Научная статья на тему 'Дискурсивные практики отношения к сексуальным меньшинствам в молодежной среде'

Дискурсивные практики отношения к сексуальным меньшинствам в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1248
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ГОМОФОБИЯ / ГОМОСЕКСУАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / DISKURSIVNAYA PRACTICA / TOLERANCE / YOUTH / HOMOPHOBIA / HOMOSEXUALITY / SOCIAL DISTANCE / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петинова Татьяна Михайловна, Гридина Вера Валерьевна

Статья посвящена исследованию сложившихся в молодежной среде дискурсивных практик восприятия и отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Использование материалов прикладных социологических исследований, проведенных авторами в Самарском государственном техническом университете, позволяют проанализировать динамику отношения студенческой молодежи к представителям ЛГБТ сообщества. Особое внимание уделено определению уровня толерантности и его зависимости от общественного мнения. Сделаны выводы о факторах, влияющих на формирование принципов толерантности к сексуальным меньшинствам в молодежной среде. Итоги исследования показывают, что дискурсивные практики отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией за последние годы существенно не изменились и находятся на характерном для России в целом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петинова Татьяна Михайловна, Гридина Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCURSIVE PRACTICES RELATIONSHIP TO SEXUAL MINORITY YOUTH

The Article is devoted to the study of discursive practices of perception and attitude to people with non-traditional sexual orientation in the youth environment. The use of materials of applied sociological research conducted by the authors at the Samara state technical University allows to analyze the dynamics of the attitude of students to the representatives of the LGBT community. Special attention is paid to determining the level of tolerance and its dependence on public opinion. Conclusions are drawn about the factors influencing the formation of the principles of tolerance to sexual minorities in the youth environment. The results of the study show that discursive practices of attitudes towards people with non-traditional sexual orientation in recent years have not changed significantly and are at a characteristic level for Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «Дискурсивные практики отношения к сексуальным меньшинствам в молодежной среде»

(e-mail: volna-sha@rambler.ru) South-West state University, Kursk

PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL THE MEANING OF THE CONTENT OF EDUCATION AND ITS IMPLEMENTATION IN DIALOGUE WITH ETHICAL AND AESTHETIC

In this article the author refers to the sphere of education and understanding of its anthropological component, as well as the ratio of ethical and aesthetic values in their impact on the humanitarian consciousness of the individual.

Key words: philosophy, anthropology, pedagogy, axiology, education, ethics, aesthetics

УДК 316.7

ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Петинова Татьяна Михайловна, к.фил.н., доцент, Е-mail:petinovatm@yandex.ru Гридина Вера Валерьевна, к.пед.н., доцент Е-mail: petinovatm@yandex.ru Самарский государственный технический университет, Россия

Статья посвящена исследованию сложившихся в молодежной среде дискурсивных практик восприятия и отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Использование материалов прикладных социологических исследований, проведенных авторами в Самарском государственном техническом университете, позволяют проанализировать динамику отношения студенческой молодежи к представителям ЛГБТ - сообщества. Особое внимание уделено определению уровня толерантности и его зависимости от общественного мнения. Сделаны выводы о факторах, влияющих на формирование принципов толерантности к сексуальным меньшинствам в молодежной среде. Итоги исследования показывают, что дискурсивные практики отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией за последние годы существенно не изменились и находятся на характерном для России в целом уровне.

Ключевые слова: дискурсивная практика, толерантность, молодежь, гомофобия, гомосексуализм, социальная дистанция, общественное мнение.

Ведение

Современная коммуникативная среда порождает разнообразные дискурсивные практики в различных областях социальной жизни. В современной России как обществе транзитивного типа, наблюдаются сразу два разнонаправленных процесса: с одной стороны общественный дискурс по ряду социальных проблем становится все более открытым, с другой стороны наблюдается сохранение традиционных конвенциональных принципов отношения к отклонениям от нормы. Через призму дискурсивных практик восприятия молодежью нетрадиционной сексуальности наиболее ярко

проявляется проблема толерантности, которая в современном мире является особенно актуальной.

