Vernet's dynasty: invisible threads on the canvas of Russian magazine illustration
Shcherbakova Anna Eduardovna, leading bibliographer of the Union Catalogs sector of the Processing and Catalogs Department, National Library of Russia, Saint-Petersburg
The article is devoted to the disclosure of one of the unknown episodes in the history of Russian magazine illustration of the first third of the 19th century – artistic contacts with the famous creative Vernet family. The dynasty of French painters left its invisible mark in Russian periodicals, the visual content of which is practically not covered by researchers today. Nevertheless, the journalism of Pushkin's time left a rich legacy of printed graphics. Its artistic, cultural and historical-documentary value actualizes the need for a more in-depth study of this area of art. In the course of this research, a number of primary sources were established from which illustrations were reproduced for domestic publications. The works of Vernets' artists published in the Russian literary, fashion and economic press are identified. The transformation of female beauty standards under the influence of their creativity is analyzed. Contemporaries' assessments of the authors' works are given
Keywords: Carl Vernet; Horace Vernet; Louise Pujol; Russian magazine illustration; fashion illustration; story illustration; almanac “Mnemosyne”
Цитировать: Щербакова А.Э. Династия Верне: невидимые нити на полотне русской журнальной иллюстрации // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 116-122. EDN: OCUQRG. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.15
Щербакова Анна Эдуардовна, ведущий библиограф сектора сводных каталогов отдела обработки и каталогов, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Статья посвящена раскрытию одного из неизвестных эпизодов в истории русской журнальной иллюстрации первой трети XIX века – художественным связям со знаменитой творческой семьей Верне. Династия французских живописцев оставила свой невидимый след в отечественной периодике, визуальное содержание которой на сегодняшний день практически не освещено исследователями. Тем не менее, журналистика пушкинской поры оставила богатое наследие произведений печатной графики. Его художественная, культурная и историко-документальная ценность актуализирует необходимость более глубокого изучения данной области искусства. В ходе исследования устанавливается ряд первоисточников, из которых репродуцировались иллюстрации для отечественных изданий. Выявляются работы художников Верне, помещенные в русской литературной, модной и хозяйственной прессе. Анализируется трансформация стандартов женской красоты под влиянием их творчества. Приводятся оценки современников на произведения авторов.
Ключевые слова: Карл Верне; Орас Верне; Луиза Пужоль; русская журнальная иллюстрация; модная иллюстрация; сюжетная иллюстрация; альманах «Мнемозина».
УДК 7.03
5.10.3 (Изобразительное искусство)
Щербакова А.Э.
Династия Верне: невидимые нити на полотне русской журнальной иллюстрации
Визуальное оформление отечественной периодики первой трети XIX века – тема чрезвычайно многогранная. Почти за каждым произведением печатной графики стоит своя уникальная история: от любопытных иконографических миграций до неожиданного авторства. Графическое содержание прессы, выходившей в период распространения старопечатной книги XIX столетия, изучено слабо . Вместе с тем, именно в это время резко увеличилось число изданий, как ввозимых из-за границы, так и печатаемых в России. Причиной тому послужило воцарение Александра I, за которым последовали послабления в области цензуры и оживление общественной жизни. Главной площадкой для высказываний стала журналистика: «в течение первого десятилетия XIX века было издано до 60 журналов» [7, с. 155].
Журналистский бум породил высокую конкуренцию между журналами и альманахами. Потому у издателей возникла острая необходимость сделать внешний вид своего детища как можно привлекательнее. Нельзя сказать, что периодика XVIII века не стремилась к красоте своего убранства. Однако в пушкинскую эпоху журнальная картинка стала значимым инструментом продвижения прессы, залогом разнообразия ее содержания и средством удовлетворения эстетических потребностей читателя. Художникам представились огромные возможности для деятельности в области иллюстрации. Правда, объем работы, возникшей перед рисовальщиками и граверами, пропорционально не соответствовал ни количеству, ни качеству подготовки художественных кадров. Вследствие этих причин в истории иллюстрирования русской периодической печати 1800–1830 гг. накопилось множество занимательных эпизодов. Один из них – художественные связи со знаменитой династией французских живописцев Верне.
