Научная статья на тему 'Дипломное проектирование для специальности «Менеджмент (производственный)»: особенности специализаций, проблемы и решения'

Дипломное проектирование для специальности «Менеджмент (производственный)»: особенности специализаций, проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дипломное проектирование / менеджмент / специализация / дипломный проект / дипломная научная работа / diploma designing / management / specialization / graduate work / diploma thesis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дашкевич Елена Анатольевна, Малашевич Диана Георгиевна

В статье рассматриваются опыт руководства преддипломной практикой и дипломным проектированием студентов специальности «Менеджмент (производственный)» специализаций «Менеджмент в химической промышленности», «Менеджмент в промышленности строительных материалов», «Менеджмент в лесном комплексе», «Менеджмент в полиграфической промышленности», отмечаются особенности: ежегодно меняющиеся специализации студентов в связи с неодинаковым количеством набора на специальность, различные требования к структурным элементам дипломного проекта и дипломной научной работы, многообразие тематики дипломного проектирования, необходимость консультации дипломников специалистами технологических кафедр, унификация результатов дипломного проектирования в виде экономических результатов и перечня управленческих решений, различные приоритеты и отсутствие единой методики оценки результатов во время защиты дипломных проектов (работ). В целях совершенствования дипломного проектирования предлагаются меры по более тесному сотрудничеству между руководителем дипломного проекта, консультантом по технологической части и руководителем преддипломной практики от предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дашкевич Елена Анатольевна, Малашевич Диана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMA DESIGN FOR SPECIALITY “MANAGEMENT (PRODUCTION)”: SPECIALIZATION PECULIARITIES, PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with the experience of student undergraduate practice and diploma work management – speciality “Management (production)”, specializations: management in the chemical, in the construction material, in the printing industries and in the forestry sector. The following features are highlighted: annually varying specializations due to unequal headcount of students for specialty, different requirements for the degree project and thesis research structural elements, the diversity of graduate work subjects, student needs being consulted by technological department specialists, the diploma project result unification in the form of economic outcomes and the list of managerial decisions, various priorities and absence of uniform assessing progress methodology during the defense of the graduation projects (works). In order to improve graduation design the arrangements for closer cooperation between a supervisor, a technological consultant and the head of undergraduate practice from the enterprise are suggested.

Текст научной работы на тему «Дипломное проектирование для специальности «Менеджмент (производственный)»: особенности специализаций, проблемы и решения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 338.24

Е. А. Дашкевич, Д. Г. Малашевич

Белорусский государственный технологический университет

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ)»: ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются опыт руководства преддипломной практикой и дипломным проектированием студентов специальности «Менеджмент (производственный)» специализаций «Менеджмент в химической промышленности», «Менеджмент в промышленности строительных материалов», «Менеджмент в лесном комплексе», «Менеджмент в полиграфической промышленности», отмечаются особенности: ежегодно меняющиеся специализации студентов в связи с неодинаковым количеством набора на специальность, различные требования к структурным элементам дипломного проекта и дипломной научной работы, многообразие тематики дипломного проектирования, необходимость консультации дипломников специалистами технологических кафедр, унификация результатов дипломного проектирования в виде экономических результатов и перечня управленческих решений, различные приоритеты и отсутствие единой методики оценки результатов во время защиты дипломных проектов (работ). В целях совершенствования дипломного проектирования предлагаются меры по более тесному сотрудничеству между руководителем дипломного проекта, консультантом по технологической части и руководителем преддипломной практики от предприятия.

Ключевые слова: дипломное проектирование, менеджмент, специализация, дипломный проект, дипломная научная работа.

E. A. Dashkevich, D. G. Malashevich

Belarusian State Technological University

DIPLOMA DESIGN FOR SPECIALITY "MANAGEMENT (PRODUCTION)": SPECIALIZATION PECULIARITIES, PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with the experience of student undergraduate practice and diploma work management - speciality "Management (production)", specializations: management in the chemical, in the construction material, in the printing industries and in the forestry sector. The following features are highlighted: annually varying specializations due to unequal headcount of students for specialty, different requirements for the degree project and thesis research structural elements, the diversity of graduate work subjects, student needs being consulted by technological department specialists, the diploma project result unification in the form of economic outcomes and the list of managerial decisions, various priorities and absence of uniform assessing progress methodology during the defense of the graduation projects (works). In order to improve graduation design the arrangements for closer cooperation between a supervisor, a technological consultant and the head of undergraduate practice from the enterprise are suggested.

