УДК 81'42 ББК 81.411.2
Дадашева Анна Таировна
аспирант
Челябинский государственный университет г. Челябинск Dadasheva Anna Tairovna
Post-graduate student Chelyabinsk State University Chelyabinsk [email protected]
Динамика речевых и грамматических ошибок в произведениях, самостоятельно написанных детьми в возрасте 7-12 лет The dynamics of grammar mistakes and slips of the tongue in literary works written by children at the age 7-12 years
В данной статье были проанализированы рассказы и романы, самостоятельно написанные детьми в возрасте 7-12 лет. Цель анализа - определить динамику различных видов речевых и грамматических ошибок в текстах детей. В ходе работы было подсчитано общее количество нарушений языковых норм, встречающихся в произведениях, написанных детьми; определен средний показатель речевых и грамматических ошибок; установлена и объяснена закономерность появления этих ошибок в зависимости от возраста авторов.
The article analyses novels and short stories written by children aged from 7 to 12 years. The purpose of the research is to ascertain the trend of development in different kinds of grammar mistakes and slips of the tongue in the texts. Total amount of all sorts of errors in children's writings is counted, mean value of grammar mistakes and slips of the tongue is determined. The author discovers and explains dependence of these errors on children's age.
Ключевые слова: произведения, написанные детьми; речевые ошибки, грамматические ошибки, лексические ошибки, синтаксические ошибки, морфологические ошибки, словообразовательные ошибки, фразеологические ошибки.
Key words: children's writing, slips of the tongue, grammar mistakes, lexical errors, syntactic errors, morphologic mistakes, derivational errors, phraseological mistakes.
Объектом нашего исследования стал «отрицательный языковой материал» (термин Л. В. Щербы) [6, с. 27], встречающийся в прозаических текстах, написанных детьми. Всего было проанализировано четыре романа и пять рассказов, написанных детьми в возрасте от 7 до 12 лет. Анализ динамики речевых ошибок позволяет предположить общий ход формирования текстовых компе-
тенций у детей. «Под текстовой компетенцией мы понимаем интуитивное знание принципов построения связного высказывания и умение реализовать их при создании собственного устного или письменного текста» [4, с. 9]. Цель исследования - проанализировать динамику речевых и грамматических ошибок в произведениях, самостоятельно написанными детьми в возрасте 7-12 лет.
В данной статье мы рассмотрим словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические и стилистические [7, с. 12-13].
Мы проанализировали 4 романа и 5 рассказов, самостоятельно написанных детьми в возрасте 7-12 лет. Выделили в них различные виды речевых и грамматических ошибок. Подсчитали общее количество нарушений. Был определен средний показатель для речевых и для грамматических ошибок в целом. Затем был вычислен средний показатель для каждого вида речевых и грамматических нарушений по отдельности. Средний показатель - это усредненное количество ошибок на сто слов текста. Он вычисляется по формуле:
где х - это общее количество слов в тексте, у - количество речевых или грамматических ошибок в тексте, а z - искомая величина: среднее количество ошибок на 100 слов. Мы используем статистический анализ текста, то есть применяем инструментарий математической статистики в области языкознания. О необходимости использования статистических методов в лингвистике говорили такие выдающиеся ученые, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, А.М. Пеш-ковский, М.Н. Петерсон и другие [4]. «Для корректности статистического анализа и выводов потребуется применение <...> знаний о средней частоте» [4], то есть средней величине. Эта инструментарий необходим при применении статистических методов. Этот показатель «дает обобщающую количественную характеристику всей совокупности и характеризует ее в отношении данного признака» [3].
Анализируя тексты и выполняя необходимые подсчеты, мы пришли к выводу, что в оригинальных текстах, написанных детьми, количество грамматических ошибок меньше либо равно количеству речевых нарушений. Примечательно, что разница в количестве речевых и грамматических ошибок особенно ярко выражена в произведениях, написанных авторами в возрасте 7 и 12 лет (см. табл. 1). Тот факт, что в текстах семилетнего ребенка среднее количество речевых ошибок значительно превышает средний показатель грамматических ошибок, объясняется тем, что в дошкольный период из инпута дети получают огромный пласт новой лексики. При этом у ребенка просто не хватает сил и времени правильно понять лексическое значение некоторых новых слов, усвоить сочетаемость данной лексемы с другими словами, учесть переносные смыслы. Неумение подбирать синонимы приводит к многочисленным повторам и тавтологиям: А еще у них был служильщик, который им служил <...> - Гриша К., 7 лет.
