ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Dynamics of prices and factors of pricing on the market of food potatoes
Shulyatyeva G. Динамика цен и факторы ценообразования на рынке продовольственного картофеля Шулятьева Г. М.
Шулятьева Галина Михайловна /Shulyatyeva Galina - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в связи с обострением международной конкуренции, санкциями и важностью замещения импортной продукции отечественными аналогами. Исследование динамики цен и факторов ценообразования позволяет обозначить перспективы развития рынка и отрасли в целом.
Abstract: the relevance of the chosen theme is caused by necessity of development of the internal market of agricultural products and foodstuffs in connection with the aggravation of international competition, sanctions and the importance of replacing imported goods with domestic analogues. The study of the dynamics ofprices and pricing factors allows to define prospects of development of the market and the industry as a whole.
Ключевые слова: рынок продовольственного картофеля, цена, факторы ценообразования, инфляция, реальная заработная плата, спрос, предложение. Keywords: the market for ware potatoes, price, pricing factors, inflation, real wages, demand, supply.
УДК 338.43
Важнейшая функция цены - стимулирующая. Рост цен побуждает производителя и продавца расширять деятельность, в итоге развивается рынок, растет его емкость. В то же время параметры рынка зависят от спроса. Влияние цены на спрос обратное. По большинству товаров рост цен приводит к снижению спроса, что сужает масштабы рынка. Определение равновесной цены, при которой достигается максимальная емкость рынка - актуальная задача. Для решения этой задачи необходим анализ цен и факторов на них влияющих.
На основании изучения данных Федеральной службы государственной статистики [1] получили следующую информацию (таблица 1).
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Текущие потребительские цены на продовольственный картофель, руб. 28,94 14,26 16,07 23,18 26,66
Индекс потребительских цен 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4
Сопоставимые потребительские цены на продовольственный картофель, руб. 38,84 18,04 19,06 25,82 26,66
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 20952 23369 26629 29792 32611
Среднемесячная реальная заработная плата, руб. 28118 29562 31582 33188 32611
Сопоставимые цены производителей картофеля, руб. за т 12750 13040 9063 10524 12898
Урожайность картофеля в хозяйствах всех категорий, ц /га 100 148 134 145 150
Посевные площади картофеля в хозяйствах всех категорий, тыс. га 2212 2225 2237 2138 2112
Инфляция приводит к росту цен всех товаров, не исключение и продовольственный картофель. Чтобы устранить влияние инфляции на цены, привели их в сопоставимый вид, используя индексы потребительских цен. Динамика сопоставимых цен отражает влияние иных, отличных от инфляции факторов ценообразования.
Важнейший фактор, влияющий на цены продовольственного картофеля - дефицит предложения. Неурожай картофеля в 2010 г. привел к повышению цен на продовольственный картофель в связи с импортом. В результате в 2010 г. сопоставимая цена продовольственного картофеля была самой высокой за весь исследуемый период, превысив на 47 % уровень 2014 г. В то же время аналогичного роста цен производителей картофеля в 2010 г. не наблюдалось.
Следующий не менее важный фактор, влияющий на цены - это спрос. По большинству товаров спрос повышается с ростом доходов граждан и, как результат, растут цены на данные товары. По картофелю наблюдается нетипичная ситуация. В 2011 г. реальная заработная плата выросла, а цена на картофель снизилась. В 2014 г. реальная заработная плата снизилась, а цена картофеля выросла. Такие тенденции указывают на то, что картофель относится к не престижным товарам. Потребление не престижных товаров с ростом доходов граждан снижается и, наоборот, растет при снижении доходов.
По не престижным товарам снижение цены не приводит к росту спроса. Наоборот, повышение цены привлекает внимание покупателей к таким товарам. Покупатели при этом связывают увеличение цены с повышением качества товара и увеличивают объем покупки.
Исследование динамики цен продовольственного картофеля и факторов, на них влияющих, показало, что важнейшее значение для развития рынка продовольственного картофеля имеет решение задачи повышения качества продовольственного картофеля. Повышение качества продовольственного картофеля позволит обосновать повышение цен, привлечет внимание покупателей к данной продукции и создаст условия для повышения активности предпринимательства в данной отрасли, будет способствовать развитию внутреннего рынка продовольственного картофеля и приведет к увеличению его емкости.
В настоящее время отсутствует существенная дифференциация качественных характеристик картофеля, что обусловливает низкий уровень цен. Проблема повышения качества продовольственного картофеля состоит в том, что недостаточно
внимания уделяется основной потребительской характеристике продовольственного картофели, такой как вкус.
Качество свежего продовольственного картофеля регламентирует ГОСТ Р 518082001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Основные показатели, характеризующие качество картофеля: внешний вид, запах и вкус, размер клубней, допустимые дефекты, загрязненность, содержание радионуклидов, токсических элементов и нитратов. По характеристике - вкус указывается, что он должен быть свойственен данному ботаническому сорту. Если обратиться к описаниям ботанических сортов картофеля, можно найти такие характеристики: содержание крахмала, разваривается или нет, цвет мякоти, при чистке не темнеет. Однако оптимизация всех названных характеристик еще не гарантирует привлекательный для потребителя вкус продукции, который существенно зависит от технологии возделывания [3].
Совершенствуя технологию возделывания [5], можно существенно повысить вкусовые характеристики продовольственного картофеля [6], тем самым привлечь покупателя к данной продукции. Важна также предпродажная подготовка товара: сортировка, калибровка, упаковка с указанием сорта и характеристики технологии возделывания, мероприятия по продвижению продукции. С каждого земельного участка можно получить уникальную по вкусовым характеристикам продукцию [4]. Акцент на данный факт при продвижении продукции позволит не только получить более высокую цену, но и поднять престиж данной продукции. Пока же в торговой сети г. Кирова картофель продается в упрощенной упаковке - сетке. На этикетке указывается только наименование продукции - картофель и регион (например, Котельничский район).
Для повышения значимости мероприятий по повышению качества и продвижению продукции необходимо активизировать обучение и распространение передового опыта [2].
Литература
1. Россия в цифрах - 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru (дата обращения 20.02.2016).
2. Шулятьева Г. М. Инновационная направленность обучения персонала сельскохозяйственного предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С 89-91.
3. Шулятьева Г. М. Инновационные направления повышения качества и конкурентоспособности продовольственного картофеля // Вестник науки и образования. 2015. № 8 (10). С. 62-64.
4. Шулятьева Г. М. Фактор уникальности в инновационной практике сельскохозяйственных предприятий // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 8 (38). С 55-57.
5. Шулятьева Г. М. Экономическая эффективность инновационной схемы посадки картофеля // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9 (39). С 80-82.
6. Шулятьева Г. М. Экономическая эффективность инновационных приемов основной обработки почвы при возделывании сельскохозяйственных культур (на примере картофеля) // Вестник науки и образования. 2015. № 7 (9). С. 51-53.