№ 1 - 2 січень - лютий 2011
6. Осокин А. П. Технология и свойства сульфатированных феррит- и алюмоферритсодержащих цементов / А. П. Осокин, Ю. Р. Кривобородов, Е. Н. Потапова // Модифицированный портландцемент. - М. : Стройиздат, 1993. - С. 240 - 308.с.
7. Салей А. А. Разработка методики расчета состава сырьевых смесей для получения кальциево-бариевых сульфоферритных клинкеров / А. А. Салей, А. А. Сигунов, Н. П. Пескова // Вестник НТУ “ХПИ”. - 2010. - № 13. - С. 146-154.
8. Салей А. А. Термодинамическая модель синтеза минералов в системе CaO - BaO -Fe2O3 - SiO2 - SO3 как основы для получения цементов с применением конвертерных шлаков / А. А. Салей, Н. П. Пескова, А. А. Сигунов и др. // Металлургическая и горнорудная промышленность. - 2010. - № 7. - С. 181-183.
9. Bobesic Branko. Influence of BaSO4 on the formation and hydration properties of calcium silicates. II. Laboratory belite-rich clinkers / Branko Bobesic, Radovan Halle, Bonis Matkovic and other // Amer. Ceram. Soc. Bull. - 1981. - № 11. - P. 1164-1167.
10. Katyal N. K. Effect of barium on the formation silicate / N. K. Katyal, S. C. Ahlunalia, R. Parkash // Cement and Concrete Research. - 1999. - № 11, P. 1857-1862.
11. Revertegat E. Influence d l’oxyde de barium sur les proprietes cristallographiqus et technologiques du clinker de ciment Portland / E. Revertegat, J. Choisnt // Ann. chim. (France). -1981. - № 4, Р.327-339.
УДК 624. 04
ДИСКРЕТНЫЕ ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ
Г. К. Демин, к. т. н., доц., Ю. Г. Креймер, к. т. н., доц., С. В. Антоненко *, инж.,
Л. Л. Кармазина *, к. т. н., доц.
*Национальная металлургическая академия Украины
Ключевые слова: общение, обучение, коммуникативная и интерактивная стороны обучения, барьеры коммуникации, рекомендации, спор и дискуссия.
Постановка проблемы. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В современных условиях решающим фактором развития общества является информация. Своевременное регулярное распространение и использование всеобъемлющей, подробной, понятной, правдивой информации является значительным фактором успешной деятельности человека в любой сфере.
Нерешённая часть проблемы. Специфической формой общения является обучение. Обучение как процесс рассматривается с трёх сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1]. Перцептивная сторона описана достаточно подробно, например, в книге [2]. Двум другим сторонам уделено также достаточно много внимания. Так, в работе [3] рассмотрена информационная система, включающая две подсистемы: обработки информации (кодирование и декодирование) и передачи по каналам связи с учётом помех. Но не рассмотрена физическая сущность помех, а, значит, нет надёжных рекомендаций по их уменьшению. В работе [4] рассмотрена именно физическая сторона помех передачи информации путем введения «барьеров коммуникации» как психологических препятствий на пути распространения и приёма информации. На каждом из них происходят её потери, проведена их количественная оценка, но при этом не указаны пути снижения уровня этих барьеров.
Цель работы. Разработка рекомендаций для усовершенствования процесса обучения путем снижения влияния коммуникационных барьеров. Определить основные направления снижения помех передачи информации в процессе обучения.
Основное содержание. Рассмотрим КОММУНИКАТИВНУЮ сторону обучения.
При обучении на лекционных занятиях (как и вообще при выступлениях перед аудиторией) имеет место массовая односторонняя коммуникация. Она описывается схемой К. Шеннона [3], согласно которой в процессе передачи информации участвуют три компонента: источник информации (ИИ), приёмник информации (ПИ) и канал связи (КС) (рис 1):
57
Вісник ПДАБА
Рис.1. Схема передачи информации по К. Шеннону
В процессе коммуникации возникают помехи (П), которые приводят не только к нарушениям коммуникации в виде потерь и искажения информации, но даже к ее прерыванию.
