УДК 796.07
ДИНАМИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате, В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Н.Х. Хакунов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания,
Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Р.А. Магомадов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, И.В. Кулекин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
В статье представлены данные, характеризующие тенденции динамики физической подготовленности курсантов морских университетов в годичном цикле. При этом предпринятая попытка сопоставления полученных научных фактов с закономерностями онтокинезиологического развития человека (В.К. Бальсевич, 2000) позволила установить следующее:
Выявленные параметры динамики уровня развития основных физических качеств, а также суммарного показателя физической подготовленности курсантов свидетельствуют о гетерохронности их развития, способствующей индивидуально приемлемому формированию половозрастных аспектов их двигательной активности. Данное положение подтверждается различной динамикой параметров отдельных физических качеств в ходе профессионального обучения курсантов, в том числе, например, преимуществом обучающихся 1-го курса по показателям темпов прироста отдельных физических качеств.
Соответствие полученных результатов правилу «исходного уровня развития», декларирующего возможность получения наивысших параметров прироста показателей у тех испытуемых, которые имели низкий уровень их развития на начальном этапе педагогических воздействий.
Существенные суммарные приросты уровня развития физических качеств в данном возрастном периоде, подтверждающие известное положение о сенситив-ности второго десятилетия жизни человека, в контексте интенсивного развития физического и двигательного потенциала человека в совокупности двух важных и взаимосвязанных составляющих данного процесса:
онтогенетического формирования, в силу действия известных биологических законов;
высокой степени восприимчивости к внешнесредовым, в том числе педагогическим (тренировочным) воздействиям.
Установленные научные факты также свидетельствуют об их обусловленности организационными аспектами учебного процесса по физическому воспитанию в морских университетах.
Ключевые слова: педагогическое тестирование, физическая подготовленность, интегральные и суммарные показатели, курсанты морских вузов.
Для цитирования: Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Хакунов Н.Х., Магомадов Р.А., Кулекин И.В. Динамика уровня физической подготовленности курсантов морского университета в годичном цикле // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 10-15.
For citation: Chernyshenko Y., Balandin V., Khakunov N., Magomadov R., Kulekin I. Dynamics of physical preparedness level of cadets of a maritime university in the annual cycle. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 10-15 (in Russian).
Введение. Рассматривая проективные установки физического воспитания курсантов, необходимо подчеркнуть единство ученых и практических работников в вопросах о главной целевой установке данного процесса - формировании высокого уровня личностной физической культуры учащейся молодежи [2, 4].
При этом содержание базовой задачи также не подвергается сомнению и, как правило, сводится к обеспечению оптимального уровня физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии [3, 7, 9, 10, 11].
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математико-статистиче-ской обработки полученных результатов.
Определение уровня физической подготовленности курсантов осуществлялось на основе отобранных контрольных упражнений, которые широко апробированы учеными в рабочих программах по физическому воспитанию и нормативных требованиях по физической подготовленности студенческой молодежи. В результате проведенной работы были подобраны контрольные упражнения, отвечающие требованиям математической теории тестов [5, 6].
В ходе педагогического тестирования рассчитывались интегральные показатели, которые включали по два контрольных упражнения:
- максимальная мышечная сила: сгибание и разгибание рук в висе (кол-во); становая динамометрия (кг);
- динамическая выносливость: 6-минутный бег (м); плавание 100 м (с);
- статическая выносливость: вис на согнутых руках (с); угол в висе (с);
- динамическое равновесие: разница времени прохождения 5 м до и после вращательных нагрузок (с); разница прохождения 5 м до и после вращательных нагрузок (см);
- статическое равновесие: сумма времени нерешительности после вращательных нагрузок (с); время поиска равновесного положения (с);
- скоростно-силовые качества: бег 100 м (с); прыжок в длину с места (см);
- гибкость: наклон вперед (см); выкрут в плечевых суставах (см).
Исследования проводились на базе Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск). В них приняли участие 1573 курсанта плавательных специальностей: 180402 «Судовождение», 180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 160905
«Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».
Результаты исследования. Анализ научно-методической литературы позволил решить две важные научно-методические задачи:
- определение перечня профессионально важных для судовых специалистов физических качеств, к которым относятся: максимальная мышечная сила, динамическая и статическая выносливость, динамическое и статическое равновесие, скоростно-силовые качества и гибкость;
- составление комплекса контрольных упражнений (тестов), адекватно отражающих уровень развития вышеперечисленных профессионально важных физических качеств.