Key words: diploma designing, management, specialization, graduate work, diploma thesis.

Введение. Менеджмент - вид деятельности, требующий специальных знаний и умений по управлению предприятием в условиях рыночной экономики с целью повышения эффективности производства. Специальность высшего образования I ступени «Менеджмент» предусматривает получение квалификации «менеджер-экономист». Менеджер - это специалист

по управлению, который должен обладать отличными коммуникативными и организаторскими способностями, быть ответственным, эмоционально устойчивым, обладать хорошей памятью и логическим мышлением, умением быстро принимать решения и четко излагать мысли. Однако одной из важнейших квалификационных характеристик менеджера является

72

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

то, что он должен обладать знаниями, необходимыми для понимания процесса производства и реализации товаров и услуг своего предприятия.

Основная часть. Формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения в области разработки научно-обоснованных управленческих решений, организации и контроля их реализации, планирования и организации управления производством для специальности производится на основании учебного плана № 26-1-002/уч., утвержденного 15.04.2013 г. Согласно учебному плану, в БГТУ на кафедре менеджмента и экономики природопользования производится обучение студентов по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», направление специальности 1-26 02 02-03 «Менеджмент (производственный)», по специализациям 1-26 02-03 01 «Менеджмент в химической промышленности», 1-26 02-03 02 «Менеджмент в промышленности строительных материалов»,

1-26 02-03 03 «Менеджмент в лесном комплексе», 1-26 02-03 04 «Менеджмент в полиграфической промышленности».

Перечисленные специализации специальности «Менеджмент» обеспечивают знания в определенной отрасли промышленности, так как учебный план содержит 6-8 дисциплин специализации, предусматривающих изучение

2-3 отраслевых технологий по производству продукции, 2 курсовых проекта, изучение производственного менеджмента с учетом специфики отраслей.

Дипломное проектирование специальности «Менеджмент» имеет свои особенности в связи с тем, что ежегодно набирается разное количество студентов на данную специальность, а отдельные специализации открываются не каждый год. Например, в начале 2000 гг., когда на специальность набиралось только 25-30 человек, чаще всего открывалась специализация «Менеджмент в лесном комплексе». Остальные специализации заполнялись раз в 2-3 года. Это обусловлено востребованностью специалистов в той или иной отрасли, что в конечном итоге облегчает поиск работы.

Таким образом, первой особенностью дипломного проектирования является то, что ежегодно меняются специализации студентов, и этот фактор в первую очередь влияет на темы и содержание дипломных работ и проектов.

Распределение по специализациям проходит после первой сессий на первом курсе и, как правило, на специализацию «Менеджмент в химической промышленности» набираются студенты с более высоким баллом по результа-

там сдачи экзаменов, что в дальнейшем сказывается на общей успеваемости групп различных специализаций.

По специальности «Менеджмент» также осуществляется подготовка студентов заочной формы обучения. Ежегодно выпускается одна группа студентов, всегда по специализации «Менеджмент в лесном комплексе». Следует отметить, что, как правило, работающие студенты-заочники, несмотря на невысокий средний балл по успеваемости, ответственно подходят к процессу дипломного проектирования, сбору информации на преддипломной практике, что в конечном итоге позволяет получать хорошие оценки на защите дипломного проекта.

Второй особенностью дипломного проектирования являются различные требования к структурным элементам диплома в соответствии с СТП БГТУ 001-2010 «Проекты дипломные». В нем предполагается разная структура в зависимости от того, выполняется ли дипломный проект или дипломная научная работа. Так, например, дипломный проект предполагает наличие шести глав, включающих общую характеристику объекта исследования, теоретические основы исследуемой проблемы, анализ и оценку системы менеджмента на предприятии, предложения по ее совершенствованию, мероприятия по охране труда и безопасности жизнедеятельности, а также экономическую эффективность предлагаемых мероприятий. Дипломная работа научно-исследовательской направленности имеет три главы и включает теоретические основы исследуемой проблемы, характеристику объекта исследования, методику и основные результаты исследования, в заключение приводятся рекомендации по использованию результатов исследования в научно-методической и практической деятельности.