Чтобы проанализировать процесс передачи информации, рассмотрим совместно схему К. Шеннона и представления о барьерах коммуникации.
Итак, у человека есть информация: некие мысли, образы, идеи, - которую необходимо донести до аудитории, например, студенческой. Чтобы передача информации состоялась, ИИ (лектор) должен вначале мысленно превратить её (закодировать) в последовательность символов, в некий код (КИ - код источника): слова, рисунки, модели и т. п. Уже при этом возникают искажения информации.
Первый барьер - предел воображения (рис. 2) - это барьер, описывающий различие между тем, что задумано (со всеми его аспектами, нюансами и связями) и тем, что поддаётся передаче средствами избранных кодов (средствами языка).
Согласно работам Рибо (1902 г.) воображение у человека растёт до возраста 14 - 15 лет, а потом необратимо падает, и примерно к 25 годам его уровень становится весьма низким. Аналогичные работы, проведенные Г. С. Альтшуллером в 1965 г., дали ещё более удручающую картину: мало того, что уровень воображения снизился в целом, но и пик сместился к 11 - 13 годам. Получается, что человек, только что получивший высшее образование, уже не способен оригинально мыслить.
Что же делать? Освоить курс развития воображения (РТВ) [5], читать доброкачественную фантастику и проводить её оценку, например, по шкале «Фантазия - 2» [6]. Это позволит заметно снизить падение воображения с возрастом.
При этом следует отметить следующее. Как ни странным покажется, недостаток воображения в какой-то мере облегчает передачу информации (и не только через первый барьер!). Но это справедливо для случая простой информации, которая составляет подавляющую часть в общем ее объеме. А чем свежее, оригинальнее мысль, тем труднее найти для неё соответствующие средства выражения.
Рис. 2. Коммуникационные барьеры
Потери на этом барьере достаточно велики, хотя ещё не произнесено ни слова. Определяются они интеллектом человека, количеством «языков», которыми он владеет и качеством владения всеми этими «языками».
Основным способом преодоления этого барьера с минимальными потерями является овладение максимальным количеством «языков», понятных аудитории. Первое место после
58
№ 1 - 2 січень - лютий 2011
речи здесь занимает «язык» мимики и жестов, а также «язык» графики (в отличие от речи, он перерабатывается не левым, а правым полушарием мозга, что позволяет практически удвоить объём передаваемой информации). Полезно использовать также «язык» макетов и моделей: они воспринимаются обоими полушариями и также несут значительные объёмы дополнительной информации.
Далее, мысли должны быть высказаны, причём - за определённое ограниченное время (которое в учебном процессе определяется продолжительностью единичного занятия и курса в целом). Ограниченность времени, с одной стороны, и имеющегося у ИИ активного словарного запаса, с другой стороны, приводит к дополнительным искажениям замысла. Эта ситуация обозначена как второй коммуникативный барьер - активный языковый фильтр.
Когда мы стараемся разговаривать друг с другом, мы немедленно оказываемся связанными невероятной ограниченностью слов. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно и могут исказить то, что мы хотим сообщить.
Хорошо знакомая ситуация: мысленно у ИИ идея сформулирована убедительно, но при передаче её вслух, особенно в первый раз, убедительность пропадает. Нередко уже после выступления в процессе его обсуждения можно услышать от ИИ: «А я же имел в виду совсем другое».
Что делать? - Освоивать курс ораторского искусства в целом [7] и повышать лекторское мастерство в частности, например, как это показано в книге [8]. Это позволит перевести пассивные знания в активные, увеличить активный словарный запас. И у опытного выступающего со значительным тезаурусом (общим запасом слов трудностей) на этом барьере значительно меньше, чем у начинающего.
Следующий компонент схемы К. Шеннона - КС (рис. 1). В работе преподавателя чаще всего используются два КС - зрительный и акустический (слуховой), причём первый даёт львиную долю информации. Пропускная способность слухового канала составляет тысячи десятичных единиц информации, а зрительного - миллионы. Поэтому так важны рисунки к пояснениям, наглядные пособия.