В текстах, созданными авторами в возрасте 12 лет, разница между средними показателями речевых и грамматических ошибок возрастает по сравнению с данными, полученными при анализе произведений, созданными детьми от 8 до 11 лет. Это разница составляет 0,4 единицы на 100 слов в тексте. Если обратиться к общему количеству ошибок в произведении, то мы получим следующие данные: Маша Л. (12 лет) в своем романе (6226 слов) допускает 44 речевые ошибки и всего 16 грамматических ошибок. Разница значительна. Объясняется это тем, что в возрасте 12 лет ребенок вступает в новый этап своего развития. Связано это также и с переходом в среднее школьное звено. В этот период лексический словарь ребенка начинает вновь активно пополняться. Ребенок знакомится с некоторыми научными терминами, с лексикой различных стилей речи. Лексический словарь широк, но автор может не владеть значениями некоторых слов, может нарушать сочетаемость слов, неправильно употреблять многозначные слова, не различать оттенки значений синонимов, путать паронимы, использовать клише, штампы и канцеляризмы, искажать смысл фра-
зеологизмов и т.д. Приведем примеры нарушений такого типа, встречающиеся в романе Маши Л., 12 лет: По полученным данным он отключился из-за полученного стресса, Виген - это один мальчик из класса, который был нерусской национальности, Ручка присутствовала у мамы Тани <...>, Юля в слезах бросилась вон из комнаты и заперлась в ванне. К 12 годам дети имеют определенный литературный опыт. Школьники читают различные художественные произведения. И с большим удовольствием они читают тексты, не предусмотренные школьной программой. Дети знакомятся с разными стилями речи, соответственно и с той лексикой, которая входит в эти стили. А расширяющийся в этот период круг общения ребенка означает и расширение инпута. Все это приводит к тому, что в голове у ребенка накапливается огромное количество новой лексики, правильно использовать которую он в полной мере еще пока не может. Уменьшение грамматических ошибок обусловлено тем, что ребенок усваивает грамматику родного языка автоматически из инпута. Это приводит к тому, что в произведении, написанном двенадцатилетним автором, речевых ошибок намного больше, чем грамматических [6], [8].
В количественной динамике грамматических ошибок прослеживается строгая закономерность: их число уменьшается по мере взросления авторов. Если средний показатель грамматических ошибок в тексте ребенка семи лет составляет 2,2 единиц, то в произведении школьника двенадцати лет этот же показатель равен 0,3 единиц. Самыми распространенными грамматическими ошибками в текстах, самостоятельно написанных детьми, являются синтаксические ошибки. Самый высокий средний показатель данного вида ошибок обнаруживается у ребенка семи лет - 1,0. Как правило, причинами синтаксических ошибок у детей этого возраста становятся пропуски необходимых слов, местоименное дублирование подлежащего (Муж пошел в магазин, где продавались зеркала, и он купил зеркало - Гриша К., 7 лет). В произведениях детей семилетнего возраста можно встретить и другие виды грамматических ошибок: словообразовательные (А еще у них был служильщик <.. .> - Гриша К., 7 лет) и
морфологические (А новое [зеркало] повесил, когда жена начала наряживать-ся - Гриша К., 7 лет). Средний показатель данных ошибок в текстах детей семи лет выше, чем у авторов старшего возраста (см. табл. 2).
Словообразовательных ошибок в исследуемых нами произведениях сравнительно немного. Это объясняется тем, что мы рассматриваем тексты, создаваемые детьми в возрасте 7-12 лет. А процесс активного словотворчества приходится на более ранний период детского развития. Этим фактом обусловлено то, что наибольшее количество словообразовательных ошибок приходится на произведения детей 7-8 лет (см. табл. 2).
Наиболее распространенным видом речевых ошибок в произведениях, написанных детьми, являются лексические ошибки. Самый высокий средний показатель нарушений в области лексики составляет 3,6 единиц. Это более чем в два с половиной раза превышает максимальный средний показатель синтаксических ошибок в текстах детей (см. табл. 2). Напомним, что синтаксические ошибки являются самым распространенным видом грамматических ошибок в проанализированных нами произведениях. Максимально высокий показатель лексических ошибок на сто слов текста приходится на рассказы Гриши К. (7 лет). Далее этот показатель снижается (см. табл. 2). У Ани К. (10 лет) он составляет всего 0,4 единицы, а у Кати К (11 лет) - 0,3. Количественный показатель ошибок Саши Д. (11 лет) мы не учитываем по причине того, что ребенку поставлен диагноз ЗПР VII вида. В романе Маши Л. (12 лет) мы видим незначительное повышение среднего количество лексических ошибок. Он составляет 0,5 единиц. Данное явление мы объяснили выше применительно к речевым ошибкам в целом. Среднее количество лексических ошибок максимально в текстах детей семи лет, далее этот показатель снижается по мере взросления авторов и вновь увеличивается (незначительно) в произведениях детей двенадцати лет (см. табл. 2). Лексические ошибки встречаются в текстах детей любого возраста. Приведем примеры наиболее распространенных лексических нарушений:
1. Нарушение лексической сочетаемости слов: <...> эти дети ей стали заурядно надоедать - Катя А., 11 лет; Но его голос был далеко без акцента- Маша Л., 12 лет;.
2. Непонимание значения слова, что приводит к употреблению лексической единицы в несвойственном ей значении: После уроков он [Женя] подловил эту пиратскую двойню <.. .> [о мальчиках-друзьях] - Маша Л., 12 лет.