Как известно, изучение той или иной проблемы начинается с содержательного анализа основных понятий. Поэтому необходимо, прежде всего, определить содержание таких понятий, как «дискурсивные практики» и «толерантность».

«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, трактует толерантность, как «уважение, принятие и понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [3]. Такое определение толерантности включает все аспекты этого явления: толерантность как мировоззрение и форма интерпретации социальных отношений; толерантность или отдельные толерантные практики как элемент идеологической системы; определенные аспекты толерантного поведения. К числу наиболее актуальных и обсуждаемых проблем толерантности относится проблема сексуальной толерантности, идеологический дискурс которой периодически «обновляет» тему через репрезентацию ее в СМИ, как в России, так и за рубежом.

Дискурсивные практики понимаются нами «...как социально устоявшиеся, конвенциональные и артикулируемые в речи действия по решению рекуррентных коммуникативных проблем и интенций в соответствующем лингвокультурном пространстве в сферах институционального и неинституционального общения»[1, с.11]. Тем самым мы признаем, что воспроизводство дискурсивных практик основано на знании специфического комплекса социальных норм, большая часть которых имеет коммуникативно-языковую природу. Это значит, что анализ дискурсивных практик будет опираться на осмысление соответствующих институциональных и повседневных коммуникативных практик в социокультурной среде современного российского общества.

Выбор темы исследования определялся не только актуальностью данной проблемы для современной России, но и намерением проанализировать динамические характеристики толерантности студенческой молодежи г. Самара к сексуальным меньшинствам. В качестве аналитической базы были использованы результаты социологического исследования, проведенного авторами по сходной тематике в 2014 году [9].

Методика исследования

Анализ научных публикаций российских ученых по данной проблеме свидетельствует о существовании как минимум двух противоположных точек зрения. С одной стороны, считается, что в современном российском обществе происходит рост гомофобных настроений [5;6]. Другая точка зрения характеризует Россию как страну, вставшую на путь демократизации и либерализации, что меняет отношение и к людям нетрадиционной ориентации, поэтому гомофобия в России сегодня имеет умеренный характер [7]. Аргументы первого подхода базируются на анализе законодатель-

ных актов, а также статистическом анализе материалов судебных процессов, связанных с гендерной и сексуальной идентичностью пострадавших [2]. Аргументы второй точки зрения базируются на анализе опросов общественного мнения и результатах социологических исследований.

Исторический экскурс по данной проблеме свидетельствует о политическом характере большинства законодательных актов, принимаемых в РФ. 1993 год - декриминализация гомосексуальности (вступление в Совет Европы); 1999 год - депатологизация гомосексуальности (переход на классификацию ВОЗ, где отсутствует диагноз гомосексуальности как болезни); 2013 год - закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (закон предусматривает запрет на распространение информации и выражение мнения о «социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений»), и закон о запрете на усыновления детей-сирот однополыми парами. И хотя законы принимались без широкого обсуждения в обществе, они были «обречены» на общественную поддержку. По словам С.В. Мозжегорова: «данные правовые нормативы являют собой действенный механизм социального контроля и применения санкций по отношению к любым проявлениям гомосексуальной открытости и таким образом реанимируют и воспроизводят традицию советского «чулана» [8].

Целью эмпирического социологического исследования, проведенного авторами в 2017 году, было определение уровня толерантности к представителям ЛГБТ-сообщества в молодежной среде, а также факторов, влияющих на формирование дискурсивных практик отношения к данной проблеме. При проведении исследования использовались такие методы, как анализ документальных источников и социологический опрос. Исследование проводилось на базе Самарского Государственного технического университета. В опросе приняли участие 211 человек, в том числе 86 женщин.

Социологический подход к анализу различного рода социальных процессов характеризуется рядом качеств. Важнейшее из них - комплексность, вытекающая из требования рассматривать явление или процесс в его целостности. Применительно к изучению сексуальной толерантности молодежи была разработана концептуальная схема, отражающая систему факторов, в той или иной мере детерминирующих формирование и развитие толерантности. В качестве объективных факторов мы рассматривали общественное мнение и воспитание. К субъективным факторам отнесены религиозные взгляды молодых людей, а также их гендерная идентичность.

