БИОУПРАВЛЕНИЕ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
УДК 612.821
И.С. Никишена, Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев, В.А. Гринь-Яценко,
Е.А. Яковенко, Е.Н. Белякова
ДИНАМИКА СПЕКТРОВ МОЩНОСТИ И КОГЕРЕНТНОСТИ ЭЭГ В ХОДЕ КУРСА БЕТА1-ТРЕНИНГА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯ
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург
Изучались изменения спектров мощности и когерентности ЭЭГ как в ходе одного сеанса биоуправления, направленного на увеличение бета1-ритма, так и их изменения в результате всего курса тренинга. В исследованиях приняли участие 39 детей с нарушениями внимания. ЭЭГ с 19 скальповых электродов регистрировалась до и после курса лечения и во время одного из сеансов биологической обратной связи. Показано, что во время тренировки бета1-ритма в точках Г2-С3 наблюдается широко распределенное увеличения бета-активности преимущественно в лобных отведениях, снижение альфа-активности в теменно-затылочных зонах мозга и уменьшение когерентности ЭЭГ. Наблюдались изменения мощности ЭЭГ в частотных диапазонах тета (4-7,5), альфа (8-12 Гц), бета 2 (18-25 Гц) и структуры когерентности ЭЭГ, вызванные прохождением курса тренировок и коррелирующие с улучшением состояния пациентов.
Ключевые слова: нарушения внимания, дети, биоуправление
Данные литературы показывают, что ЭЭГ здоровых испытуемых отличается от ЭЭГ детей с дефицитом внимания. В частности, у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивности (СНВГ) повышена мощность медленноволновой активности в диапазоне тета-волн, преимущественно в лобно-центральных областях [17, 18, 32, 33, 37], и/или уменьшена мощность волн в диапазоне 12-21 Гц [20, 32].
Исследования, в которых анализировалась когерентность у детей с СНВГ, единичны [10, 17, 22, 37]. Часть авторов сообщает об увеличении межполушарной когерентности в альфа- и тета-диапазонах [10, 37]. Chabot & Serfontain [17] отмечают увеличение межполушарной когерентности, которое затрагивает, в первую очередь, фронтальные и затылочные отделы коры, и снижение когерентности в центральных и теменных отделах.
Наиболее полное исследование когерентности у детей с СНВГ по сравнению с их здоровыми сверстниками принадлежит Барри и соавт. [19]. Эти исследователи зарегистрировали уменьшение внутри- и межполушарной когерентности в альфа-диапазоне; межполушарной когерентности - в бета-диапазоне и, наоборот, увеличение меж- и внутриполушарной когерентности в тета- и дельта-диапазонах.
Одним из методов лечения СНВГ является нейробиоуправление [3,25,28,29], при проведении которого используются протоколы, направленные на подавление медленноволновой активности, обычно в тета-диапазоне (4-7 Гц), и увеличение быстроволновой активности в бета1-диапазоне (15-18 Гц). Наблюдается положительная динамика изменения показателей внимания, полученных при анализе данных клинического обследования и/или психофизиологического тестирования, в результате нейробиоуправления [3, 28, 33, 36, 38].
Целью данного исследования явилось изучение изменения коррелятов функционального состояния ЦНС в процессе ЭЭГ-биоуправления. Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ спектров мощности и когерентности ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования и во время бета1-тренинга;
2. Провести анализ спектров мощности и когерентности ЭЭГ до и после курса биологической обратной связи (БОС).
Методика. В исследовании участвовали 39 детей с симптомами СНВГ (36 мальчиков и 3 девочки в возрасте
9-14 лет). Синдром нарушения внимания и гиперактивности был диагностирован на основе данных опроса родителей, результатов психологического тестирования (Test of Variables of Attention - TOVA и неврологического обследования по критериям DSM-4 и МКБ-10 [6, 11] с учетом данных анализа вызванных потенциалов в двустимульной парадигме Go/No-Go и записи ЭЭГ [1].
Психологическое тестирование включало Test of Variables of Attention (TOVA) [23]. TOVA разработан как тест непрерывной деятельности; основан на предъявлении пациенту зрительных стимулов (GO-стимулов, требующих ответной реакции, и NOGO-стимулов, не требующих ответной реакции). Тест дает возможность оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным.
