Научная статья на тему 'Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей с сенсорными нарушениями'

Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей с сенсорными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА / СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адеева Т. Н.

Внутренняя картина дефекта (ВКД) рассматривается как структура Я-концепции, как фактор личностного развития. Особенности внутренней картины дефекта могут детерминировать вариант адаптации. Я-концепция дошкольников с дефицитарным развитием характеризуется преимущественно высоким уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки. Содержание компонентов ВКД зависит от варианта нарушения и возраста. Компоненты ВКД у дошкольников содержательно мало наполнены, когнитивный компонент характеризуется стереотипностью. У дошкольников с нарушениями зрения отмечено доминирование эмоционального компонента в структуре ВКД. У дошкольников с детским церебральным параличом отмечено влияние структуры нарушения на физический, эмоциональный и мотивационный компоненты. На этапе младшего школьного возраста возрастают показатели когнитивного компонента ВКД. В группе детей с нарушениями речи увеличивается способность к определению собственных значимых характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адеева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей с сенсорными нарушениями»

УДК 159.99

ДИНАМИКА Я-КОНЦЕПЦИИ И ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ1

© 2019 Т. Н. Адеева

канд. психол. наук, доцент, завкафедрой специальной педагогики и психологии e-mail: adeeva. tanya@rambler. ru Костромской государственный университет,

Внутренняя картина дефекта (ВКД) рассматривается как структура Я-концепции, как фактор личностного развития. Особенности внутренней картины дефекта могут детерминировать вариант адаптации. Я-концепция дошкольников с дефицитарным развитием характеризуется преимущественно высоким уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки. Содержание компонентов ВКД зависит от варианта нарушения и возраста. Компоненты ВКД у дошкольников содержательно мало наполнены, когнитивный компонент характеризуется стереотипностью. У дошкольников с нарушениями зрения отмечено доминирование эмоционального компонента в структуре ВКД. У дошкольников с детским церебральным параличом отмечено влияние структуры нарушения на физический, эмоциональный и мотивационный компоненты. На этапе младшего школьного возраста возрастают показатели когнитивного компонента ВКД. В группе детей с нарушениями речи увеличивается способность к определению собственных значимых характеристик.

Ключевые слова: внутренняя картина дефекта, сенсорные нарушения, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Проблема формирования самосознания, Я-концепции личности остается одной из важнейших проблем психологии на протяжении длительного времени. В контексте данного вопроса интерес вызывают детерминанты становления Я-концепции, специфика развития ее в разные периоды онтогенеза, специфика наполняемости компонентов феномена, условия, связанные с риском дезадаптации личности. Особую актуальность данная проблема имеет в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку наличие нарушений развития может обусловливать специфику личностного развития, затрудненность социальной адаптации. Реализация идеи интегративного общества предполагает изучение обозначенных вопросов с целью профилактики рисков развития и определения стратегий эффективной помощи.

В различные периоды онтогенеза развитие личности имеет свои особенности. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходят значимые изменения. Как известно, в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, понимание и оценка своих особенностей, своих эмоций, черт характера, понимание нравственных норм, правил, усложнение мотивационной сферы. В младшем школьном возрасте указанные аспекты продолжают активно развиваться, становясь основой формирования Я-концепции.

Традиционно в структуре Я-концепции выделяют когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Важными факторами формирования данного феномена в дошкольном и младшем школьном возрасте являются семья, отношение, оценка взрослого. Однако наличие ограниченных возможностей здоровья будет не менее

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00768А)

значимо для формирования специфики Я-концепции. Понимание и оценивание ребенком своих физических и психических особенностей, отличий проявляется в формировании внутренней картины дефекта (ВКД), которая может рассматриваться как механизм становления Я-концепции.

