Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций и личностных особенностей у лиц, страдающих наркоманией в процессе терциарной социализации'

Динамика ценностных ориентаций и личностных особенностей у лиц, страдающих наркоманией в процессе терциарной социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФИЛИАЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / AFFILIATION / ADDICTIVE BEHAVIOR / ALCOHOL ADDICTION / DRUG ADDICTION / DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асылова З. Р.

В статье представлена динамика ценностных ориентаций и личностных особенностей у лиц, страдающих наркоманией в процессе терциарной социализации, которая показывает технологию изменения структуры аддиктивной личности при социально-психологическом воздействии. Ценности обладают всеми признаками системы и занимают особое место в структуре аддиктивной личности. Анализ ценностного мира и динамики, позволит определить наиболее важные факторы и механизмы социально-психологического воздействия на данный контингент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the dynamics of valuable orientations and personal features of the people, who have drug addiction while tertiary socialization, which shows the process of changes in the addicted personality under socialpsychological influence. Values possess all features of the system and take a special place in the structure of the addicted personality. The analysis of the sphere of values and the dynamics allows to define major factors and ways of social-psychological influence on such people.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций и личностных особенностей у лиц, страдающих наркоманией в процессе терциарной социализации»

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОМАНИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕРЦИАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

З.Р. Асылова

В статье представлена динамика ценностных ориентации и личностных особенностей у лиц, страдающих наркоманией в процессе терциарной социализации, которая показывает технологию изменения структуры аддиктивной личности при социально-психологическом воздействии. Ценности обладают всеми признаками системы и занимают особое место в структуре аддиктивной личности. Анализ ценностного мира и динамики, позволит определить наиболее важные факторы и механизмы социально-психологического воздействия на данный контингент.

Ключевые слова: аффилиация, аддиктивное поведение, алкоголизм, наркомания, зависимость.

This article presents the dynamics of valuable orientations and personal features of the people, who have drug addiction while tertiary socialization, which shows the process of changes in the addicted personality under social- psychological influence. Values possess all features of the system and take a special place in the structure of the addicted personality. The analysis of the sphere of values and the dynamics allows to define major factors and ways of social-psychological influence on such people.

Key words: affiliation, addictive behavior, alcohol addiction, drug addiction, dependence.

Актуальность исследования заключается в том, что Правительство и Президент РФ Д.А. Медведев вновь вернулись к самой злободневной проблеме Российского общества - это наркотизм. Алкоголизм в нашем обществе приобрел национальное бедствие. В России употребление алкоголя на душу населения составляет 18 литров. По мнению Всемирной организации здравоохранения употребления 8 литров на душу населения является опасной для общества. Россия в 1913 году употребляла алкоголя 3,5 литра на душу населения, сегодня по употреблению алкоголя вышла на 1 место в мире. В России, акцентировал Президент Д.А. Медведев, должны быть не запретительные меры, а профилактика этого социального явления (Д.А. Медведев, 2009).

Методика исследования была разработана нами на базе системно-деятельностного подхода, впервые примененного М.Г. Роговым для изучения проблем ценностно-мотивационной сферы личности. Для диагностики личностных особенностей испытуемых использовался стандартный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ Л.Н. Собчик), содержащий 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 - оценочные. Адаптация MMPI была проведена в Институте им. В.М. Бехтерева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым. Для исследования ценностного мира, личностных особенностей их динамики в процессе терциарной социализации нам помогла

анкетно-опросная методика «Рейтинг», которая позволила проанализировать конкретные и реальные жизненные ситуации. Исследованием охвачено 475 человек (мужчин 241 и женщин 234). Больных, страдающих наркоманией, 287 человек (мужчин 210 и женщин 77). Лиц, не подверженных зависимостью, 188 (мужчин 121 и женщин 67).

Проблема осмысления ценностей человеческого бытия вышла на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития социальной психологии. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования.

Ценности обладают всеми признаками системы и занимают особое место в структуре аддиктивной личности. С нашей точки зрения, понятие ценности должно применяться при характеристике отношения человека к миру, не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в самом широком смысле этого слова. Учитывая сказанное мы согласны с Р.Х. Шакуровым [4, с. 30] в том, что ценность можно определить «как объект, вызывающий положительное эмоционально-оценочное отношение субъекта».

Окончательный вариант «Рейтинга» состоял из 2 анкет, одна из которых предлагала наркоманам, а другая - лицам, не склонным к наркомании.