Все участники исследования проходили курс нейробиоуправления по бета1-ритму, включающий 15-20 сеансов. Сеанс бета1-тренинга проводился по протоколу, разработанному в лаборатории нейробиологии программирования действий Института мозга человека РАН [1, 8]. Суть протокола заключается в повышении относительной мощности бета1-активности (15-18 Гц) левого
полушария у детей всех возрастных групп. Относительная мощность бета1-ритма рассчитывалась как отношение абсолютной мощности бета1-ритма к сумме абсолютных мощностей тета-, альфа-, СМР и бета2-ритмов. Сеанс бета1 состоял из записи “фоновой” ЭЭГ продолжительностью 150 с до начала тренинга и трех 4-минутных интервалов собственно бета1-тренинга, которые разделялись одноминутными интервалами отдыха.
Запись ЭЭГ. В наших исследованиях регистрация ЭЭГ производилась на 21-канальном цифровом энцефалографе МИЦАР201 (производства ООО “Мицар”, Санкт-Петербург) с 19-чашечковых хлорсеребряных электродов, закрепленных на поверхности головы при помощи пасты Теп20. Электроды располагались в соответствии с Международной системой 10-20 в точках Fp1, Fp2, F7, F3, Fz, F4, F8, Т3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1, O2. В качестве референта использовались объединенные электроды, расположенные на мочках ушей; общий - в лобной области. Сопротивление электродов не превышало 10 кОм. Параметры ФВЧ и ФНЧ составляли, соответственно, 1,5 Гц (0,1 с) и 30 Гц; частота квантования - 250 Гц. ЭЭГ регистрировалась с использованием взвешенного среднего референта [27].
ЭЭГ регистрировалась до начала курса лечения, на
10-13-м занятии курса БОС, после курса лечения. До и после курса лечения производилась 3-минутная запись ЭЭГ с закрытыми и 3-минутная запись ЭЭГ с открытыми глазами. На занятии БОС ЭЭГ была зарегистрирована с открытыми глазами в условиях “тренировки” и “отдыха”. Испытуемые (22 чел.), показавшие на трех предыдущих сеансах устойчивое увеличение относительной мощности бета1-ритма во время тренинга по сравнению с фоновой записью ЭЭГ, приняли участие в исследовании ЭЭГ во время сеанса биоуправления.
Статистический анализ данных. Данные TOVA сравнивались с помощью непараметрического знакового критерия Фишера в состояниях до и после курса нейробиоуправления.
При обработке ЭЭГ прежде всего удалялись артефакты. Для удаления электроокулограммы (ЭОГ) использовался метод подавления сигналов ЭОГ, основанный на разложении многоканальной записи ЭЭГ на компоненты [24, 35] (подробнее - [2]). Также удалялись волны с амплитудой более 150 мкВ, медленные волны с частотой от 0 до 1 Гц и амплитудой выше 30 мкВ, быстрые волны с частотой от 20 до 30 Гц с амплитудой 50 мкВ. Наконец, ЭЭГ оценивалась визуально и удалялись артефакты, связанные с мышечной активностью и движениями испытуемых.
Когерентность рассчитывалась по формуле C2xy(f)=(Sxy(f))2/(Sxx(f)Syy(f)),
где Sxy(f) - значение кросс-спектра; Sxx(f), Syy(f) -значения автоспектра биопотенциалов сравниваемых точек X и У на частоте f [4, 5, 39-41].
Функции когерентности рассчитывались для каждой пары электродов.
Спектры мощности и когерентность ЭЭГ усреднялись по частоте в 5 диапазонах: тета-ритм (4-7,5 Гц), альфа-ритм (8-12 Гц), сенсомоторный ритм (СМР) (12-15 Гц), бета1-ритм (15-18 Гц), бета2-ритм (18-25 Гц) и сравнивались с помощью двухфакторного ANOVA для повторяющихся исследований с коррек-
цией Гринхауза-Гессера на несферичность. Одним фактором была локализация пары электродов (19 электродов - для спектров ЭЭГ и 136 пар электродов - для когерентности ЭЭГ); вторым - условие записи ЭЭГ (2 варианта). Условиями записи ЭЭГ были: в одном варианте -состояния “отдых” и “тренинг”, а во втором - регистрация ЭЭГ до и после курса лечения (отдельно для записи ЭЭГ при открытых и закрытых глазах). Дополнительно значения спектров мощности ЭЭГ, полученные для условий “отдых”, “тренировка” в тета-, альфа-, СМР, бе-та1-, бета2-диапазонах, и отношение мощности бе-та1-ритма к мощности альфа-ритма сравнивались с помощью непараметрического знакового критерия Фишера.