В современной специальной психологии феномену внутренней картины дефекта уделяется определенное внимание. Достаточно традиционным является изучение специфики ВКД при различных вариантах дизонтогенеза. Интересно, что многие работы связаны с исследованием в первую очередь эмоционального компонента, самооценки, самоотношения. В ряде работ определены особенности самоотношения детей и подростков с дефицитарным вариантом дизонтогенеза. Указано на зависимость самооценки лиц с нарушениями зрения от времени возникновения дефекта, варианта переживания дефекта, тяжести, формирования специфичных личностных черт нарушений [Петренко, Вайшвилайте 1993; Pinquart, Pfeiffer 2013]. Некоторые исследователи заостряют снимание на неадекватности самооценки детей с нарушениями зрения, слуха. Нарушения слуха ведут к снижению способности формирования представлений о себе, особенностях характера, затрудняют формирование межличностных отношений и дифференцирование их вариантов. Самооценка ребенка зависит от взрослого [Речицкая, Хохлова 2017]. На этапе юности эмоционально-оценочный компонент самоотношения имеет большое значение для эффективной самореализации людей с нарушениями слуха [Акинина 2015]. В отечественных и зарубежных исследованиях получены противоречивые данные. В некоторых работах указано на отсутствие значимых различий в формировании самооценки между детьми с ОВЗ и типично развивающимися, в других выявлено, что дети с нарушениями зрения имеют заниженную самооценку по сравнению с типично развивающимися сверстниками, а также спад самооценки в период перехода от младшей школы к подростничеству. Подчеркивается зависимость специфики самооценки и ее реалистичности от социально-демографических и личностных факторов [Петренко, Вайшвилайте 1993; Papadopoulos 2014; Pinquart, Pfeiffer 2013].

Показаны возрастные особенности становления самосознания детей с дефицитарным вариантом дизонтогенеза. При нарушениях слуха основные этапы развития самосознания ребенок проходит на 2-3 года позже по сравнению с детьми с типичным развитием [Речицкая, Хохлова 2017]. При детском церебральном параличе отмечена недостаточность развития рефлексии вследствие небольшого количества обратных социальных связей детей, трудности понимания личностных качеств, идентификации социальных ролей [Дьяков 2014]. Проанализированы основные варианты реакции личности на дефект, выявлены важные факторы, определяющие тип реакции. Часто внутренняя картина дефекта рассматривается как синоним реакции личности на дефект.

В настоящем исследовании мы рассматриваем внутреннюю картину дефекта как составляющую самосознания, как сложное, интегративное образование; понимаем ВКД как комплекс ощущений, знаний, переживаний, мотивационных изменений, связанных с нарушением. Сенситивный компонент включает в себя совокупность ощущений, связанных с наличием дефекта. Физический компонент связан с характеристикой человеком собственной физической активности, физических качеств. Когнитивный компонент представляет собой знания о причинах, проявлениях дефекта, ограничениях, связанных с его наличием. Эмоциональный компонент означает отношение личности к дефекту. Мотивационный компонент, характеризует структуру мотивов личности, возможное ее изменение в связи с наличием дефекта.

Цель исследования: изучение содержательной специфики компонентов внутренней картины дефекта и ее динамики у детей дошкольного и младшего

школьного возраста с сенсорными нарушениями (на примере нарушения функций ОДА, нарушения зрения, общее нарушение речи).

Выборку исследования составили 95 человек. Дошкольники: 20 человек - дети с общим недоразвитием речи (ОНР), 12 человек - дети с нарушениями зрения (НЗ), 6 человек - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Средний возраст 6,5 лет. Младшие школьники: 33 человека - дети с общим недоразвитием речи (ОНР), 24 человека - дети с нарушениями зрения. Средний возраст 9 лет. Исследование проводилось индивидуально.

Методики исследования

• Методика «Расскажи о себе» А.М. Щетининой (2000) позволяет определить специфику компонентов Я-концепции: физического (представление ребенка о своих физических качествах), деятельностного (представление об успешности овладения различными видами деятельности), социально-нравственного (представления о социальных нормах), а также выявить уровень и характер самооценки, степень осознания своего «Я», получить косвенные данные о восприятии ребенком отношения взрослого.

• Беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018) позволяет определить особенности компонентов ВКД. Ответы детей обработаны с использованием метода контент-анализа.

• Методика «Социальный атом» Я.Л. Морено, изучающая структуру межличностных отношений, используется в нашем исследовании для определения восприятия собственной социальной активности респондентов.

При изучении уровня и характера оценки сформированности образа «Я» по методике А.М. Щетининой получены следующие результаты. Максимальную выраженность и примерно одинаковое значение в трех группах имеют характеристики «Я-физическое», «Я - мальчик, девочка», «Я - в семье». Дети с дефицитарными нарушениями дают общую оценку собственным физическим параметрам («смешной», «красивый», «красивое платье, прическа, туфли», «зеленые глаза, красивые наряды», «красивый свитер)». Выявленные особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке) также являются очень схожими во всех трех группах испытуемых («девочки всегда хорошо себя ведут, мальчики не очень», «мальчики защищают девочек», «девочки красивые», «не должны их обижать», «я хороший, добрый» и т.д.)

При сопоставлении данных методики «Расскажи о себе» по параметру «Я -деятельностное» нами обнаружено превалирование данного параметра у детей с НЗ (М=3,33), а также с небольшим снижением у детей с ОНР (М=2,90) в сравнении с группой у детей с НОДА (М=1,00). Эти данные подтверждаются такими высказываниями испытуемых с ОНР и НЗ в беседе, как я умею «ухаживать за овощами и фруктам, бегать лучше», «делать мостик, рисовать, лепить, выстригать, делать поделки», «мыть посуду, пол, белье руками стирать, помогать в огороде» и т.п. Мы склонны объяснять это наличием связи со структурой дефекта, а именно наличием двигательного нарушения у детей с НОДА. Дети практически не описывают себя в реальной деятельности и желании научиться чему-либо далее.

По параметру «Я - идеальное» несколько ниже средние значения в группе детей с нарушениями зрения (М=1,78; SD=0,44), по сравнению с детьми с ОНР (М=2,10; SD=0,64) и нарушениями ОДА (М=2,40; SD=0,55). «Я - идеальное» выявляет особенности осознания ребенком своих личностных качеств. В большинстве случаев у детей данной группы отмечается меньшее разнообразие характеристик себя, превалируют ответы: «я хороший»; «хочу стать умным, добрым». В группе детей с нарушениями речи, например, присутствуют такие ответы: «хочу стать героем», «хочу быть сильным, щедрым, богатым...». Кроме того, дошкольники с нарушениями

зрения затруднялись в формулировании собственных характеристик по разным параметрам беседы, периодически требовалась помощь взрослого. Это свидетельствует о снижении осознанности собственных качеств личности. Наши данные подтверждаются статистико-математической процедурой нахождения различий по критерию Манна-Уитни. Констатировано значимое снижение параметра «степень осознанности качеств» у группы детей НЗ в сравнении с группой детей с ОНР (Ц=41,0; p=0,02). Возможно, это связано и с повышенной тревожностью детей с нарушениями зрения по сравнению с детьми с нарушениями речи, с их осторожностью в формулировке ответов при оценке себя. (Отмечено статистически значимое различие по параметру «тревожность» по критерию Манна-Уитни р=0,04.)

Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге. У детей с детским церебральным параличом не сформированы представления о себе как о друге вследствие малого количества социальных контактов (зафиксировано отсутствие ответов).

