Научная статья на тему 'Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия'

Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3551
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОПОЛОГИЯ / ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / DISCOURSE / DISCURSIVE SPACE / TOPOLOGY / DISCURSIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова Светлана Николаевна

В статье ставится проблема дискурсивной топологии, в рамках решения которой определяется содержание понятия дискурсивного пространства, выявляются его типы и принципы его структурирования, описывается роль дискурсивной личности в организации дискурсивного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия»

ámbitos comunicativos. - Sevilla: Univ. Internacional de Andalucía, 2009. - Р. 98-117.

5. Eckert, P. Language and gender [Text] / P. Eckert, S. McConnell-Ginet. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. - 366 p.

6. Pastor Carballo, R. Asimetría genérica y representaciones del género [Text] / R. Pastor Carballo // Género y sociedad. - Madrid: Pirámide, 1998. - P. 207-236.

7. Constitución política del Estado de Venezuela de 1819 [Electronic

Resource]. -

URL:http://bib.cervantesvirtual.com/servlet/SirveObras/123716419123471741988 46/index.htm (дата обращения: 4 мая 2011).

8. Constitución de la República de Venezuela de 1961 [Electronic Resource]. -

URL: http://bib.cervantesvirtual.com/servlet/Sirve0bras/003618412222583952

09079/index.htm (дата обращения: 4 мая 2011).

9. Constitución de la República Bolivariana de Venezuela de 1999 [Electronic Resource]. - URL: http://bib.cervantesvirtual.com/servlet/Sirve0bras/913738 44432460617422202/index.htm (дата обращения: 6 мая 2011).

10. Constitución política de Bolivia de 1826 [Electronic Resource]. - URL: http:// bib.cervantesvirtual.com/servlet/Sirve0bras/01482074567835976320035/ p0000001.htm (дата обращения: 7 мая 2011).

11. Constitución política del estado de Bolivia de 2009 [Electronic Resource]. -URL: http://bolivia.infoleyes.com/shownorm.php?id=469 (дата обращения: 7 мая 2011).

12. Constitución de la República del Ecuador de 2008 [Electronic Resource]. -URL:http://www.asambleanacional.gov.ec/documentos/constitucion de bolsillo. pdf (дата обращения: 10 мая 2011).

13. Constitución Política de la República Dominicana de 2010 [Electronic

Resource]. - URL: http://www.oas.org/dil/esp/Constitución de la República

Dominicana, Procla mada el 26 de enero del 2010 Gaceta Oficial No 10 (дата обращения: 10 мая 2011).

14. Diccionario de la lengua española. Real Academia Española. - Madrid: Espasa-Calpe, 2001. - 22 ed. [Electronic Resource]. - URL: http: // buscon.rae.es (дата обращения: 8 мая 2011).

Плотникова Светлана Николаевна

Доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81-25 ББК 81.032 ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

В статье ставится проблема дискурсивной топологии, в рамках решения которой определяется содержание понятия дискурсивного пространства, вы-

являются его типы и принципы его структурирования, описывается роль дискурсивной личности в организации дискурсивного пространства.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивное пространство, топология, дискурсивная личность.

DISCOURSE AS SPACE: A NEW APPROACH

The paper tackles one topical question: can discourse be analyzed as space? The theoretical model which has been selected for the analysis is one which integrates a description of different types of discursive space with an account of the features of discursive personality.

Key words: discourse; discursive space; topology; discursive personality.

В рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистику вводится все больше новых понятий, отсутствовавших в прежней структурной парадигме. О необходимости трактовки дискурса как всеохватывающего термина ученые пишут все чаще. Так, Е.С. Кубрякова указывает: «По всей видимости, под дискурсом могут иметься в виду (метонимически) и некоторые конвенционально устоявшиеся формы общения (разговор, беседа, обмены репликами в диалоге и т.д.), а также их результаты в виде текстов» [5, с. 30].

Именно благодаря своему всеохватывающему характеру и способности включать в себя все новые и новые языковые факты термин «дискурс» и стал парадигмальным. В связи с этим, как пишет В.З. Демьянков, «текст остался словом обыденного языка, а дискурс стал специальным термином наук о человеческой духовности» [2, с. 50].

В исследованиях последних лет появляются упоминания о связанном с языком пространстве; его называют по-разному: языковым, дискурсивным, коммуникативным, жанровым пространством, пространством речевого взаимодействия, интеракции, общения [3, 6, 7].