Результаты. TOVA. При сравнении данных TOVA до и после курса лечения были получены следующие результаты. Количество ложных тревог на предъявление NOGO-стимула значимо уменьшилось после курса ЭЭГ-биоуправления в обеих половинах теста (Z=2.69; р<0,01 -дляпервойиZ=4.31;р<0,01 -для второй частей теста). Время реакции уменьшилось в первой половине теста (Z=2.78; р<0,01). Дисперсия времени реакции также уменьшилась в первой половине теста (Z=2.69; р<0,01). Количество правильных ответов на предъявление GO-стимула в обеих половинах теста статистически значимо не менялось.
Спектры ЭЭГ во время одного сеанса БОС. Средние спектры мощности для 19 испытуемых (трое были исключены вследствие наличия большого количества артефактов) в период отдыха и тренировки при монополяр-ном отведении представлены на рис. 1. Спектры ЭЭГ, зарегистрированные во время периодов бета1-тренинга, характеризовались увеличением относительной мощности бета1-ритма в отведении F4 (Z=1,96; р<0,05) по сравнению с периодами отдыха.
Увеличение отношения бета1-ритм/альфа-ритм у детей, проходящих курс нейротерапии по бета1-ритму, зарегистрировано в отведениях F3 (Z=2.33; p<0,05), C3 (Z=2.27; p<0,05), P3 (Z=2.27; p<0,05), Fz (Z=2.08; p<0,05) и C4 (Z=2.004; p<0,05). Нарис. 2 представлены суммарные для всей группы топограммы распределения отношения бета1-ритм/альфа-ритм во время отдыха (рис. 2.1) и тренировки (рис. 2.2).
Когерентность ЭЭГ во время сеанса БОС. При сравнении значений когерентности во время отдыха и во время тренинга у детей с СНВГ были выявлены достоверные различия в альфа- (F(1,163)=4.224; р<0,05), бе-та1-^(1,163)=5.080; р<0,05) и бета2-диапазонах
(F(1,163)=8.046; р<0,01). Значения когерентности во всех диапазонах уменьшались во время тренинга. Не было обнаружено статистически значимых различий по взаимодействию фактора локализации с фактором “отдых-тренинг”, что позволяет сделать вывод об отсутствии изменений структуры взаимодействия.
Спектры ЭЭГ до и после курса БОС. При сравнении когерентности ЭЭГ до и после курса БОС нами не было выявлено наличие достоверного основного эффекта по фактору условий. Однако было установлено наличие статистически значимого взаимодействия факторов условия (до-после курса БОС) и локализации как для записи ЭЭГ при открытых глазах для тета-ритма (F(18,468)=2.66; р=0,001) (рис. 3, teta), так и для записи ЭЭГ при закрытых глазах для альфа- (F(18,666)=4.05;
Рис. 1. Усредненные графики спектров мощности ЭЭГ у детей с СНВГ в период отдыха и тренировки при монопо-лярном отведении (различия выделены черным цветом).
Амплитуда спектра мощности рассчитана в логарифмической шкале, 1ё(Р)
р<0,001) (рис. 3, alpha), СМР (F(18,666)=2.19; р=0,05) и бета2-диапазонов (F(18,666)=2.29; р<0,05), а также для отношения мощности бета1-и альфа-ритмов (F(18,666)= 15.67; р<0,001). Полученные результаты говорят о наличии структуры изменения мощности спектра ЭЭГ. Так, при открытых глазах происходит снижение мощности тета-ритма в отведении Cz и увеличение - в отведении Fz (рис. 3, teta). При закрытых глазах отношение бе-та1-ритм/альфа-ритм увеличивается в проекциях всех отведений, кроме лобных (Fp1, Fp2, F8) и затылочных (O1, O2); это происходит в большей степени за счет снижения мощности альфа-ритма после курса БОС. Мощность альфа-ритма (рис. 3, alpha) снижается после курса БОС в теменных (Р3, Pz, P4), центральных (Cz, C4) и затылочных отведениях (О1, О2). В дополнение к этому, во фронтальных отведениях (F3, F4) увеличивается мощность в бета-диапазоне. В лобных и затылочных отведениях наблюдается увеличение как бета-, так и альфа- ритмов после курса. Мощность бета2-ритма при закрытых глазах снижается во всех отведениях, кроме отведений О1 и О2.
