Научная статья на тему 'Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами'

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович

В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами»

Е.С. Суслова, Е.Л. Николаев ДИСКУРСИВНЫЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ C НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов с невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса — дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.

На сегодняшний день существует множество различных психологических теорий, объясняющих механизмы формирования невротических расстройств. Достаточно вспомнить концепции З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, С. Радо, Г. Аммона, А. Эллиса, А. Бека, К. Роджерса, В. Франк-ла, других исследователей. Среди отечественных теорий неврозогенеза наибольшее признание получила концепция В.М. Мясищева, основанная на представлениях о личности как системе отношений к окружающей действительности [1; 3; 5]. Система отношений в ее направленности, как на других людей, так и на собственную личность, у пациентов с невротическими расстройствами может быть более глубоко и структурно изучена при исследованиях, опирающихся на психологическую категорию дискурса, до недавнего времени более широко используемого при разработке проблем речевой коммуникации [2; 4; 7].

В данной работе понятие «дискурс» рассматривается через призму клинико-психологических характеристик личности и формулируется как культурно обусловленная специфическая совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений личности в целостной системе вербальной и невербальной деятельности, влияющая на систему отношений и интегрирующая весь личностный адаптационный потенциал, как в норме, так и при психических нарушениях.

В предлагаемой модели дискурса выделены три взаимодополняющих уровня. Этнический - формируется содержательными характеристиками и соотношением этничности и этнической идентичности. Речеязыковый - выделяется на основе внутренних образов картины мира, реализуемых через язык и осознанность речевых актов. Духовный уровень определяется системой мировоззрения личности, которая проявляется в ценностных ориентациях, личностных смыслах, отношении к вере.

В структуре данной модели дискурса определены три варианта, отражающие степень тожде-

ственности дискурсивных характеристик личности актуальной для нее социокультурной среде. Максимальная степень тождественности соответствует дифференцированному варианту При диффузном варианте дискурса отождествление личности с социокультурной средой носит неполный характер. Диссоциированный вариант представляет собой соотношение дискурсивных параметров личности, при котором они резко противопоставлены ситуации социокультурного контекста.

Целью данной работы является изучение специфики клинико-психологического дискурса системы отношений у пациентов с невротическими расстройствами.

Для выполнения основной цели поставлены следующие задачи:

1. Определить характер эмоционально-оценочной системы самоотношения при различных вариантах дискурса.

2. Провести сравнительный анализ состояния сферы семейных эмоциональных коммуникаций и социальной поддержки с учетом дискурсивного статуса.

3. Соотнести клинические параметры дезадаптации личности, характеристики ее системы отношений с актуальным дискурсивным статусом испытуемых.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается положение о наличии у пациентов с невротическими расстройствами различий в системе отношений, связанных с характером дискурса личности.

Методика

Участники исследования. Выборку испытуемых составили 143 пациента, обратившиеся в Республиканский психотерапевтический центр в г. Чебоксары. У всех испытуемых установлен диагноз невротических расстройств.

Методики. Принадлежность к определенному варианту дискурса определялась у испытуемых на основе специального структурированно-

го интервью [6]. Психологическое обследование пациентов проходило при помощи: опросника выраженности психопатологической симптоматики SCL-90, [10]; опросника исследования само-отношения личности В.В. Столина (МИС) [8]; опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК) А.Б. Холмогоровой и С.В. Волико-вой [9]; опросника социальной поддержки F-SOZU-22 (Sommer G., Fydrich Т., 1989, адаптация А.Б. Холмогоровой) [6].

Статистическая обработка материала проводилась с помощью пакета программного обеспечения анализа данных STATISTICA 6.0 (дескриптивный анализ, дисперсионный анализ, корреляционный анализ).

Результаты

Всего обследованы 46 мужчин (32,2%) и 97 женщин (67,8%). Средний возраст обследованных пациентов составил 31,90±1,77 года (18-67 лет). Большинство обследованных (58,7%) являлись уроженцами села. 112 больных (78,3%) проживали в городе, остальные были жителями села (21,7%). 53,8% пациентов состояли в браке. По уровню образования распределение было следующим: незаконченное среднее - 10 пациентов (7,0%), среднее - 39 (27,3%), среднее специальное - 38 (26,6%), незаконченное высшее -19 (13,3%), высшее - 37 (25,8%). По национальности - 79 пациентов (55,2%) были чувашами, 53 больных (37,1%) - русскими, 11 больных (7,7%) -представителями других национальностей.

Исследование структуры самоотношения личности по методике МИС показало, что пациенты с невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса имеют значимые различия по показателям структурных элементов системы самоотношения. В обоих случаях, это больше касается представителей группы пациентов с диссоциированным вариантом дискурса. Так, у них определяется достоверно более высокий уровень по шкале отраженного самоотно-шения (F=3,059; p=0,050) и более низкий - по шкале внутренней честности (F=3,123; p=0,047).

