ДИНАМИКА СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© Полевиков И.А.*
Херсонский государственный университет, Украина, г. Херсон
Автор статьи, исходя из собственной формулировки субъектности, анализирует её динамику у учащихся музыкальных школ Украины, которые работают в условиях экспериментального личностно-ориентиро-ванного учебно-воспитательного процесса.
Современной тенденцией развития образования является приоритет гуманитарно-личностного подхода при построении образовательных систем, когда в роли их субъекта выступает человек, а цель связывается с перспективами личностного развития и становлением субъектных свойств обучающихся.
В процессе формирования субъектности ученика музыкальной школы обнаруживаются определенные противоречия: между потребностью общества в творческих, активных личностях и преобладанием репродуктивных методов их подготовки; между разработанностью общих теоретических основ формирования субъектности учащихся и отсутствием теоретически и экспериментально обоснованного механизма формирования субъектности школьников в системе внешкольного образования.
Сегодня сохраняется приверженность к «знаниевой» составляющей обучения, учитель видит в ученике объект учебного процесса, а не личность. Существующая система обучения создает мало условий для становления учащихся как субъектов учебной деятельности.
Внедрение результатов исследования в образовательную деятельность музыкальных школ способствует обновлению содержания и форм воспитательной работы с учащимися, установлению активного субъект-субъектного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает личностный рост воспитанника. Доказана зависимость между результативностью внедрения разработанных педагогических условий и результатам формирования субъектности, стремление к самоактуализации личности школьника.
Субъектность школьника формируется эффективно, если рассматривается интегративно; процесс формирования субъектности является системным свойством субъекта; формирование субъектной позиции проходит в условиях специально организованного педагогического взаимодействия, взаимодействие контролируется и корректируется в процессе становления учащегося как субъекта учебной деятельности; формирование субъектности
* Аспирант кафедры Педагогики и психологии Херсонского государственного университета, директор Детской музыкальной школы № 3 г. Херсона.
происходит в русле авторской модели в условиях субъект-субъектных отношений [1].
Характеристиками, содержательно определяющими субъектность ученика, на наш взгляд, являются активность, самостоятельность, рефлексия на социальное окружение, радость от творческого труда.
Нами дано определение субъектности учащегося музыкальной школы, которая представляется процессом и результатом формирования его общественно значимой жизненной позиции и проявляется в эмоционально обогащенном творческом взаимодействии с реальностью посредством искусства.
Исходя из такого понимания субъектности, мы провели эмпирическое исследование среди учащихся 5-8 классов детских музыкальных школ Херсона, Львова, Кривого Рога, Александрии. Динамика субъектности личности учащихся (по сравнению с началом эксперимента) составляла: высокий уровень + 14 %; достаточный уровень + 25 %, снижение показателей среднего и низкого уровня произошло в пределах 24 % и 15 % соответственно.
Таблица 1
Результаты изучения субъектности воспитанников музыкальной школы
Уровни субъектности воспитанников музыкальной школы До организации экспериментального учебно-воспитательного процесса На конец эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная выборка
Низкий 30 31,5 15
Средний 43 40 19
Достаточный 20 20,7 45
Высокий 7 7,8 21
Таблица 2
Факторы воздействия на учащихся 8 класса в начале учебного года
№ Контрольная выборка Экспериментальная группа
1 Морально-интеллектуальная поверхностность Активность
2 Рефлексия на отца Рефлексия на собственные способности
3 Уверенность в себе Радость от творческого труда
4 Самоконтроль эмоций и поведения
5 Лидерство
Таблица 3
Ведущие факторы влияния на учащихся 8 класса в конце учебного года
№ Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Рефлексия на семью Активность
2 Смелость Рефлексия на социальное окружение
3 Эмоциональная оценка социума Самостоятельность
4 Отрицание активности Радость от творческого труда
5 Лидерство
6 Планирование будущего
Системный взгляд на процесс воспитания в музыкальной школе позволил выделить три уровня воспитательного взаимодействия с личностью ре-
бенка. Первый уровень - это воспитательная система всей образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития воспитанников. Второй уровень составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Третий уровень предусматривает наличие системы педагогического обеспечения, индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в нашей музыкальной школе велась работа и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательной системы классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого воспитанника, применяя при этом и коллективные методы работы (оркестр, ансамбль, теоретические дисциплины, хор и т.д.).
