Научная статья на тему 'Династия Сакникте в контексте вассальных отношений с канульской державой'

Династия Сакникте в контексте вассальных отношений с канульской державой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛА-КОРОНА / САКНИКТЕ / КАНУЛЬСКАЯ ДЕРЖАВА / КАЛАКМУЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вепрецкий Сергей Викторович

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ САКНИКТЕ (АРХ. ГОРОДИЩЕ ЛАКОРОНА), ДРЕВНЕГО ГОРОДА МАЙЯ, ЯВЛЯВШЕГОСЯ ЦЕНТРОМ НЕБОЛЬШОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОДЧИНЕНИИ У КАНУЛЬСКОЙ ДЕРЖАВЫ. НАДПИСИ ИЗ ЛАКОРОНЫ УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ЧТО ЗДЕСЬ СУЩЕСТВОВАЛА ДИНАСТИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НОСИЛИ ТИТУЛ SAK WAHYIS ИЛИ K’UHUL SAK WAHYIS, НЕ ИМЕЯ СВОЕГО «ЭМБЛЕМНОГО ИЕРОГЛИФА» (ТИТУЛА K’UHUL ɁAJAW ). СУДЯ ПО ВСЕМУ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ЦЕНТРОМ В САКНИКТЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ТЕРМИНОМ «КНЯЖЕСТВО», ТЕРРИТОРИЯ КОТОРОГО ВХОДИЛА В СОСТАВ КАНУЛЬСКОЙ ДЕРЖАВЫ. ДАННОЕ КНЯЖЕСТВО НАХОДИЛОСЬ НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ ВНУТРИ КАНУЛЯ, ЭТО ВЫРАЖАЛОСЬ В ТОМ, ЧТО МЕСТНЫЕ ПРАВИТЕЛИ УСТАНАВЛИВАЛИ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МОНУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ИМЕЛИ РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ С КАНУЛЬСКИМИ ЦАРЯМИ, ЧТО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСКОЛЬКИХ МЕЖДИНАСТИЧЕСКИХ БРАКОВ. ПРИЧИНОЙ ТАКОГО ОСОБОГО СТАТУСА МОГЛО БЫТЬ ВЫГОДНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛА-КОРОНЫ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Династия Сакникте в контексте вассальных отношений с канульской державой»

МЕЗОАМЕРИКА

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №3, с. 287-301

С. В. Вепрецкий

ДИНАСТИЯ САКНИКТЕ В КОНТЕКСТЕ ВАССАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КАНУЛЬСКОЙ ДЕРЖАВОЙ

Статья посвящена анализу политической истории Сакникте (арх. городище Ла-Корона), древнего города майя, являвшегося центром небольшого политического образования, находящегося в подчинении у Канульской державы. Надписи из Ла-Короны указывают на то, что здесь существовала династия правителей, которые носили титул sak wahyis или k'uhul sak wahyis, не имея своего «эмблемного иероглифа» (титула k'uhul ?ajaw). Судя по всему, политическое образование с центром в Сак-никте можно назвать термином «княжество», территория которого входила в состав Канульской державы. Данное княжество находилось на особом положении внутри Кануля, это выражалось в том, что местные правители устанавливали большое количество монументов, а также имели родственные связи с канульскими царями, что стало возможным в результате нескольких междинастических браков. Причиной такого особого статуса могло быть выгодное географическое положение Ла-Короны.

Ключевые слова: майя, политическая организация, Ла-Корона, Сакникте, Кануль-ская держава, Калакмуль

Проблема взаимоотношений правителей разного уровня в обществе майя классического периода была впервые затронута в 80-90-е гг. XX в. в рамках анализа политической организации древних майя, базирующегося на эпиграфическом материале. Британский эпиграфист С. Мартин и его немецкий коллега Н. Грюбе выделяют два царства, достигших наибольшего влияния в Центральных низменностях, а именно Кукуль и Кануль, с центрами в городах Йаш-Кукуль (археологический памятник Тикаль) и Чикнаб (археологический памятник Калакмуль) соответственно, которые они называют «сверхгосударствами» (superstates)1. По типологии, предложенной Д.Д. Беляевым в его диссертационном исследовании, оба данных царства в своем политическом развитии достигают стадии дер-

Вепрецкий Сергей Викторович — аспирант кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

* Публикация подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта на тему «Территориально-политическая организация древних майя в области Центральных низменностей (ГИС-моделирование)» (грант РФФИ № 14-0600372; 2014-2015 гг.)

1 Martin, Grube 1995, 41.

жавы. В этот термин входит «политическое объединение нескольких государств, в котором отсутствует централизация управления, а зависимые политии обязаны верховному правителю данью и военной помощью»2. Данные державы не существовали одновременно. Кукуль доминировал в Центральных низменностях с середины V в. по 562 г., когда между двумя государствами происходит военный конфликт, закончившийся поражением Кукуля. После этого в Тикале наблюдается политический упадок, длившийся, с 562 г. по 695 г.3 В это время гегемоном Центральных низменностей является основной соперник Кукуля — царство Кануль.

Пика своего могущества Канульская держава достигает во второй половине VII в., когда у власти находился царь по имени Йукном-Чен II Великий, правивший на протяжении пятидесяти лет, с 636 по 686 гг. н.э.4 В этот период в зависимости от Калакмуля находились такие центры, как Караколь, Дос-Пилас, Наранхо, Эль-Перу, Канкуэн и др., при этом они не теряли своего суверенитета, а их правители по-прежнему носили титул k'uhul ?ajaw, «священный царь» (так называемый «эм-блемный иероглиф»)5. Также в сфере влияния Кануля было политическое объединение с центром в городе Сакникте (археологический памятник Ла-Корона, см. рис. 2а,), которое особенно привлекает внимание исследователей последнее время, поскольку оттуда происходит около 150 монументов, многие из которых были найдены совсем недавно. Статус данного объединения в Канульской державе не до конца понятен, однако, базируясь на эпиграфические источники из Ла-Короны, можно не только проследить династическую историю города, но и проанализировать взаимоотношения местных правителей с царями Кануля, что в итоге поможет понять роль, которую данное политическое объединения играло в державе.