Когерентность ЭЭГ до и после курса БОС. Не было обнаружено основного эффекта по фактору влияния лечения при сравнении когерентности ЭЭГ до и после кур-
Рис. 2. Топография изменения отношения мощности бета1-ритма к мощности альфа-ритма во время сеанса биологической обратной связи.
1 - отношение-топограмма во время периодов отдыха; 2 - от-ношение-топограмма во время периодов БОС;
Шкала в условных единицах - отношение мощности бета1-ритма к мощности альфа-ритма
са нейробиоуправления. В отличие от исследования, проводившегося непосредственно во время сеанса, обнаружена статистически достоверная разница по взаимодействию фактора “до-после курса тренировки” и фактора локализации пар электродов во всех исследуемых ритмах. При открытых глазах получены следующие результаты: для тета-ритма (F(135,8100)=1.95; р=0,01), альфа-ритма (F(135,8100)=1.62; р=0,01), СМР (F(135,8100)= 1.64; р=0,01), бета1-ритма
(f(135,8100)=2.08; р=0,01), бета2-ритма
(f(135,8100)=2.03; р=0,01); при закрытых глазах - для тета-ритма (F(135,10125)=2.35; р=0,01), альфа-ритма (F(135,10125)=1.45; р=0,01), СМР (F(135,10125)= 2.40; р=0,01), бета1-ритма (F(135,10125)=2.33; р=0,01), бе-та2-ритма (F(135,10125)=2.51; р=0,01).
Наличие взаимодействия фактора влияния лечения и локализации пар электродов иллюстрируется диаграммами, которые были построены следующим образом. Выбрано два порога изменений когерентности: первый
- 0.08, второй - 0.04. На диаграммах (рис. 4) сплошными линиями показано увеличение или уменьшение когерентности на величину 0.08 и пунктирными - увеличение или уменьшение когерентности на величину 0.04, но меньше 0.08.
Рис. 3. Топограммы изменения значений мощности ритмов после курса БОС.
1 - топограмма разностей мощности тета-ритма после и до курса БОС; 2 - топограмма разностей мощности альфа-ритма после и до курса БОС
На диаграмме видно, что одна из явных тенденций -это увеличение когерентности ЭЭГ при открытых глазах на ближних межэлектродных расстояниях в лобно-затылочном (либо затылочно-лобном) направлении. Нами зарегистрировано увеличение когерентности после курса БОС в лобно-затылочном направлении при открытых и закрытых глазах в бета1- и тета-ритмах (рис. 4, диаграммы 4.1 и 4.2). Увеличение когерентности (рис. 4, диаграмма 4.1) в диапазоне альфа-ритма при открытых глазах происходило в лобно-центральных отведениях.
Изменения межполушарной когерентности выражены слабее, в основном это связи правой центрально-височной области (Т4) с парасагитальными отведениями противоположного левого полушария: в бета1-диапазо-не с точками Б3, С3, Р3 - при открытых глазах, с Р3 и С3
- при закрытых глазах; в альфа-диапазоне с Б3 и Р3 - при открытых глазах; в тета-диапазоне с Б3 и Р3 - при открытых и закрытых глазах, соответственно. В тета-диапазоне при открытых глазах зарегистрировано увеличение когерентности после курса БОС между лобным отведением (Б4) правого и височными отведениями левого полушарий (Б7, Т3, Т5), а также с передневисочным отведением (Б8) правого полушария и центральными отведениями (Б2, С2, Р2).
Уменьшение когерентности (рис. 4, диаграмма 4.3) было зарегистрировано только в низкочастотных диапазонах при закрытых глазах: в альфа-ритме - в лобных отведениях, преимущественно справа, и в альфа- и тета-ритмах - в паре электродов Т3-Т4.