Подобные параметры характеризует пациентов данной группы как более способных к рефлексии, критичности. Для них может быть проблемой вынужденное сокрытие от себя и других значимой информации неприятного характера. В некоторых случаях они могут быть склонны к излишней откровенности, «самообнаженнос-

ти», доходящей до уровня шокирующего цинизма. Идентификация вне связи с истоками своего реального социокультурного происхождения сопровождается у них появлением иллюзорных представлений о том, что их личность в результате этого вызывает у других уважение, одобрение и симпатию.

В отличие от них пациенты с дифференцированным и диффузным вариантами дискурса демонстрируют закрытость, неспособность, а часто и нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. В своем поведении и реакциях они более склонны соответствовать социально желаемым представлениям. Их отраженное самоотношение может соответствовать навязчивыми представлениями о том, что их личность, характер и деятельность не способны не только вызвать в других уважение и симпатию, но и просто принятие. Причем подобная картина более характерна для пациентов с диффузным вариантом дискурса.

Опросник СЭК позволяет провести тонкий анализ параметров семейной макродинамики испытуемых. Так, родительские семьи невротических пациентов оказались в целом более дисфункциональными (= -5,779; р<0,001). Имеются статистически значимые различия между группами нормы и пациентов по шкалам: стремления к внешнему благополучию (1= -2,769; р=0,006) и сверхвключенности (1= -2,182; р=0,030). На уровне тенденции определяются различия по шкале родительской критики (1= -1,859; р=0,065).

Семьи невротических пациентов активно отвечают требованиям социальной желательности. Во внутренних взаимоотношениях в них господствует обстановка максимальной включенности родителей в мельчайшие подробности жизни своих детей. Стремление к излишней критике в адрес ребенка, когда он проявляет негативные эмоции, допускает ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми, усиливает дисфункциональный характер семей таких пациентов.

Эмоциональные коммуникации в семье у невротических пациентов имеют взаимосвязь с дискурсивным статусом личности. Так, при диссоциированном варианте дискурса максимально высокие показатели по шкалам: элиминирования эмоций в семье ^=3,595; р=0,030), индуцирования недоверия к людям (Б=3,112; р=0,047), родительской критики (Б=3,339; р=0,068). Это характе-

ризует привычную атмосферу в родительских семьях таких пациентов, как наполненную негативным отношением к ошибкам в любой деятельности, постоянной практикой оценивания и сравнения с окружающими. Одновременно в них существует негласный запрет на выражение эмоций. Все это происходит к закрытости в контактах с окружающими.

У пациентов с диффузным вариантом дискурса выявляется такая особенность семейной структуры, как стремление родителей быть излишне включенными в жизнь ребенка (Р=3,577; р=0,031).

Опросник F-SOZU-22 позволяет получить важные данные относительно особенностей воспринимаемой поддержки у пациентов с невротическими расстройствами. Сравнение со здоровыми обнаруживает, что уровни эмоциональной и инструментальной поддержки у пациентов статистически не отличаются от таковых у здоровых (1=1,110; р=0,273 и 1=1,559; р=0,112). У пациентов страдает в первую очередь удовлетворенность социальной поддержкой (1=3,110; р=0,002), затем -социальная интеграция (1=2,084; р=0,273). Включенность в определенную сеть социальных интеракций, в рамках которых отмечается совпадение ценностей и представлений о жизни, у невротических пациентов явно нарушено. Именно это резко снижает у них ощущение стабильности в отношениях. Этими факторами обусловлен достоверно более низкий общий показатель социальной поддержки, который характеризует пациентов с невротических расстройствами, как лиц с неразвитостью умения ценить и использовать ресурсы своего социального окружения.

Межгрупповой анализ данных опросника F-SOZU-22 с учетом дискурсивного статуса показывает, что наиболее низкие показатели по уровню инструментальной поддержки выявлены при диссоциированном варианте дискурса (Р=3,837; р=0,024), при котором пациенты испытывают недостаток практического или материального содействия окружающих, нехватку помощи в выполнении тяжелой работы, освобождении от нагрузок, получении важной и необходимой информации. У пациентов с диффузным вариантом дискурса отмечается тенденция к снижению уровня социальной интеграции (Р=2,494; р=0,086), свидетельствующая об отсутствии включенности в какую-либо систему социальных отношений, в которой становится возможным общение на близком уровне духовных ценностей и взглядов на жизнь.

