Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.943-053.6:004.7
ВВК 88 415 Психологические науки
Динамика ролевой структуры коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
© Хахутадзе Н.М.К.1, Самосват О.И.2, Марадзе Л.М.3
хХахутадзе Н.М.К. - аспирант кафедры общей и клинической психологии, ФГАОУ ВПО НИУ «Белгородский государственный университет» (НИУ БелГУ) E-mail: [email protected]
Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, Российская Федерация
2Самосват О.И. - аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России 3Марадзе Л.М. - аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России Адрес: г. Курск, ул. К. Маркса, 3, 305041, Российская Федерация
РЕЗЮМЕ
В данной статье рассмотрена проблема изучения динамики ролевой структуры коммуникативного поведения подростков в социальных сетях, установлены особенности ролевой структуры коммуникативного поведения подростков в социальных сетях в динамике за 2014 - 2016год, установлены особенности статусной структуры социальных ролей подростков в социальных сетях в динамике за 2014 - 2016год. Исследование проводилось на базе интернет ресурсов (ВКонтакте, Twitter, Facebook, ask.fm, Instagram). Общий объем эмпирической выборки составил 171 человек. В качестве методики исследования, был выбран тест «Кто я?» Куна М. и МакПартленда Т. (модификация Румянцевой Т.В.).
Установлено, что подростки в социальных сетях реализует социальные роли из тех же областей ролевой идентификации, что и в не опосредованной реальности. Это свидетельствует о том, что в социальных сетях подросток реализует социальные роли не реализованные в не опосредованной реальности, чтобы удовлетворить свои социальные потребности в общении, одобрении, деятельности. №1 (4) 2017
ww.j-chr.com Ключевые слова: социальные сети, коммуникативное пове-
дение,подростки, ролевая структура, статусная структура.
48
На данный момент на планете Земля проживает около 7 миллиардов людей, из них социальными сетями пользуются около 3 миллиардов (43% населения планеты), и это число с каждым годом продолжает увеличиваться [4]. Двадцать лет назад социальных сетей еще не существовало, они начали приобретать свою популярность лишь в начале 2000 года. В России социальными сетями пользуются около 80 миллионов человек (46% населения страны) [5]. В мире насчитывают порядка 350 социальных сетей, из них в России используется 23 социальные сети. Во всем многообразии социальных сетей, выделяют 10 самых популярных социальных сети в мире: Facebook, Twitter, YouTube, Qzone, Weibo,Google+, LinkedIn, Renren, Instagram, ВКонтакте.
Основную массу пользователей социальных сетей составляют молодые люди в возрасте до 25 лет (28% - 12-17 лет, 36% - 18-25 лет, 36% - иные возрастные группы) [5]. Несмотря на одновременное присутствие в социальных сетях представителей различных возрастных групп, они не объединены в одну общую группу по признаку принадлежности к одному и тому же ресурсу. В социальных сетях, также как и в не опосредованной реальности, существуют группы, они формируются на основе определенных признаков. В них проявляются социальные и психологические роли, представлена иерархия, формируется своя субкультура.
Социальная сеть - это иерархическая система, в ней есть высоко статусные и низко статусные социальные роли. Ролевая структура социальных сетей существенно отличается от ролевой структуры не опосредованной реальности [3]. Ролевая структура социальных сетей представлена ограниченным числом социальных ролей: подписчик, друг, администратор, редактор, блогер, юту-бер, фикрайтер, и т.п. Согласно иерархии социальных сетей, наиболее значимые социальные роли социальных сетей: юту-бер, блогер, администратор; не значимые: подписчик. Низкий статус роли «подписчик» определяется тем, что она доступна
любому пользователю зарегистрированному в социальных сетях, в отличии от роли «друга», которая требует ответной подписки от запрашиваемого пользователя. Высокий статус ролей - ютубер, блогер и администратор, определяется тем, что для достижения этой роли необходимо приложить усилия, создать и наполнить определенный контент, привлечь и удержать большое количество подписчиков, получить от них отзыв в виде лайка, репо-ста или комментария.
Подростки, ориентированные на получение социального одобрения в социальных сетях в виде лайков, репостов и комментарий [3], проявляют большую активность в высоко статусных социальных ролях социальных сетей.
Цель исследования - выявление особенностей социальных ролей подростков в социальных сетях.
Объект исследования - коммуникативное поведение подростков в соци- 49 альных сетях.
Предмет исследования - динамика ролевой структуры коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Исследование проводилось на базе интернет ресурсов (Вконтакте, Twitter, Facebook, ask.fm, Instagram) в 2014 и в 2016 году. Общий объем эмпирической выборки составил 171 человек. Выборка уравнивалась по гендерному признаку (женский пол - 94 и мужской пол - 77) и элиминировалась по возрастным (возраст от 14 до 17 лет), социально-статусным основаниям (являющихся на момент исследования учащимися средних образовательных школ (СОШ) и по языковым факторам (осуществление коммуникации на русском языке), и факторам активности в социальных сетях (использование не менее 3 социальных сетей, не реже одного раза в сутки).
