ДИСКУРСИВНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА ХУШ-ХХ вв.
Н.И. Маругина
Аннотация. Обсуждаются вопросы основных коммуникативных ориентиров дискурса детского журнала в различные исторические периоды. Детский журнал рассматривается как многофункциональный социальный институт, сконструированный взрослыми и детьми. Доминантными коммуникативными ориентирами дискурса детского журнала выступают культурнопросветительский, идеологический, популяризаторский.
Ключевые слова: дискурс; дискурсивное пространство; детский журнал; социокультурная ситуация.
Социокультурное состояние общества определяется теми знаниями, информационными потоками, которые непрерывно создаются средствами массовых коммуникаций. В широком смысле понятие «знание» «состоит из самых разных элементов: это и самые общие знания, разделяемые всеми членами общества или всем человечеством, и специализированные знания, являющиеся принадлежностью определенных социальных, профессиональных или демографических групп, а также субкультурные и даже эзотерические знания, представляющие собой строго оберегаемое достояние узких сообществ. Стержневым компонентом всех знаний является информация» [1. С. 17]. «Под информацией понимается содержательная сторона сообщения, передаваемая в процессе социокультурной коммуникации, которая осуществляется на нескольких уровнях: интерперсональном, институциональном, общественном, внутриличностном» [1. С. 27].
По мнению Т.Г. Добросклонской, доминирование текстов СМИ обусловливается тем, что в процессе своей эволюции общество создало масс-медийные структуры, которые независимо от желания и воли индивида формируют особую среду, насыщенную информационными потоками, продуцируемыми СМИ. Степень взаимодействия реципиентов с медиатекстами по сравнению с другими типами текстов оказывается высокой. «Приоритет текстов СМИ складывается из собственно функциональной нагрузки, состоящей в ориентации индивида в окружающей среде. Тексты СМИ являются источником значимой для индивида информации о природной и социальной реальности. Именно потребностью в социально значимой информации объясняется та частотность, с которой транслируются и воспринимаются медиа-тексты» [2. С. 22]. В процессе социокультурной коммуникации создается единое информационное дискурсивное пространство, представляющее картину мира определенного социума.
«В конце XX - начале XXI в. у отечественных исследователей с ан-тропосоциологическими ориентациями стал проявляться интерес к суждениям об институализации в российском дискурсивном пространстве новой на-
учной дисциплины - социологии детства. Появилась возможность рассматривать детство как социально сконструированную реальность, выстраивающуюся вокруг содержательного, смыслового и ценностного ядра, каковым являются сами дети. В моделировании этого конструкта, имеющего процессуальную природу и разворачивающегося одновременно в социальном пространстве и времени, участвуют и взрослые, и дети, обладающие существенно различающимися жизненными мирами и имеющие свои особенные социокультурные роли. Ребенок - это не слабая копия взрослого, его жизненный мир - не бледное подобие жизненного мира взрослого. Между миром детских мыслей, переживаний и поступков и миром взрослых нет и не может быть знака тождества» [3. С. 119]. Ребенок помещается в центр социокультурной коммуникации, «он постепенно принимает правила и нормы общественного поведения, его личность социализируется, институциализируется, включается в социум» [4. С. 134]. Взрослый выступает в роли «купола» социокультурной коммуникации, вырабатывая «многообразные адаптивные механизмы к динамичным моделям социума» [4. С. 134].
Детский журнал на протяжении трех веков развития русской журналистики является одним из главных средств социокультурной коммуникации. Детский журнал рассматривается как многофункциональный социальный институт, обладающий развлекательной, просветительской, воспитательной, социолизирующей, управляющей и другими функциями.
Дискурсивное пространство детского журнала отражает широкий спектр характеристик социально и культурно сконструированной взрослыми и детьми реальности. Дискурс детского журнала гипотетически может рассматриваться как сложное социально-коммуникативное явление, как способ мышления, интерперсонального и внутриличностного взаимодействия коммуникантов, осуществляющегося через единство отношений двух диалектически взаимосвязанных картин мира - взрослых и детей.