Открытие археологического памятника Ла-Корона относится к 1997 г.6, однако многие иероглифические тексты, происходящие оттуда, были известны исследователям начиная еще с 1970-х гг., когда в историографии появился термин Site Q (от английского site — «археологический памятник», и испанского ¿qué? — «что?»). Под этим названием австралийский эпиграфист П. Мэтьюз объединил ряд монументов, найденных в частных и музейных коллекциях по всему миру, но имевших определенные палеографические, иконографические и стилистические сходства7. К Site Q Мэтьюз причислил более трех десятков монументов, среди которых были 19 иероглифических панелей, 6 панелей с игроками в мяч, 6 стел и один алтарь.

Позднее было выяснено, что некоторые стелы (стелы 1,2,6), причисляемые к Site Q, на самом деле происходят из Эль-Перу, археологического памятника на севере Гватемалы, что дало основание полагать, что и все остальные монументы Site Q могут быть соотнесены именно с этим местом. Однако эта версия не подтвердилась. Среди кандидатов на Site Q, помимо Эль-Перу, также назывались такие памятники, как Йашчилан и Калакмуль, а в 1997 г. к этому списку добавилась и Ла-Корона. При первом посещении памятника американские исследователи Я. Грэм и Д. Стюарт задокументировали целый ряд монументов, среди которых две стелы,

2 Беляев 2001, 242-243.

3 Martin 2005a, 5; Martin, Grube 2000, 39.

4 Martin, Grube 2000, 108.

5 Berlin 1958.

6 Graham 1997, 2002.

7 Mathews 1979.

четыре алтаря и одна иероглифическая лестница. Их сохранность в большинстве своем оставляла желать лучшего, однако анализ надписи на одной из стел все же дал основания предполагать связь между Ла-Короной и Site Q, хотя на тот момент у исследователей еще оставались сомнения на этот счет8.

В 2005 и 2006 гг. в Ла-Корону отправляются две экспедиции в рамках археологического проекта «Эль-Перу — Вака», руководимого Д. Фрейделем и Э. Эско-бедо9. Основной целью данных экспедиций была документация монументов, а также более точное картографирование памятника. В результате этих исследований в 2005 г. в одном из зданий города находят иероглифическую панель, анализ которой дал все основания говорить, что Ла-Корона и есть то место, откуда происходит большинство монументов Site Q10.

Начиная с 2008 г. и по сегодняшний день в Ла-Короне работает археологический проект под руководством М. Кануто и Т. Барьентоса11. В рамках этого проекта на памятнике были проведены раскопки главной площади, дворца, группы Коронитас, а также нескольких жилых кварталов. В 2012 г. археологам удалось обнаружить двадцать три новых иероглифических блока, составлявших первую ступень лестницы (археологическое название «иероглифическая лестница 2») здания 13R-10. Другие ступени не сохранились, так как приблизительно в 1960-е гг. здание подверглось разграблению. Примечательно, что блоки данной лестницы не выстраивались в единый текст12, то есть изначально они относились к разным зданиям и были перемешаны еще в древности.

Поскольку из 149 монументов, относящихся к памятнику, только 78 были обнаружены in situ, исследователи неоднократно сталкивались с проблемой их нумерации, так как у многих был потерян археологический контекст. Первый общий список монументов опубликован в отчете проекта в Ла-Короне за 2008 г.13, где многие из них не просто перенумеровали, но и представили в новом качестве. Так, например, 12-тиблочные панели, фигурировавшие в списке Site Q как иероглифические панели A, B, C и D, а также три блока из портфолио Дж. Керра (K9126, K9127, K 9128)14 в новом перечне были названы блоками иероглифической лестницы 3, а алтарь 1 из Site Q, также известный как Далласский алтарь, получил название панели 6 из Ла-Короны. Но тот факт, что иероглифическая лестница 2, обнаруженная в 2012 г., состояла из блоков, относящихся к нескольким зданиям, заставил исследователей составить новый перечень, опубликованный в отчете за 2012 г.15 Данный список был разделен на две части, в первую попали нетронутые монументы, сохранившие археологический контекст, а во вторую украденные, а также те, которые переместили в древности. Помимо этого, в новом перечне ряд монументов был объединен под условными названиями «иероглифическая лестница A» и «иероглифическая лестница B». К первой относятся все 12-тиблочные

8 Graham 2002.

9 Freidel, Escobedo 2005, 2006.

10 Guenter 2005.

11 Canuto, Barrientos 2009, 2010; Barrientos, Canuto, Acuña 2011, 2012; Barrientos, Canuto, Ponce 2013, 2014.

12 Stuart, Baron 2012, 187-188.

13 Canuto et. al. 2009, 22-23.

14 Stuart, Martin, Houston 2008.

15 Barrientos, Canuto, Ponce 2013, 403-409.

панели (иероглифическая лестница 3 по списку 200S г. и несколько блоков первой ступени здания 13R-10), вторая же включает в себя все L-образные и 6-тиблочные панели, а также панели с игроками в мяч. В добавление ко всему прочему, каждому монументу был присвоен отдельный номер в виде цифры без упоминания его типа. Все это привело к тому, что некоторые монументы имеют целых четыре названия: например, монумент 10 из Ла^ороны также именуется блоком 4 иероглифической лестницы A, блоком 4 иероглифической лестницы 3 и иероглифической панелью C из Site Q. В данной работе будет использована нумерация 2012 года с указанием типа монументов.

Основные события, получившие отражение в текстах Ла-Kоpоны, произошли в VII — н. VIII в., однако встречаются и ретроспективные надписи, относящиеся к более ранней истории. Найденная в 2005 г. панель 1 содержит информацию об основателе династии. В тексте говорится, что его звали Aнeль-Тан-Kинич (см. рис.1а), и в 314 г. н.э. (S.13.17.1.4. 4 POhl 2Mol)16, он прибывает из места под названием Лаха (CRN:Pan.1, D5-C7): ta-li-ya ?a-ne-la TAHN-na K'IHNICH la-ju-?a, taliiy PAhnePl Tahn K'ihnich LaPja, «прибыл Aнeль-Тан-Kинич из Лаха». На этой же панели упоминается еще одно событие с глаголом taliiy, но произошедшее значительно раньше первого, а именно в 3S05 г. до н.э. (11.4.19.0.4. 4 POhl 7 Sak SihoPm), когда из места под названием Вакмихналь прибывает некто по имени Чихиль-Наб. Из-за того, что событие происходит в IV тысячелетии до н.э., мы не можем сказать, подразумевается ли здесь человек или божество, так как вполне вероятно, что в этом предложении мы имеем дело с мифологическим основателем династии. Следует отметить, что оба пришествия происходят в день 4 POhl, что соотносится с еще одним событием, записанным в тексте. В 667 г. н.э., также в день 4 POhl (9.12.5.7.4. 4 POhl 7Mak), была завершена постройка храма, в котором панель 1 и была установлена. Сам храм был посвящен божеству из Вакмих-наля по имени Чан-Чан-Виник-Уб (CRN:Pan.1, C1-D3). Очевидно, таким образом Kинич-Йоок-Aкан, правивший в то время и санкционировавший постройку, привязал это событие к истории своей династии, которая корнями уходит в глубокую древность.

