершины составляет 5.6, показатель смежности — 7.0. Эти параметры показывают относительно высокую сплоченность рассматриваемой неформальной группы.
3. Исследование позволило выделить наиболее влиятельных членов сообщества, лидеров мнений — по количеству сообщений, которые были «подхвачены» подписанными на этих лидеров мнений членов сообщества.
4. С помощью программных средств web-центра были рассчитаны характеристики частоты появления сообщений по тематике «Законы о пропаганде гомосексуализма». Результаты этих расчетов представлены на рис. 2.
Можно заметить, что на фоне достаточно стабильного уровня обсуждения данной тематики (в пределах нескольких сообщений в день) прослеживается явная взаимосвязь всплесков активности с внешними информационными поводами, которые обычно предшествуют на
ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 2
Рис. 2. Динамика количества сообщений в «ЖЖ» с ключевыми словами, связанными с законами «О пропаганде гомосексуализма» с 21 апреля по 20 июня 2012 г.
один день или идут вровень со всплесками публикационной активности. Основные всплески активности, обозначенные на рис. 2 буквами «В» с порядковым номером, вероятно, связаны со следующими событиями:
В1 — молебен у Храма Христа Спасителя (Москва) с лозунгами против гомосексуализма; публикации в СМИ о намерениях властей запретить пропаганду гомосексуализма в отношении несовершеннолетних.
В2 — задержание активистов гей-движения во время их шествия в Санкт-Петербурге; призывы в Интернете подписать петицию об отклонении рассмотрения гомофобных законопроектов на Украине; первое решение Петербургского суда по закону о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних.
В3 — обнародование полного текста вердикта по гей-пропаганде, признав гомосексуализм извращением.
В4 — рассмотрение закона «О пропаганде гомосексуализма» и признание его соответствующим федеральному законодательству.
В5 — несанкционированные пикеты гей-движения в Москве.
В6 — разработка системы штрафов за пропаганду (Новосибирская область).
В7 — в Интернете организован сбор подписей В. В. Путину с просьбой обратить внимание на проблемы пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений.
В8 — обжалование закона в Страсбургском суде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные процессы, происходящие в реальном пространстве и времени, находят свое отражение в обсуждениях в социальных сетях. Эти наблюдения дают основания полагать, что настроения пользователей социальных сетей являются отражением развития демократических процессов, а также элементов становления электронной демократии.
возможности исследований социальных сетей для задач государственного управления
В России отправной точкой для инициатив электронной демократии стала государственная программа «Информационное общество (2010-2020 гг.)», в рамках которой реализуется направление «Создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне». В рамках госпрограммы в конце 2011 г. была разработана государственная информационная система «Электронная демократия», одним из элементов которой является Единый портал электронной демократии Российской Федерации.
Этот портал (http://e-democratia.ru) создавался как унифицированная информационная система общего пользования, предназначенная для публичного обсуждения тем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и др.) открытых публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов. Однако этот ресурс не стал реальным катализатором активности граждан в сети.
В 2011-2012 гг. в России появились многочисленные общественные ресурсы электронной демократии: «Демократор»; «Демократия 2»; «Куда-Кому?», и другие краудсорсинговые проекты, как общероссийского, так и местного уровня.
И. В. Мирошниченко исследовала краудсорсинговые модели в публичной политике и выделила три типа: законотворческий, чрезвычайный и проекты вики-сотрудничества. По мнению автора, все эти проекты способствуют консолидации гражданского общества, вносят инновационные элементы в систему политического менеджмента, а также интеграции экспертного сообщества. Таким образом, на кра-удсорсинговых площадках происходит не просто высказывание мнений, но и выработка политических решений (Мирошниченко, 2012).
В настоящее время в России прошел этап законодательного закрепления концепции портала «Российская общественная инициатива», предполагающей публичное представление и голосование по предло-
жениям граждан в Интернете. По замыслу проекта власти будут рассматривать предложения, получившие поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года (аналогичная норма уже действует в Великобритании — http://epetitions.direct.gov.uk/). В начале 2013 г. в России создан инструментарий для учета мнения граждан — портал «Российская общественная инициатива» (http://www.roi.ru/).
Таким образом, в течение последних трех лет в России началось формирование институциональных основ электронной демократии, началом которых послужили директивные меры госвласти. При этом отмечается, что постепенно достаточно широкие слои общественности начали позитивно воспринимать подобные инициативы. Так, например, Д. Г. Камнев отметил формирование двух новых социальных сетей во время выборов Президента России в 2012 г.: «рабочие за стабильность» (граждане, работающие на предприятиях производственного характера, чаще всего градообразующих, и высоко оценивающие нынешнюю стабильность в стране); «богатые нерабочие за изменения» (жители крупных городов, задействованные в сферах бизнеса, культуры, инновационных предприятий, молодежь) (Камнев, 2012). Эти факты позволяют говорить о тесной взаимосвязи процессов электронной демократии и развития возможностей социальных сетей.