«М. Стаббс выделяет три основные характеристики дискурса: 1) в формальном отношении это - единица языка, превосходящая по объему предложение, 2) в содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте, 3) по своей организации дискурс интерактивен, т.е. диалогичен» [5. С. 189]. В работах Т. ван Дейка, Р. Фаулера, М. Бахтина, Т.В. Плехановой дискурс рассматривается как динамический процесс взаимодействия автора и читателя, с одной стороны, и языковых, социальных и культурных проявлений - с другой. «Такое взаимодействие создается в трех измерениях: лингвистическом - дискурс создается из языковых средств, структур, процессов и правил; межперсональном -дискурс ориентирован на другого, реального или потенциального; культурном - дискурс отражает виды деятельности и способы мышления, принятые в данной культуре» [6. С. 11].
Детские журналы, начиная с их зарождения в России, были обращены к детям состоятельных слоев общества. Читатель детского журнала в дореволюционной России был социально разобщенным, отгороженным
от жизненных проблем и невзгод [7. С. 5]. Дискурс детского журнала дореволюционного периода веков характеризуется культурно-просветительской направленностью. Начиная с первого русского детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», основателем которого был великий русский просветитель Н.И. Новиков, издатели и редакторы ставили широкие просветительские задачи [7. С. 5]. По своему содержанию и оформлению детские журналы представляли собой книги для чтения, альманахи, на страницы которых не проникала информация политического характера. Создание детского журнала как средства социокультурной коммуникации было направлено на формирование и культивирование определенного положительного образа - ориентира для детей. Основным коммуникативным ориентиром дискурса детского журнала была его религиозная составляющая. Главный постулат педагогических догм монархических, дворянских, буржуазно-либеральных журналов «сводился к проповеди послушания, благотворительности, любви к богу» [8. С. 19].
В начале 20-х гг. ХХ в. происходит изменение читательского адресата: дискурс детского журнала направлен на создание нового образа-ориентира. «Появившиеся в первые месяцы советской власти детские журналы были обращены к принципиально новому читателю - пролетарскому и крестьянскому ребенку» [7. С. 11]. Это в значительной степени определило направление поисков в области тематики и проблематики, формы подачи материалов. «Мечта о создании “нового человека”, то есть человека принципиально нового, небывалого, “гостя из будущего”, о кардинальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, языка и т.п., включая саму человеческую природу, выдавала гипотетический механизм построения прежде невиданного, справедливого, уравненного, изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся» [9. С. 154]. Объединенные в пионерские звенья, отряды, дружины дети представляли огромную силу, а детский журнал, в свою очередь, сближал два социума, приобщал детей к взрослой жизни. «Детство становилось в советской литературе 1920-1930-х гг. особым познавательным дискурсом, через призму которого удавалось увидеть, понять и показать многое такое, что было невозможно в рамках “серьезной”, “взрослой” литературы. Детский дискурс советской литературы представал как один из видов художественного приема “остраннения” (производного от эпитета “странный”), который открыл В. Шкловский, т.е. как способ увидеть в привычном непривычное, в известном - неизвестное, осмыслить окружающий мир как “странный”, удивительный, даже фантастический» [9. С. 155].
Радикальная перестройка в содержании, формах подачи материала, в структуре журнала началась в советский период и была обусловлена рядом причин.
Во-первых, детская журналистика явилась мощным идеологическим оружием, отражением проводимой языковой политики. Анализ дискурса детских журналов выявил центральную роль государства как клю-
чевого модератора социокультурной коммуникации. Основной стратегической целью языковой политики, проводимой советским государством в данный период, было установление диалога между разобщенными слоями советского социалистического общества, установление мира, гармонии и дружбы между разными национальностями. Диалог в данном случае упрощенно понимается как политика соглашательства и бесконфликтности. В то же время истинный диалог - это всегда напряженное противостояние между «я» и «другим»: другим мышлением, другим языком, другой языковой картиной мира.
Во-вторых, советская детская журналистика развивалась в тесной связи с коммунистическим движением в стране. Потребности пионерской и комсомольской организации во многом определяли характер и структуру детского журнала. К примеру, в первых номерах «Пионера» 19241928 гг. наблюдается некоторое оттеснение художественной составляющей журнала на второй план: развитие пионерского движения в стране предопределило агитационный тип контекстов, нередко с попыткой их беллетризации [7. С. 16].