Больше никакие события IV и V вв. в текстах Ла^ороны не встречаются. Первый из известных нам правителей после Aнeль-Тан-Kинича относится к VI в. На данный момент его именной иероглиф не прочитан (рис. 1 б), он изображает голову животного с вписанным в область пасти иероглифом WINIK, что, вероятнее всего, является маркером для плотоядных существ. В историографии его называют Vulture «Гриф»17, что, на наш взгляд, не совсем верно, так как его именной иероглиф скорее напоминает амфибию, нежели птицу.

Первое упоминание данного правителя можно увидеть на панели 6 из Ла-^роны, созданной в VIII вв. Событие, записанное на панели, происходит в 520 г. (9.4.5.6.16. 12 Chib, 9Pax), когда в Ла^орону прибывает дочь канульского правителя ^ль-Тун^иша (CRN:Pan.6, J2-J5): hu-li-ya ?IX-...-?AJAW-wa NAAH-?EK' ?u-NAAH-TAL-la ?IX-ka-KAAN-?AJAW SAK-NIK-TE? ya-?AT-na ..., huliiy Pix ... Pajaw Naah PEk' Punaahtal Pix Kaan[uPl] Pajaw yatan ..., «прибыла Иш... ахав

16 Здесь и далее после даты по григорианскому календарю в скобках записаны начальная серия и циклическая дата по майяскому календарю (см.: Kноpозов 1963, 253-257).

17 Stuart et. al. 2Q14, 437; Martin 2QQS, 4.

и) ] <Л& 3

Рис. 1 Династический список правителей Ла-Короны (все прорисовки Ф. Галеева)

а) Анель-Тан-Кинич (>314>);

б) "Гриф" (>520-544>);

в) Сак-Мас (625-655);

г) Кук-Ахав (6554)58);

ж) Чакав-Нао-Чан (658-667);

е) Ун: и кил ь-Са к-В айис (667-675);

ж) Кинич-Йок-Акан {675-683>): ">) Чак-Акач-Й.ук (689-695>);

и) Иахавте-Кшшч (>721 -731>).

Нах-Эк, первая царевна Кануля в Сакникте, жена "Грифа"». Нах-Эк прибывает в Ла-Корону для того, чтобы стать женой местного правителя, но особо на себя обращает внимание тот факт, что она названа первой канульской царевной в Сакникте, что говорит о начале взаимоотношений между Ла-Короной и Канулем.

«Гриф» остается единственным известным нам правителем Сакникте VI в., и, к сожалению, помимо указания на его брак, в текстах встречается только одно упоминание этого человека. На стеле 1, которая была установлена в конце VII в., есть отсылка на то, что он участвует в совершении ритуала, посвященного окончанию десятилетия в 544 г. (9.5.10.0.0. 10 ?Ajaw 8 Chak ?At), при котором предположительно присутствует канульский царь Каль-Тун -Хиш18.

Канульское царство, которое в начале VI в. еще не установило свою гегемонию в Центральных низменностях, очевидно, находится в стадии закрепления связей с потенциальными союзниками, чем и может быть обоснован междинастический брак с Ла-Короной. Следует также отметить, что на тот момент Калакмуль находился вне сферы влияния Кануля, столицей которого изначально был Цибанче (штат Кинтана-Роо, Месика)19. На данный момент принято считать, что первым канульским царем, ассоциирующим себя с Калакмулем, был Yukno?m-"Head" (630-636)20, о чем нам сообщает текст на одном из блоков иероглифической лестницы 1 из Наранхо, где говорится, что в 631 г. (9.9.18.16.3. 7?Ak'ab 16 Muwaahn) он громит Наранхо и называется Kaanu?! ?ajaw ta Huuxte?tuun ?aj Chi?knaahb «царь Кануля в Хуштетуне, человек из Чикнаба». Оба топонима — Хуштетун и Чикнаб — относятся к Калакмулю21, но примечательно то, что в связке с агентив-ным префиксом ?aj Чикнаб будет выступать в роли места рождения названного правителя. Это может означать, что к 631 г. Калакмуль уже какое-то время находился под влиянием Кануля. До прихода канульских царей Калакмуль находился в сфере влияния династии, носившей титул k'uhu! Suutz' ?ajaw «священный царь Суца» и базировавшейся в Наачтуне22. Мы не знаем, как конкретно Калакмуль перешел под влияние Кануля, но не исключен военный конфликт, который мог произойти где-то во второй половине VI в. Ла-Корона могла выступить союзником Кануля в данном конфликте.

Кроме того, Сакникте был важным стратегическим пунктом для Кануля при распространении своего влияния в западных низменностях, что выразилось в двух военных походах (в 599 и 611 гг.) на город Лакамха, столицу царства Бакаль, которые совершил канульский царь Укай -Чан23. Все это указывает на то, что в сферу влияния Кануля Сакникте попадает прежде всего из-за своего стратегически выгодного положения.