В качестве методики исследования, был выбран тест «Кто я?» Куна М. и МакПартленда Т. (модификация Румянцевой Т.В.). №1 (4) 2017
www.j-chr.com
50
Результаты исследования.
Формулируя эмпирическую задачу изучения особенностей ролевой структуры коммуникативного поведения подростков в условиях не опосредованной реальности и социальных сетей, были изучены критерии статусно-ролевой структуры коммуникативного поведения: диапазон ролей, иерархия ролей, качество ролей, идентификационные характеристики ролевой структуры, статус в социальных сетях. Решая эмпирическую задачу, социальные роли были дифференцированы на области реализации: социальное Я, коммуникативное Я, материальное Я, физическое Я, перспективное Я, рефлексивное Я, деятельностное Я
(Кун М.).
Ролевая идентификация подростков анализировалась по двум направлениям: в условиях не опосредованной реальности и в условиях социальных сетей. Испытуемые давали ответ на два вопроса: «кто я?» и «кто я в социальных сетях?». Были сформулированы выводы относительно основных областей идентификации в ролевой структуре подростков относительно не опосредованной реальности и относительно социальных сетей.
Результаты оценки ролевой идентификации подростков в не опосредованной реальности за 2014 и 2016 года через семь областей реализации, представлены на рисунке 1.
Рис.1. Долевое распределение оценок ролевой идентификации подростков в неопосредованной реальности за 2014 г. и 2016 г.
Процентное распределение ролевой идентификации подростков в не опосредованной реальности за 2014 г. относительно однородно. Ведущими социальными ролями подростков в не опосредованной реальности являлись роли в рамках ролевой идентификации: перспективное Я (28%), физическое Я (25%), социальное Я (17%).
Таким образом, в 2014 году в не опосредованной реальности у подростков отмечался недостаточный уровень сфор-мированности представлений о ролевой
структуре коммуникативного поведения. В не опосредованной реальности подростки, по большей части, реализовали свои социальные роли через области ролевой идентификации: перспективное Я, физическое Я, социальное Я. Перспективное Я и физическое Я, как преобладающие социальные роли в ролевой структуре коммуникативного поведения, не дают подростку в полной мере реализовать себя в не опосредованной реальности, а значит, нуждаются в дополнительных способах реализации.
Основными областями ролевой идентификации подростков в 2016году в не опосредованной реальности являются области: социальное Я (34%), коммуникативное Я (15%), деятельное Я (17%). Таким образом, в неопосредованной реальности у подростков отмечается достаточный уровень сформированности представлений о ролевой структуре коммуникативного поведения.
В динамике отмечается увеличение общего числа подростков с ведущей ролевой идентификацией - социальное Я (увеличение на 17%). Социальное Я является областью зрелого ролевого поведения. В рамках социального Я, у подростка складывается представление о себе, как о
личности, имеющей определенные связи с социальным окружением, обладающей определенным статусом и перспективами, имеющей определенный набор характерологических, физических и психологических особенностей. Подростки выбирающие социальное Я в качестве ведущей области ролевого поведения, зачастую обращены в объективную реальность и реализуют свои социальные потребности в соответствии с нормами этой реальности.
Результаты оценки ролевой идентификации подростков в социальных сетях за 2014 и 2016 года через семь областей реализации, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Долевое распределение оценок ролевой идентификации подростков в социальных сетях за 2014 г. и 2016 г. (%
51
Основными областями ролевой идентификации подростков в социальных сетях на 2014 г. являлись области: коммуникативное Я (41%), рефлексивное Я (21%) и физическое Я (12%). В 2016 г. для подростков в социальных сетях, н а и -более значимы социальные роли из областей: социальное Я (32%), коммуникативное Я (14%), деятельное Я (31%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в социальных сетях подростки реализуют социальные роли из тех же областей ролевой идентификации, что
и в не опосредованной реальности. Процентное соотношение реализации ролей из областей ролевой идентификации примерно равное, исключая деятельное Я, которое в социальных сетях является более значимым для подростков. Делаем вывод, что подростки приходят в социальные сети для реализации нереализованных социальных ролей в не опосредованной реальности.
52
В динамике отмечено: снижение коммуникативного Я на 27%, увеличение социального Я на 26%, увеличение де-ятельностного Я на 21%, снижение перспективного Я на 17%.
Социальное Я в социальных сетях выражается в осознании подростками своей принадлежности к определенной социальной сети или к определенным группам людей. Для подростков высоко значимы роли принадлежности к группам по интересам и к конкретным людям.
Деятельное Я в социальных сетях проявляется в активной авторской деятельности подростка, которая определяется его вкладом в расширение информационного контента социальных сетей (фото и видео материала, текстового материала и т.п.).
Выводы.