К основным дискурсивно-диалогическим особенностям можно отнести идеологический, директивный, алгоритмичный характер журнала. Социально-прагматическая реализация социально-коммуникативных намерений представлена через широкое использование в дискурсе детского журнала лозунгов. Лозунговый, броский стиль диалога с юным читателем: программные заявления, письма самих пионеров, очерки заканчиваются известными лозунгами: Будь готов! Всегда готов! Пионер - всем ребятам пример! Пионер семечки не грызет! Пионер работу не разбирает! Все на борьбу с неграмотностью, пьянством, грязью и неряшливостью в личном и общественном быту! Дети деревни, будьте готовы к смычке с пионерами завода! «Лозунги и тезисы послереволюционного времени конструируются в соответствии с приемами ораторско-диалогической речи, но в коммуникативном отношении предполагают не диалог, а монолог. Пропагандистские лозунги, окружавшие советского человека всюду и везде, являются ярким примером ритуализованного фольклоризующего дискурса коммунистической идеологии» [10. С. 305].
Основным коммуникативным ориентиром дискурса детского журнала было утверждение, что главным социальным институтом, ответственным за воспитание детей в СССР, является детский коллектив. Установлению диалога с детским социумом способствовал тот язык, на котором говорила вся пионерия. В русский язык в данный период вошло множество морфологических новообразований и аббревиатур, отражающих основные пионерские реалии и жизнь Страны Советов в целом. Это был одновременно и общий словарь пионеров, и общенародный словарь, сохраняющийся на протяжении длительного исторического периода: юн-
кор, пикор, деткор, рабкор, школкор, домкор, сельпикор, селькор, смычка с деревенскими ребятами, детдвижение, агропоезд, культпоход, пионер-
лагерь, живгазы, нардом, фабзавуч, советчики и др. Наличие новой парадигмы лексических единиц, прочно вошедших в узус русского языка, способствовало созданию своего рода «когнитивного вакуума», в котором находились и два социума - взрослые и дети.
Разговорный стиль, подвижность слога позволяли автору журнала вести доверительную беседу с юным читателем, затрагивать различные темы. Разрабатывается новая концепция детства, попытка нарисовать «нового человека» реализуется через ритуализацию основных законов пионеров: Все знать, все уметь и любить работать для людей. В сталинскую эпоху религиозная составляющая дискурса детского журнала уступает антирелигиозной, длительно господствующей догме, которая характеризуется наличием жесткого политического давления, когда сказанное слово, относящееся к религиозной сфере, «обладало преступным означаемым, что было достаточным основанием для подозрения в том, что говорящий занимается антисоветской пропагандой» [11. С. 315].
Бурное развитие детской журналистики начинается в 30-е гг. ХХ в. Детские журналы увеличиваются в размерах: появляются статьи энциклопедического характера, рубрика «Советы Вожатого» предваряет каждый номер журнала «Пионер», создавая особую воспитательную тональность. «С середины до конца 30-х гг. советское общество стало свидетелем значительного идеологического поворота: угроза войны и необходимость массовой мобилизации явились причиной того, что партийная пропаганда и массовая культура обрели резко прагматическую направленность» [12. С. 7]. Данный переворот становится катализатором формирования массового национального самосознания и национальной идентичности. Детские журналы использовались в качестве агитационного средства, ратующего за «советского человека», «советский патриотизм» и «дружбу народов». В дискурсивное пространство детского журнала интегрируется популяризаторская составляющая, стиль пропаганды, используемый для мобилизации масс. Кроме того, происходит равноправное распределение ролей коммуникантов (взрослых и детей) - «советская детская журналистика в юном читателе увидела своего “главного корреспондента”, открыла в нем талант репортера. Участие детей в подготовке и выпуске периодического издания стало активнейшим фактором политического и социального воспитания подрастающего поколения» [8. С. 92].
В годы Великой Отечественной войны детская периодика переживала упадок. Дискурс многих детских журналов имеет в основном нарративную национальную направленность. К основным нарративным формам можно отнести: рассказы и очерки о подвигах известных героев, описания крупных военных сражений. В национальном нарративе не было выдумки, все события, которые описывались на страницах журналов, реалистично представляли ужасы войны. Детский социум выступает с двух коммуникативных позиций: как объект воспитательного воздействия и как субъект, обладающий собственной социальной активностью. Потреб-
ности детского социума в объединении с социумом взрослых с целью совместной активной деятельности основаны на идеях строительства коммунистического общества.