Анализ достоверности изменений результатов курсантов в отдельных тестах в ходе учебного года позволил установить:
- существенное позитивное улучшение только в 14 из 84 изученных случаев (16,6%), в том числе в следующих контрольных упражнениях:
- 1-й курс: сгибание и разгибание рук в висе (кол-во), бег 100 м (с) (Р<0,001); 6-минутный бег (м), плавание 100 м (с), угол в висе (с), сумма времени нерешительности после вращательных нагрузок (с) (Р<0,05);
- 2-й курс: сгибание и разгибание рук в висе (кол-во) (Р<0,001); плавание 100 м (с) (Р<0,05); бег 100 м (с) (Р<0,001);
- 3-й курс: сгибание и разгибание рук в висе (кол-во), плавание 100 м (с), бег 100 м (с) (Р<0,05);
- 4-й курс - сгибание и разгибание рук в висе (кол-во) (Р<0,05);
- 5-й и 6-й курс - нет;
- достоверное снижение в тесте «сгибание и разгибание рук в висе» у курсантов 6-го курса (Р<0,05).
В связи с тем, что провести сравнительный анализ уровня физической подготовленности обучающихся разных курсов по результатам отдельных тестов невозможно, в ходе исследований были рассчитаны значения интегральных и суммарных показателей, отражающих степень развития изучаемых физических качеств и общую физическую подготовленность курсантов.
Значения интегральных и суммарных показателей рассчитывались по общепринятой методике перевода результатов тестирования в баллы на основе разработанных шкал и суммирования балльных оценок [12].
Изучение достоверности различий изменения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности курсантов 1-6 курсов в течение учебного года (таблица) позволило констатировать:
Существенное улучшение достижений обучающихся по следующим параметрам:
- 1-й курс: максимальная мышечная сила, динамическая выносливость, статическая выносливость, динамическое равновесие, статическое равновесие, скоростно-силовые качества, суммарный показатель физической подготовленности (Р<0,001);
Таблица
Достоверность изменений интегральных и суммарных показателей физической подготовленности
курсантов морских вузов в течение учебного года
Курсы
№ п/п Интегральные и суммарные показатели (балл) 1 2 3 4 5 6
Р Р Р Р Р Р
1 Максимальная мышечная сила <0,001 <0,001 <0,01 <0,05
2 Динамическая выносливость <0,001 <0,001 <0,001 <0,05 -<0,001
3 Статическая выносливость <0,001 <0,01
4 Динамическое равновесие <0,001 <0,001
5 Статическое равновесие <0,001 <0,01 <0,01
6 Скоростно-силовые качества <0,001 <0,001 <0,01 <0,05
7 Гибкость -<0,001 -<0,05 -<0,001 -<0,001
8 Суммарный показатель физической подготовленности <0,001 <0,001 <0,05
Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения Р. 2. Знак «-» характеризует более низкие значения среднегрупповых показателей в конце учебного года.
- 2-й курс: максимальная мышечная сила, динамическая выносливость, динамическое равновесие, скоростно-силовые качества, суммарный показатель физической подготовленности (Р<0,001), статическая выносливость, статическое равновесие (Р<0,01);
- 3-й курс: максимальная мышечная сила, статическое равновесие, скоростно-силовые качества (Р<0,01), динамическая выносливость (Р<0,001), суммарный показатель физической подготовленности (Р<0,05);
- 4-й курс: максимальная мышечная сила, динамическая выносливость, скоростно-силовые качества (Р<0,05);
- 4-5-й курс - нет.
Достоверное снижение уровня развития следующих параметров:
- интегрального показателя динамической выносливости у обучающихся 6-го курса (Р<0,001);
- интегрального показателя гибкости у обучающихся 3-го (Р<0,001), 4-го (Р<0,05), 5 (Р<0,001) и 6 (Р<0,001) курсов.
Отсутствие позитивных изменений (Р<0,05) в процессе профессиональной подготовки в уровне развития 43,8% изученных показателей.
С позиций теории и практики физического воспитания курсантов морских вузов значительный интерес имеют данные о соотношении изучаемых показателей
Рисунок. Процентное соотношение } (_; []
достоверно изменившихся интегральных и суммарных показателей физической подготовленности курсантов морского вуза § в течение учебного года
Р>0,05 №4 I 2018
физической подготовленности в аспекте уровня достоверности их изменений в годичном учебном цикле (рисунок), позволяющие установить следующие научные факты:
- снижение уровня достоверности изменений показателей по мере увеличения стажа профессиональной подготовки курсантов;
- уменьшение количества интегральных и суммарных показателей, существенно изменившихся в учебном году по мере увеличения стажа профессиональной подготовки обучающихся;
- появление в структуре физической подготовленности курсантов, начиная с третьего года профессиональной подготовки, показателей, характеризующихся отрицательными значениями прироста, т. е. стагнацией уровня развития.
Заключение. Результаты многолетних исследований, представленных в статье, позволили сформулировать нескольких общих заключений, к основным из которых относятся:
Определение состава профессионально важных для судовых специалистов физических качеств, отражающих уровень эффективности выполнения ими служебных обязанностей, в том числе максимальная мышечная сила, динамическая и статическая выносливость, динамическое и статическое равновесие и гибкость.
Выявление перечня контрольных упражнений, адекватно отражающих уровень развития профессиональных качеств судовых специалистов.
