К.В. Мельчакова
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Дипломатия и путешествия в неизведанных славянских землях. А.Ф. Гильфердинг и А.С. Ионин на службе в первом русском консульстве в Сараево
В докладе рассматривается вопрос о деятельности первых работников русского консульства в Сараево (1857-1858 гг.), реконструирована история назначения А.С. Ионина и А.Ф. Гильфердинга на службу в Боснию, уделяется внимание их представлениям об этом крае и ожиданиям от пребывания в славяно-турецкой области Балканского полуострова. Автор затрагивает проблему столкновения европейцев с османским традиционным обществом, отмечает высокую роль Ионина в установлении русского дипломатического форпоста в Боснийском пашалыке. Далее восстанавливается история путешествия Гильфердинга по Боснии и Герцеговине, отмечается факт популяризации им знаний о боснийских славянах в России, а также налаживания контактов с православным населением края. Наконец, в докладе подробно рассмотрен вопрос о причинах его отъезда из Сараево и впечатлениях от пребывания в Боснии. Работа основана на донесениях в Азиатский департамент и материалах, выявленных в русских архивах.
Е.А. Митина
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
«Одним оком на Иерусалим, а другим оком на чешские нивы...»: идеология богемизма и ее трансформация в чешско-еврейской среде в середине XIX — начале XX вв.
Доклад посвящен проблеме появления и сущности идеологии «богемизма» в чешско-еврейской среде, что стало своего рода ответом на процессы, происходившие в Богемии в середине XIX - начале XX вв. Термин был введен чешским историком Иржи Коржалкой для обозначения интеллектуальной прослойки чешской нации, исповедовавшей идеологию богемского патриотизма. Для обозначения евреев, не стремившихся участвовать в чешско-немецком конфликте, понятие «богемская идея» (Bohemian idea) был введен американской исследовательницей Вильмой Иггерс. К началу 40-х годов XIX в. сформировалось новое поколение богемских интеллектуалов еврейского происхождения. Несмотря на полученное европейское образование, они ощущали связь со своими соплеменниками, разбросанными в различных частях диаспоры. Тем не менее, своей культурной и гражданской Родиной они считали именно Богемию, а духовной - землю Израиля. Под политической программой современными исследователями подразумевается упомянутая идея «богемского патриотизма», которая господствовала в чешской культуре первой половины XIX в. Суть этой идеологии заключалась в том, что ее сторонники заявляли о себе как о патриотах именно Богемии, а не стремились объявить свою принадлежность к чешской или немецкой нации. Эта позиция была очень привлекательной для участников «Молодой Богемии», желавших реализоваться в рамках чешско-