Первые сведения о династии Ла-Короны в VII в. встречаются в тексте на панели 2. Самый ранний из упомянутых здесь правителей — Сак-Мас (см. рис. 1 в) — восходит на престол в 625 г. (9..9.12.10.6. 5 Cham 9 Sak Siho?m). У власти он находится на протяжении 30 лет, но, несмотря на столь продолжительный срок, мы

18 Canuto et. al. 2009, 24.

19 Grube 2004, 117; Velasquez 2005, 2.

20 Martin 2005b, 7.

21 Stuart, Houston 1994, 28; Martin 1997, 852.

22 Grube 2005.

23 Martin, Grube 2000, 159-160.

не находим о нем большого количества сведений. Из текста на панели 3 известно, что он был женат на женщине по имени Иш-Хуш-Кан и имел как минимум одного сына — будущего правителя Ла-Короны Чакав-Наб-Чана (CRN:Pan.3, D3-D8). Сак-Мас носит титулы sak wahyis (рис. 2б) и cha? winaakhaab ?ajaw «царь на втором двадцатилетии»; это единственный пример в текстах Ла-Короны, когда в ти-тулатуре правителя встречается слово ?ajaw. Среди блоков найденной в 2012 г. иероглифической лестницы 2 были две панели (CRN:H.s.2, bl.7,8), на которых есть изображение Сак-Маса, сидящего напротив канульского царя Йукном-Чена II. Надпись на одной из панелей сообщает, что в 635 г. (9.10.2.1.10. 10 ?Ok 8 Hulohl), то есть за год до своей интронизации, канульский правитель участвовал в игре в мяч. Это же событие фигурирует и в тексте той же лестницы на блоке 5, только в данном случае сообщается, что игра происходила в Ла-Короне и в ней также принимал участие Сак-Мас, что свидетельствует о продолжении взаимоотношений между двумя династиями (CRN:H.s.2, Ы.5, C4-D4).

(3

(l©

Го Ji

а) б)

Рис. 2. а) Топоним Сакникте; б) Титул правителей Ла-Короны k'uhul sak wayis (прорисовки Ф. Галеева)

Смерть Сак-Маса наступает в 656 г. (9.11.3.6.18 8 «?Etznab», 11 Hulohl), однако следующий за ним Кук-Ахав (рис.1г) воцаряется на год раньше (9.11.2.7.14. 2 Hiix 7 K'anjalaw), о чем нам сообщает надпись на панели 2 (CRN:Pan.2, A7-D6). Он является одним из самых загадочных персонажей Ла-Короны, так как о нем известны только два факта: его воцарение и смерть. Неизвестно, кем он приходился своему предшественнику, а также почему воцаряется за год до смерти последнего. Д. Стюарт предполагает, что Кук-Ахав узурпировал власть в Ла-Короне24, однако трудно представить, чтобы Кануль никак на это не отреагировал. Напротив надпись на алтаре 1 говорит о том, что в 656 г. Йуном-Чен прибывает в Ла-Корону и отмечает там свое первое двадцатилетие у власти25. Одна из возможных интерпретаций данной ситуации будет дана ниже.

Кук-Ахав умирает в 658 г. (9.11.5.7.9. 11 «Muluk», 12 Hulohl), а на престоле оказывается сын Сак-Маса Чакав-Наб-Чан (рис.1д). Дата его рождения встречается на панели 3 из Ла-Короны, которая вызывает ряд проблем у эпиграфистов в связи с большим количеством ошибок при записи дат. Существует несколько точек зрения на то, когда рождается Чакав-Наб-Чан26, однако по нашему предполо-

24 Stuart et. al. 2014, 438.

25 Canuto et. al. 2009, 25.

26 Canuto et. al. 2009, 24; Zender 2001.

жению это происходит в 605 г. (9.8.11.16.8. 3 Lambat 11 Suutz')21. Также известно, что он был женат на женщине по имени Иш-Чак-Ток-Чак и от этого брака в 645 г. (9.10.12.4.8. 2 Lambat 16 Hulohl) у них рождается первый сын — Йоок-Акан, а в 660 г. (9.11.7.6.8. 8 Lambat 1 K'anasiiy) второй — Чак-Акач-Йук.

Вскоре после своего воцарения Чакав-Наб-Чан приказывает установить изваяния трех божеств в одном из храмов Ла-Короны, это событие получило отражение в тексте на панели 1 (CRN:Pan.1, E3-E7): HUUX-pa-PAT-la-ja ?u-TUUN-ni-li ?u-WAY-bi-li YAX-la-?AJAW K'AN-na-CHAAHK YAX-WAY-bi-CHAAHK ?u-KAB-ji-ya WINAAKHAAB-ch'a-ho-ma CHAK-wa-NAAHB-CHA?N, huux patlaj Tutuunil Tuwaybil Yaxal ?Ajaw K'an Chaahk Yax Wayaab Chaahk ?ukabjiiy wi-naakhaab ch'ahoTm Chakaw Naahb ChaTn, «трижды сформировалась скульптура храма Йашаль-Ахава, Кан-Чака, Йаш-Вайаб-Чака, это повелел чахом на первом двадцатилетии Чакав-Наб-Чан». Именно через эту запись мы узнаем, что в Ла-Короне была местная триада богов, которых звали Йашаль-Ахав, Кан-Чак и Йаш-Вайаб-Чак. Чакав-Наб-Чан назван здесь «чахом28 на первом двадцатилетии», что вероятнее всего имеет параллель с монументом Msc.2, на котором он изображен вместе со своей женой в процессе ритуала «рассыпания капель» в честь окончания десятилетия в 662 г. (9.11.10.0.0. 11 TAjaw 18 TIk'SihoTm). В этом тексте Чакав-Наб-Чан использует титул k'uhul sak wahyis wakmihnal «священный сак-вайис в Вакмихнале», что, с одной стороны, перекликается с титулатурой его отца, а с другой — связывает его со своими мифологическими предками, первый из которых, как было указано выше, прибывает из Вакмихналя. Титул sak wahyis будет использоваться всеми последующими правителями Сакникте, и, несмотря на то что он встречается и во многих других текстах за пределами Ла-Короны, значение его до сих пор не известно.