Принимая гипотезу о пространственном факторе в организации дискурса, необходимо создать его пространственную модель. В рамках этой общей цели в данной статье ставятся задачи определения содержания понятия дискурсивного пространства, описания его типов и выявления принципов его структурирования.

В современной науке категории пространства и времени определяются как формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в пространстве), с другой - процессы смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования. Идеи «пустого» пространства и абсолютного, автономного времени были переосмыслены физикой 20 века, сформировавшей представление о едином пространстве-времени, согласно которому время выступает лишь как одна из координат общего пространственно-временного континуума [1].

Приведенное понимание пространства-времени является основой нашего определения дискурсивного пространства.

Дискурсивное пространство мыслится нами как некая логическая среда, в которой сосуществуют дискурсы и дискурсивные личности - люди, производящие эти дискурсы. Под логической средой имеется в виду абстрактная протяженность - континуум, включающий в себя также в качестве одной из своих координат время.

Дискурсивное пространство может возникать в евклидовом пространстве и структурироваться на его основе благодаря физическому соприсутствию говорящих, то есть в данном случае дискурсивное пространство совпадает с физическим.

Подобное дискурсивное пространство образуется между говорящими в ходе любой непосредственной интеракции, даже самой кратковременной. Оно образуется как некая дополнительная территория, проецирующаяся на географическую территорию. Очень точно об этом пишет М. Мерло-Понти: «В диалоге между мной и другим устанавливается общая территория, мое и его мышление сплетаются в единую ткань. Тут существует бытие вдвоем, наше существование разворачивается в одном и том же мире. Если я предоставляю в пользование ему свои мысли, то он взамен побуждает меня мыслить. Только потом, когда я выхожу из диалога, тогда другой возвращается к своему отсутствию» [6, с. 451].

Дискурсивное пространство может по своей природе быть не только евклидовым, но и сетевым. В этом случае «необходимые» дискурсы возникают сразу на всех участках сети, а не только в личном физическом пространстве.

К этому типу относится, в частности, пространство политического дискурса реагирования. Как показало исследование С.А. Домышевой [3], дискурс реагирования на тот или иной дискурс конкретного политика имеет множественный характер - в разных участках пространства как некой логической среды одновременно или периодически возникают дискурсы-реакции, которые в совокупности образуют сеть взаимодействий. Подобное дискурсивное пространство является «живой» системой: оно способно к постоянной модификации за счет расширения/сужения его границ или за счет уплотнения/уменьшения интенсивности взаимодействий.

Как физическое, так и сетевое дискурсивное пространство может быть временным (существующим лишь «здесь и сейчас» либо в течение определенного фиксированного периода времени) и постоянным (расширяющимся, охватывающим собой все новые и новые периоды времени).

Во временном физическом дискурсивном пространстве находятся, к примеру, незнакомые люди, вступившие в разговор на улице, в транспорте, в магазине и т.п.

Примером временного сетевого дискурсивного пространства является пространство дискурса реагирования на то или иное конкретное выступление политика. Так, речь Джорджа Буша от 1 мая 2003 г, произнесенная на фоне баннера с надписью «Mission Accomplished» («Миссия завершена») по поводу окончания войны в Ираке, на самом деле не имевшего места, вызвала многочисленные критические дискурсы реагирования, которые периодически пополняли собой данное дискурсивное пространство. Однако с течением

времени, в связи с появлением новых политиков и новых политических задач, реагирование на речь Буша прекратилось, то есть данное дискурсивное пространство перестало развиваться, пополняться дискурсами. Оно осталось в прошлом, в том виде, в каком было сформировано.

Постоянным дискурсивным пространством, проецирующимся на физическое пространство, можно назвать, к примеру, личное пространство человека, в которое он погружен и которое включает в себя все когда-либо произведенные им дискурсы. В строгом смысле и это пространство является временным, ограниченным периодом жизни данного человека.

Постоянным также можно назвать (и опять в нестрогом смысле) пространство разговорного дискурса между часто общающимися людьми (членами семьи, друзьями, коллегами по работе, соседями и т.п.). Встречающиеся каждый день собеседники создают общий мир, общее пространство своими действиями и своими дискурсивным соединением друг с другом. До тех пор, пока люди хотят или вынуждены соединять свой дискурс с дискурсом других людей, пока идет совместное приращение дискурса по модели «стимул-реакция», дискурсивное пространство сохраняется и продолжает развиваться. Динамика интерактивного дискурсивного процесса обусловлена тем, что его участники заинтересованы в координации друг с другом, в особом фоновом пространственном консенсусе, в создании некоего пространственного настроения, взаимной убежденности в «правильности» произведенных дискурсов. В общем дискурсивном пространстве появляются особые стандарты, такие, как потребность в согласии/несогласии, взаимная санкционирован-ность, солидарная ответственность, взаимонаправленное влияние.