Анкеты № 1 (наркоманов) включали в себя 4 блока суждений, в своей совокупности отражающих сферу человека и факторы отношений в обществе. Первый блок анкет касался ценностей жизнедеятельности, причем мы сознательно не стали распределять все ценности на ценности-цели и ценности-средства. При этом мы опирались на работы М.Г. Рогова, который неоднократно отмечал, что в определенной ситуации любая терминальная ценность, может стать средством и, напротив, средство - целью. Оценка субъективной значимости каждой ценности проводилась респондентами по закодированной 5-балльной шкале. Всего в анкету вошло 40 ценностных ориентаций, сгруппированных в 11 блоков, из которых ценности 10 блоков отражают различные сферы жизнедеятельности, и один блок - критериальный, включающий в себя ценности-критерии (вопросы анкеты 37 а, б и 38). Эти блоки представлены в табл. 1.

Изучая индивидуальную структуру ценностей, мы группировали их внутри социальной группы по выделенным блокам и внутри блоков. Подсчет средних величин и ранжирование ценностей позволил нам произвести сопоставительный анализ "веса" ценностей у различных категорий больных алкоголизмом и наркоманией с учетом их социально-демографических факторов.

Таблица 1.

Блоки ценностей_

Блок № ценности в анкете

Общечеловеческие 2, 7

Активная жизнь 1, 3, 25

Социально-статусные 9, 14, 29

Общение 4, 8, 19, 26

Семейная жизнь 15, 18, 24, 30, 34

Удовольствия, увлечения 10, 20, 35

Развитие, самосовершенствование 5, 21, 28, 32

труд 11, 16, 23, 36

Материальные 6, 12, 33

Личностные качества 13,17, 22, 27, 31

Критериальные 37, 38

Анкета № 2 была разработана в целях изучения отношений здоровых людей к алкоголикам и наркоманам. Во все анкеты были включены вопросы, отражающие социально-демографические особенности респондентов.

Унифицированные шкалы ответов по всем блокам методики позволило не только сопоставить полученные результаты, но и применить сплошной интеркорреляционный анализ и изучить взаимосвязи между всеми переменными величинами, включенными в рейтинг. Таким образом, мы смогли исследовать не только связи между ценностями и отношениями, но и изучить связи между самими ценностями и самими отношениями внутри выделенных блоков.

Полученные результаты приведены в табл. 2., которые показывают, что наиболее значимыми блоками ценностей у личности наркомана являются "семейная жизнь" (1 ранг, вес -4,70). "Материальные ценности (2 ранг, вес-4,68), "развитие и самосовершенствование" (3 ранг, вес - 4,41). "Личностные качества" (3 ранг, вес - 4,36), "удовольствия, увлечения" (5 ранг, вес -4,28). Меньше вес имеют такие блоки, как "общение" (10 ранг, вес-2,71). "Активная жизнь" (9 ранг, вес - 3,05) и "труд" (8 ранг, вес - 3,79). Ценности социально-статусные и общечеловеческие занимают места в середине ранжированного ряда блоков.

Блок ценностей "семейная жизнь" вышел на первую позицию, для аддиктивной личности семья очень значима. Известно, что наибольшее влияние среди средовых факторов на формирование алкоголизма и наркомании оказывает семья. Семья, являясь проводником общественных традиций, часто даже при благоприятных семейных обстоятельствах оказывается псевдо причиной употребления психоактивных веществ.

Таблица 2

Выраженность блоков ценностей (по всей выборке)

Блоки ценностей Вес блока наркоманов Ранг

Семейная жизнь 4,70 1

Материальные 4,68 2

Личностные качества 4,36 4

Развитие, самосовершенствование 4,41 3

Общечеловеческие 3,57 7

Удовольствия, увлечения 4,28 5

Социально-статусные 3,87 6

Активная жизнь 3,05 9

труд 3,79 8

Общение 2,71 10

Критериальные 4,12

У наркозависимых личностей более выражены материальные ценности, ценности саморазвития и получения удовольствия в жизни. И менее выражены ценности "общение" (вес - 2,71) и "активная жизнь" (вес 3,05).

Определены выраженности ценностей у наркоманов, видно, что на первые места вышли такие ценности, как "полноценная жизнь в обществе" (ранг 1, вес - 4,98). "Хорошие отношения в семье" (2 ранг, вес - 4,89), "деньги для удовлетворения своих потребностей" (ранг 4, вес - 4,77), "уважение со стороны близких людей" (ранг 3, вес - 4,82) и "семейное благополучие" (ранг 5, вес - 4,73).