Строительство коммунизма, пора мирного строительства являются главными топикальными направлениями дискурса детского журнала в послевоенный период. На страницах детских журналов помещается информация о деятельности пионерского отряда, школьного класса, предоставляются новые ориентиры в воспитании идеалов коммунистического движения. Восстановление разрушенных городов - важная тема номеров журнальной периодики для детей. В этот период прослеживается развитие нарративно-публицистического направления журнала, «с еще большей полнотой и силой раскрылся величественный образ героя-труженика, многогранный и яркий характер советского человека - сознательного и убежденного строителя коммунизма, стойкого борца за мир, свободу и счастье всех народов мира» [13. С. 233].
В 60-70-е гг. ХХ в. началась послевоенная пора мирного строительства, страна постепенно погружалась в застой, что не могло не отразиться на детской периодике. Нарративное направление журнала сочетается в большей степени с идеологической составляющей дискурса детского журнала. На страницах журналов для детей публикуются материалы партийных съездов, конференций, пленумов, решений вождей государства, а также истории восхваления Героев Социалистического Труда - нового образа-ориентира, который объединяет деятельность двух социумов.
В парадигме средств массовой коммуникации должны присутствовать не только воспитательные цели, но и развелекательно-информа-ционные. Как исторический период обновления социализма отмечены 8090-е гг. ХХ в. Прорыв к открытости и свободе слова, идеологическое раскрепощение в корне изменили дискурс детского журнала. Исчезают из обихода слова, которые представляли целую языковую эпоху, и заменяются новыми современными. В дискурсе детского журнала советского периода присутствие воображаемого сводилось к нулю, чего нельзя сказать о журналах перестроечного периода. Для детского социума создаются новые медиальные условия, в которых воспитывается новое «экранное поколение» с искаженной картиной мира. Социально эффективными в дискурсивном пространстве детского журнала становятся новые медиальные средства общения - картинка, фотография.
Таким образом, детский журнал может рассматриваться как многофункциональный социальный институт, сконструированный взрослыми и детьми. Разноплановая дискурсивно-тематическая направленность является ведущей в образовании дискурса детского журнала XVIII-XX вв. Доминантными коммуникативными ориентирами выступают культурнопросветительский, идеологический, популяризаторский.
Литература
1. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: Учеб. пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. 451 с.
2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с.
3. Бачинин В.А Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 119-125.
4. Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция. URL: http://www. ecsocman.edu.ru/data/511/862/12...
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
6. Плеханова Т.Ф. Дискурсивно-диалогическая концепция художественного текста: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 2005. 31 с.
7. Колесова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977: Учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1993. 143 с.
8. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1983. 208 с.
9. Кондаков И.В. Культура. «Ничего тут не поймешь!» (Дискурс детства в поэзии Д. Хармса). С. 154-165. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/11...
10. Богданов К. Риторика ритуала. Советский социолект в этнолингвистическом отношении. Антропологический форум № 8. С. 300-337. URL: http://www.anthropolo-gie.kunstkamera.ru/index....
11. Хамфри К Опасные слова: табу, уклонение и молчание в Советской России. Материалы Оксфордского симпозиума. Антропологический форум № 3. С. 314-339. URL: http:// www.anthropologie.kunstkamera.ru/index..
12. Бранденберг Д. А. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг.) / Пер. с англ. Н. Алешиной и Л. Высоцкого. СПб.: Академический проект; Изд-во «ДНК», 2009. 416 с.
13. Николаев В. Советская литература для детей в послевоенные годы // Вопросы детской литературы. 1957 год. М.: Гос. изд-во дет. лит. Министерства Просвещения РСФСР, 1958. 253 с.
THE DISCURSIVE AND THEMATIC ORIENTATION OF THE CHILDREN’S MAGAZINE WITHIN THE PERIOND OF THE 18th - 20th CENTURIES Marugina N.I.
Summary. The main communicative guidelines of the children’s magazine discourse are dealt with. The children’s magazine is considered as a multifunctional social institution constructed by adults and children. The cultural and enlightening, ideological and popularizing guiding lines become dominant in the communicative space of the children’s magazine discourse.
Key words: discourse; discursive space; children’s magazine; socio-cultural situation.