ПРОБА ПЕРА
ДИНАМИКА САУДОВСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В.И. ЗАЙЧИКОВ
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия
В статье рассматриваются саудовско-американские отношения сквозь призму внешнеполитических приоритетов двух государств, делается попытка прогноза будущего развития двусторонних отношений.
В последние годы внимание мировых средств массовой информации и международной общественности все чаще оказывается прикованным к событиям на Ближнем Востоке, и, в частности, к ситуации в Персидском заливе. Такое положение дел есть следствие повышения уровня конфликтности в регионе, главным богатством которого является нефть - основной энергетический ресурс современности, столкновения в нем интересов государств, расположенных от него, казалось бы, на приличном географическом удалении.
В данном контексте большой интерес представляют отношения между странами, оказывающими определяющее воздействие на политику в субрегионе, -Королевством Саудовская Аравия (КСА), самым крупным в мире экспортером нефти (извлекаемые запасы нефти на начало 2005 г. оцениваются в 262,8 млрд. барр., что составляет 25,5% мировых запасов) [5, с. 12], и Соединенными Штатами Америки, крупнейшим мировым потребителем энергоресурсов (25% мировой энергии, 26% нефти и нефтепродуктов) [3, с. 2].
Внешнеполитический потенциал Саудовской Аравии во многом определяется огромными экономическими и финансовыми возможностями королевства как крупнейшего поставщика углеводородов на мировой рынок. Внешнеполитические приоритеты КСА проявляют себя, прежде всего, на региональном уровне - в арабомусульманском мире, интересы которого выражают такие объединения, как Лига арабских государств, Организация Исламская конференция и созданный в 1981 г. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также в отношениях Эр-Рияда с Западом и, в первую очередь, с Соединенными Штатами Америки, проводящими стратегию глобального лидерства.
Одним из важнейших приоритетов США в долгосрочной стратегической перспективе является обеспечение своей энергетической безопасности и свободного доступа к мировым источникам энергии. Осознавая критическую зависимость от внешних источников, Вашингтон во главу угла ставит защиту своих интересов в зоне Персидского залива, что является одной из главных составляющих системы энергетической безопасности США [4]. Поэтому не случайно, что на протяжении последних нескольких десятилетий США осуществляют постоянное военное присутствие и «поддержание стабильности» на Ближнем Востоке и зоне Персидского залива. Не секрет, что данный регион является ключевым во внешнеполитической стратегии США.
Развитие стратегического партнерства между США и Саудовской Аравией отвечает насущным интересам обеих сторон. Вашингтон увидел в связях с КСА серьезную предпосылку своей энергетической безопасности. Саудовская Аравия, в свою очередь, обрела в великой мировой державе гарант своей национальной безопасности. Подчеркнем, что, вставая на путь стратегического партнерства с Соединенными Штатами, Саудовская Аравия в полной мере сохраняла свободу внешнеполитического маневра, ни в кой мере не превращаясь в американского сателлита. Залогом этой свободы были огромные финансовые ресурсы, которые создавали своеобразный иммунитет, необходимый для принятия политических решений. Отметим и то, что королевство Саудитов традиционно демонстрирует свою приверженность исламским ценностям, стремление защищать самобытные устои и традиции от воздействий конъюнктурных обстоятельств международной политики.
Ведущая роль КСА в ОПЕК, политическое влияние Эр-Рияда в арабском и исламском мире, его существенные финансовые возможности, относительная стабильность режима предопределили повышенный интерес заокеанской державы именно к этому ближневосточному государству. Близкие связи с Саудовской Аравией остаются необходимой частью усилий Соединенных Штатов по обеспечению статус-кво в регионе, где находятся две трети мировых запасов нефти и треть - природного газа.
Таким образом, в основе саудовско-американских отношений лежит широкий комплекс взаимных интересов, стороны нуждаются друг в друге и данное положение, по всей видимости, сохранится еще в течение длительного периода.
80-е годы XX столетия совпали с активизацией роли КСА в арабо-мусульманском геополитическом пространстве и одновременно с этим были отмечены началом более тесного сотрудничества между Королевством Саудовская Аравия и Соединенными Штатами Америки.
К началу 90-х годов отношения между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами вышли на новый, стратегический уровень. Толчком к этому послужили ирано-иракская война и вторжение Ирака в Кувейт. Несмотря на финансовую мощь и откровенные претензии королевства на роль регионального «центра силы», события 1990-1991 гг., связанные с иракским вторжением в Кувейт и операцией по его освобождению, со всей очевидностью показали уязвимость Саудовской Аравии в военном плане. Война в Персидском заливе вскрыла неспособность саудовской армии обеспечить оборону страны при нападении сильного противника. При аналогичном сценарии Саудовской Аравии приходилось только рассчитывать на помощь войск союзников, в первую очередь, США.
«Буря в пустыне» 1991 г. открыла новую страницу в истории саудовско-американских отношений, став в то же время действенным катализатором развития исламского движения внутри королевства. Создание американских баз на территории Саудовской Аравии и усиление здесь их военного присутствия, с одной стороны, гарантировали безопасность королевства, а с другой, закладывали камень будущих противоречий между союзниками.
