Научная статья на тему 'ДИСКУРСИВНАЯ ПАМЯТЬ ОБ УЧЁНОМ КАК ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ПАМЯТИ: (РЕ)КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЛЮДИ, ТЕКСТЫ, ЗНАКИ)'

ДИСКУРСИВНАЯ ПАМЯТЬ ОБ УЧЁНОМ КАК ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ПАМЯТИ: (РЕ)КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЛЮДИ, ТЕКСТЫ, ЗНАКИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурсивная память / публичная память / коммеморация / антропология академической жизни / discourse memory / public memory / commemoration / anthropology of academic life

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комар Яна Владимировна

Анализируется память об учёном в дискурсивном поле как часть публичной памяти. В понятие дискурсивные практики включены устные и письменные материалы самого учёного, об учёном, в память об учёном (коммеморативные практики как совокупность публичных актов (pe)конструирования образа учёного). Методология исследования базируется на социокультурном подходе и положениях о мнемософии Т. Шолы. (Ре)конструирование и поминание осуществляется за счёт текстов, знаков, коммуникативных практик параллельно с традиционными техниками и приёмами, заметен рост новых форм коммеративных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY ABOUT A SCIENTIST AS A PART OF PUBLIC MEMORY: (RE)CONSTRUCTION (PEOPLE, TEXTS, SIGNS)

The article analyzes the memory of a scientist in the discourse field as part of public memory. In the concept of discursive practices, we include oral and written materials of the scientist himself, about the scientist, in memory of the scientist (commemorative practices as a set of public acts of constructing and reconstructing the image of a scientist in a modern context). The source base was the information resource of educational and cultural institutions and the results of the participant observation method. The methodology of the research is based on the socio-cultural approach and some provisions on T. Shola’s mnemosophy. The layer of empirical material for the period 2010-2020 is taken as a basis. The conclusions show that in the organization of the cultural memory of a scientist a significant place is given to discourse memory, since the construction, reconstruction and commemoration is carried out for the most part at the expense of texts, signs, and communicative practices. At the same time, in parallel with traditional techniques the growth of new forms of commercial practices is noticeable.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСИВНАЯ ПАМЯТЬ ОБ УЧЁНОМ КАК ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ПАМЯТИ: (РЕ)КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЛЮДИ, ТЕКСТЫ, ЗНАКИ)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 4 (40). С. 74-80. УДК 001.89+316.7

Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(4).74-80

Я. В. Комар

ДИСКУРСИВНАЯ ПАМЯТЬ ОБ УЧЁНОМ КАК ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ПАМЯТИ: (РЕ)КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЛЮДИ, ТЕКСТЫ, ЗНАКИ)

Анализируется память об учёном в дискурсивном поле как часть публичной памяти. В понятие дискурсивные практики включены устные и письменные материалы самого учёного, об учёном, в память об учёном (коммеморативные практики как совокупность публичных актов (реконструирования образа учёного). Методология исследования базируется на социокультурном подходе и положениях о мнемософии Т. Шолы. (Ре)конструирование и поминание осуществляется за счёт текстов, знаков, коммуникативных практик параллельно с традиционными техниками и приёмами, заметен рост новых форм коммеративных практик.

Ключевые слова: дискурсивная память; публичная память; коммеморация; антропология академической жизни.

«Мы будем помнить талантливого учёного!», «Светлая память об этом человеке навсегда сохранится в сердцах его близких, друзей, коллег, учеников» - аналогичные прощальные речи можно услышать в связи с уходом из жизни учёного, исследователя, доцента, профессора. В этих прощаниях, как и в эпитафиях, можно встретить обещание «помнить человека», «его вклад» в развитие науки, техники, истории, философии, гума-нитаристики и т. д., «не забыть и не бросить» его дело и т. д.

Так как же именно сохраняется, (ре)конструируется память об учёном в современном обществе? Чего ждать учёному после своей смерти? Вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, интересуют антропологов академической жизни и антропологов науки. Целью статьи является научное осмысление вопроса мемора-лизации наследия учёного и образа учёного сквозь призму дискурсивных социокультурных практик посредством обобщения накопленного эмпирического и историографического материала.