Ответ, реагирование выступает как необходимое условие нахождения в едином дискурсивном пространстве. Каждый дискурс-стимул открывает второе место - место для ответа, которое должно быть заполнено; в этом суть топологии дискурсивного пространства.

Под топологией в геометрии понимается изучение пространственных отношений, не затрагиваемых изменениями в форме или размере фигур. Именно таковыми, то есть топологическими, являются дискурсивные отношения «стимул-реакция». Это чисто пространственные отношения. Вне зависимости от формы дискурсов, их объема и конкретного содержания, наличие между ними этих отношений создает дискурсивное пространство. Дискурс -стимул создает рядом с собой пространство для дискурса-реакции, который в свою очередь становится стимулом для следующего дискурса, и этот процесс формирования дискурсивного пространства продолжается до своих логических пределов. Выделенный топологический принцип един для всех видов дискурсивных пространств, как евклидовых, так и сетевых.

Перманентно существующими и постоянно развивающимися сетевыми дискурсивными пространствами являются пространства, объединяющие в себе однотипные дискурсы: пространство массмедийного дискурса, политического дискурса, художественного дискурса, научного дискурса, религиозного дискурса и т.д.

Подобные пространства представляют собой сетевые единства, в которых отношения «стимул-реакция» основаны на неком коллективном «сетевом разуме», когда смыслы и, соответственно, дискурсы детерминированы другими смыслами и дискурсами, и близлежащими, и далеко отстоящими, когда все взаимосвязано и проникает друг в друга.

Идея сети указывает на создание пространства особого типа. В сети каждая ячейка должна быть на «своем» месте, и все ячейки должны быть задействованы одновременно, создавая устойчивую сетевую систему, целостность которой зависит от одновременной реализации всех ее релевантных позиций. Например, конкретный научный дискурс не может быть создан сам по себе, а лишь в необходимом для его создания и понимания пространственном кластере других научных дискурсов. Порождение каждого сетевого дискурса обусловлено пространственными условиями возможности или невозможности его сосуществования с уже имеющимися дискурсами. Каждый сетевой дискурс выступает одновременно в качестве реакции на уже имеющиеся в сети дискурсы и в качестве стимула для возникновения новых дискурсов, новых ячеек сети.

Несмотря на то, что каждый отдельный дискурс имеет своего автора, в целом, сетевое дискурсивное пространство самопорождается и самоструктури-руется. Оно формируется возникающими в нем дискурсами, но также имеет границы возможного; они определяются, когда дискурсы становятся несовместимыми и между ними возникают напряженные отношения. Чтобы дискурсивное пространство не разрушилось, требуются изменения в возмущающем участке сети, либо «отпочкование» нового дискурсивного пространства от прежнего (это происходит, в частности, при образовании нового жанра).

На основе проведенного анализа можно дать общее определение дискурсивного пространства: оно представляет собой среду сосуществования определенных дискурсов, объединенных по какому-либо признаку. При этом дискурсивное пространство понимается не как вместилище, в которое «помещены» дискурсы, в котором они «расположены»; оно понимается как сложная система, параметры которой заданы возможностью объединения дискурсов.

Это определение согласуется с общей тенденцией анализа пространства в гуманитарной науке, например, социального пространства, культурного пространства и т.д. При таком анализе, как указывает М. Мерло-Понти, «мы сталкиваемся с альтернативой: либо вещи воспринимаются в пространстве, либо пространство мыслится как неделимая система, управляющая синтетическими актами, которые выполняются конституирующим умом. Мы должны мыслить о пространстве как об универсальной силе, определяющей возможность соединения вещей, а не представлять его как их вместилище или как абстрактную характеристику, которой вещи обладают в своей совокупности» [6, с. 312].

Следуя этой логике, дискурс нельзя произвольно «приписать» к тому или иному дискурсивному пространству; пространство само по себе является универсальной силой, притягивающей «свои» дискурсы, определяющей возможность их вхождения в систему. К примеру, человек, не владеющий необ-

ходимым научным знанием, не в состоянии создать научный дискурс, поэтому, даже если он и захочет назвать свое сочинение таковым, в пространство научного дискурса оно все равно не попадет по объективным системным основаниям.