В КС возникают помехи (П) прохождению информации. Объяснить их можно так. У каждого человека имеется определённый запас знаний (тезаурус). У ИИ и ПИ он должен иметь совместную область (область пересечения тезаурусов А©). В этой области ИИ и ПИ обладают общностью кодов, ПИ способен понять именно то, что ему передаёт ИИ. На основе этой области надо вводить новое, последовательно связывая его с известными понятиями в общей области. И обязательно предусматривать обратную связь (рис. 3).
Рис. 3. Взаимодействие тезаурусов ©1 и ©2
В идеале коды источника (КИ) и приёмника (КП) (Рис.1) должны быть одинаковыми, ведь иначе не будет области пересечения тезаурусов, т. е. разговор будет происходить на «разных» языках. Отсюда правило: прежде чем обсуждать вопрос, необходимо обеспечить
совместимость кодов. Одним из таких кодов являются термины. Без знания терминологии нет знания предмета. Так что термины, термины, термины... Единство кодов обеспечивает увеличение общего тезауруса. Отсюда следует обязательное правило успешной коммуникации: ИИ с каждой аудиторией (в принципе с каждым человеком) должен общаться на её «языке». Иначе «моя твоя не понимай». Необходимо напомнить, что максимальное количество новой информации на лекции не должно превышать 30 %. Особенно необходимо учитывать при обучении на различных курсах повышения квалификации, где необходимо дать слушателям много новой для них информации за весьма ограниченное время.
Это третий барьер, называемый барьером понимания (рис. 2), который определяет, какая часть из сообщения может быть принята и правильно декодирована («понята») ПИ.
Таким образом, для снижения третьего барьера необходимо обеспечить адекватную интерпретацию информации участниками коммуникации, а именно согласование тезаурусов лектора и слушателей.
59
Вісник ПДАБА
Но «может быть понята» ещё не означает «будет понята». Пониманием психологи называют установление логической связи между предметами путём использования имеющихся знаний. При восприятии несложной информации понимание как бы сливается с восприятием. Если же принятая информация незнакома или сложна, то человек отбирает из имеющихся знаний нужные в данный момент и связывает их с новыми впечатлениями. Вся существующая у ПИ информации зачастую систематизирована в виде стереотипов полезных и вредных. Чем больше у человека знаний, оформившихся в виде стереотипов, тем больше инерция его мышления.
Следовательно, между «принято» и «понято» стоит четвертый барьер - пассивный фильтр воображения и желаний ПИ, природу которого определяет «воля» человека. Потери на нём возникают из-за сознательного и несознательного пропуска слов и смыслов. Фильтр имеет сложную структуру и состоит из трёх частей, названных соответственно Дитя, Родитель, Взрослый (ДРВ) (рис. 3). Дитя, Родитель и Взрослый - это различные формы восприятия ситуации, которые «включаются» в любом человеке именно в указанной выше последовательности и «отфильтровывают» информацию с целью минимизации времени реагирования на потенциально опасные (Дитя) и стереотипные (Родитель) ситуации.
Дитя - это область «хочу» (информация, отнесенная к «не хочу», тут же блокируется как нежелательная). Дитя - это сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства. Реагирование по типу Дитя характерно для личностей демонстративного типа с его характеристиками: вспыльчивостью, капризностью, мнительностью и т. п. Для
прохождения этого подбарьера нужно не злить Дитя, делать ему «подарки» (обиженное Дитя стремится к мести и с особым удовольствием делает это тайком).
Родитель - это область «надо» (информация, отнесенная к «не надо», блокируется как нежелательная). Родитель - склад норм, правил, предрассудков, собранных ещё в детстве. Со временем процесс воспитания только формирует их в систему. Родитель - с удовольствием поучает других, командует, постоянно к чему-то придирается, ему трудно угодить, он вечно брюзжит. Если в чём-то нарушить привычные Родителю нормы и стереотипы поведения, можно заработать в лучшем случае неприязненное отношение к себе, а в худшем - получить врага на всю жизнь. Для прохождения этой части барьера нужно не «дразнить» Родителя своего собеседника - ПИ. Технике прохождения подбарьеров ДР посвящено множество работ психологов. Интересно, что ДР формируют отношение к ИИ ещё до начала общения. ДР - это наиболее быстро реагирующие и наименее чётко осознаваемые нами части своего «Я», они создают первое впечатление, которое разрушить весьма не просто. Родителя нельзя обойти или не учитывать, его нужно пройти.