Выводы. При исследовании спектров мощности ЭЭГ в ходе одного сеанса БОС были зарегистрированы изменения в альфа-и бета1-диапазонах. Следует подчеркнуть, что увеличение мощности бета1-ритма сопровождалось уменьшением мощности колебаний в альфа-диапазоне. Вклад этих двух процессов был различен и зависел от местоположения электрода. Изменения бе-та1-ритма были представлены в передних и центральных отделах; напротив, мощность альфа-ритма уменьшалась, в большей степени, в задних отделах. Таким образом, наши данные находятся в соответствии с данными о функциональной роли альфа- и бета-ритмов. Действительно, изменения в альфа-диапазоне ЭЭГ при различных задачах преимущественно или даже исключительно связывают с неспецифическими факторами, такими, как уровень внимания и бодрствования, эмоции; причем функциональное значение имеет подавление альфа-активности в ситуациях, когда те или иные участки коры головного мозга должны участвовать в осуществлении определенной деятельности [12, 30]. С этим связана точка зрения, которая предполагает, что альфа-ритм является показателем “холостого хода” мозга и подавление альфа-ритма является необходимым условием для эффективной обработки информации.
Таким образом, при выполнении задания, требующего высокого уровня внимания, происходило увеличение активности различных зон коры, что отражалось в снижении альфа-активности в этих регионах. Бета-активность большинство исследователей рассматривают как отражение когнитивных процессов и фокусирования внимания. Функциональное значение бета-ритма связывают с активной переработкой информации преимущественно в лобной зоне коры, в частности, по данным различных исследователей [14,21], в том числе и по данным, полученным в нашей лаборатории [9], увеличение бета-ритма происходит в ситуации, связанной с предъявлением значимого стимула.
Когерентность ЭЭГ уменьшалась во время биоуправления. Снижение когерентности свидетельствует о независимой работе мозговых структур при выполнении сложной деятельности [19, 39]. Кроме того, снижение когерентности во время тренировки может быть следствием того, что также в ходе тренировки уменьшалась мощность альфа-ритма. Это связано с тем, что аль-
Рис. 4. Диаграмма изменения когерентности ЭЭГ после курса ЭЭГ-биоуправления по сравнению с исходной величиной
фа-ритм отличается от синусоидального и, следовательно, имеет субгармоники. Из чего следует, что значения когерентности в диапазоне частот от 15 до 20 Гц может в большой степени зависеть от значений мощности альфа-ритма.
После курса, во время которого тренировка проводилась локально в отведениях Б7-С3, при анализе спектров мощности ЭЭГ с 19 отведений нами было зарегистрировано изменение структуры спектров мощности в альфа-, бета2- и тета-диапазонах. Снижение мощности альфа-ритма в состоянии спокойного бодрствования при закрытых глазах было максимально в проекции теменных и затылочных зон коры. Эти области принимают участие в переработке зрительной и соматосенсорной информации и, следовательно, снижение альфа-ритма, о функциональном значении которого говорилось выше, в этих областях, может свидетельствовать о повышении общего уровня активации коры [12, 30] и, как следствие этого, улучшении выполнения заданий, в нашем случае,
- направленных на улучшение внимания.
Интересным также является обнаруженное нами увеличение мощности тета-ритма в лобных и большинстве центральных отведений. В последнее десятилетие появился ряд работ, в которых регистрируется увеличение активности в диапазоне 4-8 Гц в лобно-центральных отведениях у здоровых испытуемых при выполнении заданий, связанных с детекцией стимулов и функционированием рабочей памяти, что имеет гиппокампальное происхождение [16, 26]. Величина изменения этой активности коррелирует со сложностью задания. Эти данные свидетельствуют в пользу того, что увеличение тета-активности может говорить об активации соответствующих зон мозга.
Наличие высокочастотных ритмов (бета2-, гамма-ритм) является в определенных случаях критерием патологии [2], выраженной тем больше, чем больше частота сдвинута в сторону высоких частот и чем значительнее увеличена амплитуда высокочастотного ритма. Высокочастотную компоненту обычно связывают с явлениями ирритации мозговых структур. В литературе имеются данные, связывающие увеличение бета2-ритма с возрастанием тревожности [31]. Таким образом, наблюдаемое нами снижение мощности бета2-ритма может говорить о снижении тревожности, характерной для детей с СНВГ.