В сложившихся условиях королевство поставило задачу создания современной боеспособной армии, однако увеличение численности вооруженных сил и масштабные закупки современного вооружения в США, меры по налаживанию собственного военного производства и НИОКР не смогли решить проблему создания в Саудовской Аравии сильной и боеспособной современной армии и довести военные возможности королевства до уровня, обеспечивающего
неоспоримое преимущество над соперниками КСА за лидерство в зоне Персидского залива, прежде всего над Ираном. В результате решение военно-политических задач потребовало от Саудовской Аравии значительного времени и материальных средств, что обусловило долгосрочную зависимость королевства от иностранной военной помощи, прежде всего со стороны Соединенных Штатов Америки.
Начало нового тысячелетия совпало с осложнением в двусторонних отношениях, затронувшим все аспекты саудовско-американских контактов, в первую очередь, политических и экономических.
После событий 11 сентября 2001 г. США все чаще стали высгупать с обвинениями в адрес КСА в оказании содействия исламским экстремистам. В американских политических кругах бытует мнение, что США не смогут подорвать финансовую базу международного терроризма, если будут уклоняться от конфронтации с Саудовской Аравией. Вдобавок у США имеется давний список традиционных обвинений в саудовский адрес. К ним относятся нарушение прав человека, отсутствие демократических свобод, коррупция во всех эшелонах власти, неравноправное положение женщин в обществе, нетерпимость к другим религиям, проведение публичных казней и т. п.
Со своей стороны, Саудовская Аравия всячески подчеркивает независимость и самостоятельность своего внешнеполитического курса. КСА обвиняет Вашингтон в двойных стандартах во внешней политике, в частности, по вопросам распространения оружия массового поражения. В Эр-Рияде негативно оценивают политику США в вопросе урегулирования палестино-израильского конфликта, обвиняют Вашингтон в произраильской ориентации. Саудовцы демонстративно оказывают помощь семьям палестинских террористов-смертников, совершающих свои акции против Израиля [2].
Американские удары по Афганистану и Ираку поставили саудовское руководство в непростое положение как внутри страны, так и за её пределами, выход из которого с наименьшими потерями, оно увидело в испытанном временем курсе балансирования между Востоком и Западом, позволяющем сохранять внутреннюю стабильность и международный престиж королевства.
Указанные обстоятельства не могли не отразиться на уровне взаимоотношений. Объем товарооборота упал в последние годы до рекордно низкого уровня. Согласно сообщениям СМИ, с октября 2001 г. из различных коммерческих структур США изъято саудовских капиталов на сумму более 200 млрд. долл. [1].
С оккупацией Ирака и перебазированием центра американского военного присутствия в Персидском заливе в Катар роль и место Саудовской Аравии в стратегических расчетах США в этом субрегионе, да и в целом в рамках ближневосточной стратегии уменьшаются. Это, безусловно, отразилось и на позициях Саудитов в арабском мире, где Саудовская Аравия традиционно выступала проводником американской внешней политики и, в известной степени, гарантом американских интересов.
Прогнозируя уровень развития двусторонних саудовско-американских отношений на ближайшую перспективу, с достаточной долей уверенности можно полагать, что они и в дальнейшем будут развиваться по линии далекой от прямой, учитывая различную социально-политическую природу правящих в США и КСА режимов и глубинные расхождения в подходах к региональным проблемам и, прежде всего к, задаче ближневосточного урегулирования.
Тем не менее, их главный вектор, вероятнее всего, будет по-прежнему определяться стратегической общностью интересов Вашингтона и Эр-Рияда.
Существует ряд серьезных факторов, которые объективно способствуют сохранению и дальнейшему развитию в перспективе активных двусторонних отношений между КСА и США: масштабное экономическое и финансовое сотрудничество, опирающееся на принцип взаимной выгоды; активное взаимодействие в научной сфере; совпадение подходов по широкому кругу международных и региональных проблем. Вашингтон заинтересован в продолжении политического взаимодействия с Саудовской Аравией, учитывая ее вес и влияние в арабо-мусульманском мире. Для руководства КСА сохранение партнерских отношений с США - по сути единственной на сегодня супердержавой мира - также означает своеобразное признание «особого статуса» королевства, что выгодно выделяет его международные позиции в регионе.
Разумеется, однако, уровень взаимопонимания и динамика в дальнейшем развитии саудовско-американских отношений во многом будут определяться способностью сторон находить совместные ответы на вызовы времени, в т.ч. по таким проблемам, как борьба с религиозным экстремизмом и международным терроризмом, упрочение международной и региональной безопасности и стабильности, укрепление «нового международного экономического порядка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Капитаны покидают Америку // Эксперт. 2002. № 32 (338) //www.expert.ru/printissues/expert/2002/32/32ex-povest9/
2. Юрченко В.ГТ. Американо-саудовские отношения: испытание на прочность //www.iimes.ru/rus/stat/2002/19-l l-02.htm
3. Lovins В.A. Energy Security // Facts, CEO, Rocky Mountain Institute. 2003, 18 April.
4. The National Energy Strategy of the United States of America. September 2001.
5. OAPEC. Annual Statistical Report 2005. - Kuwait: OAPEC, 2005.
THE DYNAMICS OF MODERN SAUDI-AMERICAN RELATIONS
V.I. ZAICHIKOV
Theory and History oflnternational Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The article focuses on modem Saudi-American relations in the light of priority issues of their foreign policy. The author tries to make the evolution forecast of this relationship.