В начале XIX века Франция была одним из основных источников зарубежных новостей для России. Оттуда же до нас доносились различные культурные веяния. Тем не менее, в некоторых областях отечественная журналистика обгоняла Париж. Так, на пять лет раньше, чем во Франции, у нас начал издаваться первый журнал, посвященный коннозаводческой деятельности. «Еженедельник для охотников до лошадей» (М., 1823–1827) [4] был основан генерал-лейтенантом Павлом Ивановичем Цорном. На его страницах публиковались статьи, адресованные землевладельцам, ветеринарам, военным, коннозаводчикам. Каждый номер сопровождался иллюстрациями. К подбору визуального ряда издатель подходил с большим вниманием и тщательностью. Об этом говорит и жанровая широта графического материала, а также его художественные достоинства. Многие изображения репродуцировались из немецких и английских изданий. Однако две картинки были заимствованы у французского автора. Это был живописец, рисовальщик и литограф Карл Верне (1758–1836).
Как известно, сын Клода Жозефа Верне (1717–1789) успешно продолжил творческую династию, работая сразу в нескольких жанрах, в том числе в анималистике и баталистике. Лошади занимали особое место в его творчестве, периодически становясь главными героями полотен. В конце 1810-х – начале 1820-х годов кони «сошли» с картин К. Верне на бумагу: в типографии Франсуа-Серафина Дельпеша по ним была напечатана серия литографий. В «Еженедельник…» П. И. Цорна вошли несколько видоизмененные копии двух эстампов. «Персидская кобыла» в №14 и «Дервиш» в №16 за 1824 год демонстрировали лошадей азиатских пород. Русской публике экзотическая восточная культура, особенно в отношении военных дел, была в те годы очень интересна [16]. Примечательно, что для автора журнала была важна не только содержательная составляющая иллюстраций, но и эстетическая. Искусство изображать благородных животных их любителями высоко ценилось. Потому в журнале при картинках было упомянуто громкое имя автора: «Рисунок сей снят с литографического издания Карла Вернета» [5, с. 290] (илл. 1, 2).
Илл. 1. Рис. и литогр. К. Верне. Персидская кобыла. Ок. 1820 гг. Литография. Частное собрание.
Илл. 2. Рис. К. Верне, грав. А.А. Флоров. Персидская кобыла («Еженедельник...» П.И. Цорна. 1824 г. Ч.6. №14). Офорт, резец.
Сам К. Верне у себя на родине работал не только в области станкового искусства, но и в журнальной иллюстрации. Знаменитый художник был одним из тех, кто приложил руку к оформлению известного на весь мир модного журнала «Journal des dames et des modes» (Paris, 1797–1839) [17]. В начале XIX века он был главным рупором модных тенденций: статьи и картинки оттуда перепечатывались во многих европейских изданиях. За все время работы с журналом, с 1797 по 1811 годы, К. Верне удалось подготовить рисунки для 115 гравюр [18, с. 325]. Почти все они были позаимствованы другими изданиями, в том числе, и русскими.
В самом начале XIX века отраслевая периодическая печать в России только начала оформляться. Как таковых женских журналов, посвященных трендовым нарядам, аксессуарам и секретам красоты, еще не было. Узнать о тенденциях в мужском и женском костюме можно было на страницах литературных и научно-популярных изданий. Одним из первых публиковать модные иллюстрации начал «Московский Меркурий» (М., 1803) [11]. В разделе «Моды» освещались популярные ткани и фасоны, которые демонстрировались на прилагаемых изображениях. Все они были копиями гравюр из «Journal des dames et des modes». В визуальный ряд журнала были также включены работы К. Верне (илл. 3, 4). Стоит отметить, что русская публика могла знакомиться с ними довольно оперативно для тех лет. Например, в то время как оригинал «Кружева, опущенного полу-покрывалом» вышел в выпуске от 5 фрюктидора (23 августа) 1803 года, его копия уже была помещена в номере от 30 сентября 1803 года.
Илл. 3. Рис. К. Верне, грав. П.Ш. Бакуа. Кружево, сложенное пополам, вуаль («Journal des dames et des modes». 1803 г. №67.). Резец, акварель.
Илл. 4. Рис. К. Верне. Кружево, опущенное полу-покрывалом («Московский меркурий». 1803 г. Ч.3. Авг.). Резец, акварель.