В начале ХХ1 в. были пересмотрены подходы к трактовке памяти, теоретические положения, методология исследования, понятийный аппарат. Появились приверженцы

и последователи различных подходов: функционального и феноменологического подходов (Т. Лукман, Г. Люббе, Т. Адорно, П. Хат-тон, Дж. Тош, С. Крейн, М. Ферро); информационного подхода (Я. К. Ребане, А. С. Уйбо, В. Г. Афанасьев, В. А. Колеватов, В. Б. Усть-янцев); культурно-семиотического подхода (Ю. М. Лотман, Я. Ассман, О. Г. Эксле, И. Рю-зен); структуралистского подхода (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Бод-рийар, Ж. Деррида, П. Нора); среди отечественных исследователей, для которых в той или иной степени характерны идеи структурализма, выделим Г. И. Зверева, Н. Е. Колосова, М. А. Кукарцева, Е. Г. Трубину, Н. С. Ав-тономову, В. П. Визгина.

Многие исследователи пришли к выводу, что память - конструкт, а память общества - социально сконструированная память. Мы постепенно отходим от коллективного, рассматривая процессы и явления через призму индивидуального опыта. Индивидуальная память преодолевает табу «неисторичности, необъективности», противопоставляется коллективной. Вопрос памяти интересует учёных разных областей, например, Т. Шола пользуется термином «мнемософия» (наука на пересечение тем памяти, эмоций и атмосферы пространств) [1]. Также проис-

ходит ряд трансформационных процессов в самом академическом сообществе: работа Ассоциации антропологов и этнологов России, появление специализированого сборника «Антропология академической жизни: традиции и инновации» [2, с. 371].

Антропология академической жизни лишь недавно оформилась в отдельную специальную область исследований. Большая часть опубликованных статей представляют собой анализ научной активности учёного, вклад его работ в развитие той или иной отрасли науки. Мы наблюдаем наличие статей по определённым направлениям сохранения памяти (рекомендации по персонализации образа учёного в юбилейных печатных материалах) [3], конструирование памяти об учёных по определённому принципу (гендерно-му, географическому) в определённый промежуток времени (память об учёных Сибири во второй половине ХХ в., память о женщинах-учёных в кинематографе периода 1945— 1955 гг.) или трансформацию образа кон-

кретного учёного в устной и письменной традиции. Методологической основой исследования выступает, прежде всего, социокультурный подход, некоторые положения мнемософии, которые раскрывают теоретические основы науки публичной памяти.

Мы предполагаем, что память об учёном может (со)существовать в нескольких плоскостях. Память об учёном представляется:

- в одномерном пространстве в виде идей, исследований, работ и памяти о себе, оставленных учёным;

- в двумерном пространстве (память других людей, работы других исследователей об учёном и / или его работах: критика, рецензии, апелляции и т. д.);

- в трёхмерном пространстве (научные наработки самого учёного (это относится к физически осязаемым объектам) и объекты / предметы, репрезентирующие память о нём и его работе, но не созданные им).

Эти пространства могут как существовать отдельно, так и в связке (рис. 1).

Мы подробно остановимся на рассмотрении памяти об учёном в дискурсивном поле и немного на других объектах, репрезентирующих память, так как они так или иначе вписываются в поле дискурса.

Дискурсивные практики представляют собой устную и письменную речи в разных сферах социальной жизни. Анализ дискур-

сивной практики концентрируется на том, как авторы используют уже существующие дискурсы и жанры, как включается коммуникативная компетенция при восприятии и интерпретации текстов, образов, людей. Мы включаем в понятие дискурсивных практик устные и письменные материалы самого учёного, об учёном, в память об учёном (рис. 2).

Рис. 2. Виды дискурсивных практик

К материалам учёного мы относим результаты его научной деятельности. Здесь корпус материалов представлен широко -книги, монографии, статьи, выступления, участие в проектной деятельности и т. д. С продвижением онлайн образования, бло-гов, социальных сетей, популяризации науки, концепции обучения в течение всей жизни (Life Long Learning - LLL) многие учёные уже имеют опыт работы с форматом видеолекций, zoom-лекций. Таким образом, размещая контент в сети, на сайтах университетов, образовательных ресурсов, учёный уже оставляет память о себе не только в физическом, но и в виртуальном мире. Пример, М. Н. Губогло, историк и этнолог, скончался в 2019 г., но с презентацией книги «Гагаузы» и речью Михаила Николаевича можно и сейчас ознакомиться в сети. Л. Н. Гумилёв скончался в 1992 г., но на канале Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва можно ознакомиться с циклом видеолекций Льва Николаевича по вопросам теории этногенеза, образов пассионариев.

