Научная статья на тему 'Динамика социального состава учащихся Тобольской повивальной школы во второй половине XIX-начале XX века'

Динамика социального состава учащихся Тобольской повивальной школы во второй половине XIX-начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ТОБОЛЬСКАЯ ПОВИВАЛЬНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ / HISTORY OFVOCATIONAL EDUCATION / WESTERN SIBERIA / TOBOLSK MIDWIFERY SCHOOL / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненкова З. В.

Статья посвящена проблемам становления профессионального образования в Западной Сибири. На архивном материале рассматриваются изменения, происходившие в социальном составе учащихся конкретного учебного заведения Тобольской повивальной школы в период к. XIX н. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STRUCTURE DYNAMICS OF LEARNERS AT TOBOLSK MIDWIFERY SCHOOL IN THE SECOND HALF OF XIX-AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The present article is concerned with the problems of vocational education development in Western Siberia. On the ground of archive material are examined some changes in social structure of learners at the particular educational institution Tobolsk midwifery school in the second half of XIX at the beginning of the XX cc.

Текст научной работы на тему «Динамика социального состава учащихся Тобольской повивальной школы во второй половине XIX-начале XX века»

УДК 377 (571.12) (091) - 057. 876

3. В. Степаненкова

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ТОБОЛЬСКОЙ ПОВИВАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена проблемам становления профессионального образования в Западной Сибири. На архивном материале рассматриваются изменения, происходившие в социальном составе учащихся конкретного учебного заведения - Тобольской повивальной школы в период к. XIX - н. XX в.

Ключевые слова: история профессионального образования, Западная Сибирь, Тобольская повивальная школа, социальный состав.

Одним из первых медицинских учебных заведений нашего региона стала Тобольская повивальная школа, открытая в августе 1878 г. Рассмотрение динамики социального состава ее учащихся позволит лучше понять образовательные процессы, протекавшие в Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в.

Обучение в повивальной школе продолжалось два года (в первом и втором специальных классах). В эти классы должны были приниматься «по возможности умеющие читать и писать по-русски, физически здоровыя и умственно достаточно развитыя» ученицы не моложе восемнадцати и не старше тридцати лет. Можно было также принимать в школу (в приготовительный класс) малограмотных и неграмотных девушек. Затем ученицы переводились на основании экзаменов по всем изучавшимся дисциплинам (Закон Божий, русский язык и арифметика) в первый специальный класс, где к предметам добавлялись акушерство и фельдшерские знания.

Поскольку изначально предполагалось, что повивальная школа должна готовить акушерок для работы в деревне, то, согласно Уставу, при поступлении преимущества предоставлялись лицам из сельских сословий. При этом не возбранялось принимать на казенный счет и воспитанниц из других сословий при уплате ими 80 руб. в год. Годовая оплата для вольноприходящих учениц составляла 20 рублей [1, л. 515].

В первый год работы (1878/79 уч. г.) в школе действовали только 2 класса - приготовительный и первый специальный.

В 1878 г. в школу было подано 62 заявления. Для прохождения приемного экзамена явилось 48 человек, из которых поступили на обучение 30 учениц. Двадцать человек было зачислено на казенное содержание, 10 пожелали быть вольноприходящими.

Поступившие в училище распределились по классам следующим образом: в приготовительный класс было зачислено 8 человек (6 казеннокоштных и 2 вольноприходящих), в первый специальный класс - 22 человека (14 казеннокоштных и 8 вольноприходящих).

В основном все набранные ученицы были жительницами Тобольска и Тобольского округа (все вольноприходящие и 16 казеннокоштных). Лишь 2 девуш-

ки прибыши из Тюкалинска и по одному человеку их Кургана и Туринска. Возраст учениц колебался от 18 до 35 лет: шесть человек - моложе 18 лет, двадцать человек - от 18 до 30 лет, четыфе человека - от 30 до 35 лет. Из них только двое быши замужними. По вероисповеданию все ученицы быши православными.

Четверо учащихся до поступления в повивальную школу окончили Тобольскую Мариинскую школу, двое обучались в женских прогимназиях, одна -в уездном училище, четверо - в сиропитательном заведении, двое - в Александровском детском приюте, 13 человек имели домашнее образование, а четверо ранее нигде не обучались.