Результаты исследования

В ходе исследования, прежде всего, нас интересовало отношение молодежи к проблеме ненормативной сексуальности в целом. Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что чуть больше половины респондентов сталкивались с этим явлением в обществе в целом, а 36% отметили, что в их окружении встречаются такие люди. Реакция на столкнове-

ние с открытым проявлением гомосексуальности рассматривалась на разных уровнях социального взаимодействия, что позволило оценить эмоциональность восприятия проблемы ненормативной сексуальности. Количество людей негативно реагирующих на проявление нетрадиционной сексуальности, находится примерно на одном уровне - от 46 до 49,5 %, независимо от зоны проявления. Дальнейший анализ свидетельствует, что по мере психологического приближения явления гомосексуальности к интимному жизненному миру респондентов доля равнодушных, нейтрально реагирующих уменьшается, а доля сочувствующих увеличивается.

В целом, анализ распределений позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в современном многообразном и открытом мире, особенно благодаря телекоммуникационной революции, человека сложно удивить чем-либо. Благодаря вмешательству масс-медиа у населения формируется определенное отношение ко многим социальным явлениям в зависимости от морализирующего дискурса власти.

Во-вторых, что бы ни говорилось о гомосексуализме как о вариативной норме сексуальности и необходимости к данному явлению нейтрального отношения, это актуально лишь до того момента, пока это не касается личного жизненного пространства личности. Здесь рациональность сменяется эмоциональностью, и именно это можно увидеть в результатах исследования. Сопоставление данных, полученных в ходе данного исследования и исследовании 2014 года, свидетельствует об общей тенденции снижения уровня толерантности по мере уменьшения социальной дистанции.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на формирование отношения к гомосек-_суалистам (в% к числу опрошенных) _

Как Вы считаете, в чем основная причина негативного отношения к сексуальным меньшинствам в России? Возраст В целом по выборке

18-20 лет 21-23 лет

Религиозные взгляды - Россия православная страна 8,2 - 6,3

Настроения в обществе, общественное мнение 60,5 60,0 60,4

Воспитание 19,7 36,0 23,4

Страх перед теми, кто отличается от большинства людей 11,6 4,0 9,9

Итого 100,0% 100,0% 100,0%

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет собой мнение респондентов об общем состоянии проблемы ненормативной сексуальности в России. Свыше 90% респондентов считают, что в России существует такое явление как гомофобия, при этом только 28% считают, что гомофобные настроения носят радикальный характер. Более того, большинство молодых людей скептически относятся к возможным перспективам смягчения отношения к гомосексуализму в России. Бытует мнение, что Россия - об-

разец православной цивилизации, чем и обуславливается резко негативное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества. Однако молодые люди считают, что основным фактором, влияющим на негативное отношение к сексуальным меньшинствам, являются вовсе не религиозные убеждения людей, и даже не воспитание, а общественное мнение как форма социального контроля (см. табл.1).

Серия законов по данной проблеме, репрезентируемая в СМИ, подчеркивает социальную неприемлемость гомосексуальности для российского общества, тем самым формируя определенную дискурсивную модель общественного мнения. Необходимо отметить и зависимость оценок от возраста: в старшей возрастной группе наблюдается наиболее сбалансированный вариант оценки факторов влияния.

Молодые люди понимают, что гомофобия приводит к дискриминации людей по признаку сексуальности, но считают, что этого можно избежать, отказавшись от публичной манифестации своей нетрадиционной ориентации (42,3%). Кроме того они уверены, что в обществе есть сферы, где нетрадиционная сексуальная ориентация считается почти вариантом нормы, например шоу-бизнес (21,6%). Каждый третий опрошенный считает, что российское государство должно стоять на страже нравственности и не допускать открытого проявления гомосексуализма.