Чакав-Наб-Чан умирает в 667 г. (9.11.15.0.5. 9 Chan, 18Mol) через пять дней после празднования окончания пятилетия. После его смерти наступает один из наименее понятных периодов в Ла-Короне, поскольку после Чакав-Наб-Чана престол пустует более полутора месяцев. Воцарение следующего правителя отражено в тексте на панели 2 (CRN:Pan.2, L6-M1): CHUM-la-ja ti ?ajaw-wa-li ?u-NIK-li SAK-WAHY-si, chumlaj ti Tajawil Tunikil sak wahyis, «воссел на царствование сын сак-вайиса». Данный пассаж ничего, кроме вопросов, вызвать не может. Имя нового правителя не упомянуто, вместо него есть только родственная связь с его отцом, но и на месте имени отца стоит просто титул. В западной историографии принято считать, что здесь речь идет о Кинич-Йок-Акане, старшем сыне Чакав-Наб-Чана29, который на момент смерти своего отца находился в Калакумуле, откуда он возвращается только спустя 26 дней. Но это весьма спорная точка зрения, главным контраргументом которой можно назвать надпись на панели 1, относящейся к 675 г. (9.12.3.5.0. 7 TAjaw, 13 Sak-Siho?m) (CRN:Pan.1, O7-P7): JOY ti-?AJAW-li K'IHNICH-?OK-?AKAN, jo[h]y[aj] ti Tajawil K'ihnich [Y]ook TAkan, «был повязан на царствование Кинич-Йоок-Акан». Трудно предположить, чтобы у старшего сына Чакав-Наб-Чана было две коронации с разницей в восемь лет. Кроме того, за период с 667 по 675 гг. ни в одном из случаев записи имени Кинич-

27 Вепрецкий 2013, 627.

28 Дословно «рассыпатель капель».

29 Stuart et. al. 2014, 439; Canuto et. al. 2009, 25-26.

Йок-Акана мы не встречаем стандартного для него эпитета K'ihnich30, а в некоторых примерах даже видим применительно к нему термин ch'ok «юноша», который не мог быть применен к коронованному правителю. Все это подтверждает гипотезу, что после смерти его отца у власти оказывается другой человек.

Интерпретация записи Tunikil sak wahyis (рис.1е) до сих пор остается дискуссионной. Во-первых, этот правитель мог быть сыном другого человека, носящего титул sak wahyis. Во-вторых, форма Tunikil может обозначать не родственную принадлежность, а быть частью имени. Аргументом в пользу этого служит тот факт, что для записи родственной связи «сын отца» в текстах Ла-Короны ни разу не используется логограмма NIK, вместо нее записывался другой знак, который известен как MIJIIN или NICHAN, но на самом деле до сих пор не прочитан. Следовательно, перед нами человек, которого звали либо Уникиль-Саквайис, либо просто Уникиль, а sak wahyis следует понимать как титул. Как бы то ни было, создается похожая ситуация, что и с вышеупомянутым Кук-Ахавом, когда между правлением отца и сына вклинивается неизвестный человек, о котором в текстах есть всего одно упоминание.

О следующем правителе Ла-Короны Кинич-Йок-Акане (рис.1ж) нам известно больше всего. В 664 г. (9.11.11.7.12. 3 TEhb 5 K'anasiiy) в возрасте 19 лет он отправляется в Калакмуль, где проводит три года. Поскольку к этому моменту его отец уже находился у власти, этот поход можно отнести к разряду добровольно-принудительного обучения потенциального претендента на трон при канульском дворе. Данное событие отражено в тексте на панели 2 (CRN:Pan.2, F6-G1): BIX-na chi-ku-NAAHB ti-...-ja-la yo-?OK-?AKAN K'AHK'-la-?AJAWLbixiin Chi?k Naahb ti...jal Yook TAkan K'ahk'al Tajaw, «отправился в Чикнаб ... Йок-Акан огненный владыка». Примечательно, что здесь Кинич-Йок-Акан называется титулом k'ahk'al Tajaw «огненный владыка», который больше с его именем никогда не встречается; это может указывать на то, что в Калакмуле он обучался военному ремеслу или даже участвовал в каком-нибудь мелком конфликте. Однако из-за смерти отца Кинич-Йок-Акан возвращается в Ла-Корону и в 668 г. (9.11.16.2.8 9 Lambat 16 Yax SihoTm) совершает ритуал освещения гробницы, где были погребены Чакав-Наб-Чан со своей женой, что отражено как на панели 2 (CRN:Pan.2, N5-N6), так и на блоке 2 иероглифической лестницы A (CRN:H.s.A, bl.2, A1-B3). Спустя пять лет Кинич-Йок-Акан снова отправляется в Калакмуль, а через 12 дней после его приезда происходит ритуал, в котором участвуют семь юношей и ребенок канульского принца (CRN:Pan.1, H2-P1). Глагол, относящийся к данному событию, пока не поддается дешифровке, что не позволяет понять смысл этого ритуала.

Как уже было сказано выше, Кинич-Йок-Акан приходит к власти в 675 г., но в тексте на панели 1 есть важное уточнение к данному событию (CRN:Pan.1, P8-Q1): CH'AM-wi-ya ?AJAW-le yi-chi-NAL KALO7M-TE?, ch'amwiiy ?ajawl[el] yichnal kaloTmte?, «с тех пор как взял царство пред ликом каломте». Это первая и единственная из известных нам интронизаций в Сакникте, которая происходит в присутствии канульского царя. В 677 г. (9.12.5.0.0. 3 ?Ajaw 3 Chikin) Кинич-Йок-Акан совершает ритуал «рассыпания капель» в честь окончания пятилетия, это мы узнаем по подписи к иконографии на панели 1, где он выглядит точной

30 Colas 2003.

копией своего отца, изображенного на монументе Msc.2 во время совершения такого же действия. Ровно через 360 дней он участвует в еще одном ритуале, связанном с почитанием неизвестного божества, при этом точно такой же ритуал в 650 г. (9.10.17.11.10. 7 ?Ok, 8 Chikin) совершает его дед Сак-Мас, о чем и говорится в тексте на блоке 14 иероглифической лестницы A (CRN:H.s.A, bl.14, B2-D3): TZAK-ja ?i-...-ya SAK-NIK-TE? ?u-ba-hi ?u-CH'AHB-ya-?AK'AB-li yo-?OK-?AKAN ?u-TZ'AK-bu-ji ?u-KAB-ji-ya ?u-MAM, tzahkaj ?i...y Sak Nik Te? Tubaah.?uch'ahbyak'baal Yook ?Akan ?utz'akbuuj ?ukabjiiy ?umam, «был почитаем И...й в Сакникте, это лик, это жертва Йок-Акана, который устроил это, как повелел его дед». Между этими двумя событиями Кинич-Йок-Акан санкционирует постройку храма, что, как уже было сказано выше, происходит в день 4 ?Ohl, тот самый день, который связывает это событие как с историческим, так и с мифологическим основателями династии. То есть буквально за три года Кинич-Йок-Акан совершает целый ряд действий, каждое из которых так или иначе связано с его предками, что лишний раз обосновывает его право нахождения у власти.