Коммуникативное поведение подростков в социальных сетях реализуется в непосредственном контакте с большой социальной группой социальных сетей. Группа не заинтересована в отдельном пользователе, как единице, и не ставит себе задачи познания его, как личности. Группы ориентированы на количество членов, а не на их качество. Они выделяют лишь тех пользователей, которые имеют определенный статус в социальных сетях (популярный блогер, интернет-звезда, администратор группы и т.п.). В виду этого, пользователи выделяют и подчеркивают только те роли, которые являются значимыми в социальных сетях, и исключают роли не опосредованной реальности, которые не имеют значимости в социаль-
ных сетях.
В динамике за 2014-16 гг. у подростков в не опосредованной реальности отмечается: увеличение осознанности своего социального Я, представлений о себе, как о личности, имеющей определенные связи с социальным окружением, обладающей определенным статусом и перспективами, имеющей определенный набор характерологических, физических и психологических особенностей.
В динамике за 2014-16 гг. у подростков в социальных сетях отмечается: увеличение осознания своей принадлежности к определенной социальной сети или к определенным группам людей; увеличения активной авторской деятельности подростка, которая определяется его вкладом в расширение информационного контента социальных сетей (фото и видео материала, текстового материала и т.п.).
Ролевая структура коммуникативного поведения подростка на 2014 год была не сформирована, не было представлений о социальных ролях социальных сетей, и самих четких ролей практически не было. За год ролевая структура коммуникативного поведения подростков полностью изменилась, появились социальные роли с четкими правами и обязанностями для носителя роли, появилась иерархия социальных ролей, прежние социальные роли изменили свою значимость в социальных сетях.
Но основным изменением в социальных ролях социальных сетях стало то, что социальные роли социальных сетей вышли за рамки виртуальной реальности и обрели свою значимость и ценность в не опосредованной реальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Взаимосвязь социально-психологических качеств и базовых потребностей, процессов, реализиуемых личностью в интернет-среде//Ученые запи-№1 (4) 2017 ски. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2014. - № 4 (32). - С. 303-307.
2. Лысенко С.А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2010. -24с.
3. Самосват О.И., Никишина В.Б. Особенности коммуникативного поведения подростков под влиянием поиска социального
одобрения в социальных сетях // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю.А. Зубок. - Воронеж: ООО «ПТ», 2015. - С.149-156. 4.
4. Adobe Social - http://www.adobe.com/
5. Angel Relation Group - http://a-rg.com
DYNAMICS OF ROLE STRUCTURE OF COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN SOCIAL NETWORKS
Nilufer M.K. Khakhutadze1, Olga I. Samosvat2, Leila M. Maradze3
1Khakhutadze Nilufer M.K.— Post-graduate student of the Department of General and Clinical Psychology, The National Research University "Belgorod State University" E-mail: [email protected]
Address: 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russian Federation
2Samosvat Olga I. - Post-graduate student of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, Kursk State Medical University.
3Maradze Leila M. - Post-graduate student of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, Kursk State Medical University. Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation
Abstract
This article considers the problem of studying the dynamics of the role structure of the communicative behavior of adolescents in social networks, the features of role structure the communicative behavior of adolescents in social networks in dynamics for 2014 -2016, the features of the status structure of social roles of adolescents in social networks in dynamics for 2014 - 2016. The study was conducted on the basis of the Internet resources (VKontakte, Twitter, Facebook, ask.fm, Instagram). The total volume of the empirical sample consisted of 171 people. As a methodology was chosen to test "Who am I?"Kuhn, M. and T. McPartland (modification Rumyantseva T. V.).
Found that adolescents in social networks realizes the social role of the same areas of the role identification, as in not mediated reality. This suggests that in social networks, the teenager realizes the social role is not implemented in mediated reality to satisfy their social needs in communication, approval, activities.
Keywords: social networking, communication behaviour, teenagers, role structure, status structure
53
REFERENCE
1. Kozlova N.S., Sushkov I.R. Vzaimos-vyaz' sotsial'no-psikhologicheskikh kachestv i bazovykh potrebnostey, protsessov, re-aliziumykh lichnost'yu v internet-srede// Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2014. - № 4 (32). - S. 303-307.
2. Lysenko S.A. Vzaimodeystviye ust-
noy i pis'mennoy formy sushchestvovani-ya yazyka v internet-kommunikatsii: Dis. ... kand. filol. nauk. Voronezh, 2010. -24s.
3. Samosvat O.I., Nikishina V.B. Osoben-nosti kommunikativnogo povedeniya po-drostkov pod vliyaniyem poiska sotsial'nogo odobreniya v sotsial'nykh setyakh// Riski v izmenyayushcheysya sotsial'noy real'nosti: problema prognozirovaniya i upravleniya: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Belgorod, 19-20 noyabrya 2015 g.) / otv. red. Yu.A. Zubok.
Voronezh: OOO«PT», 2015. - S.149-156. 4.
4. AdobeSocial-http://www.adobe.com/ru
5. Angel Relation Group - http://a-rg.com