Таблица 2 - Выберете из предлагаемых суждений то, с которым Вы в наи_большей мере согласны: (в % к числу опрошенных)_

Возраст

Мнение опрошенных 18-20 лет 21-23 лет В целом по выборке

Все люди разные и имеют право на проявление 41,8 28,0 38,7

своей истиннои сексуальной ориентации

Предвзятое отношение к гомосексуальности явля- 10,4 12,0 10,8

ется средством рационализации социального не-

равноправия и оправданием этого неравноправия

Если не бороться с открытыми проявлениями не- 43,1 48,0 44,1

традиционной сексуальной ориентации, Россию

ждет «гей-революция», которая призвана развра-

тить наших детей.

Открытость, признание своей отличной сексуаль- 4,7 12,0 6,4

ной ориентации уменьшает степень агрессивности

в отношении того или иного представителя сексуальных меньшинств. Более того, это способствует

росту толерантности и терпимости к сексуальным

меньшинствам.

Итого 100,0% 100,0% 100,0%

Участникам исследования была предложена серия суждений по рассматриваемой теме, среди которых предлагалось выбрать наиболее приемлемое с их точки зрения. Анализ распределения ответов свидетельствует о

том, что в молодежной среде существуют определенные стереотипные дискурсивные практики, сформированные обществом, культурой и семьей (см. табл.2).

С одной стороны, молодые люди поддерживают идею о равноправии всех людей в современном обществе (38,7%). С другой стороны наблюдается нежелание видеть открытые проявления нетрадиционных форм сексуальности и призывы к борьбе с ней (44,1%). Среди студенческой молодежи бытует мнение о том, что представители ЛГБТ-сообщества своим демонстративным поведением сами провоцируют усиление дискриминации со стороны общества. Треть респондентов уверены, что государство не должно допускать открытого проявления и пропаганды гомосексуализма. Если сгруппировать суждения по их направленности на принятие и непринятие ненормативной сексуальности, мы получим практически тот же результат, что и в начале исследования - 50/50, т.е. половина респондентов признает право представителей ЛГБТ-сообщества на открытое проявление своей истинной сексуальной ориентации, а другая половина настроена весьма радикально.

Анализ распределения ответов по полу иллюстрирует явную гендерную асимметрию в оценках респондентов. В целом женщины склонны проявлять большую толерантность к гомосексуализму, о чем говорят и результаты предыдущего исследования.

Одной из задач исследования было определение уровня толерантности молодежи к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В результате теоретической и эмпирической интерпретации данного понятия был построен единый логический индекс толерантности к сексуальным меньшинствам, предполагающий сведение всех выбранных индикаторов к значениям шкалы измеряемого признака. Полученные данные свидетельствуют, что высокий уровень толерантности к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией демонстрируют лишь 14,5% молодых людей, 27,9% -средний уровень, а 57,6% - низкий. Результаты проведенного авторами исследования близки к данным, полученным в ходе международного исследования по вопросам морали организацией Ре,№КевеагсЬСеп1ег, занимающейся опросами общественного мнения по всему миру. В данном исследовании указывалось, что в современной России лишь 16% населения готово принять гомосексуализм как норму (против 60% в США и 80% в Европе) [2]. Это объясняет и заголовки новостных лент о том, что Россия признана самой неблагоприятной для гомосексуалистов страной. В целом, как показывают результаты проведенного исследования, отношение современной российской молодежи к гомосексуальности неоднозначное и противоречивое, но его изменение все же не выходит за пределы нормы, репрезентируемой в российских СМИ.

Выводы исследования

1. Данные исследования свидетельствуют о воспроизводстве в молодежной среде глобально организованной дискурсивной практики неприятия гомосексуализма, реализуемой посредством возрастающей зависимости человека от носителей информации. Особенно ярко тенденции глобализации дискурсивных практик проявляются на уровне многочисленных социальных сетей типа БаееЬоок, Википедия, «В контакте» и т.д.

2. Результаты исследования свидетельствуют о том, что дискурсивные практики отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией среди молодежи за последние годы существенно не изменились и находятся на характерном для России в целом уровне. Общий уровень толерантности к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией составляет 1416 %

3. Степень социальной толерантности к сексуальным меньшинствам имеет возрастную и гендерную специфику. Возрастной фактор в наибольшей степени действует в отношении выбора ресурса, воздействующего на формирование принципов толерантности к сексуальным меньшинствам: чем старше молодой человек, тем чаще он выбирает воспитание как значимый фактор. Гендерный фактор оказался наиболее значимым в выборе стратегии отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией и свидетельствует о большей терпимости женщин.