На пятый год своего правления Кинич-Йок-Акан еще больше укрепляет свою власть, женившись на дочери Йукном-Чена II. Прибытие канульской царевны в Сакникте происходит в 679 г. (9.12.6.16.17. 11 Kaban 10 Suutz'); упоминание этого события дважды встречается в текстах Ла-Короны: на блоке 20 иероглифической лестницы A (CRN:H.s.A, bl.20, C1-D2) и на панели 6 (CRN:Pan.6, Q1-T1). Данный брак является вторым примером междинастического союза между Сакникте и Канулем после 520 г. Через определенное время у Кинич-Йок-Акана появляется наследник по имени Халиб, но, к сожалению, блок 6 иероглифической лестницы A содержит только часть даты этого события (CRN:H.s.A, bl.6, A2-D3), поэтому на данный момент мы знаем только то, что рождение происходит четвертого числа месяца Muwaahn.

Во время правления Кинич-Йок-Акана происходит ряд событий, в которых принимает участие человек по имени Ах-Вакаб. Неизвестно, кем он был и какое отношение имел к династии Ла-Короны, но на иероглифической лестнице A связанные с ним события упомянуты в привязке к деятельности Кинич-Йок-Акана. В 680 г. (9.12.7.12.15. 3 «Men» 8 THulohl) правитель Сакникте участвует в ритуальном танце с флейтой, украшенной зелеными перьями, причем здесь используется теофорное имя Кинич-Йок-Акана, включающий в себя имя бога Йопата (CRN H.s.A, bl.21, B3-D1): ...-ni-WI?-YOPAAT-ti K'IHNICH-yo-?OK-?AKAN, ...n Wi? Yopaat K'ihnich Yook Akan, «...н-Ви-Йопат Кинич-Йок-Акан». Данный танец связан интервальным числом со смертью правителя царства Вабе по имени Ик-Ток-Чичит в 681 г. (9.12.8.12.4. 1 ?Ohl 12 K'anasiiy); это повелевает вышеупомянутый Ах-Вакаб. Через 16 дней после этого Кинич-Йок-Акан вновь совершает свой ритуальный танец с флейтой, делая это ровно через 365 дней после первого. А еще через 17 дней происходит очередное событие, которое повелевает Ах-Вакаб; в данном случае это уже каким-то образом связано с Кинич-Йок-Аканом (CRN:H.s.A, bl.1,18,21), но опять мы сталкиваемся с плохой сохранностью текста, мешающей полноценно восстановить детали описываемых событий.

Неизвестно, когда наступает смерть Кинич-Йок-Акана; последнее упоминание о нем встречается на блоке 8 иероглифической лестницы A и датируется 683 г. (9.12.11.6.1. 9 ?Imux 14 Yax SihoTm), когда он находится в Калакмуле и пьет пульке

(CRN:H.s.A, bl.8, C2-D2). В отчете археологического проекта Ла-Корона за 2008 г. присутствует хронологическая таблица, где предполагаемой датой смерти Кинич-Йок-Акана называется 691 г. (9.12.18.16.0. 11 ?Ajaw 18 Hulohl)31, но на данный момент это остается лишь гипотезой.

Наследником Кинич-Йок-Акана вопреки ожиданиям оказался не его сын, а его младший брат Чак-Акач-Йук (рис.1з), дата воцарения которого — 689 г. (9.12.17.8.0. 11 ?Ajaw 3 SakSihoTm) — записана на стеле 1 из Ла-Короны. Но если взглянуть на предыдущую историю, то мы понимаем, что и Кинич-Йок-Акан не наследовал Чакав-Наб-Чану, как и последний не вступил на трон после Сак-Маса. Возможно, ситуация с воцарением Чак-Акач-Йука проясняет в той или иной степени загадочные появления у власти Кук-Ахава и Уникиля, которые могли быть младшими братьями Сак-Маса и Чакав-Наб-Чана соответственно. Но это будет означать, что в Ла-Короне существовал совершенно особый принцип наследования, который мы пока можем наблюдать только здесь. Очевидно, все это было возможным не без вмешательства Кануля, таким образом стремившегося усилить свое влияние на подвластную территорию.

Как уже отмечалось выше, Чак-Акач-Йук родился в 660 г., а первое событие, связанное с ним, относится к 687 г. (9.12.15.0.0. 2 ?Ajaw 13 Chak SihoTm), когда он играет в мяч с одним из придворных канульского царя, а именно Йукном-Йи-чак-Кахка. Практически все упоминания Чак-Акач-Йука в текстах связаны с этим канульским правителем. В 692 г. (9.13.0.0.0. ?Ajaw 8 ?Ik'?At), они оба участвуют в ритуале каплерассыпания в честь окончания двадцатилетия, что было отражено на стеле 1, где Йукном-Йичак-Кахк впервые назван эпитетом waxaklajuTn Tubaah chaan «восемнадцатиголовый змей». Через три года после этого случается событие, которое знаменует окончание гегемонии Кануля в центральных низменностях майя. 8 августа 695 г. (9.13.3.7.18. 11 TEtz'nab 11 TIk'SihoTm) Йукном-Йичак-Кахк терпит поражение от тикальского царя Хасав-Чан-Кавиля32. Сам канульский царь остается жив и меньше чем через год прибывает в Ла-Корону, где участвует в игре в мяч, что отражено на блоке 5 иероглифической лестницы 2. Здесь канульский правитель снова называется waxaklajuTn Tubaah chaan, а также носит титул huuxlajuTn winaakhaab ?ajaw «царь на тринадцатом двадцатилетии», что, безусловно, коррелирует с окончанием цикла, а не с годами его жизни. Также в тексте сказано, что в игре в мяч его сопровождал Чак-Акач-Йук, и это его последнее упоминание в надписях Ла-Короны.