При анализе когерентности ЭЭГ нами было зарегистрировано изменение ее структуры после курса лечения, заключающееся в перестройках внутриполушарной когерентности в лобно-затылочном (или в обратном) направлении при открытых глазах, в основном, в сторону увеличения. Аналогичные результаты были получены при исследовании зависимости когерентности при выполнении задачи, вовлекающей процессы зрительного восприятия и выполнения ответных реакций [15].
Увеличение когерентности многие исследователи связывают с формированием доминанты и, соответственно, с вовлечением в выполнение одного задания различных зон коры [4, 5, 42, 44]. О.М. Разумникова связывает увеличение когерентности в центрально-париетальных отделах с вовлечением ресурсов внимания в выполнение задания [34]. Снижение когерентности в альфа-диапазоне зарегистрировано у детей с нарушениями внимания по сравнению с их здоровыми сверстниками
[19]. Поэтому увеличение когерентности в лобно-затылочно-лобном направлении в результате коррекции невнимательности при помощи биоуправления может говорить либо об изменении связей между структурами мозга в окципитально-фронтальном направлении, либо о наличии третьего звена в цепи, например подкорковых структур, таких, как базальные ганглии и неспецифические ядра таламуса, которое модифицирует степень интеграции различных областей коры. Указанные структуры участвуют в системе селекции-подавления действий, дисфункция которой приводит к нарушениям внимания и поведения [13, 43].
Отсутствие эффекта при закрытых глазах в альфа-диапазоне может быть объяснено особенностями записи ЭЭГ. Как известно, при закрытых глазах в состоянии спокойного бодрствования на ЭЭГ в 85-95% случаев регистрируется хорошо выраженный альфа-ритм, что и является доминирующим фактором.
Таким образом, в настоящей работе получены данные, объективно подтверждающие изменение функционального состояния мозга как в течение сеанса нейробиоуправления, так и после курса тренировок: при локальной тренировке бета-ритма в точке Fz-C3 наблюдаются как широко распределенное увеличение бета-активности (преимущественно в лобных отведениях), так и снижение альфа-активности в теменно-затылочных зонах мозга. С другой стороны, регистрируются изменения спектров мощности и когерентности ЭЭГ, вызванные прохождением курса тренировок и, по-видимому, коррелирующие с улучшением состояния пациентов. Эти данные подтверждают ранее сделанный вывод о том, что в результате ЭЭГ-тренинга, ведущего к нормализации центральных механизмов регуляции, восстановлению гемодинамических, метаболических и нейро-медиаторных функций, в мозге формируется новая функциональная система, обладающая собственным эндогенным механизмом устойчивости [7].
DYNAMICS OF EEG POWER AND COHERENCE DURING RELATIVE BETA NEUROFEEDBACK IN ADHD CHILDREN
I.S. Nikishena, Yu.D. Kropotov, V.A. Ponomarev,
V.A. Grin-Yatzenko, E.A. Yakovenko, E.N. Belyakova
The aim of the study was to observe changes in EEG power spectrograms and coherence curves during a single EEG biofeedback session as well as changes induced by the whole course of neurofeedback. The EEG biofeedback included training up relative betal (15-18 Hz) power recorded at the sites Fz-C3 bipolar. 39 ADHD children participated in the study. 19-channel EEG was recorded before and after 15-20 sessions of neurofeedback as well as during a single session. During a single session we found a statistically significant (p<0,05) increase of beta activity in frontal leads associated with a decrease of alpha power in parieto-occipital sites and a decrease of coherency between all sites. The whole course of neurofeedback induced changes in theta, alpha and beta2 (18-25 Hz) bands as well as changes in coherency appear to be related to the improvement of performance of ADHD children.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние биологической обратной связи по соматосенсорному и бета1-ритму ЭЭГ на параметры внимания /
В.А. Гринь-Яценко, Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев и др. // Физиол. чел. 2001. Т. 27. № 3. С. 152.
2. Динамика когерентности ЭЭГ в ходе курса ЭЭГ-биоуп-равления у детей с нарушением внимания / И.С. Ники-шена, Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев и др. //Физиол. чел. В печати.
3. Кропотов Ю.Д. Метод ЭЭГ-биоуправления в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / Ю.Д. Кропотов, В.А. Пономарев, В.А. Гринь-Яценко // Физиол. чел. 2001. Т. 27. № 3. С. 5.
4. Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга / М.Н. Ливанов. М., 1972.