В младшем школьном возрасте становится выше показатель «степень осознанности качеств» в группе детей с нарушениями зрения (Ц=50, р<0,018), в группе детей с нарушениями речи (Ц=240, Р<0,049). Вероятно, это в первую очередь объясняется переходом на новый этап онтогенеза, возрастанием способности к рефлексии. Отмечено еще несколько интересных моментов. У младших школьников с НЗ по сравнению с дошкольниками снижаются показатели «я-физическое» (и=46,5, Р<0,001), показатель гендерной самоидентификации (Ц=46.5, Р<0,001), внутрисемейной самоидентификации (Ц=31, Р<0,0008), увеличивается тревожность (Ц=55, P<0,003). Мы предполагаем, чтов данном случае имеет значение изменение социальной ситуации развития, когда внимание ребенка сосредоточено на школьной жизни, и это связано с значительными эмоциональными затратами.

В младшем школьном возрасте у детей с ОНР показатели по шкалам «социального атома» такие: «взаимодействие с отцом» (Ц=188, р<0,005), «взаимодействие с бабушкой» (Ц=210, Р<0,005), «взаимодействие с дедушкой» (Ц=240, р<0,001), «другие родственники» (и=260, Р<0,03), «друзья» (и=151, P<0,0008), «одноклассники» (Ц=150, р<0,0000). Младшие школьники с ТНР демонстрируют более высокие показатели социальной включённости, чем дошкольники с ТНР.

В целом Я-концепция детей с дефицитарным типом дизонтогенеза характеризуется преимущественно высоким уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки, поскольку большую часть сторон образа «Я» они осознают с позитивной позиции и лишь отдельные качества считают в себе плохими.

На следующем этапе изучены содержательные характеристики внутренней картины дефекта детей дошкольного возраста с дефицитарным типом дизонтогенеза. Статистически значимые различия между группами отмечены по параметру физического компонента (по критерию Краскела-Уоллиса (И=14,616, p<0,001). При анализе ответов детей, относящихся к сенситивному и физическому компонентам, выявлено, что дети с нарушениями зрения и нарушениями речи указывают на преобладание хорошего самочувствия, отсутствие неприятных ощущений. Страхи детей обусловлены скорее возрастом и не имеют специфики, связанной с дефектом. Физический компонент представлен более обширным содержанием у детей дошкольного возраста с ОНР (М=4,25; SD=2,05) в сравнении с другими группами (в группе детей с нарушениями зрения М=3,44; SD=1,33; в группе детей с нарушениями ОДА М=2,80; SD=1,64). Дети с ОНР чаще отмечают хорошее самочувствие, наличие у себя таких качеств, как «сила, ловкость, скорость, быстрота», разнообразие пугающих ощущений, а именно: «когда смотрю страшилки», «когда ночью говорю», «боюсь пауков, паутины», «боюсь темноты, высоты», «боюсь одному быть в лесу» и т.д. Дошкольники с нарушениями

речи и нарушениями зрения указывают на усталость при интеллектуальных нагрузках. В отличие от детей с нарушениями речи дети с НЗ практически не отмечают у себя физические качества «сила» и т.д. Мы склонны объяснять это наличием физического дискомфорта, обусловленного дефектом. В группе детей с НОДА физический компонент практически не наполнен, дети затрудняются давать характеристики физическому состоянию. Характеристики часто противоречивы, ребенок одновременно отмечает хорошее самочувствие и наличие боли при ежедневных делах и при физических нагрузках. В данной группе отсутствуют характеристики физических качеств. Вероятно, это обусловлено спецификой дефекта, нарушениями двигательной сферы и чувствительности.