Выше изложенные ценности занимают первые пять мест в ранжированном ряду всех ценностей. Следовательно, имеют наибольшую значимость для наркозависимых личностей. Значимость для наркозависимых личностей, мы полагаем, выражается в том, что именно этих ценностей наркоманы не имеют, либо потеряли вследствие аддиктивного поведения и образа жизни. Данные «ценности являются "дефицитарными" для аддиктивных личностей», поэтому они для них так значимых [5, с. 59].

В процессе жизни человек вырабатывает целую систему своих «конструктов». С их помощью человек сравнивает между собой явления и процессы объективного мира. За каждым единичным актом оценки - сознательной или неосознаваемой - у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которых он выносит суждения и можно говорить о том, что если человек склонен к употреблению ПАВ, то данный человек имеет свой «личностный конструкт», касающийся аддиктивного поведения [2, с. 107].

У лиц, страдающих наркоманией ценность семьи значима, потому что эта ценность является для них дефицитарной ценностью, особенно для молодых больных наркоманией, еще не имеющих своей семьи.

На основании вышеизложенного следует вывод, что ценности семьи - это, прежде всего, декларированные ценности. Фактор "семья" как ценность занимает 9 ранг в ранжированном ряду всех ценностей. Из приведенных данных видно, что вторыми по значимости и существенно связанными с семейными ценностями являются ценности блока "материальные".

Иерархия ценностей аддиктивных личностей, позволила нам сделать предположение о том, что на данном жизненном этапе у наркотически зависимых личностей на первый план выходят «узко личностные» ценности [4, с.40].

Замечено аддиктивная личность декларирует, что желает вести здоровый образ жизни. Стать человеком, достойным уважения; может справиться со своей болезнью, однако ее поступки и поведение говорят об обратном, а образ жизни вызывает негативную реакцию у окружающих и не принимается социальной средой, о чем свидетельствует иерархия ценностей.

Анализируя различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин, страдающих наркоманией, отмечаем, что выявленная нами специфика сохраняется. Ранги выраженности блоков ценностей у мужчин и женщин практически одинаковы. Об этом свидетельствует

коэффициент ранговой корреляции между ценностями мужчин и женщин (р<0,001), но есть и существенные различия.

Сравним характеристику ценностей у мужчин и женщин, страдающих наркоманией? Мы выявили, что различия наблюдаются по ценностям "семья" (у мужчин 2 ранг, вес - 4,92, а у женщин 14 ранг, вес - 4, 40) и "семейное благополучие" (у мужчин 3 ранг; вес - 4,91; у женщин 8-9 ранг; вес — 4,54).

Результаты исследования показывают, что семейные ценности более значимы у мужчин. Мужчины больше дорожат семьей. Они знают, что семья источник их материального обеспечения и благополучия.

Выявлено, что аддиктивной личности присущи свои ценности, имеющие собственную структуру и иерархию. Им достаточно сложно отойти от свойственного им образа жизни, стремление к этому имеется на уровне деклараций, что подтверждено проведенным исследованием их ценностного мира. На этот ценностный мир большой отпечаток накладывают сложившиеся отношения в их социальном окружении.

Аддиктивная личность думает, что она не такая, как все, и сможет самостоятельно решить свои проблемы. Наркотически зависимые личности довольно разные и по интеллекту и по социальному положению [1, с. 98].

Исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории личности, специфических социальных групп, а именно лиц, страдающих наркоманией. Таким образом, полученные результаты теоретического и экспериментального исследования существенно уточняют, дополняют и углубляют знания психологической социализации человека и ее составляющей терциарной социализации аддиктивной личности. Данные положения могут служить теоретическим развитием содержания раздела социальной психологии. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что терциарная социализация позволяет уменьшить число повторного обращения в наркологический диспансер больных наркоманией.

Литература:

1. Асылова З.Р., Грязнов А.Н. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией / З.Р. Асылова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2009. -№7-8(73-74). - С.96-103.

2. Асылова З.Р., Грязнов А.Н. Алкоголизм - бедствие нашего общества / З.Р. Асылова, А.Н. Грязнов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». - 2009-2010. - Т.15, №2. - С. 105-109.

3. Грязнов А.Н. Иерархия ценностей больных алкоголизмом / А.Н. Грязнов // Неврологический вестник: журнал им. В.М. Бехтерева. - 2005. - Т. 37, выпуск 3-4. - С. 54-62.

4. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования / М.Г.Рогов // автореф.дис.док.психологич.наук. - Ярославль, 1999. - С.39.

5. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р.Х. Шакуров. -Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.