Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда
(на примере Республики Бурятия)
Ю.Г. БЮРАЕВА, кандидат социологических наук, Бурятский научный центр СО РАН, Отдел региональных экономических исследований, Улан-Удэ.
E-mail: julbur@yandex.ru
В статье выявляются причины, вызывающие дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе несоответствие структуры подготовки кадров требованиям рынка труда. Система профессионального образования рассматривается во взаимосвязи с рынком труда Республики Бурятия.
Ключевые слова: дисбаланс трудовых ресурсов, рынок труда, профессиональное образование, рабочая сила
Рыноктруда и образование
Современный российский рынок труда характеризуется нарастанием структурных дисбалансов спроса и предложения рабочей силы. На уровне регионов, в том числе Республики Бурятия, это проявляется в ярко выраженном дефиците предложения квалифицированных рабочих и избытке специалистов высшего уровня подготовки. Такое несоответствие может вызывать снижение производительности труда, объемов общественного производства и ухудшение качества продукции, поэтому задача преодоления данного дисбаланса весьма актуальна.
Наблюдаемая асимметрия рабочей силы по уровню образования и профессионально-квалификационному профилю стала результатом ослабления связей между рынком труда и системой профессионального образования, начавшегося уже с середины 1990-х годов в результате беспрецедентного развития рынка образовательных услуг В связи с повсеместным обесцениванием человеческого капитала, накопленного в советскую эпоху, участники рынка труда начали предпринимать активные меры, направленные на устранение данной ситуации (т.е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Данный
процесс был обозначен Р. Капелюшниковым как превращение всей страны в один огромный учебный класс в первой половине 1990-х годов [1].
Не стала исключением и Республика Бурятия. Так, начиная с 1989 г, в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста доли населения, имеющего профессиональное образование, за счет снижения численности лиц с общим образованим (рисунок).
■ 1989 □ 2002 □2010
Источник: Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 162.
Динамика уровня образования населения Республики Бурятия в возрасте от 15 лет и старше в 1989-2010 гг.,%
По данным переписей населения, доля лиц, имеющих высшее образование, увеличилась с 1989 г по 2010 г. в 1,8 раза. Если в начале реформ только десятая часть жителей республики старше 15 лет имела высшее образование, то к 2010 г их доля достигла 21,6%. Темп прироста численности населения со средним профессиональным образованием несколько ниже, тем не менее лица с данным уровнем образования составляют самую многочисленную часть (29,8%). Исключением является направление начальной профессиональной подготовки. Резкое уменьшение доли лиц (до 4,8%) с таким уровнем образования обусловлено его реформой и постоянным снижением популярности среди абитуриентов из-за низкого социального потенциала получаемой профессии.
В результате образовательная динамика приобрела автономный характер, мало связанный с процессами реструктуризации экономики, с ее отраслевой или профессиональной модернизацией. В начале реформ предполагалось, что спрос и предложение как регуляторы рыночных отношений определят необходимую для экономики структуру профессионального обучения [2].
Однако на практике спрос на региональном рынке образовательных услуг главным образом продолжает диктоваться абитуриентами и их родителями на основе личных представлений о престижности профессий. Объемы и перечень специальностей, по которым готовят студентов, не отражают происшедших изменений на рынке труда и не учитывают его емкость. Как следствие, часть выпускников рискует получить уже не востребованные специальности. Данные противоречия между рынком труда и системой образования по качеству и количеству выпускаемых специалистов постоянно усиливаются. Среди негативных тенденций, требующих особого внимания, выделяется и высокий уровень безработицы среди молодых специалистов [3].
Подготовка кадров
Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в первую очередь обусловлен несоответствием между подготовкой кадров и спросом со стороны работодателей. Здесь следует обратить особое внимание на непропорциональность выпуска специалистов системой начального, среднего и высшего профессионального образования.
За время реформ подготовка новых кадров в Республике Бурятия сместилась главным образом в пользу высшего образования. В результате появления коммерческих и открытия филиалов центральных вузов, расширения направлений подготовки произошел колоссальный рост числа выпускаемых специалистов. В 2013 г. специалистов с высшим образованием выпущено в 3,3 раза больше, чем в 1990 г. В то время как выпуск системой среднего и начального профессионального образования, напротив, сократился в 1,2 и 2,3 раза соответственно (табл. 1).