По сословиям и званиям ученицы распределились следующим образом: дворян - 1 (вольноприходящая), гражданских чиновников - 7 (3 казеннокоштныгс и 4 вольноприходящих), военных - 3 (казеннокоштные), купцов - 1 (вольноприходящая), духовных - 1 (вольноприходящая), канцелярских служителей - 4 (2 ка-зеннокоштныгс и 2 вольноприходящих), мещан - 5 (4 казеннокоштныгс и 1 вольноприходящая), крестьян -4 (казеннокоштных), из Тобольского сиротского заведения - 4 (казеннокоштных) [1, л. 516-517 об].

Отметим, что количество крестьянок, поступивших в училище, невелико, особенно с учетом заявленных в уставе школы льгот при поступлении для лиц сельских сословий. На наш взгляд, это связано с целым рядом причин.

Явно недостаточен быш уровень подготовки крестьянских девушек. Лишь одна из четыфех принятых в повивальную школу крестьянок до поступления обучалась в Туринском женском уездном училище, трое прочих не имели до этого никакого образования и быши определены в приготовительный класс.

Вероятно, играло свою роль и нежелание крестьян отпускать дочерей в город и тем самым лишаться рабочих рук.

Кроме того, на казенное содержание старались принимать лишь наиболее подготовленных учениц [2]. Сумма же размером в 20 руб. в год, определенная уставом школы для вольноприходящих воспитанниц, оказывалась часто неподъемной для их семей. Об этом свидетельствует рапорт директора повивальной школы от 28 сентября 1878 г., в котором он просит позво-

ления освободить от платы за обучение «учениц, обнаруживших хорошие успехи и способности в науках». Другим же он просит разрешить вносить плату за обучение в два приема, по полугодиям, так как «некоторые из учениц недостаточны, а другие по совершенной бедности вовсе лишены возможности производить установленный взнос» [1, л. 334].

Уже в 1880/81 уч. г. ситуация несколько меняется. Несколько увеличилось количество учениц, не проживающих в Тобольске и Тобольском округе, хотя они по-прежнему составляли большинство воспитанниц (23 человека). Три девушки приехали для обучения из Кургана и его округа, три - из Ялуторовска и его округа, две - из Туринска и его округа и по две девушки из Тюмени и Ишима. Кроме того, несколько увеличилось количество обучающихся в повивальной школе жен и дочерей военных, духовных лиц и крестьян [3, с. 150].

Результаты деятельности Тобольской повивальной школы за первые восемь лет ее существования были не слишком значительны. За период с 1878 по 1886 г. в школу поступило 150 человек: из них 88 - на казенное содержание, двое поступили на пансион за свой счет. Пятьдесят человек посещали занятия в качестве вольноприходящих. Пятнадцать из них в конечном итоге перевелись на казенное содержание. Таким образом, за государственный счет в это время обучалось 103 человека (34 крестьянки, 18 мещанок. 16 - жены и дочери солдат, представительниц других сословий - 35 человек) [4, л. 124].

Похоже, крестьянским девушкам обучение давалось довольно тяжело. Так, за рассматриваемый период времени по ряду причин из школы было исключено 22 казеннокоштных воспитанницы, из которых

9 были крестьянками, 4 - мещанками и 9 - выходцами из прочих сословий. Из вольноприходящих воспитанниц было исключено 16 человек.

В целом с 1878 по 1886 г. окончило обучение в школе и получило разрешение на деятельность повивальной бабки 61 воспитанница. Среди них насчитывалось 22 крестьянки (20 казеннокоштных, 2 - вольноприходящих), 15 мещанок (12 казенно коштных, 3 - вольноприходящих), 15 жен и дочерей лиц солдатского сословия (13 казеннокоштных, 2 - вольноприходящих) и 29 представительниц прочих сословий (22 казеннокоштных, 7 - вольноприходящих) [4, л. 124-124 об].

На 1886-87 уч. г. обучавшиеся в школе воспитанницы распределились по сословиям следующим образом: 14 казеннокоштных воспитанниц (3 представительницы крестьянского сословия, 1 - солдатского, 5 - мещанского, 5 - прочих) и 5 вольноприходящих (2 крестьянки, 1 мещанка, 2 - прочих сословий) [4, л. 124 об.].