5. Ливанов М.Н. Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга / М.Н. Ливанов. М., 1989.
6. Международная статистическая классификация болезней: МКБ-10. “Нарушение активности и внимания” (F90.0). "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1). Медицина, 2003.
7. Поворинский А.ЛПособие по клинической электроэнцефалографии / А.Г. Поворинский, В.А. Заболотных. М., 2000.
8. Топография изменений спектральной мощности ЭЭГ в ходе сеанса биологической обратной связи по бета-ритм / И.С. Никишена, В.А. Пономарев, В.А. Гринь-Яценко, Ю.Д. Кропотов // Физиол. чел. В печати.
9. Электрофизиологические корреляты нарушений внимания у подростков 12-13 лет / Е.А. Яковенко, Ю.Д. Кропотов, Л.С. Чутко и др. // Физиол. чел. 2003. Т. 29. № 6. С. 1-6.
10. Электрофизиологическое исследование детской гиперактивности / Н.Л. Горбачевская, Н.Н. Заваденко, Л.П. Якупова и др. // Физиол. чел. 1996. № 5. С. 49.
11. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Desorders 4 ed (DSM-IV). Washington, 1994.
12. Assessing the accuracy of topographic EEG mapping for determining local brain function / I.A. Cook, R. O’Hara, S. Uijtdehaage et al. // Electroencephalography and clinical Neurophysiology. 1999. Vol. 107. P. 408-414.
13. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: a handbook for diagnosis and treatment / R.A. Barkley. N.-Y.,
1990.
14. Bertrand O. Oscillatory gamma activity in humans: possible role for object representation / O. Bertrand, С. Tallon-Ba-udry// Int. J. Of Psychophysiology. 2000. Vol. 38. P. 211.
15. Brain activation with a maze test: an EEG coherence analysis study in healthy subjects/M. Tremblay, D. Lacroix, Y. Chaput et al. // Neuroreport. 1994. Dec. Vol. 20. № 5(18). P. 2449-2453.
16. Burgess A.P., Gruzelier J.H. Short duration power changes in the EEG during recognition memo- ry for words and faces / A.P. Burgess, J.H. Gruzelier // Psychophysiology. 2000. Sep. Vol. 37. № 5. P. 596-606.
17. Chabot R.J. Quantitative electroencephalographic profiles of children with attention deficit disorder / R.J. Chabot, G. Serfontain// Biol Psychiatry. 1996. Vol. 40. № 10. P. 951.
18. Differences in Baseline EEG Measures for ADD and Normally Achieving Preadolescent Males / T. Janzen, K. Graap,
S. Stephanson et al. // Biofeedback and Self-Regulati-on.1995. Vol. 20. №1. P. 65.
19. EEG coherence in attention-deficit/hyperactivity disorder: a comparative study of two DSM-IV types / R.J. Barry, A.R. Clarke, R. McCarthy, M. Selikowitz // Clin Neurophysiol. 2002. Apr. Vol. 113. № 4. P. 579-585.
20. Electroencephalogram differences in two subtypes of atten-tion-deficit/hyperactivity disorder // A.R. Clarke, R.J. Barry, R. McCarthy, M. Selikowitz // Psychophysiology 2001. Vol. 38. №2. P. 212.
21. Frequency analysis of the EEG during spatial selective attention / C.M. Gomez, M. Vazquez, E. Vaquero et al. // Int. J. Neurosci. 1998. Vol. 95. № 1-2. P. 17.
22. Gasser T.EEG power and coherence in children with educational problems / T. Gasser, V. Rousson, U. Schreiter Gasser// J. Clin Neurophysiol. 2003. Jul-Aug. Vol. 20. № 4. P. 273-282.
23. GreenbergL.M. Developmental normative data on the Test of Variables of Attention (TOVA) / L.M. Greenberg, I.D. Waldman // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34. P. 1019.
24. Ille V.Artifact correction of ongoing EEG using spatial filters based on artifact and brain signal topographies / N. Ille, P. Berg, M. Scherg // J. Clin. Neurophysiol. 2002. Vol. 19. №2. P. 113-124.
25. Kaiser D. Efficacy of SMR-beta beurofeedback on attentio-nal processes. 1997 / D. Kaiser, S. Othmer [Electronic reso-urse] // http://www.eegspectrum. com/tova97/530tova
26. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis / W. Klimesch // Brain Research Reviews. 1998. Vol. 29. № 2-3. P. 169-195.