В курсе данной тенденции применим философский подход: отход от вопроса увековечивания в виде хранения к цифровому бессмертию [4]. Речь идёт уже не просто об оцифровке и сохранении трудов современников в аудио- и видеоформате, мы говорим о создании цифровых профилей, использовании нейросетей и виртуальной реальности для воссоздания или реконструкции личностей. В будущем мы сможем уже не только

прослушать запись выступления / лекции, но и поучаствовать в диалоге, задать вопросы, поговорить с человеком. Но так как пока эти технологии применимы в единичных случаях, мы возвратимся к традиционному формату - сохранению памяти.

Вся жизнь учёного посвящена исследованиям и обнародованию их результатов, поэтому недостатка дискурсивных печатных материалов наука не испытывает. Но интересен и сам учёный, его жизненный путь, опыт, поэтому к материалам самого учёного мы приобщаем сохранение корпуса личных архивов в виде мемуаров, личных дневников, переписки и т. д., которая была или не была опубликована учёным.

Постепенно набирает популярность камерная история, изучение общего через частное. Мемуары, аудио- и видеозаписи из личных архивов оцифровываются и преображаются в цифровой поток воспоминаний, внося разнообразие в официальную историю альтернативной. Примеры цифровых архивов: «Прожито», «Устная история», «Звуковые архивы», «Сибиряки вольные и невольные», Обнинский цифровой проект, Рав1Уи, ЯеНкуа, «Бессмертный барак». Они разные по содержанию, по вовлечённости исследователей, волонтеров, но при этом их цель -сохранение и популяризация памяти личной перед государственным нарративом. Это могут быть как дневники известных публичных, так и известных исключительно в узких профессиональных кругах деятелей.

Особенностью оцифровки дневников является не только их важность сама по себе, но и значимость в рамках определённой темы, т. е. дневник должен пройти некую систематизацию и тегирование для определения области, в которой он будет фигурировать. Будь то вопросы истории войны или повседневной истории, дневники предлагают многоплановый взгляд на определённое событие, кое и важно обозначить работающему с дневником. Таким образом, личные записи (дневники, переписка, заметки) из накопленной культурной памяти превращаются в функциональную культурную память.

Следующей составляющей дискурсивных практик является наличие устных нар-ративов (конференций, докладов, выступлений, выставок, вечеров памяти) и печатных публикаций или письменных материалов об учёном, в которых он становится объектом исследования. Авторами могут быть как современники (коллеги, ученики, друзья), так и исследователи из другой эпохи и других государств. В 2017 г. учёные из Украины, Молдовы, Беларуси, Израиля и Болгарии собрались на конференцию «Человек в истории и культуре: чтения памяти В. Н. Станко», посвящённую 80-летию со дня рождения В. Н. Станко (1937-2008). Пример временной дистанции между исследователями - изучение наследия В. В. Бартольда (1869-1930). Статья А. Кузембайулы, К. Мукужанова «Вклад В. В. Бартольда в изучении проблем истории Казахстана» опубликована в 2010 г., а сам Василий Владимирович умер за 80 лет до этого.

Интересное определение истории историков предложила Т. Н. Попова в книге «Пётр Михайлович Бицилли: портрет в манере сфумато», она вводит термин «биоисториография» как автономный раздел историографии, изучающий историю исторической науки и находящийся на стыке истории науки и исторической биографии [5].

Формат вечеров памяти также актуален и по сей день. Особенностью таких устных нарративов является обязательное присутствие людей, которые были сопричастны к жизни или деятельности учёного (потомки, родственники, друзья, коллеги, воспитанники, ученики).

Выставки и экспозиции мы также можем частично отнести к категории дискурсивных практик, так как они являются публичным представлением достижений в определённой области, могут быть персонифицированными. Например, коммеративные практики г. Новосибирска (в 2019 г. Выставочный центр СО РАН презентовал крафт-выставку «Сёстры Карповы: Майя Череми-сина и Татьяна Заславская»).

Дискурсивные практики, проводимые в память об учёном (в коих он не является объектом или предметом исследования), позволяют не только сохранить память об учёном, его имени и наследии, но и сделать её более подвижной с возможностью моделирования. Сюда мы относим такие формы организации научной деятельности, как конференция, круглый стол, симпозиум, при которых исследователи представляют и обсуждают свои работы, которые не связаны с конкретным учёным, чьё имя носит мероприятие, но проводятся в рамках его поля деятельности. После смерти в 2010 г. А. В. Бойко, декана исторического факультета Запорожского национального университета, Всеукраинская научная конференция «История Степной Украины ХУ11-ХХ в.» стала проводиться в память о профессоре А. В. Бойко и получила второе название «Бойковские чтения».