Таким образом, следует отметить рост популярности Тобольской повивальной школы среди различных слоев общества, свидетельствующий о назрев-

шей необходимости развития женского образования. Определенную роль в этом процессе играла и политика школьной администрации, направленная на привлечение к деятельности школы внимания общественности [5], и возможность выпускниц по окончании школы самостоятельно обеспечивать себя.

В конце 80-х гг. тогдашний директор Тобольской повивальной школы Л. Ф. Леневич, основываясь на том, что курс преподавания в Тобольской школе быш более широким, чем в прочих учебныгс заведениях того же типа, выдвинул проект по преобразованию ее в повивально-фельдшерскую. Проект этот, не встретивший в свое время сочувствия местной врачебной управы, обратил в 1893 г. на себя внимание тобольского губернатора Н. М. Богдановича и при его поддержке в 1895 г. быш реализован [6].

В 1895-96 уч. г. социальный состав учащихся меняется. Связано это было, первую очередь с изменениями в характере подготовки воспитанниц, нашедшими свое отражение в усложнении образовательный программ и, следовательно, в ужесточении требований к абитуриентам. Время обучения в школе увеличивалось до 3 лет. Теперь в школу могли приниматься лишь девушки и женщины в возрасте от 18 до 30 лет, получившие предварительное общее образование. При поступлении абитуриентки должны быши представить либо удостоверение об удовлетворительном знании курса 4 классов женских гимназий и прогимназий, либо свидетельство на звание домашней или сельской учительницы.

Кроме того, оплата за общежитие для нештатных пансионерок возросла до 150 руб. в год (25 руб. за обучение и 125 руб. за полное содержание). Вольноприходящие воспитанницы теперь платили за право слушания лекций 25 руб. в год, плата вносилась по полугодиям, до 1 октября и до 1 марта.

Еще одним нововведением, связанным с усилением общественного движения, стало предъявляемое к абитуриенткам требование предоставить при поступлении полицейское свидетельство о благонадежности [7, л. 20-24].

Ко времени преобразования школы (на начало 1895-96 уч. г.) в школе обучалось 29 воспитанниц:

10 - в первом классе, 14 - во втором и 5 - в третьем. По сословиям они распределялись следующим образом: жен и дочерей чиновников и дворян - 5, купцов -

2, военных - 3, духовного звания - 5, крестьян - 4 , казаков - 3, мещан - 7. Шестеро из них окончили женские гимназии, 14 - прогимназии, 2 - епархиальные училища, 1 - Мариинскую школу, шестеро имели свидетельство о выдержанном экзамене на звание сельской учительницы. Замужних из них насчитывалось 4, девиц - 24, вдов - 1. По вероисповеданию все воспитанницы были православными. Восемь девушек по разным причинам выйыши из школы, трое из них при этом получили свидетельства сельских повивальных бабок [7, л. 56-58 об.].

В 1905 г. среди 49 учащихся насчитывалось только 6 крестьянок, 12 учениц происходило из мещан. 3 - из купцов, 4 - из казаков, 11 - из дворян и чиновников, 4 - из военных, 9 - из духовенства [8, с. 26].

Таким образом, к началу XX в. социальный состав учащихся Тобольской повивально-фельдшерской школы несколько изменяется. Усложнение образовательной программы, высокие требования к подготовке абитуриенток, довольно высокая плата за образование препятствовали поступлению в школу представительниц низших сословий, которые теперь составляли чуть больше одной трети от числа учащихся.

В 1906 г. Тобольская повивально-фельдшерская школа быша преобразована в школу фельдшериц-аку-шерок 1-го разряда, что повлекло за собой значительное усложнение программы. Теперь обучение в школе продолжалось 4 года. Программа преподавания значительно расширилась, увеличилось время, отведенное на практические занятия и на преподавание специальных дисциплин, в число обязательных предметов теперь входили курсы, посвященные глазным, эпидемическим и прочим болезням. Значительно выфосла материально-техническая база школы. Достаточно лишь упомянуть о двух имеющихся в распоряжении школы библиотеках - фундаментальной и ученической, насчитывающих в целом свыше 1 100 экземпляров книг [9].