Группа пациентов с дифференцированным вариантом дискурса, напротив, отличается наиболее высокими показателями всех шкал опросника, а также более высоким уровнем общего показателя социальной поддержки, который, тем не менее, имеет тенденцию быть ниже нормативного уровня (1= -1,677; р=0,098). Уровни эмоциональной и инструментальной поддержки, а также социальной интеграции в этой группе соответствуют нормативным показателям. Согласно этим данным, невротических пациентов с дифференцированным вариантом дискурса можно охарактеризовать, как способных не только к позитивным чувствам близости, доверия и общности с окружающими, которые связанны с полноценной включенностью в естественную сеть социальных связей с общими жизненными ценностями, но и как имеющих возможность удовлетворения существующих материальных и нематериальных потребностей на основе сложившейся системы социальных отношений.

Корреляционный анализ данных методик SCL-90, МИС, СЭК и F-SOZU-22 обнаружил существование достоверных взаимосвязей. Так, пациенты с дифференцированным вариантом дискурса характеризуются наличием достоверных связей между выраженностью психопатологической симптоматики и элиминированием эмоций в семье (г=0,62; р<0,01), стремлением к внешнему благополучию (г=0,44; р<0,01), инструментальной поддержкой (г= -0,39; р<0,01), самоуважением (г= -0,70; р<0,01), аутосимпатией (г= -0,73; р<0,01) и самоуничижением (г=0,59; р<0,01). Общий показатель эмоциональных коммуникаций здесь коррелирует с эмоциональной (г= -0,51; р<0,01) и инструментальной поддержкой (г= -0,33; р<0,01), общим уровнем социальной поддержки (г= -0,31; р<0,05), который находится во взаимосвязи с индуцированием тревоги в семье (г= -0,41; р<0,01), сверхвключенностью (г= -0,31; р<0,05) и аутосимпатией (г= -0,57; р<0,01). Самоуничижение тесно связано с уровнем родительской критики (г=0,69; р<0,01) и фиксацией на негативных переживаниях (г=0,66; р<0,01).

Общий показатель психопатологической симптоматики в группе пациентов с диффузным вариантом дискурса взаимосвязан, с одной стороны, с уровнем самоуважения (г= -0,60; р<0,01) и уровнем самоуничижения (г=0,48; р<0,01), с другой стороны - с показателем инструментальной поддержки (г=0,30; р<0,05). Патологичес-

кие симптомы депрессивного спектра и фоби-ческой тревоги дают отчетливую корреляцию с самоуважением (г= -0,46; р<0,01 и г=0,68; р<0,01), аутосимпатией (г= -0,33; р<0,01 и г= -0,63; р<0,01) и самоуничижением (г=0,56; р<0,01 и г=0,79; р<0,01). Депрессия также коррелирует с общим уровнем поддержки (г= -0,35; р<0,01), с которым положительно взаимосвязана тревожность (г=0,31; р<0,01). Дисфункциональные семейные коммуникации здесь взаимосвязаны с межличностной сенситивностью (г=0,50; р<0,01), обсес-сивно-компульсивными симптомами (г=0,31; р<0,05), удовлетворенностью социальной поддержкой (г= -0,40; р<0,01). Высокие показатели самоуничижения в этой группе соотносятся с повышенным уровнем элиминирования эмоций в родительской семье (г=0,69; р<0,01) и сниженной социальной интеграцией (г= -0,31; р<0,05), а недостаточная сформированность самоуважения -с индуцированием тревоги в семье (г=0,68; р<0,01) и ощущением нехватки эмоциональной поддержки (г=0,76; р<0,01).

В группе пациентов с диссоциированным вариантом дискурса установлено, что общий уровень психопатологической симптоматики коррелирует с самоуважением (г= -0,46; р<0,01), самоуничижением (г=0,30; р<0,05), стремлением к внешнему благополучию (г= -0,29; р<0,05) и общим показателем социальной поддержки (г= -0,34; р<0,05). Тесно взаимосвязаны между собой уровни: самоуничижения и соматизации (г=0,42; р<0,01), аутосимпатии и межличностной чувствительности (г= -0,28; р<0,05). Самоуважение обнаруживает связь с такими характеристиками родительской семьи и социальной сети, как сверхвключенность (г= -0,49; р<0,01) и семейный перфекционизм (г= -0,35; р<0,05), аутосимпатия - с родительской критикой (г= -0,64; р<0,01) и индуцированием тревоги в семье (г= -0,63; р<0,01). Удовлетворенность поддержкой по-разному коррелирует с самоуважением (г=0,47; р<0,01) и самоуничижением (г= -0,28; р<0,05).

Результаты проведенного исследования системы отношений свидетельствуют, что у пациентов с невротическими расстройствами определяются явные признаки ее нарушения, основы чему закладываются в детстве, когда происходит интериоризация дисфункциональных отношений в родительской семье, а также в процессе дальнейшего развития личности под влиянием социальных факторов. Вследствие чего у пациентов

наблюдается деформация системы отношений, проявляющаяся общей неудовлетворенностью собой, к чему присоединяется сниженная способность реально оценивать включенность в значимые для личности отношения.