В психологи имеется понятие - время непроизвольного внимания. Оно составляет 15 минут. После этого требуется со стороны лектора привлечь внимание к излагаемому материалу каким-либо способом, например, демонстрацией моделей, плакатов. Если это удалось, то обеспечено следующее время непроизвольного внимания. Но оно уже уменьшается до 14 мин, а дальше -до 13, 12, 10, 7, 5 мин, т. е. удерживать внимание слушателей со временем становится все труднее. Поэтому в конце лекции, продолжающейся 1 час 20 мин (80 мин), в аудитории возникает шум даже у грамотного опытного лектора. У слабого же лектора после первых 15 мин общения коммуникация вообще прекращается. Отсюда следует, что проведенная в свое время замена пары: два часа с перерывом на 5 мин, - на ленту продолжительностью 80 мин оказывается вредным для учебного процесса нововведением.
Если ДР все же удалось пройти, то остаётся последняя часть фильтра - Взрослый.
Взрослый - сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, трезвого анализа. Взрослый выступает своеобразным «весовщиком» между «хочу» Дитя и «надо»
60
№ 1 - 2 січень - лютий 2011
Родителя. Взрослый - это область «возможно», «разумно». Взрослый воспринимает информацию. Искусство слушать - одно из важнейших в общении, но почему-то ему обычно уделяют очень мало внимания. Ему надо обучать (а это, в общем, не просто), для чего даже разработаны приёмы и методики профессионального слушания.
Четвёртый барьер, как уже указывалось, «волевой». Знания о нём вырабатывают у ПИ способность включать Взрослого, т. е. способность беспристрастно оценивать людей и ситуации, не поддаваясь предрассудкам Родителя и иллюзиям Дитя. Наиболее взвешенно и бесконфликтно общение происходит, если в нём активно участвует Взрослый человека.
Таким образом, когда мы встречаемся с кем-либо, нас оценивают все три ипостаси, живущие в собеседнике: Дитя, Родитель и Взрослый. Точно так же оцениваем других и мы сами.
Кроме того, зачастую причиной коммуникативных неудач может быть несоответствие практических целей автора и адресата информации. Особенно если лектор пришёл в аудиторию «отбыть номер». Дитя это сразу ощущает и ведет себя соответственно.
Последний, пятый барьер - объём запоминания. Согласно исследованиям Эббингауза, через девять часов после прослушивания в памяти человека обычно остаётся лишь 36 % информации. А через неделю - не более 15 % и т. д. Поэтому перерыв между занятиями по одной дисциплине не должен превышать одной недели. Хотя это имеет место в учебном процессе.
Что делать для снижения этого барьера? Не только слушать, но и делать записи -включается ещё и так называемая «моторная» помять. Кроме того, есть приёмы и методики развития памяти. Но их практически не используют.
Таким образом, на каждом барьере возникают потери информации. В соответствии с ними на рисунке 2 показана стандартная пропускная способность этих барьеров, выраженная в % [4]. Обычно после прохождения всех барьеров информации остаётся около 20 %. Хотя потери могут составить и 100 % на любом из них.
На основе вышеизложенного можно перейти к рассмотрению ИНТЕРАКТИВНОЙ стороны обучения.
Во время практических занятий, при проведении семинарских занятий, при других видах межличностного общения барьеры также имеют место. Общающиеся стороны попеременно становятся то ИИ, то ПИ. Включается вторая сторона общения - интерактивная, предполагающая построение общей стратегии взаимодействия с учётом установок, целей, намерений лектора и слушателей как партнёров. Если такая стратегия не выработана, цели, намерения сторон согласуются плохо или вообще не согласуются, то общение будет безрезультатным. Какой бы вопрос ни обсуждался, стороны, как правило, занимают определённые позиции, чаще всего имеющие преходящий, конъюнктурный характер. И отстаивание своей позиции является по существу «торгом», а это предполагает обсуждение с позиции силы, т. е. имеют место отношения конкуренции. В конкуренции выигравшей является всегда сильная сторона. Но остается и проигравшая, слабая сторона, которая осталась недовольной результатами общения. И как только станет сильной, то сразу же приступит к пересмотру результатов торга. Четкой иллюстрацией позиционного торга является поговорка «Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак». Как видим, результатом конкурентных отношений в общении является «тлеющий конфликт». Следовательно, позиционный торг всегда бесперспективен даже при искреннем желании сторон прийти к обоюдоприемлемому соглашению [Ф9].