4. Большинство молодых людей не отрицают наличия в российском обществе гомофобных настроений, но считают, что представители ЛГБТ-сообщества своим демонстративным поведением провоцируют усиление дискриминации со стороны общества, поскольку публичная манифестация иной сексуальной ориентации неприемлема для России. Подобный дискурс служит средством изменения имеющегося положения дел, то есть показывает, что было бы, если бы «они» вели себя иначе.

5. Сочетание различных ценностей в массовом сознании молодежи зачастую противоречит друг другу. Например, сосуществование убеждения, что все люди разные и имеют право на проявление своей истинной сексуальной ориентации, а также представление о том, что если не бороться с открытыми проявлениями нетрадиционной сексуальной ориентации, Россию ждет «гей-революция». На наш взгляд, высокая интенсивность и открытость информационного пространства обусловили принципиально иные формы идентификаций и способы взаимодействия с социальной реальностью, усугубив негативное отношение к людям, отличающимся от основной массы. Таким образом, через дискурсивные практики происходит конструирование идентификации «чужих» в социальной коммуникации.

6. Серия законов по данной проблеме, последовательно принятых на государственном уровне, демонстрирует социальную неприемлемость гомосексуальности для российского общества, тем самым влияя на снижение уровня толерантности к сексуальным меньшинствам.

Список литературы

1. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред. Л. В. Куликовой. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015 - 182 с.

2. «Десятки умирают только потому, что они геи» Почему в России стали чаще убивать гомосексуалов [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/25/gey/ (дата обращения: 12.09.2018)

3. Декларация принципов Толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php_(дата обращения: 12.09.2018).

4. Исследование Pew-Research-Center по вопросам морали [Электронный ресурс]. URL: http://riss.ru/demography/researchs/3077-pew-research-globalnoe-issledovanie-po-voprosam-morali#.VQCC0nysXZ4 (дата обращения: 12.09.2018).

5. Кон, И. Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии // Вестник общественного мнения.- №4 (90) июль-август, 2007. - С. 59-69.

6. Кондаков, А. Гомосексуальность и общественное мнение в России: от негативных оценок до безразличия // Демоскоп. - № 565-566. 2 - 15 сентября, 2013.

7. Кортунов, В.В., Зорина, Н.М., Краснова, О.Н., Кокотов, С.А. Социокультурные и мировоззренческие истоки гомофобии в России // Сервис PLUS. -. № 4 (Том 9), 2015 -С.91-104.

8. Мозжегоров, С.В. Нарративы о гомосексуальном раскрытии в западном и российском социокультурном контексте // Социологический журнал. - № 1, 2014. - С. 124-140.

9. Петинова, Т.М. К вопросу об однополых браках // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, № 10 (60): в 3-х ч. Ч.Ш, 2015. - С. 156-160.

Petinova T. M., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of sociology, political science and history of the Fatherland. Е-mail:petinovatm@yandex.ru

Gridina Vera V., candidate of pedagogics, senior lecturer, Department of sociology, political science and history of the Fatherland. Samara State Technical University, Russia Е-mail:samavera@mail.ru Abstract. The Article is devoted to the study of discursive practices of perception and attitude to people with non-traditional sexual orientation in the youth environment. The use of materials of applied sociological research conducted by the authors at the Samara state technical University allows to analyze the dynamics of the attitude of students to the representatives of the LGBT community. Special attention is paid to determining the level of tolerance and its dependence on public opinion. Conclusions are drawn about the factors influencing the formation of the principles of tolerance to sexual minorities in the youth environment. The results of the study show that discursive practices of attitudes towards people with non-traditional sexual orientation in recent years have not changed significantly and are at a characteristic level for Russia as a whole.

Keywords: diskursivnaya practica, tolerance, youth, homophobia, homosexuality, social distance, public opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.