В школу теперь предполагалось принимать девушек и женщин в возрасте от 16 до 28 лет, представивших удостоверение в знании курса сельских прогимназий либо 4 классов женских гимназий и других правительственных средних общеобразовательных учебных заведений или имеющих свидетельство на звание домашней или начальной учительницы. При этом в уставе школы специально оговаривалось, что при приеме в число воспитанниц пансионерок преимуще-

ства отдаются лицам с более высоким образовательным уровнем. Оплата за общежитие для нештатных пансионерок увеличивалась до 200 руб. в год [9].

В послереволюционный период, несмотря на выросшую оплату за обучение и остававшийся достаточно высоким образовательный ценз, социальный состав учащихся школы становится более разнообразным. Так, к началу 1910 г. в школе обучалось уже 99 воспитанниц, из которыгс пятеро быши замужем, одна - вдовой, остальные незамужними. По сословиям и званиям воспитанницы распределились следующим образом: жен и дочерей крестьян насчитывалось 24, мещан - 20, чиновников - 12, казаков - 12, лиц духовного звания - 14, военного - 6, купцов и разночинцев -

11 человек.

Из них 31 девушка окончила женскую гимназию, 29 - прогимназию, 12 получили образование в епар-хиальныгс училищах, 4 - в Мариинских школах, 23 ученицы имели на момент поступления звание начальных учительниц.

Несколько изменяется и национальный состав учащихся. Так, из 99 воспитанниц 87 исповедовали православие, 2 - католичество (предположительно, лица, имеющие польское происхождение), 10 (еврейки) -иудаизм [10, л. 10-15 об.]. Связано это бышо с тем, что после революции из устава школы исчезает пункт об обязательном христианском и преимущественно православном вероисповедании абитуриенток, что облегчило доступ к получению медицинского образования девушкам иныгс национальностей.

Таким образом, динамика социального состава учащихся Тобольской повивальной (акушерско-фельдшерской) школы отражает процесс постепенной демократизации образования, характерный для Западной Сибири и России в целом во второй половине XIX - начале XX в.

Список литературы

1. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 152. Оп. 44. Д. 101.

2. Тобольские губернские ведомости. 1881. № 45.

3. Степаненкова 3. В. Социальный состав учащихся Тобольской повивальной школы в первые годы ее работы // Сборник научных материалов окружной научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»: в 2 ч. / под ред. В. Н. Малиновской. Сургут: РИО СурГПУ, 2007. Ч. 2. С. 148-150.

4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2.

5. Тобольские губернские ведомости. 1882. № 24.

6. Там же. 1893. № 18.

7. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 170. Оп. 1. Д. 81.

8. Власов А. А., Власова О. А. Из истории среднего медицинского образования в Тобольске (XIX - начало XX вв.) // Три века сибирской

школы: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 300-летию народного образования в Сибири (21-23 ноября 2001 г., г. То-

больск). Тобольск: Изд-во Тобольск. гос. пед. ин-та, 2001. С. 26-27.

9. Вспомогательный фонд Музея Медицинского колледжа им. В. Солдатова г. Тобольска. № 65.

10. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 170. Оп. 1. Д. 112.

Степаненкова З. В., ст. преподаватель.

Сургутский государственный педагогический университет.

Ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, Тюменская область, Россия, 628400.

Е-шаД: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.11.2009

Z. V. Stepanenkova

SOCIAL STRUCTURE DYNAMICS OF LEARNERS AT TOBOLSK MIDWIFERY SCHOOL IN THE SECOND HALF OF XIX-AT

THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The present article is concerned with the problems of vocational education development in Western Siberia. On the ground of archive material are examined some changes in social structure of learners at the particular educational institution - Tobolsk midwifery school in the second half of XIX - at the beginning of the XX cc.

Key words: history ofvocational education, Western Siberia, Tobolsk midwifery school, social structure.

Surgut State Pedagogical University.

Ul. 50 let VLKSM, 10/2, Surgut, Tyumenskaya oblast, Russia, 628400.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.