На протяжении всего реформенного времени происходит увеличение бюджетных расходов на высшее и снижение -
на другие виды профессионального образования. В результате такой политики произошел перевод учебных заведений начального профессионального образования на республиканский бюджет, что обусловило их сокращение и включение в среднеспециальные учебные заведения. С 1990 г. число образовательных учреждений, ведущих подготовку по этому направлению, уменьшилось в 6,3 раза. Соответственно снижается количество выпускаемых квалифицированных рабочих. Главным образом это затронуло подготовку по профессиям, связанным с транспортным сообщением (сокращение в 3,3 раза) и промышленностью (в 2,1 раза), по некоторым из них обучение даже было прекращено. И это на фоне того, что для реального сектора экономики нехватка квалифицированных рабочих кадров всегда была проблемой номер один.
Таблица 1. Число учреждений профессионального образования Республики Бурятия и численность обучающихся в 1990 г. и 2013 г., тыс. чел.
Показатель Профессиональное начальное образование Среднее Высшее
1990 2013 1990 2013 1990 2013
Число учреждений (на конец года), ед. 44 7 20 32 4 5
Численность учащихся в них 16,4 8,1 15,9 15,1 20,6 38,9
Принято учащихся, тыс. чел. 13,8 6,4 5,3 5,1 4,2 8,2
Подготовлено (выпущено) специалистов, тыс. чел. 13,5 6,0 3,7 3,1 2,6 8,6
Источник: Статистический ежегодник по Республике Бурятия: стат. сб. / Госкомстат Бурятии.- 2002.- С. 119-135; Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 176-184.
В профессиональной структуре выпускников вузов республики наблюдается значительное перепроизводство специалистов в сфере экономики и управления и гуманитарных наук. На данный момент в совокупности они составляют 2/3 всех выпускников. Доля специалистов экономической ориентации составляет 42,7%, на втором месте находятся выпускники гуманитарных специальностей - 22,9%. Доля остальных выпускников совершенно незначительна и не превышает 5%.
Соответственно темп роста подготовки кадров по указанным специальностям наиболее интенсивный. Количество выпускников
по экономическим специальностям - традиционно самое высокое на протяжении всего реформенного периода. Так, с 1995 г выпуск экономистов и управленцев увеличился в 11,7 раза, гуманитариев - более чем в пять раз. Темп прироста числа выпускников технических специальностей относительно сопоставим только по специальности «Энергетика, энергомашиностроение и электротехника» (в 2,9 раза). Однако их доля в структуре выпускников - всего 1,9%.
В РФ в целом происходят аналогичные процессы, но чуть в более мягкой форме. В структуре выпускников доля экономистов и управленцев составляет 40%, а гуманитариев - 21,4%. На третьем месте также выпускники педагогических специальностей - 8,2%. Доля остальных выпускников не превышает 3%. Темп прироста количества выпускаемых экономистов (в 8,9 раза) и гуманитариев (в 4,7 раза) не так интенсивен, как в Республике Бурятия.
Требования рынка
Анализ динамики структуры занятости населения Республики Бурятия показал, что соответствующее количество рабочих мест создано не было [4]. Это чревато, прежде всего, тем, что многие из получивших высокий уровень подготовки вынуждены занимать рабочие места, не требующие такой, а порой - даже никакой квалификации.
Поэтому на рынке труда региона складывается обратная, в сравнении с образовательной сферой, тенденция, выражающаяся в высокой востребованности рабочих специальностей. Реальный сектор экономики испытывает постоянную потребность в квалифицированных рабочих.Это происходит, прежде всего, в результате значительного сокращения количества специалистов, подготовленных системой начального профессионального образования, которая всегда была «кузницей» рабочих кадров. Этим, в первую очередь, и объясняется резкий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона, когда выпускники указанных специальностей пополняют ряды безработных, а при этом промышленные, строительные и другие предприятия испытывают недостаток в квалифицированных рабочих.