В современных условиях развития методов электронного управления, в частности механизмов электронной демократии, социальные сети становятся платформой для выражения гражданской позиции. Отмечается постепенный переход к концепции «объединенного государства», в которой акцент смещается с централизации государственного аппарата в сторону публичной ценности услуг государства (Сморгунов, 2012). Обсуждения в социальных сетях становятся индикатором отношения пользователей к изменениям и нововведениям. В частности, оценка дискуссий в социальных сетях позволяет проанализировать востребованность электронных государственных услуг, активно развивающихся в последние 3 года в России. Эти задачи решаются в НИУ ИТМО в рамках выполнения проекта «Исследование востребованности услуг электронного правительства среди населения методами веб-ориентированных автоматизированных программных средств».
Суть проекта заключается в проведении комплексной оценки востребованности услуг электронного правительства. Основная исследовательская задача состоит в сопоставлении картины, формируемой в «повестке дня» по теме услуг электронного правительства, а также сведений об обсуждаемости услуг электронного правительства в он-лайн-среде (Бершадская и др., 2012а). Соединение методов контент-анализа, анализа частотности поисковых запросов, а также краулинга
социальных сетей и оценки тональности сообщений пользователей позволит оценить уровень обеспокоенности населения проблемой электронных государственных услуг, а также качеством их предоставления, что отражает определенный аспект публичной ценности государственных услуг.
заключение
Представленные в статье результаты исследований подчеркивают значимость социальных медиа как объекта политологических исследований. Всплески обсуждений в социальных сетях позволяют говорить о выражении гражданской позиции пользователей, обсуждающих самые разные темы, в том числе принятие законопроектов. Участие граждан в обсуждении законопроектов в сети является признаком развития электронной демократии в обществе.
На данный момент можно констатировать, что в России не существует отлаженной системы мониторинга развития электронного управления, которая позволяет оценить это явление со стороны не только количественных, статистических, но и качественных, социологических характеристик (Чугунов, 2002). Вместе с тем оцениваемый масштаб перевода услуг в электронный вид охватывает в России 150 федеральных органов, 83 субъекта Федерации и 27 тыс. органов местного самоуправления. При этом число услуг, оказываемых в муниципальных образованиях, составляет около 480 тысяч. В связи с этим серьезной задачей является организация регулярных исследований востребованности электронных услуг на муниципальном уровне (Чугунов, 2008).
Перспективы развития в России методов электронного управления и электронной демократии связаны с деятельностью, которая осуществляется в следующих направлениях:
— постепенный переход на электронное взаимодействие C2G;
— развитие общественных инициатив и краудсорсинговых проектов, основанных на активности граждан в социальных сетях;
— институционализация статуса электронного обращения («электронной петиции») гражданина как обязательного для рассмотрения органами власти после прохождения определенной процедуры и организации открытого голосования в Интернете.
Использование автоматизированных средств, в частности инструментария, созданного в НИУ ИТМО веб-центра «Социодинамика», дает возможность выявить признаки проявлений и специфику функционирования компонентов электронной демократии посредством анализа дискуссий в социальных медиа. Исполнители проекта заин-
тересованы в сотрудничестве с коллегами, работающими в сфере изучения социальных сетей и формирования новых институциональных образований.
Литература
Бершадская Л. А., Биккулов А. С., Болгова Е. В., Чугунов А. В., Якушев А. В. Социальные сети и социометрические исследования: теоретические основания и практика использования автоматизированного инструментария изучения виртуальных сообществ// Информационные ресурсы России. 2012. № 4. С. 19-24 (Bershadskaya L. A., Bikkulov A. S., Bolgova E. V., Chugunov A. V., Yakushev A. V. Social Networks and Socio-metry Research: Theoretical Basements and Practical Examples of Computerized Instruments Implementation for Virtual Communities Studies // Information Resource of Russia. 2012. N 4. P. 19-24).
Бершадская Л. А., Сергеева Л. С., Чугунов А. В. Востребованность услуг электронного правительства: возможности и потенциал исследования мнений пользователей социальных сетей // Современные проблемы науки и образования. 2012а. № 6. — URL: http://www.science-education.ru/106-8071 (Bershadskaya L. A., Sergeeva L. S., Chugunov A. V. Demand for e-government services: social network users research capabilitiies // Modern problems of education and science. 2012а. № 6. — URL: http://www.science-education.ru/106-8071).