Вслед за К. Верне, в 1813 году к работе над французским модным журналом присоединился его сын Орас Верне (1789–1863). Художник сотрудничал с «Journal des dames et des modes» всего пять лет, однако за этот недолгий эпизод своей творческой жизни он успел создать «супермодель» своей эпохи. Ею стала супруга художника мадам Орас Верне, урожденная Луиза Пужоль (1789–1858). На своих модных картинках О. Верне наряжал в платья в стиле ампир девушку, которая выглядела точь-в-точь как его жена: белая кожа, круглая головка со светлыми кудряшками, большие круглые глаза, прямой нос, маленькие пухлые губы (илл. 5, 6). Несмотря на то, что в 1818 году живописец и график ушел в другие издательские проекты, образ его жены оставался эталонным для журнала. Особенно это заметно при сравнении иллюстраций из выпусков разных лет: до прихода О. Верне в журнал внешность моделей отличалась гораздо большим разнообразием, чем в последующие годы (илл. 7). В отечественной прессе модные гравюры 1813–1818 почти не сохранились . А вот периодика 1820-х годов буквально пестрит силуэтами модниц. Повторяющие графику французского издания иллюстрации активно печатались как в знакомых читателям литературных журналах (например, в первом в России энциклопедическом журнале «Московский телеграф» (М., 1825–1830) [12]), так и в появившейся женской прессе привычного для нас содержания (издатель «Дамского журнала» (М., 1823–1830) [3] взял из «Journal des dames et des modes» не только картинки, но и структуру материалов). Почти все женщины на гравюрах в разных вариациях воспроизводят облик Л. Пужоль (илл. 8, 9).
Илл. 5. О. Верне. Портрет элегантной женщины, мадам Орас Верне, урожденной Луизы Пужоль. Бумага; акварель. Галерея Кристиана Ле Сербона, Париж.
Илл. 6. Рис. О. Верне. Шляпа-пузырек. Оборки, похожие на платье. («Journal des dames et des modes». 1817 г. №23). Резец, акварель.
Илл. 7. Изменение стандартов внешности модели «Journal des dames et des modes» за первую треть XIX в. Слева направо: 1801 г., 1808 г., 1815 г., 1822 г., 1830 г.
Илл. 8. Грав. Е.О. Скотников. Уборка по изобретению Дюплесси («Дамский журнал». 1823 г. Ч.1. Кн.1. №5.). Офорт, резец, акварель.
Илл. 9. Грав. А. Афанасьев. Дама: уборка головы, изобретение знаменитого парикмахера Плезира… («Московский телеграф». 1828. Т.24. №23.). Офорт, резец, акварель.
«Появление» мадам Орас Верне в модной печати легко объясняется естественной жизнью отечественных старопечатных изданий, во многом ориентировавшихся на Запад. Модные картинки с парижскими платьями не предполагали большой свободы воображения художника – его задачей было отразить модные веяния из-за границы как можно точнее. Наибольшим творческим потенциалом обладали сюжетные иллюстрации к произведениям русской классики. Они специально подготавливались нашими рисовальщиками и граверами для конкретных произведений. Любопытным исключением из этой традиции стал альманах «Мнемозина» (СПб., 1824–1825) [8] Владимира Федоровича Одоевского и Вильгельма Карловича Кюхельбекера.
В Ч.2 за 1824 год была опубликована первая повесть В.Ф. Одоевского «Элладий». Ее сопровождала необычная литография: главная героиня Мария изображена не в момент художественного действия, а так, если бы перед нами был портрет реального человека. Погрудное изображение девушки усиливает впечатление от текста: «… Мария имела весьма привлекательную наружность - это торжество женщины. Глаза ее, с длинными ресницами, всегда полуоткрытые; светло-русые волосы; пышные перси; какая-то изнеженность во всем теле, совершенное отсутствие бодрости, столь отвратительное в мужчине и столь прекрасное в женщине – все это придавало Марии прелесть неизъяснимую» [13, с. 110]. Такой прием оформления художественного текста был весьма оригинален: вымышленный персонаж предстает перед зрителем как на миниатюре, а не в книжной сцене. Правда, в этой картинке есть один нюанс – это портрет Луизы Пужоль.
Иллюстрация в «Мнемозине» повторяет литографию, напечатанную Пьером Ланглюме в 1818 году. Автором рисунка к ней выступил Жан-Батист Изабе, коллега художников Верне по иллюстрированию «Journal des dames et des modes» [18, с. 325] (илл. 10, 11). Картинка в альманахе вызывает массу вопросов, остающихся без ответов. Каким образом В.Ф. Одоевский, подбиравший графическое оформление своей повести, познакомился с работой Ж.-Б. Изабе? Знал ли он лично чету Верне? Имел ли писатель представление о том, кем была та женщина, чей облик стал для него синонимом женской красоты? Сам О. Верне с 1812 года многократно посещал Россию, ему покровительствовал сам Николай I. Но мог ли художник подозревать, что его жена стала воплощением женского идеала в русской прессе? Вряд ли, ровно, как и читатели не догадывались об этом.