Основными признаками личностно ориентированной воспитывающей среды в музыкальной школе мы считаем:
- наличие в деятельности музыкальной школы основных положений личностно ориентированного воспитания: принятие, понимание, признание;
- ориентация деятельности на общечеловеческие ценности культуры: человек, его деятельность, познание, добро, красота, ум и др.;
- педагогическая поддержка и стимулирование процесса саморазвития ученика;
- взаимопроникновение школьной и окружающей среды.
Специфическими управленческими действиями руководителя школы,
направленными на организационное обеспечение личностно ориентированного образования являются:
1. Освоение и потребление личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, школьной организации в целом.
2. Использование модели личностно ориентированной ситуации как инструмента внутришкольного педагогического анализа (применительно к развитию учащихся на уроках, воспитательных мероприятиях, в сфере внеучебного общения и т.п.).
3. Диагностика профессиональных возможностей учителей в аспекте их готовности к созданию авторской методики и стиля личностно ориентированной педагогической деятельности.
4. Персональное влияние руководителя на атмосферу школы - формирование структуры общения, стиля, ожиданий, мотивации развивающейся личности ученика.
5. Организация внутришкольного методического процесса, обеспечивающего овладение учителями проектно-целевой деятельностью, реконструкцию предметного содержания обучения с целью обеспечения его вхождения в структуру личностного опыта ребенка, освоение природы и технологий создания полифункциональных лич-ностно ориентированных ситуаций, овладение опытом педагогиче-
ского анализа и педагогической диагностики на основе личностных критериев.
6. Реализация стратегии личностно ориентированного управления, нацеленной на переход от «механизма», обеспечивающее успешность, к «организма» к школьному культурному пространству, которое саморазвивается.
Нами эмпирически получены следующие закономерности:
- Образовательная производительность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
- Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешних образовательных стандартов ведет к повышению учебной мотивации и производительности образования.
- Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно обреченных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
- Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющих целостность содержания его образования.
- Личностный познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию ним личностной системы знаний, адекватной действительности и образовательным стандартам, которые изучаются. Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.
- Творческая результативность обучения влияет в большей степени на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.
- Диагностика личностных образовательных показателей ученика более эффективно влияет на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданных стандартов.
Существует прямая зависимость и взаимосвязь между качеством образовательной продукции учеников и уровнем развития их личностных качеств; динамика развития личностных качеств учащихся имеет характер постепенного нарастания и стабилизации.
С помощью личностно ориентированной системы воспитания можно добиться существенного развития комплекса способностей учащихся без уменьшения качества усвоения ими традиционных образовательных стандартов.
Таким образом, в процессе внедрения новой образовательной парадигмы в практику работы музыкальных школ возникло реальное противоречие между законодательными гарантиями и научным обеспечением инновационного решения проблем современного внешкольного образования, с одной стороны, и недостаточным уровнем готовности педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях внедрения личностно ориентированных технологий образования - с другой.
Выяснено, что существующие подходы к подготовке будущих преподавателей музыкальных школ к личностно ориентированному обучению учащихся не удовлетворяют потребностям настоящего. Но на нынешнем этапе развития педагогической мысли сложились реальные условия для создания научно обоснованной модели личностного воспитания в музыкальной школе, которая позволила бы сохранить лучшие традиции музыкальной педагогики и открыла бы широкие горизонты их совершенствования на основе достижений современной науки.
Список литературы:
1. Башкова Т., Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: дисс. ... канд. психолог. наук: 13.00.01 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2009. - 160 с.
2. Бех 1.Д. Виховання особистосп: Сходження до духовносп: Наук. ви-даня. - К.: Либадь, 2006. - 272 с.
3. Лукьянова М., Разша Н., Абдуллша Т. Особистюно орieнтований урок: конструювання та дiагностика. - Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2007. -176 с.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
© Рябенко О.Н.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, с. Митрофановка
В данной статье рассмотрены некоторые эвристические методы, направленные на развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеклассных мероприятиях. Основное внимание уделено организации и подготовки занятия с использованием метода «мозгового штурма». Описаны также такие методы, как метод аналогий и виды
* Учитель.