Установление особенностей динамики достоверности изменений результатов тестирования профессионально важных физических качеств будущих судовых специалистов, базовой из которых является минимальное позитивное улучшение только 16,6% изученных признаков.
Существенное повышение уровня суммарных приростов параметров профессионально важных физических качеств, подтверждающее известное положение о сенситивности второго десятилетия жизни человека в контексте интенсивного развития физического и двигательного потенциала человека в совокупности двух важных и взаимосвязанных составляющих данного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 275 с.
2. Баранов В.А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного человека: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - М., 2010. - 31 с.
3. Бурнаев З.Р. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов военной кафедры гражданского вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / З.Р. Бурнаев. - Республика Казахстан, Алматы: Казахская академия спорта и туризма, 2006. - 136 с.
4. Виленский М.Я. О статусе дисциплины «Физическая культура» в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12).
- С. 3-7.
5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие. - 12-е изд., перераб. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.
6. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивной практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
7. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 366 с.
8. Кондратов A.A. Профессиональная физическая подготовка студентов вуза на основе игрового метода обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Кондратов. - М., 2003. - 26 с.
9. Красноперова H.A. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 21 с.
10. Кулекин И.В. Профессиональная физическая и функциональная подготовка курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010.
- №4. - С. 56-60.
11. Титушина Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). -С. 89-93.
12. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. -Краснодар, 1998. - 50 с.
DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS LEVEL OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY IN THE ANNUAL CYCLE
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Advisor to the Rector,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
V. Balandin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Psychology Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
N. Khakunov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theoretical Foundations of
Physical Education Department,
Institute of Physical Education and Judo of the Adyghe State University, Maykop,
R. Magomadov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and
Sports Department,
State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk,
I. Kulekin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Sports Department,
State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
The article presents data characterizing the trends in physical preparedness of cadets of maritime universities in the annual cycle. At the same time the attempt to compare the obtained scientific facts with the common factors of the onkinesiological human development (V.K. Balsevich, 2000) allowed to establish their compliance in the following cases:
The identified dynamics parameters of the development level of main physical qualities, as well as the total indicator of physical preparedness of cadets testify to the heterochrony of their development, contributing to the individually acceptable formation of age and gender aspects of motor activity. This position is confirmed by the various dynamics of parameters of individual physical qualities during the professional training of cadets, including, for example, the advantage of the first-course students in the growth rates of individual physical qualities.
The compliance of the results with the rule «initial level of development», declaring the possibility of obtaining of the highest parameters of growth indicators among those testees, who had a low level of their development at the initial stage of pedagogical influences.
The significant total increments of the development level of physical qualities in this age period, confirming a known position about the sensitivity of the second decade of human life in the context of the intensive development of human physical and motor potential in combination of two important and interrelated components of this process, specifically:
a) ontogenetic formation by virtue of action of the known biological laws;
b) high degree of susceptibility to environmental conditions, including pedagogical (training) effects.
The established scientific facts also indicate their causality by the organizational aspects of the physical education training process in maritime universities.
Keywords: pedagogical testing, physical preparedness, integral and total indicators.
References:
1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Person's on-tokinesiology]. Moscow, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, 2000, 275 p.
2. Baranov V.A. Physical culture: the value-humanistic basis of modern man life quality. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2010, 31 p. (in Russian).
3. Burnaev Z.R. Professionally - applied physical training of military Department students of civil University. Candidate's thesis. Respublika Kazahstan, Almaty: Kazahskaya akademiya sporta i turizma, 2006, 136 p. (in Russian).
4. Vilenskij M.YA. About the status of discipline "Physical culture" in the State Educational standard of Higher Professional Education. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical culture and health], 2007, no 2, pp. 3-7. (in Russian).
5. Gmurman V.E. Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics]. Moscow, Vysshee obrazovanie, 2007, 478 p.
6. Guba V.P. Izmereniya i vychisleniya v sportivnoj praktike [Measurements and calculations in sports practice]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 2006, 220 p.
7. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studentov i zhizn' [Students ' physical culture and life]. Moscow: Gardariki, 2005, 366 p.
8. Kondratov A.A. Professional physical training of University students on the basis of the game training method. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2003, 26 p. (in Russian).
9. Krasnoperova N.A. Student's orientation to a healthy lifestyle in the process of professional development. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnoyarsk: Sib-GTU, 2004, 21 p. (in Russian).
10. Kulekin I.V. Professional physical and functional training of cadets-skippers to the conditions of long-term swimming practice. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2010, no 4, pp. 56-60. (in Russian).
11. Titushina N.V. Pedagogical technology of step-by-step professional development of a student's personality in oil and gas industry. Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft], 2008, no 1, pp. 89-93. (in Russian).
12. Chernyshenko Yu.K. Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool age children. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. (in Russian).
Поступила / Received 15.10.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018