Илл. 10. Рис. Ж.-Б. Изабе, литогр. П. Ланглюме. Портерт мадам Орас Верне. 1818 г. Литография. Чикагский институт искусств, Чикаго.
Илл. 11. Рис. Ж.-Б. Изабе, литогр. И.М. Жерен. Мария из повести В.Ф. Одоевского «Элладий». («Мнемозина». 1824 г. Ч.2.»). Литография.
Особенно забавно неведение современников выглядит в журналистской критике, адресованной визуальному ряду периодических изданий. В одних случаях картинки, где Верне оставили свой след, ругали: «Г. Издатель Д.[амского] Ж.[урнала] говорит, что он имел также целью и то, чтобы дочери отца недостаточного, смотря на картинку, шили бы себе сами платье; но мне дамы сказали, – заметьте, г. Издатель, дамы, – что картинки при вашем журнале так дурно сделаны, что ничего нельзя разобрать, а можно с них снимать костюмы разве для карикатур» [14, с. 219]. В других же, наоборот, ими восхищались: «…Картинка, изображающая романтическую героиню Марию, прелестна» [1, с. 73]. Конечно, зачастую изображения служили лишь поводом для того, чтобы поддеть оппонента по журналистскому цеху, или оказать ему поддержку. В действительности отзывы далеко не всегда имели под собой веские основания и не стремились к непредвзятой оценке.
Заключение
Таким образом, художественный путь графических произведений старопечатных изданий складывался из череды привычных для журналистики пушкинской поры издательских процессов и творческих случайностей. Происхождение журнальных иллюстраций 1800–1830 годов существенно отличается от графики 1850-х годов, не говоря уже об искусстве последующих столетий: с годами присутствие оригинальных работ становилось все больше и больше. Темпы развития отечественного книгопечатания вынуждали издателей прибегать к самым разнообразным источникам графического материала. При его внимательном изучении обнаруживаются, порой, очень неожиданные сведения. Потому картину иллюстрирования русской прессы первой трети XIX века невольно можно сравнить с огромным лоскутным одеялом из множества уникальных историй, «сшитых» между собой невидимыми нитями.
Литература:
1. Булгарин Ф.В. Критика // Литературные листки. – 1824. – Ч. 3, №15 (авг.). – С. 73–83.
2. Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию / [изд. подгот. Е.И. Осетровым]. – М. : Книга, 1988. – 187 с., [41] л. цв. ил.
3. Дамский журнал. – М., 1823–1830.
4. Еженедельник для охотников до лошадей… / составляемый попечением генерал-лейтенанта и кавалера П. Цорна. – М., 1823–1827.
5. Изъяснения рисунков // 1824. – Ч. 6. – Кн. 7. – №7. – С. 290.
6. Каск А.Н. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв.: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Каск Анна Николаевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. – М., 2011. – 315 с.
7. Комаров А.И. Журналистика и критика 1800–1810-х гг. // Очерки по истории русской журналистики и критики. – Л., 1950. – Т. 1. XVIII век и первая половина XIX века. – 516 с.
8. Мнемозина / издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. – М., 1824.
9. Модный вестник. – М., 1816.
10. Моды // Московский Меркурий. – 1803. - Ч. 3, авг. – С.134–136.
11. Московский Меркурий. – М., 1803.
12. Московский телеграф / изд. Николаем Полевым. – М., 1825–1830.
13. Одоевский В.Ф. Элладий // Мнемозина. – М., 1824. – Ч.2. – С. 94-135.
14. От читателя журналов // Вестник Европы. – М., 1823. –№7. – С. 215–229.
15. Российские правила каталогизации: в 2 ч. / авт. коллектив: Н.Н. Каспарова (рук.) и др.; Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М.: [б. и.], 2007 – Ч. 2: Специальные правила каталогизации отдельных видов документов. – 2007. – 325 с.
16. Щербакова А.Э. Первый из первых: история одного портрета Фетх Али-шаха // Восточный курьер. – 2023. – № 3. – С. 273–282.
17. Journal des dames et des modes. – Paris, 1797–1839.
18. Kleinert A. Le «Journal des Dames et des Modes» ou la conquête de l'Europe féminine, 1797–1839. – Stuttgart: Jan Thorbecke Verlags, 2001. – 502 p.