Для устранения конкурентной (конфликтной) ситуации необходимо устранить источник конфликта: - разные позиции - и перейти от частных позиций ко взаимному интересу, т. е. превратить конкуренцию в кооперацию. А это требует перехода на более высокий уровень осознания предмета обучения, перехода к надсистеме, в чём, собственно, и заключается сущность идеи принципиальных переговоров [9]. Но такой подход возможен при обоюдном желании сторон найти совместные цели, установки переговорного процесса. В целом в литературе, посвящённой описанию различных видов интерактивного общения, например, [10; 11 ], приводятся их характеристики и оценки, достаточно неоднозначные и даже противоречивые. Проведенный анализ с помощью барьеров общения и идеи принципиальных переговоров позволил выделить два основных вида интерактивного общения: спор и дискуссию и сформулировать их характеристики (см. табл.).
61
Вісник ПДАБА
Характеристики интерактивного общения
Т а б л и ц а
" —Видобщения Параметра—__ Спор Дискуссия
Тип взаимодействия Конкуренция Кооперация
Информация Конфронтационная Требующая согласования
Участники Противники Коллеги
Подбарьер Дитя, Родитель (Д, Р) Взрослый (В)
Цель Победа Получение информации
Результат Приобретение врага (Р не прощает обиды, нанесённой Д) Решение вопроса
Выводы. Рассмотренная схема коммуникативного общения (в виде лекций) по К. Шеннону с учетом пяти барьеров коммуникации по П. Мицичу позволила сделать следующие выводы:
1. Для снижения потерь информации на первом барьере (предел воображения), когда необходимо перевести идеи в слова, схемы, символы, необходимо работать над развитием воображения (РТВ), читать доброкачественную фантастику и проводить её оценку по какой-либо шкале.
2. Для снижения уровня влияния второго коммуникативного барьера (активного языкового фильтра) необходимо перевести пассивные знания в активные, увеличивая активный словарный запас путем освоения приемов как ораторского искусства в целом, так и лекторского мастерства в частности.
3. Третий фильтр (барьер понимания) вполне определяет наличие и качество канала связи между лектором и слушателями. Для снижения помех передачи информации лектор с каждой аудиторией (в принципе с каждым человеком) должен общаться на её «языке», т.е. согласовать тезаурусы лектора и слушателей. Это позволит обеспечить адекватную интерпретацию информации участниками коммуникации.
4. «Воля» человека образует четвертый барьер (пассивный фильтр воображения и желаний слушателя), который условно разделен на три части, названные соответственно: Дитя, Родитель, Взрослый (ДРВ). Наиболее взвешенно и бесконфликтно общение происходит, если в нём активно участвует Взрослый человека без предрассудков Родителя и иллюзий Дитя.
5. Последний, пятый, барьер (объём запоминания) способен очень сильно повлиять на эффективность работы лектора по естественным причинам. Для его снижения необходимо использовать не только обычную память, но и «моторную» и зрительную.
6. Проведенный анализ интерактивного общения с помощью барьеров общения и идеи принципиальных переговоров позволил выделить два основных вида общения: спор и дискуссию и сформулировать их характеристики. Получено, что в споре никогда не рождается истина, а его результатом является приобретение врага. А для решения вопросов, т. е. получения истины, необходима дискуссия.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 1960. - 380 с.
3. Шеннон К. Математическая теория связи/ Работы по теории информации и кибернетике. - М.: ИИЛ, 1963, 184 с.
4. Мицич П. Как проводить деловые беседы/ Сокр. пер. с сербохорв. - М.: Экономика, 1981. - 186 с.