К примерам печатной продукции относятся материалы конференций, сборники и т. д., которые были названы в честь конкретного учёного, но в которых он не является объектом исследования. Известный среди балканистов «Дриновский сборник» назван в честь основателя и первого председателя Болгарской академии наук профессора Харьковского университета М. Дринова (18381906).

Кроме письменных, устных, а в современном мире ещё и аудио-визуальных материалов, которые помогли бы сохранить и (ре)презентовать память об учёном, уже длительное время используются дополнительные техники:

• Создание произведений монументального искусства (памятники, мемориальные доски): памятник М. И. Туган-Бара-новскому в Донецке, мемориальная доска В. Н. Станко в Николаеве.

• Присвоение различным объектам имён учёных (здесь можно говорить о создании исследовательского поля таким разделам языкознания, как ономастика, топонимика и пр.): присвоение первичных имён или переименование улиц (Площадь Академика Кута-фина (Москва)), присвоение учебному заведению, его части или аудитории имени учёного (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича), движимые объекты (корабли, самолеты, аппараты, разработки и т. д.) (аппарат Илизарова, моторный катер Н. Амосов).

• Различного рода предметы, отражающие наследие учёного или его личность: филокартия и филателия, нумизматика и бонистика, различного рода печатная продукция (принты на различных поверхностях с изображением учёных, их работ или высказываний: обложки блокнотов, закладки, одежда, посуда, транспортные средства и т. д.).

Мотивы, побуждающие к сохранению памяти об учёном

С точки зрения родственников / семьи, учёный, в первую очередь, важен как личность, т. е. это сохранение памяти о человеке. Это прослеживается из речей или воспоминаний о человеке: был такой добрый / добрая, всегда всё забывал, трудяга, любящий родитель и т. д.

Когда к изучению деятельности учёного причастны его коллеги, ученики, то смысл конструирования памяти - сохранение наследия и памяти об учёном. Конечно, стоит упомянуть и значимость опыта профессионально успешных людей в рамках вертикальной и горизонтальной передачи информации, что способствует развитию патриотизма, гражданственности, а для подрастающего поколения - социальной и профессиональной ориентации.

Но остаётся вопрос: что движет учёными, которые занимаются исследованием деятельности другого учёного, не будучи знакомым с ним? Мы сталкиваемся с правом на монополию, т. е. с попыткой разрушить это негласное право тех, кто знал учёного, су-

дить о его деятельности. Дискурсивные практики с включённостью представителей разных поколений дают возможность формировать или изменять коллективную память о прошлом, проецировать опыт на будущее. Для учёного важен не всегда результат работы, сколько культура участия в процессе (своего рода процесс ради процесса).

В подтверждение выводов приведём своего рода шутку из интеллектуальных кругов о цели визита учёного на мероприятие (конференция, конгресс, симпозиум): ты что сюда приехал доклад читать? Корни этой шутки восходят именно к идее коммуникации между участниками мероприятия, подчёркивается не столько важность текста / доклада, сколько идея обсуждения, обмена знаниями, интеллектуальный спор, поиск академической истины, т. е. партисипативная практика (англ. to participate - участвовать).

Выводы

«Научность» учёного становится неотъемлемой частью публичной памяти. В организации культурной памяти значимое место отводится именно дискурсивной памяти, так как (ре)конструирование и поминание осуществляется большей частью за счёт текстов, знаков, коммуникативных практик. При этом параллельно с традиционными техниками и приёмами заметен рост новых форм ком-меративных практик. Центральное место в коммеморации учёных продолжают занимать научные мероприятия разного уровня и характера. Перспективным направлением считаем расширение аудитории за счёт включённости широких слоёв населения (социальная включённость), здесь речь идёт о продвижении и реализации образа учёного обществу. Попытка обобщить и систематизировать материал по дискурсивной комме-морации учёных несёт практическое применение: использовать удачные техники популяризации наследия учёного и его образа для интеграции науки в общество с целью дальнейшего наполнения смыслового пространства как нации в целом, так и отдельного гражданина в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шола Т. С. Мнемософия: эссе о науке публичной памяти. - Ростов Великий : ИКОМ России : Ростовский кремль, 2017. - 318 с.

2. Комар Я., Пригарин А. Биография в центре революционного водоворота: как выжить в эпоху перемен // За синей птицей (антропология академической жизни). Памяти Г. А. Комаровой. - М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2022. - С. 371-398.