Порождение дискурса является прерогативой дискурсивной личности. Дискурсивная личность представляет собой языковую личность, порождающую определенный дискурс в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного сообщения. Эта личность действует в сфере производства сообщений и несет ответственность за их содержание. Дискурс не передает уже готовую мысль - он ее осуществляет; мыслить и выражать мысль при помощи дискурса - процесс одновременный. Имея стартовую позицию в виде языковой личности, человек как мыслящее существо свободен в становлении дискурсивной личности, разумеется, в пределах возможного. Эти пределы определяются способностью к порождению смыслов, соответственно, вхождение дискурсов в различные дискурсивные пространства зависит от когнитивной компетенции дискурсивной личности.

Поскольку востребованность дискурса в процессе коммуникации зависит от востребованности выраженных в нем смыслов, дискурс имеет когнитивную природу. «По самой своей сути дискурс - явление когнитивное, то есть имеющее дело с передачей знаний, с оперированием знаниями особого ряда и, главное, с созданием новых знаний» [5, с. 30]. Это означает, что дискурсивная личность не просто реализует себя в своих дискурсах; ее дискурсы должны быть востребованы другими людьми, они должны хотеть воспринимать создаваемые ею дискурсы. Только в этом случае она допускается в пределы соответствующего коммуникативного пространства и становится коммуникативной личностью.

Пространственная модель дискурса позволяет уточнить понятие социального пространства и его специфику в современную эпоху. В наши дни социальное пространство человека расширяется, становится не только видимым, но и невидимым. В среде ученых появилось выражение “Invisible College” -«Невидимый Университет». Оно означает, что исследователи, работающие в университетах в разных городах и в разных странах, то есть в разных физических мирах, общаясь друг с другом, как бы начинают работать в одном и том же, пусть и невидимом, университете, то есть благодаря дискурсивному пространству люди создают для себя новый социальный мир.

Подобное социально-дискурсивное объединение людей мы наблюдаем и в других сферах, в общественной жизни, в культуре, когда создаются обширные дискурсивные пространства, объединяющие по всему миру людей с одними и теми же политическими взглядами, с одними и теми же интересами или носителей одной и той же культуры. Все это свидетельствует о том, что в наше время социальный мир конституируется не только как физический, но и как дискурсивный мир.

Итак, понятие дискурсивного пространства полезно в научных целях - оно позволяет анализировать дискурс с точки зрения его существования среди

других дискурсов в аспекте их взаимодействия. Теоретически важным является то, что понятие дискурсивного пространства позволяет исследовать дискурс в его динамическом аспекте - как многомерную структуру, проявляющую себя в разных своих измерениях.

Библиографический список

1. Всемирная энциклопедия : Философия ХХ век [Текст] / под ред. А. А. Грицанова. - М. : АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с.

2. Демьянков, В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка [Текст] / В. З. Демьянков // Язык. Личность : сб. статей к 70-летию Т.

М. Николаевой / отв. ред. В.Н. Топоров. - М. : Языки славянских культур, 2005. - С. 34-55.

3. Домышева, С. А. Политический дискурс в пространстве дискурса реагирования [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / С. А. Домышева. -Иркутск, 2008. - 188 с.

4. Казыдуб, Н. Н. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира (теоретическая модель): монография [Текст] / Н. Н. Казыдуб. - Иркутск : ИГЛУ, 2006. - 216 с.

5. Кубрякова, Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания [Текст] / Е. С. Кубрякова // Язык. Личность. Текст. : сб. статей к 70-летию Т. М. Николаевой / отв. ред. В. Н. Топоров. - М. : Языки славянских культур, 2005. - С. 23-33.

6. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти. - СПб. : Ювента, Наука, 1999. - 605 с.

7. Плотникова, С. Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство [Текст] / С. Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология: Язык. Культура. Коммуникация. - Иркутск : ИГЛУ, 2008. -Вып. 1. - С. 131136.

8. Плотникова, С. Н. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования / С. Н. Плотникова, С. А. Домышева // Политическая лингвистика. - Ур. ГПУ. - Екатеринбург, 2009. - Вып. (1) 27. - С. 103-108.

Серебренникова Евгения Федоровна

Доктор филологических наук, профессор кафедры французской филологии ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81’ 42 ББК 81.00

Э

ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС: К ПРОБЛЕМЕ СЕМИОМЕТРИИ ЗНАЧИМЫХ ПАРАМЕТРОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье ставится проблема методологического подхода к анализу Интернет-пространства с точки зрения его семиотической онтологии. Предлагаются параметры семиометрии интернет-дискурса на основе уровневого подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.