5. Иванов Г.И. Формула творчества или Как научиться изобретать: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
6. Шанс на приключение/ Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991.- 304 с.
62
№ 1 - 2 січень - лютий 2011
7. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебн. для вузов по спец. «Рус. Яз. и лит.». - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1998. - 320 с.
8. Цехнович Л.И. Лекционное изложение технических наук: Методическое пособие. - 2-е изд. - К.: Выща шк., Головн. изд-во, 1988. - 187 с.
9. Прошунин А. Что такое полемика? - М.: Политиздат, 1985. - 335 с.
10. Слемнев М.А., Васильков В.И. Диалектика спора. - Мн.: Университетское, 1990. -224 с.
11. Фриш Р., Юри У. Путь к согласию Или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992. - 157 с.
УДК 624.131
ІЗ ДОСВІДУ ПРОЕКТУВАННЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБІЛЬНОЇ ДОРОГИ НА ОРГАНОГЕННИХ ГЛИНИСТИХ ГРУНТАХ
Ю. О. Кірічек, д. т. н., проф., Ю. Б. Балашова, к. т. н., доц., Н. В. Легка, магістр
Ключові слова: земляне полотно, армування, геосинтетичні матеріали.
Постановка проблеми. За останні роки в Україні спостерігається суттєве зростання обсягів будівництва автомобільних доріг. Також активно впроваджуються новітні технології для вирішення різних проблем, які виникають при будівництві та експлуатації автодоріг. Однією з основних умов впровадження таких технологій є здешевлення робіт з будівництва, ремонту та експлуатації без втрати їх якісних показників [2, 4]. Проблема підсилення властивостей основ насипів із слабких ґрунтів є однією з найбільш актуальних при спорудженні земляного полотна автомобільних доріг [3]. Просідаючи ґрунти виявлені майже на 75% території України, а у Вінницькій, Дніпропетровській, Миколаївській, Одеській, Харківській, Херсонській областях вони покривають практично усю територію. Ґрунти на території України дуже різноманітні, переважають піщані і піщано-мулисті, хрящові, глинисті, галечні, лесові, а місцями кам'янисті.
Найбільш поширеним методом зміцнення слабких ґрунтів є армування геосинтетичними матеріалами [1, 5]. Геосинтетичні матеріали легкі в транспортуванні і монтажі, мають високу стійкість до агресивних дій середовища, довговічні, екологічно безпечні, ефективні, рентабельні і мають низьку собівартість, що в наші дні є необхідною якістю і гідністю будівельних матеріалів. Ці та багато інших властивостей геосинтетиків роблять їх незамінними при укріпленні ґрунту і захисту його від ерозії.
Аналіз. Геосинтетичні матеріали є досить перспективним сегментом будівельних матеріалів, особливо враховуючи активізацію дорожнього будівництва, де обійтися без застосування сучасних високотехнологічних матеріалів неможливо. Використання геоматеріалів на сьогоднішній день вельми актуально для будівельної галузі України.
Ґрунти мають відносно низьку межу міцності, тому вони не здатні витримувати всі види зусиль, що діють на ґрунтову конструкцію під впливом зовнішнього навантаження. Використання геосинтетичних матеріалів - георешіток, геотекстильних полотен або геокомпозиційних матеріалів дозволяє витримувати створювані граничні стани структури. Геосинтетичні продукти використовують як армуючий елемент, тому що їх властивості покращують умови роботи земляного полотна.
Георешітки використовують при роботі з інертними матеріалами, що мають грубу гранульовану структуру і погану когезією (пісок і гравій), тоді як ткані геотекстильні або армуючі геокомпозиційні матеріали застосовують в дрібнозернистих ґрунтах з хорошою когезією (глина, лес).
Застосування нетканих синтетичних матеріалів для підвищення міцності і стійкості земляного полотна приводить до наступного:
- підвищується коефіцієнт запасу міцності земляного полотна, тим самим запобігають його зрушенню;
- знижується осідання земляного полотна при влаштуванні дренажів з синтетичного матеріалу, оскільки ґрунтові шари захищаються від рясного зволоження і замерзання шляхом влаштування горизонтальних і вертикальних фільтрів;
63