Следующим на престоле Сакникте оказывается Йахавте-Кинич (рис.1и), сын Кинич-Йок-Акана. О нем известно еще меньше, чем о его предшественнике. Однако при этом в нашем распоряжении есть свидетельство того, что он продолжает оставаться вассалом канульской династии, что выразилось в браке с дочерью «Йукном-Ток-Кавиля» (имя данного правителя до сих пор не прочитано), состоявшемся в 721 г. (9.14.9.9.14. 8 Hiix 17 Suutz'). Именно Йахавте-Кинич устанавливает панель 6, на которой мы находим упоминание всех трех междинастических союзов Сакникте и Кануля. Там же говорится, что в 731 г. (9.15.0.0.0. 4 ?Ajaw 13 Yax SihoTm) Йахавте-Кинич отмечает конец двадцатилетия вместе со своей женой. Изображение этого правителя Ла-Короны можно встретить на блоке 6 ие-

31 Canuto et. al. 2009, 26.

32 Martin, Grube 2000, 110.

роглифической лестницы 2, где он сидит на троне и смотрит на лежащее перед ним зеркало, перед троном находится принесенная дань в виде перьев кецаля и свертков ткани. Текст на этом блоке говорит о военном столкновении, однако в очередной раз из-за плохой сохранности монумента мы не можем говорить о какой-либо конкретике. Надпись имеется и на троне, где записано «детское» имя Йахавте-Кинича — Халиб, которое мы встречаем и на иероглифической лестнице A при упоминании его рождения.

Самые последние данные о письменной истории Ла-Короны можно почерпнуть из текста на алтаре 4, который отсылает нас к концу VIII в. Мы не знаем имени правителя, приказавшего установить данный алтарь, но известно, что он был женат на женщине из Кукуля. Это говорит о том, что в конечном итоге Сакникте попадает в сферу влияния главного соперника Канульской державы — Тикаля.

В заключение следует сказать, что в случае с Ла-Короной мы имеем дело с политическим объединением, правители которого имели свою династию, устанавливали большое количество монументов с иероглифическими надписями, но были зависимы от канульских царей. Несмотря на то что интронизация большинства правителей Сакникте отражена в текстах с помощью фразы chumlaj ti ?ajawlel «воссел на царствование», царями они не назывались. Непосредственно термин ?ajaw в надписях Ла-Короны встречается только один раз применительно к Сак-Масу, который называет себя cha winaakhaab ?ajaw «царь на втором двадцатилетии», но даже в этом примере слово ?ajaw целесообразнее переводить более общим термином «владыка». В Ла-Короне был более употребим титул sak wahyis или k'uhul sak wahyis, который при этом не был характерен исключительно для Сакникте. Таким же титулом назван Йукном-Чен II на алтаре 1 из Ла-Короны, им же сопровождаются имена некоторых резчиков, упомянутых на стеле 51 из Калакмуля. Кроме того, данный титул встречается в текстах Ушуля (еще одного канульского вассала), а также на ряде сосудов «стиля кодексов». То есть титул sak wahyis или k'uhul sak wahyis был характерен для канульской знати вообще, и его использование в Сакникте не удивительно.

В системе политической организации Канульской державы Ла-Корона занимает особое положение, близкое к привилегированному. Прежде всего об этом говорит тот факт, что местная нецарская династия подробно фиксирует свою историю, устанавливая стелы, панели, иероглифические лестницы и алтари, на которых сообщает о своих глубоких корнях, уходящих в мифологическое прошлое. Кроме того, канульские цари связывают себя с этой династией родственными узами, выдавая своих дочерей замуж за ее представителей, а также совершают с ними совместные ритуалы. Особый статус Ла-Короны может объясняться ее географическим положением. Город находился на пересечении двух основных торговых артерий, одна из которых соединяла Тикаль на востоке и Паленке на западе, а вторая — Калакмуль на севере и Канкуэн на юге33. Кроме того, Ла-Корона была выгодным пунктом при продвижении в Западные низменности. Канулю было жизненно необходимо контролировать такой важный город, чем и объясняется его политика по отношению к княжеству.

При этом Ла-Корона не лишается вассальных обязательств перед своими верховными владыками. Правители Сакникте отправляли своих сыновей на службу в

33 Barrientes, Canuto, Ponce 2013, 13, 386.

Калакмуль, что, безусловно, носило двоякий характер, так как, с одной стороны, наследные принцы обучались при канульском дворе, а с другой — являлись гарантом повиновения своих отцов. Кроме того, создавшийся в Ла-Короне особый принцип наследования, при котором власть передавалась сначала младшему брату правителя, и только потом его старшему сыну, не мог не контролироваться со стороны Кануля. Некоторые правители буквально назначались на свои места, как в случае с Кук-Ахавом, который «воссел на царствование» за год до смерти своего предшественника Сак-Маса.

Никаких признаков суверенитета в Ла-Короне мы не находим, поэтому данное политическое объединение можно условно назвать термином «княжество», территория которого была частью Канульского государства. При этом привилегии, которыми обладали представители правящей династии в Ла-Короне, позволяют говорить об особом статусе данного княжества в державе. Похожую ситуацию мы можем наблюдать в Западных низменностях, где в позднеклассический период появляется титул sajal, обладатели которого «действуют практически как верховные цари — они восходят на трон, проводят ритуалы, воюют и т.д.»34. Сахали были подчиненными правителями, но при этом устанавливали монументы и иногда передавали свой титул по наследству; также есть примеры, когда сахаль мог оказаться у власти до смерти своего предшественника35.

Опираясь на эпиграфические данные, можно утверждать, что взаимоотношения Кануля с Сакникте складывались через такие аспекты, как династические браки, совместные отмечания круглых дат, ритуальная игра в мяч, присутствие при коронациях, служба вассальных принцев при канульском дворе, а также вмешательство в принцип наследования власти со стороны верховного царя из Ка-лакмуля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев Д. Д. 2001: Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н.э.): дисс. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. М.

Беляев Д. Д. 2002: Древние майя (III—1Х вв.) // Цивилизационные модели политоге-неза. М.

Вепрецкий С.В. 2012: К'ихнич-Йоок-Акан и его роль в династической истории княжества Сакникте' // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ 8, 198-207.

Вепрецкий С.В. 2013: Панель 3 из Ла-Короны: проблема хронологии эпиграфического памятника // Вопросы Эпиграфики. VII, 617-634.

Кнорозов Ю.В. 1963: Письменность индейцев майя. М.; Л.