Когнитивный компонент имеет примерно одинаковую количественную наполненность в группе детей с ОНР (М=3,65; SD=2,03), нарушениями зрения (М=4,44; SD=1,67), нарушениями функций ОДА (М=3,80; SD=1,92). Однако содержание компонента отличается у детей с разными нарушениями. Признают наличие нарушения у себя 45% детей с нарушениями речи, 33% детей с нарушениями зрения и 80% детей с нарушениями ОДА. Верят в возможность улучшения состояния почти 90% детей с нарушениями зрения и речи, а дошкольники с НОДА затруднились ответить на этот вопрос. Достаточно традиционно дети отвечают на вопросы о причинах нарушения: «смотрел долго телевизор», мерах профилактики и исправления нарушения: «смотреть меньше телевизор», «долго носить очки», «лечить глаза», «делать зарядку», «не сидеть в телефоне», «не отказываться ходить к врачу». У дошкольников присутствует представление об ограничениях, обусловленных состоянием, однако дети не связывают их с дефектом в своих ответах. Дети всех групп предпочитают подвижные игры. Однако реально играют в подвижные игры преимущественно дети с ОНР. При нарушениях речи у ребенка достаточно ресурсов для использования этого вида деятельности. Дети с НЗ предпочитают играть в подвижные игры, но реально не делают этого из-за страха получения травм («не люблю с завязанными глазами, можно упасть», «можно разбиться»). А дети с НОДА не предпочитают подвижные игры и не играют в них в силу наличия двигательного дефекта. Таким образом, нарушение может определять осознанность деятельности, которую выполняет ребенок. Наконец, определяя трудные для себя занятия, дети с ОНР и НЗ дают более разнообразные ответы, в которых превалируют трудности письма, чтения. Дошкольники с НОДА как наиболее трудные отмечают занятия физкультурой.

Анализируя характеристики мотивационного блока в структуре ВКД, можно констатировать одинаковую количественную наполняемость данного компонента у всех групп испытуемых (нравится учиться, интересы, увлечения, желание для себя, желание для других). Однако содержательно можно увидеть явные отличая в ответах детей, связанные со структурой нарушения. Интересы и увлечения у детей с ОНР различны: от занятия спортом до компьютерных игр («смотреть телевизор», «лепить из пластилина», «хожу с мамой часто в церковь, учу молитвы», «играть в телефон», «петь, танцевать», «играть», «компьютер», «гимнастика»), что характерно для детей статистической нормы данного возраста. Ограничений в выборе интересов у детей с ОНР нет. Дети с НЗ в основном предпочитают играть, заниматься продуктивной деятельностью и творчеством («рисовать, делать фигурки из глины», «пианино», «играть в дочки-матери, робота», «музыка»). На увлечения этой группы оказывает влияние дефект, детям с патологией зрения нельзя испытывать физические нагрузки, а также нагрузки на зрительный анализатор. Дети с НОДА увлечены в основном компьютером («компьютер», «компьютер, мультики про трансформеров»), данные увлечения характерны для детей с вынужденной малой подвижностью. Примером ярко выраженной обусловленности влияния дефекта на мотивацию деятельности являются

характеристики «хотел бы научиться» и «желание для себя». Дети с НОДА в основном хотят «ходить ножками», «быстро бегать», «прыгать», тогда как другие дети двух групп хотели бы научиться «играть», «танцевать», «читать».

Стоит отметить, что эмоциональный компонент имеет большую выраженность у детей с нарушением зрения (М=5,44; SD=1,01). Дети называют свои отличия и определяют то, что нравится в себе, преимущественно указывая на физические данные: «волосы, кожа», «лицо, руки», «веснушки». Затрудняются сформулировать свои личностные отличия, только один человек назвал: «характер». Дошкольники с нарушениями зрения указывают на отношение родителей: «родители хвалят, ругают, жалеют», но не формулируют причины родительского отношения. Дети демонстрируют выраженность эмоционального компонента, но в отличие от младших школьников нет специфичности отношения к нарушению. Сравнение результатов по критерию Манна-Уитни, выявило значимые различия по параметру эмоционального компонента ВКД между группами детей с ОНР и НЗ (и=28,5; p=0,02). Высокий уровень переживаний по поводу своих ощущений, по поводу впечатления производимого на окружающих характерны для детей с патологией зрения. Возможно, это обусловлено и спецификой социального окружения и отношения взрослых.