Болгов Р. В. Электронное правительство и социальные сети: опыт Германии // Информационные системы для научных исследований: Сборник научных статей. Материалы XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012). СПб., 2012. С. 269-273. — URL: http://conf.infosoc.ru/2012/matherials/ BOOK1/43Bolgov.pdf (BolgovR. V. E-Government and Social Networks: the German Experience // Information systems for research: XV Russian Joint Conference "Internet and Modern Society. Proceedings. St.Petersburg, 2012. P. 269-273. [In Russian]. — URL: http:// conf.infosoc.ru/2012/matherials/B00K1/43Bolgov.pdf).
Быков И. А., Филатова О. Г. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Вып. 2. 2011. Сер. 9. С. 226-237 (BykovI. A., Filatova O. G. Web 2.0 and PR: paradigm shift or more options? // Bulletin of St. Petersburg University. Issue 2. 2011. Series 9. P. 226-237).
Иванов С. В., Болгова Е. В., Каширин В. В., Якушев А. В., Чугунов А. В., Буханов-ский А. В. Web-ориентированный производственно-исследовательский центр «Со-циодинамика» // Приборостроение. 2011. № 10. С. 65-72 (Ivanov S. V., Bolgova E. V., Kashirin V. V., Yakushev A. V., Chugunov A. V., Buhanovskiy A. V. Web-Oriented Research and Educational Center in the field of Social Dynamics // Instrumentation. N 10. P. 65-72).
Камнев Д. Г. Социальные сети как инструмент политических технологий в избирательных кампаниях (на примере выборов Президента Российской Федерации в 2012 г) // ПОЛИТЭКС. 2012. № 3. С. 136-159 (Kamnev D. G. Social networks as a tool of political technologies in election campaigns // Political Expertise Journal. 2012. Vol. 6. N 3. P. 136159).
Мирошниченко И. В. Краудсорсинговая деятельность в публичной политике: новые возможности гражданского общества // ПОЛИТЭКС. 2012. № 3. С. 208-220. (Mirosh-nichenko I. K. Political Expertise Journal. 2012. Vol. 6. N 3. P. 208-220).
Сморгунов Л. В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 205-224 (Smorgunov L. V. In search of control: concept and transformation of public administration in the XXI century. St.Petersburg: SPbU Publ., 2012. P. 205-224).
Филатова О. Г., Филиппова В. А. Анализ репутации органов государственной власти в интернет-среде нового поколения // Информационные системы для научных ис-
ПОЛИТЭКС- 2013. Том 9. № 2
следований: Сборник научных статей. Материалы XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012). СПб., 2012. С. 248253. — URL: http://conf.lnfosoc.ru/2012/matherlais/BGGK1/39FliatovaFlilppova.pdf (Fila-tova O. G., Filippova V. A. Pubilc Authorities' Reputation Anaiysls in the Modern Internet Environment // Information systems for research: XV Russian Joint Conference "Internet and Modern Society". Proceedings. St.Petersburg, 2012. P. 248-253. [In Russian]. — URL: http://conf.lnfosoc.ru/2012/matherlais/BGGK1/39FliatovaFlilppova.pdf).
Чугунов А. В. Перспективы развития в России "Информационного общества" (Социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) // Полис. 2002. № 5. С. 146-157 (Chugunov A. V. Information Society Deveiopment Trends in Russia // Poils (Poiltlcai Science Researches). 2002. N 5. P. 146-157).
Чугунов А. В. Мониторинг общественного мнения об использовании общественных пунктов доступа в Интернет и востребованности электронных правительственных услуг (2005-2007 гг.) // Информационные ресурсы России. 2008. № 1 (101). С. 2-7 (Chugunov A. V. Pubilc Gplnlon Monitoring of E-Government Services (2005-2007 гг.) // Information Resource of Russia. 2008. N 1 (101). P. 2-7).
Meijer A., Grimmelikhuijsen S., Brandsma G.J. Communities of Pubilc Service Support: Citizens engage in soclai iearnlng in peer-to-peer networks // Government Information Quarteriy. 2012. Voi. 29. N 1. P. 21-29.
Rainie L., Smith A., Schlozman K. L., Brady H. E. & Verba S. Soclai Media and Poiltlcai Engagement. Washington, D. C.: Pew Internet & American Life Project. — URL: http:// pewlnternet.org/Reports/2012/Poiltlcai-engagement.aspx
Sobkowicz P., Kaschesky M., Bouchard G. Gpinion mining in sociai media: Modeiing, slmuiatlng, and forecasting poiltlcai opinions in the web // Government Information Quarteriy. 2012. Voi. 29. N 4. P. 470-479.
Top 10 Giobai Markets by Average Sociai Networking Hours per Visitor // November 2012. — URL: http://www.comscore.com/Inslghts/Press_Reieases/2012/12/Argentlna_ Ranks_First_in_Woridwide_Desktop_Sociai_Networking_Engagement
ЛОЛМТЗКС. 2013. Том 9. № 2