Barrientes T., Canuto M., Acuña M.J. 2011: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2010. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

Barrientos T., Canuto M., Acuña M.J. 2012: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2011. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

Barrientos T., Canuto M., Ponce J. 2013: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2012. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

Barrientos T., Canuto M., Acuña M.J. 2014: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2013. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

34 Беляев 2002, 144.

35 Беляев 2002, 144.

Berlin H. 1958: El glifo "Emblema" en las inscripciones Mayas // Journal de la Société des Américanistes. 47, 11-119.

Canuto M., Barrientos T.Q. 2009: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2008. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

Canuto M., Barrientos T.Q. 2010: Proyecto Regional Arqueológico La Corona, Informe Final Temporada 2009. Informe entregado a IDAEH. Guatemala.

Canuto M. et. al. 2009: Monumentos de La Corona: Reclasificación del Catálogo de monumentos del Sitio Q // Proyecto Arqueológico La Corona, Informe Final, Temporada 2008. Manuscrito entregado al Instituto de Antropología e Historia (IDAEH) /,M. Canuto, T. Barrientos (ed.). Guatemala, 21-45.

Colas P.R. 2003: K'inich and king. Naming self and person among Classic Maya rulers // Ancient Mesoamerica.14, 269—283

Chase A., Grube N., Chase D.Z. 1991: Three Terminal Classic Monuments from Caracol, Belize. Research Reports on Ancient Maya Writing 36, Center for Maya Research. Washington.

Freidel D. A., Escobedo H. 2005: Proyecto Arqueológico El Perú-Waka': Informe No. 2, Temporada 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mesoweb.com/re-sources/informes/Waka2004.html

Freidel D. A., Escobedo H. 2006: Proyecto Arqueológico El Perú-Waka': Informe No. 3, Temporada 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mesoweb.com/re-sources/informes/Waka2005.html

Graham I. 1997: Mission to La Corona // Archaeology. 50(5), 46.

Graham I. 2002: Mission to La Corona: A New Maya Site May Fail to Qualify as Site Q // Secrets of the Maya / Peter A. (ed.). London, 78-79.

Grube N. 2004: El origen de la dinastia Kaan // Los Cautivos de Dzibanche. Mexico, 117131.

Grube N. 2005: Pots and Stones from Southern Campeche. Paper presented at the 21st Texas Symposium, University of Texas. Austin.

Grube N., Martin S. 1993: Política clásica maya dentro de una tradición mesoamericana: un modelo epigráfico de organización política "hegemónica" // Modelos de entidades políticas mayas. Primer Seminario de Mesas Redondas de Palenque. Mexico, 131-145.

Guenter S. 2005: La Corona Find Sheds Light on Site Q Mystery // The PARI Journal Vol. VI, No.2. 14-16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mesoweb.com/reports/ SiteQ.html

Houston S.D., Methews P.L. 1985: The Dynastic Sequence of Dos Pilas, Guatemala. Pre-Columbian Art Research Institute, Monograph 1. San Fransisco.

Macleod B., Stone A. 1995: The Hieroglyphic Inscriptions of Naj Tunich. Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting / Andrea J. Stone (ed.). Austin, 155-184.

Martin S. 1994: Warfare and Political Organization in the late Classic Central Southern Lowlands. Paper presented at Xth Texas Symposium on Ancient Maya Writing and Culture, University of Texas at Austin. 11th March. Unpub. man.

Martin S. 1997: The Painted King List: A Commentary on Codex-Style Dynastic Vases. MVB 5. 846-867.

Martin S. 2005a: Caracol Altar 21 Revisited: More Data on Double Bird and Tikal's Wars of the Mid-Sixth Century // The PARI Journal. 6(1), 1-9.

Martin S. 2005b: Of Snakes and Bats: Shifting Identities at Calakmul // The PARI Journal 6(2), 5-15.

Martin S. 2008: Wives and Daughters on the Dallas Altar. Mesoweb articles. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mesoweb.com/articles/martin/Wives&Daughters.html

Martin S., Grube N. 1995: Maya Superstates // Archaeology. 48(6), 41-46.

Martin S., Grube N. 2QQQ: Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. London.

Mathews P.L. 1979: Notes on the Inscriptions of 'Site Q'. Departmento de Arqueología, Universidad de Calgary, Alberta, Canadá. Manuscrito.

Stuart D., Martin S., Houston S.D. 2QQS: Three Panels from La Corona. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mayavase.com/corona/La_Corona.html

Stuart D., Baron J. 2Q12: Análisis preliminar de las inscripciones de la Escalinata Jeroglífica 2 de La Corona // Proyecto Arqueológico La Corona, Informe Final, Temporada 2Q12, editado por M. Canuto y T. Barrientos. Manuscrito entregado al Instituto de Antropología e Historia (IDAEH), Guatemala. Ш-219.

Stuart D., Houston S.D. 1994: Classic Maya Placenames. DOS 33. Washington.

Stuart D. et. al. 2Q14: Un esquema de la historia y epigrafia de La Corona // XXVII Simposio de Investigaciones Arqueologicas en Guatemala 2Q13, T.I, Guatemala. 435-44S.

VelásquezE.G. 2QQ5: The Captives of Dzibanche // The PARI Journal. б(2), 1-4.

Zender M. 2QQ1: Lords of La-Corona: Reconstructing the Historical Documents of "Site Q". Presentation on: "Recapturing Mayan Memories: Historical Representation in Text, Image and Ritual", Hamburg, December 5-9.

THE SAKNIKTE DYNASTY IN THE CONTEXT OF VASSAL RELATIONS

WITH KANUL STATE

S. V. Vepretskiy

The article analyzes the political history of Saknikte (archaeological site La Corona), the ancient Mayan city, that was a capital of a small polity, subordinated by the Kanul state. Inscriptions from La Corona indicate that local dynasty had the title sak wahyis or k'uhul sak wahyis, but didn't have its own emblem glyph (k'uhul ?ajaw title). Apparently, this polity could be called "lordship", its territory was a part of the Kanul state. We can say that this lordship occupied a privileged position for Kanul. It was expressed in a large amount of monuments, established by local rulers. Besides there were exogamous marriage ties between Kanul and Saknikte spanning two centuries. An advantageous geographical location of La Corona could be the reasons for this privileged position.

Key words: the Maya, political organization, La Corona, Saknikte, Kanul, Calakmul, Snake kingdom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.