3. Хазагеров Г. Г. Проблема создания образа учёного в юбилейных материалах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 4-2 (46). - С. 203-206.

4. Рудова А. А. От цифрового профиля к цифровому бессмертию: концептуализация проблемного поля // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2021. - Т. 17, № 2 (24). -С. 44-57.

5. Попова Т. Н. Пётр Михайлович Бицилли: портрет в стиле «сфумато». - Одесса : Бондаренко М. А., 2021. - 560 с.

Сведения об авторе

Комар Яна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодар, Россия)

Адрес для корреспонденции: 350051, Россия, Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников / Ф. Лузана, 34/32

E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3615-5400 ORCID: 0000-0001-8401-0190

Информация о статье

Дата поступления 11 июля 2023 г.

Дата принятия в печать 10 октября 2023 г.

Для цитирования

Комар Я. В. Дискурсивная память об учёном как часть публичной памяти: (реконструирование (люди, тексты, знаки) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 4 (40). С. 74-80. й01: 10.24147/2312-1300.2023.10(4). 74-80.

Ia.V. Komar

MEMORY ABOUT A SCIENTIST AS A PART OF PUBLIC MEMORY: (RE)CONSTRUCTION (PEOPLE, TEXTS, SIGNS)

The article analyzes the memory of a scientist in the discourse field as part of public memory. In the concept of discursive practices, we include oral and written materials of the scientist himself, about the scientist, in memory of the scientist (commemorative practices as a set of public acts of constructing and reconstructing the image of a scientist in a modern context). The source base was the information resource of educational and cultural institutions and the results of the participant observation method. The methodology of the research is based on the socio-cultural approach and some provisions on T. Shola's mnemosophy. The layer of empirical material for the period 2010-2020 is taken as a basis. The conclusions show that in the organization of the cultural memory of a scientist a significant place is given to discourse memory, since the construction, reconstruction and commemoration is carried out for the most part at the expense of texts, signs, and communicative practices. At the same time, in parallel with traditional techniques the growth of new forms of commercial practices is noticeable.

Keywords: discourse memory; public memory; commemoration; anthropology of academic life.

REFERENCES

1. Shola T.S. Mnemosofiya: esse o nauke publichnoi pamyati [Mnemosophy: an Essay on the Science of Public Memory], Rostov Velikii, ITOM Russia Publ., Rostovskii kreml' Publ., 2017, 318 p. (in Russian).

2. Komar Ia., Prigarin A. Biografiya v tsentre revolyutsionnogo vodovorota: kak vyzhit' v epokhu peremen [Biography in the Center of the Revolutionary Whirlpool: how to Survive in an Era of Change]. Za sinei ptitsei (antropologiya akademicheskoi zhizni) [Behind the Blue Bird (Anthropology of Academic Life)], in memory of G.A. Komarova, Moscow, 2022, pp. 371-398. (in Russian).

3. Khazagerov G.G. Problema sozdaniya obraza uchenogo v yubileinykh materialakh [The Problem of Creating the Image of a Scientist in Commemorative Materials]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2015, no. 4-2 (46), pp. 203-206. (in Russian).

4. Rudova A.A. Ot tsifrovogo profilya k tsifrovomu bessmertiyu: kontseptualizatsiya problemnogo polya [From Digital Profile to Digital Immortality: Conceptualizing the Problem Field]. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i

sotsial'no-ekonomicheskie nauki [GSTOU Bulletin. Humanities and Socio-Economic Sciences], 2021, vol. 17, no. 2 (24), pp. 44-57. (in Russian). 5. Popova T.N. Petr Mikhailovich Bitsilli: portret v stile "sfumato" [Petr Mikhailovich Bitsilli: Portrait in the "Sfumato " Style], Odessa, Bondarenko M.A. Publ., 2021, 560p. (in Russian).

About the author

Iana V. Komar - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar, Russia)

Postal address: 34/32, Shosse Neftyannikov / F. Luzana ul., Krasnodar, 350051, Russia

E-mail: [email protected]

RSCI SPIN-code: 3615-5400

ORCID: 0000-0001-8401-0190

Article info

Received July 11, 2023

Accepted October 10, 2023

For citations

Komar Ia.V. Memory about a Scientist as a Part of Public Memory: (Re)Construction (People, Texts, Signs). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 4 (40), pp. 74-80. DOI: 10.24147/2312-1300.2023. 10(4).74-80 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.