Так, по данным Республиканского агентства занятости населения Республики Бурятия, основная часть вакантных мест (73,9%)
в 2014 г приходится на рабочие профессии. Соответственно, для специалистов со средним и высшим профессиональным образованием предлагается всего 1/4 вакантных мест. Такое соотношение тесно взаимосвязано со структурой вакантных мест в разрезе видов экономической деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Потребность предприятий
Республики Бурятия в работниках по видам экономической деятельности, 2014 г.,%
Вид экономической деятельности Доля
Строительство 19,3
Здравоохранение 14,9
Обрабатывающие производства 12,4
Торговля 10,9
Сельское и лесное хозяйство 7,1
Государственное управление 7,1
Образование 4,6
Операции с недвижимым имуществом 4,5
Гостиницы и рестораны 4,3
Транспорт и связь 3,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,1
Добыча полезных ископаемых 2,9
Производство и распределение электроэнергии 1,9
Финансовая деятельность 1,6
Рыболовство и рыбоводство 0,2
Согласно рейтингу наиболее востребованных профессий республиканского агентства занятости [5], включающему 55 наименований, порядка 82% относится к рабочим профессиям, из них на квалифицированных рабочих приходится 79,5%. Наиболее желаемые для работодателей профессии также связаны со строительной отраслью. И только для 10 профессий (18%) в той или иной степени необходимо высшее образование; здесь с большим отрывом по востребованности лидирует профессия врача.
Однако структура занятых в экономике Республики Бурятия по уровню образования противоположна требованиям рынка труда. По статистическим данным, в 2013 г. доля лиц с высшим профессиональным образованием составляла 29,7%, со средним
профессиональным - 25,6%, начальным профессиональным -21,4% [6]. Очевидно, что объем подготовки квалифицированных рабочих явно недостаточен, а количество выпускников местных вузов превышает потребности республики.
Последствия дисбаланса и пути решения
Таким образом, на региональном рынке труда и образовательных услуг сложились две равнозначные тенденции. С одной стороны, высокий уровень образования обусловливает усиление конкурентных преимуществ работника, что ведет к повсеместному получению высшего образования. С другой стороны, большинство вакантных рабочих мест не требует высокой квалификации. Недостаток работников с низкой образовательной подготовкой может вызвать либо массовый приток трудовых мигрантов из стран СНГ и Китая, либо резкое повышение их заработной платы, либо то и другое вместе. Избыток специалистов с вузовскими дипломами приведет к тому, что работникам с высшим образованием придется занимать не требующие высокой квалификации рабочие места, которые до этого предназначались для работников с намного более низкой образовательной подготовкой. В совокупности это ведет к растущему обесцениванию вузовских дипломов и высшего образования, снижению качества человеческого капитала в целом и структурной безработице, что особенно ярко проявляется в регионах, в том числе в Республике Бурятия.
Для предупреждения и снижения интенсивности указанных негативных тенденций необходимы глубокие институциональные преобразования, координирование рынка предлагаемых образовательных услуг в соответствии с потребностями республики в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, особенно по техническим специальностям. Решить проблему достижения сбалансированности между количеством и качеством выпускаемых специалистов и возможностями их трудоустройства можно путем создания целостной системы прогнозирования кадровых потребностей в разрезе профессионально-квалификационного профиля и уровней образования по каждой профессии.
Пока же, к сожалению, в регионах РФ система профессионального образования как поставщик квалифицированных кадров на рынок труда играет определенную роль в поддержании структурного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. От степени выравнивания профессионально-квалификационной асимметрии на рынке труда зависят не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики. Данная задача может быть успешно решена только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти Республики Бурятия и местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций, образовательных учреждений и службы занятости населения.
Литература
1. Капелюшников Р. Россия: высшее образование обесценивается // Население и общество.- 2005.- 14 марта. URL: http://polit. ru/article/2005/03/14/demoscope193 (дата обращения: 15.01.2015).
2. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы // Вестник Нижегородского университета.- 2013.- № 3.- С. 315.
3. Субанакова Т.О., Бюраева Ю. Г. Совершенствование методики краткосрочного прогнозирования кадровых потребностей секторов экономики региона (на примере Республики Бурятии) // Региональная экономика: теория и практика.- 2013.- № 13.- С. 22.
4. Бюраева Ю. Г., Субанакова Т. О. Современное состояние рынка труда Республики Бурятия: динамические и структурные сдвиги // Труд и социальные отношения. - 2012.- № 1. - С. 42-51.
5. Наиболее востребованные профессии [Электронный ресурс] URL: http://burzan.ru/home/info/reitingprof.aspx (дата обращения: 20.12.2014).
6. Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 101.