Различия в структуре дипломного проекта и работы обусловлены соответствующими задачами. При выполнении дипломного проекта решаются следующие основные задачи:

- изучается научная литература и концептуальные методические подходы к решению рассматриваемой проблемы;

- оцениваются общие сведения о предприятии и экономические условия его деятельности;

- определяется методика проведения анализа деятельности предприятия по теме дипломного проекта;

- проводится экономический анализ собранной и обработанной в период преддипломной практики информации по предприятию;

- рассматривается существующая система управления на предприятии;

- разрабатываются конкретные, аргументированные и научно обоснованные предложения по совершенствованию управления на предприятии с целью повышения эффективности его деятельности;

- разрабатываются мероприятия по охране труда и окружающей среды на предприятии, а также безопасности жизнедеятельности;

- определяется экономическая (социально-экономическая, социальная) эффективность разработанных предложений.

При выполнении дипломной работы научного направления должны быть решены следующие задачи:

- теоретическое обоснование и определение сущности экономических категорий, явлений или проблем по выбранной теме;

- выбор методологии проведения исследования, а также методики, по которой будет осуществляться анализ управления выбранной сферой деятельности предприятия;

- проведение самостоятельного исследования на основании собранной во время технико-экономической и преддипломной практики фактической информации;

- разработка научно обоснованных, системных рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления конкретным предприятием или отраслью в современных экономических условиях;

- оценка экономической эффективности рекомендаций и предложений.

Необходимость реализации данных задач предопределяет следующие основные требования к дипломному проектированию:

- умение студента применять полученные знания к решению управленческих задач;

- использование современных нормативно-законодательных документов, а также литературных и иных источников информации по выбранной теме;

- базирование на прогрессивных методах экономического исследования;

- самостоятельное написание дипломного проекта (работы) с изложением различных точек зрения по исследуемой проблеме и формулировкой собственной позиции;

- содержание конкретных выводов, предложений и рекомендаций по повышению эффективности управления на предприятии (в отрасли) и принятие управленческих решений.

Третьей особенностью дипломного проектирования является разнообразие тем дипломных проектов и работ, связанных с многоплановыми задачами, которые решает на

производстве менеджер: управление производством, персоналом, качеством продукции и услуг, разработка управленческих решений, организация их реализации, финансовая дисциплина, повышение конкурентоспособности продукции, разработка форм адаптации организации к изменению внешней среды, проведение маркетинговых исследований, улучшение структуры организации и ее подразделений; разработка бизнес-плана развития предприятия.

Во многом темы дипломных проектов зависят от характеристики организаций, где студенты проходят преддипломную практику. Они могут различаться организационно-правовой формой, формой собственности, масштабами производства, уровнем технического оснащения и прогрессивности технологий. Большое значение имеет заинтересованность руководителей практики от предприятия в результатах ее прохождения студентами и, соответственно, степень оказанной помощи в виде консультаций и предоставленных документов, содержащих данные о предприятии и результатах его хозяйственной деятельности.

Периодически возникают проблемы с получением актуальных технико-экономических данных в связи с тем, что, по мнению специалистов предприятия, они составляют коммерческую тайну. С этим связана сложность выполнения тем дипломов по заказам предприятий, что не позволяет увеличивать процент таких дипломных проектов и работ.

Многообразие направлений дипломного проектирования и ежегодно меняющиеся специализации студентов предполагают высокую квалификацию преподавательского состава кафедры, с одной стороны, и необходимость специализации в области определенных отраслей промышленности с учетом постоянно меняющихся специализаций дипломников с другой.

Каждый преподаватель кафедры менеджмента и экономики природопользования выезжает в командировки к дипломникам для посещения предприятий и налаживания контактов с руководителями подразделений в целях повышения эффективности прохождения студентами преддипломной практики. Специфика данной практики состоит в том, что студенты специальности «Менеджмент» в зависимости от темы дипломного проекта направляются в разные отделы - экономический, финансовый, маркетинга, контроля качества продукции, производственный и др.