Выводы

1. Выделяемый в качестве стержневого элемента клинико-психологического исследования дискурс выступает связующим звеном, которое при невротических расстройствах объединяет многочисленные психологические и социокультурные характеристики системы отношений личности в единую систему психической адаптации, что позволяет обнаруживать ее наиболее слабые «звенья» и строить соответствующие коррекционные и профилактические мероприятия.

2. При дифференцированном варианте дискурса пациенты отличаются высоким уровнем закрытости. В силу высокой интегрированности в сеть естественной поддержки их базовые материальные и духовные потребности относительно удовлетворены, хотя поведение может часто определяться параметрами социальной желательности и стремлением соответствовать критериям внешнего благополучия. Социальная поддержка здесь может носить не только протективный характер, но и способствовать формированию проявлений «обученной беспомощности», значительно снижая способность к адаптации.

3. При диффузном варианте дискурса уровень интегрированности пациентов в сеть социальной поддержки снижен. Недостаточное принятие собственной личности сопровождается здесь актуальной потребностью в тесном общении и понимании. Дисфункциональный характер эмоциональных отношений в родительской семье, когда пациенты воспитываются в обстановке излишней включенности взрослых во все их дела, способствует формированию черт повышенной тревожности, склонности к навязчивым сомнениям, обостренной чувствительности в межличностных отношениях при общей неудовлетворенности поддержкой со стороны своего социального окружения.

4. Группа пациентов с диссоциированным вариантом дискурса, воспитываясь в обстановке эмоциональной депривации, повышенного уровня родительской критики и постоянного сравнения с другими, также демонстрирует сформиро-ванность дисгармоничной системы отношений. Испытывая негативное отношение к атмосфере

повышенного недоверия в родительской семье, такие пациенты в противоположность ей пытаются проявлять большую открытость, становясь излишне откровенными и даже несдержанными. При взаимодействии с окружающими они в большей степени ориентированы на ожидание конкретной инструментальной помощи, чем на эмоциональные проявления тепла. Уважение к собственной личности определяется у них не системой внутренних ориентиров, а результатами оценки их окружающими в процессе межличностного общения.

Библиографический список

1. Александров А.А. Психотерапия. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

2. Еремеев Я.М. Дискурс самосознания и письменная личность в русской культуре // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го всероссийского съезда психологов: В 8 т. Т. 3. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 249-253.

3. КарвасарскийБ.Д. Неврозы. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.

4. Касавин И. Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии // Вопросы психологии. -2007. - №>6. - С. 97-119.

5. Мясищев В.Н. О патогенезе и структуре психоневрозов // Труды Первого украинского съезда невропатологов и психиатров. - Харьков, 1935. - С. 485-497.

6. Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 384 с.

7. Пескова Е.А. Понимание интенционально-го содержания политического дискурса // Материалы IV Всероссийского съезда РПО: В 3 т. Т. 3. -Ростов-на-Дону: Кредо, 2007. - С. 45.

8. ПлатоновЮ.П. Этническая психология. -СПб.: Речь, 2001. - 452 с.

9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические обоснования интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 465 с.

10. DerogatisL.R., LipmanR.S., CoviL. SCL-90: An outpatient psychiatric rating scale - Preliminari report // Psychoparmacol. Bull. - 1973. - №1. - P. 13-27.

УДК 378 Т 56

Е.Ф. Томина РЕФЛЕКСИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ. ДЬЮИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрен генезис понятия «рефлексия», изложены основные положения рефлексивной концепции Дж. Дьюи, выявлены направления развития рефлексивного профессионализма в деятельности преподавателей и студентов высшей школы.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная концепция, проблемная ситуация, профессиональная рефлексия, педагогическая деятельность

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. центральной проблемой в российской педагогике оказалась проблема человека. Для Запада человек утвердился как личность, для России, имеющей традиционные или тоталитарные основы, он таким еще не всегда является. И хотя Россия в конце XIX века создала мощную систему общего и профессионального образования, благодаря которой был обеспечен рост грамотности и общеобразовательного уровня населения, но тяжелые социальные катаклизмы помешали использовать эти достижения в полную силу. С подписанием Болонской декларации России

потребовались значительные изменения и модернизация российского образования.

Современные исследователи, ученые-теоретики и практики все чаще обращают внимание на наследие прошлого, в котором накоплен опыт решения многих образовательных проблем. Предметом пристального интереса предстает наследие американского философа, психолога и педагога первой половины XX века Дж. Дьюи (18591952), сумевшего оказать огромное влияние на развитие мировой психологии и педагогики. Статья «Теория рефлекторной дуги в психологии», написанная Дж. Дьюи в 1896 году и опублико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.