27. Lemos M.S. The weighted average reference montage / M.S. Lemos, B.J. Fisch/ EEG and Clin. Neurophysiol. 1991. Vol. 79. P. 361.
28. Lubar J.O. Electroencephalographic biofeedback of SMR and beta for treatment of attention deficit disorders in a clinical settings / J.O. Lubar, J.F. Lubar // Biofeedback and Self-Regulation. 1984. Vol. 9. P. 1.
29. Othmer S.F. Evaluation and remediation of attentional deficits / S.F. Othmer, S. Othmer 1992 [Electronic resourse] // http://www.eegspectrum.com/tova92/toca92.htm
30. Pollen D.A. Some problems of occipital alpha block in man / D.A. Pollen, M.C. Trachtenberg // Brain Research. 1972. Vol. 41. №2. P. 303.
31. Pritchard W.S. Electroencephalographic effects of cigarette smoking / W.S. Pritchard // Psychopharmacology (Berl).
1991. Vol. 104. № 4. P. 485-490.
32. Quantitative analysis of EEG in boys with attention-defi-cit-hyperactivity disorder: Controlled study with clinical implications / C.A. Mann, J.F. Lubar, A.W. Zimmerman et al. // Pediatric Neurology. 1992. Vol. 8. P. 30.
33. Quantitative EEG and Auditory Event-Related Potentials in the Evaluation of Attention-Deficit/Hyperactivity Disor-der:Effects of Methylphenidate and Implications for Neurofeedback Training / J. F. Lubar, M.O. Swartwood, J.N. Swartwood, D.L. Timmermann// Journal of Psychoeducati-onal Assessment, ADHD Special. 1995. P. 143-160.
34. Razoumnikova O.M. Functional organization of different brain areas during convergent and divergent thinking: an EEG investigation / O.M. Razoumnikova // Brain Res Cogn Brain Res. 2000. Sep. Vol. 10. № 1-2. P. 11-18.
35. Removing electroencephalographic artifacts by blind source separation / T. Jung, S. Makeig, C. Humphries et al. // Psychophysiol. 2000. Vol. 37. P. 163-178.
36. Rossiter Th.R. A Comparison of EEG Biofeedback and Psychostimulants in Treating Attention Deficit Hyperactivity Disorders / Th.R. Rossiter, Th.J. LaVaque // Journal of Neurotherapy. 1995. Summer. P. 48-59.
37. Suffin S.C. Neurometric subgroups in attentional and effective disorders and their assotiation with pharmacotherapeu-
tic outcome / S.C. Suffin, W.H. Emory //Clin Electroencep-halogr. 1995. Vol. 26(2). P. 76.
38. Tansey M.A. Wechsler (WISC-R) changes following treatment of learning disabilities via EEG Biofeedback training in a private practice setting / M.A. Tansey // Australian Journal of Psychology. 1991. Vol. 43. P. 147-153.
39. Thatcher R.W.Cortico-cortical associations and EEG coherence: a two-compartmental model // R.W. Thatcher, P.J. Krause, M. Hrybyk // Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1986. Aug. Vol. 64. № 2. P. 123-143.
40. Thatcher R.W. Human cerebral hemispheres develop at different rates and ages / R.W. Thatcher, R.A. Walker, S. Giu-dice // Science. 1987. May. Vol. 29. № 236(4805). P. 1110-1113.
41. Thatcher R.W.Cyclic cortical reorganization during early childhood / R.W. Thatcher // Brain Cogn. 1992. Sep. Vol.
20. № 1. P. 24-50.
42. Thinking with images or thinking with language: a pilot EEG probability mapping study/H. Petsche, D. Lacroix, K. Lindner et al. // Int J Psychophysiol. 1992. Jan. Vol. 12. № 1. P. 31-39.
43. Trommer B.L. The go-nogotest in attention deficit disorder in sensitive to methylphenidate / B.L. Trommer, J.A. Hoep-pner, S.G. Zecker//Journal of Child Neurology. 1991. Vol.
6. № 1.P. 128.
44. Tucker D.M. Functional connections among cortical regions: topography of EEG coherence. / D.M. Tucker, T.B. Roth Bair // Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1986. Mar. Vol. 63. № 3. P. 242-250.