Четвертой особенностью является необходимость консультирования дипломников

74

!ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

преподавателями специализированных кафедр, помогающими им в освоении и описании применяемых техники и технологий выпуска продукции в соответствии с предприятием, на котором студент проходит преддипломную практику. Консультант по технологической части не только проверяет описание технологии производства в первой главе, но и помогает дипломнику предложить мероприятие по внедрению в производство новой технологии, оборудования или техники. На данной стадии дипломного проектирования важно, чтобы предлагаемые мероприятия соответствовали теме дипломного проекта и подходили для конкретного предприятия. Иногда некоторые технологические решения приходится отвергать уже на первых этапах проектирования в связи с их заведомой экономической нецелесообразностью.

По главе, связанной с охраной труда и безопасностью жизнедеятельности, также предполагается консультант, который не только помогает анализировать данные предприятия о состоянии этого вопроса на производстве, но и помогает дипломнику выполнить конкретные расчеты по оценке предотвращенного ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Пятой особенностью явилась необходимость унификации результатов дипломного проектирования, которые представляются на защите в виде двух таблиц, включающих перечень предлагаемых дипломником мероприятий по совершенствованию систем менеджмента, с соответствующими значениями требуемых капитальных затрат, прогнозных показателей прибыли, сроках окупаемости, экономической, экологической и социальной эффективности. Кроме того, необходимо представить свое видение по внедрению управленческих решений и указать предполагаемые сроки исполнения.

Предлагаемые управленческие решения нуждаются в обосновании и оценке эффективности внедрения проекта в отношении совершенствования производственных процессов, увеличения объемов производства и реализации продукции, экономии сырья и материалов, использования отходов производства и т. д.

Все вышеперечисленное дает возможность сделать обоснованные выводы о целесообразности предлагаемых в дипломном проекте решений.

Шестой особенностью являются различные приоритеты председателей Государственных экзаменационных комиссий, которыми могут быть руководители предприятий или структурных подразделений, руководящие работники министерств и ведомств, а также заведующие кафедр других вузов. Имеется в виду, что видение

оригинальности тематики дипломного проектирования и наполнение содержания дипломных работ у каждого индивидуально. Так, например, в отчетах председателей Государственных экзаменационных комиссий для специализации «Менеджмент в лесном комплексе» отмечено следующее: оригинальность поставленных задач и методов их решения - 20%, носят исследовательский характер - 60%, рекомендованы к внедрению - 30%, к публикации -30%; для специализации «Менеджмент в промышленности строительных материалов»: оригинальность поставленных задач и методов их решения - 38%, носят исследовательский характер - 38%, по заказу предприятия - 14%, рекомендованы к внедрению - 9%, к публикации - 38%; для специализации «Менеджмент в промышленности строительных материалов»: оригинальность поставленных задач и методов их решения - 64%, носят исследовательский характер - 64%, рекомендованы к внедрению -21%, по заказу предприятия - 7%. При этом все дипломные работы и проекты признаны реальными.

Вместе с тем все замечания и предложения, которые были озвучены на защите дипломных проектов и содержащиеся в отчетах обсуждаются на заседаниях кафедры с целью совершенствования процессов прохождения преддипломной практики и выполнения дипломных проектов и работ.

В 2014 г. на кафедре менеджмента и экономики природопользования начата подготовка студентов по направлению специальности 1-26 02 02-05 «Менеджмент (международный)», где еще предстоит разработать структуру дипломного проекта (работы).

Заключение. Учитывая, что выпускникам инженерно-экономического факультета специальности «Менеджмент» присваивается квалификация менеджер-экономист, при разработке дипломного проекта (работы) студенты должны показать хорошие экономические знания, а также должны уметь правильно принимать и обосновывать рекомендуемые технические решения, разбираться в технике, которую предлагается приобрести предприятию.

Для совершенствования организации дипломного проектирования необходимо тесное сотрудничество между руководителем дипломного проекта, консультантом по технологической части и руководителем преддипломной практики от предприятия. Совместная работа позволит предлагать реальные мероприятия по повышению эффективности работы предприятия, рассчитывать капитальные затраты по внедрению новых технологий, приобретению

современной высокопроизводительной техни- номической эффективности и актуальности ки, обеспечить согласование показателей эко- предлагаемых мер.

Информация об авторах

Дашкевич Елена Анатольевна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Малашевич Диана Георгиевна - ассистент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Dashkevich Elena Anatol'yevna - Ph. D. Agriculture, Associate Professor, Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Malashevich Diana Georgievna - assistant, Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 17.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.