Эмоциональный компонент у детей с НОДА характеризуется значительно меньшим количеством ответов (М=2,60; SD=1,14) по сравнению с двумя другими группами и меньшей наполненностью содержания. Дошкольники, в основном, называют качества, которые им нравятся в себе, затрудняясь дать характеристику своим отличиям, редко характеризуют родительское отношение.

У младших школьников с возрастают показатели когнитивного компонента ВКД. В группе детей с нарушениями зрения эти изменения статистически значимы (0=53.5, P<0,035). Увеличивается количество и разнообразие ответов, связанных с причинами зрительных нарушений: «У меня в правом глазу нет хрусталика» (мальчик 8,5 лет), «Подхватил болезнь - воспаление» (мальчик 9 лет), а также становится более адекватной оценка своих возможностей и ограничений: «В догонялки (не могу играть), потому что я медленная и нагрузка большая» (девочка 9 лет). В группе младших школьников с ОНР показатели когнитивного компонента также возрастают, но не достигают степени статистической значимости. В группе младших школьников с нарушениями речи статистически выше показатели эмоционального компонента (Ц=217, р<0,003). Дети дают себе больше характеристик, называют значимые качества, по сравнению с дошкольной группой. Вероятно, это свидетельствует о лучших возможностях использования речи. Однако и у младших школьников, и у дошкольников в ответах отсутствует выражение отношения к имеющемуся дефекту, что может быть объяснимо, с одной стороны, возрастом респондентов, с другой стороны, специальными условиями образовательного учреждения.

Выводы

Я-концепция детей с дефицитарным типом дизонтогенеза характеризуется преимущественно высоким или средним уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки.

Дошкольники с нарушением функций опорно-двигательного аппарата демонстрируют недостаточную сформированность нескольких параметров Я-концепции по сравнению с детьми с нарушениями зрения и нарушениями речи.

Содержание компонентов ВКД зависит от варианта нарушения и возраста.

Компоненты ВКД у дошкольников содержательно мало наполнены, когнитивный компонент характеризуется стереотипностью. У дошкольников с нарушениями зрения отмечено доминирование эмоционального компонента

в структуре ВКД. У дошкольников с детским церебральным параличом отмечено влияние структуры нарушения на физический, эмоциональный и мотивационный компоненты.

На этапе младшего школьного возраста возрастают показатели когнитивного компонента ВКД. В группе детей с нарушениями речи увеличивается способность к определению собственных значимых характеристик.

Полученные научные данные по изучаемой проблематике являются актуальными и необходимыми для оказания консультативной и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии.

В настоящее время завершен только первый этап исследования, планируется углубление и расширение материала по изучению компонентов ВКД у детей с разными вариантами дизоногенеза и выявление их особенностей в онтогенезе.

Библиографический список

Акинина Е.Б. Самоотношение как ведущий психолого-акмеологический компонент в структуре личности глухих и слабослышащих студентов // Экономика образования. 2015. № 1. С. 103-107.

Дьяков Д.Г. Динамика самоидентификации как высшей психической функции у лиц с детским церебральным параличом в период подростничества // Здоровье. Личность. Общество: сб. науч. тр. / сост. А.В. Алёшичева. Харьков: Финарт, 2014. С. 36-46.

Петренко В. Ф., Вайшвилайте В. Особенности категоризации собственного дефекта у людей с нарушением зрения // Вестник Московского университета. 1993. Серия 14: Психология. №3. С. 61-65.

Речицкая Е.Г., Хохлова О.С. Развитие самосознания детей с нарушением слуха дошкольного возраста // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. материалов VI Междунар. науч.-практич. конф. / под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. (18 мая 2017 г.). М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. С. 1547-1552.

Papadopoulos K. The impact of individual characteristics in self-esteem and locus of control of young adults with visual impairments // Research in Developmental Disabilities. 2014, Vol. 35. Issue 3 [Сайт]. URL:https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0891422213005520

[Сайт]. URL: https://journals.sagepub обращения: 18.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.