3. Повторы: Мы спрятались за деревянные домики. Бандиты - за другие домики - Максим П., 8 лет.
4. Тавтологии и плеоназмы: На работе Катя работала за компьютером - Максим П., 8 лет; Ваш напарник выздоравливает и идет на поправку - Саша Д.
Выше мы проиллюстрировали самые распространенные лексические ошибки, встречающиеся в практически всех исследуемых нами текстах детей в возрасте 7-12 лет. Отметим, что в романах детей старшего возраста встречаются и другие лексические нарушения, которых мы не обнаружили в текстах детей младшего возраста. Например, активное использование канцеляризмов, штампов, клише. Фразеологических ошибок в произведениях детей семи лет мы тоже не обнаружили. Дети младшего школьного возраста не имеют в активном словаре большого количества фразеологических единиц. Фразеологизмы обладают «единым, цельным значением» [1, с. 1]. Вывести значение фразеологизма из значений слов, входящих в него, невозможно. Дети часто понимают фразеологические единицы буквально (в более раннем возрасте это особенно заметно). Многие фразеологизмы могут быть неизвестны ребенку. Данные обстоятельства приводят к тому, что дети мало используют фразеологизмы в своих произведениях. В девяти проанализированных нами текстам мы встретили только четыре фразеологические единицы. Причем три из них- с отклонениями от нормы: грамматическое видоизменение фразеологизма (<...> вы будете помалкивать в тряпочку - Катя А., 11 лет), лексическое
видоизменение фразеологизма (Передай Вове от меня «пока»! - Маша Л., 12 лет) и ошибка в усвоении значения фразеологизма (Таня поспешно примчалась из кухни всплеснула руками [героиня увидела, что ее друг потерял сознание] -Маша Л., 12 лет).
Итак, в данной статье мы рассмотрели разные виды речевых и грамматических ошибок, встречающихся в произведениях, самостоятельно написанных детьми в возрасте 7-12 лет. Определили среднее количество ошибок на 100 слов текста. В результате проведенных подсчетов была установлена закономерность в изменении количественном различных видов нарушений языковых норм, допускаемых детьми в своих произведениях. Динамику речевых и грамматических ошибок мы отобразили в прилагающихся к статье таблицах.
Таблица 1. Количественные характеристики исследуемых текстов
Среднее Среднее
количе- количе-
Коли- Жанр Общее ство ре- ство
Имя и возраст автора чество анализируемых тек- произведения, установленный самим Количество слов Общее количество речевых ошибок количество грам-матиче-ских чевых ошибок на 100 слов (округ- грамматических ошибок на 100 слов (ок-
стов автором ошибок лено до десятых) руглено до десятых)
Гриша К., 7 лет 4 рассказы 362 14 8 3,9 2,2
Максим П., 8 лет 1 роман 2196 25 20 1,1 0,9
Аня К., 10 лет 1 рассказ 518 3 3 0,6 0,6
Катя А., 11 лет 1 роман 2270 8 9 0,4 0,4
Саша Д., 11 лет 1 роман 610 8 8 1,3 1,3
Маша Л., 12 лет 1 роман 6226 44 16 0,7 0,3
Таблица 2. Среднее количество различных видов ошибок на 100 слов
Имя и возраст автора Количество слов Среднее количество
лексических ошибок на 100 слов (округлено до десятых) синтаксических ошибок на 100 слов (округлено до десятых) словообра-зователь-ных ошибок на 100 слов (округлено до сотых) морфологических ошибок на 100 слов (округлено до десятых) фразеологических ошибок на 100 слов (округлено до сотых)
Гриша К., 7 лет 362 3,6 1,4 0,3 0,6 -
Максим П., 8 лет 2196 1 0,7 0,09 - -
Аня К., 10 лет 518 0,4 0,6 - - -
Катя А., 11 лет 2270 0,3 0,3 - 0,1 0,04
Саша Д., 11 лет 610 1 1,3 - - -
Маша Л., 12 лет 6226 0,5 0,2 0,03 - 0,02
Библиографический список
1. Бурмако, В. М. Фразеология современного русского языка [Текст] / В. М. Бурмако.
- Челябинск: , 2006. - 67 с.
2. Средние величины [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/student/statistika/srednie-velichiny.html (Дата обращения 16.01.2015).
3. Степанова, Т. В. Текстовая компетенция младшего школьника и ее гендерная составляющая // Вестник новгородского государственного университета. - 2007. - № 43. - С. 912.
4. Стилостатистический метод анализа текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/stylistic/Stilostatisticheski-metod-analiza-teksta-104/ (Дата обращения 16.01.2015).
5. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи.
- М.: Знак, 2009.
6. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] / С. Н. Цейтлин. -М.: Просвещение, 1982. - 143 с.
7. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Bibliography
1. Burmako, V. M. Phraseology of modern Russian language [Text] / V. M. Burmaka. -Chelyabinsk, 2006. - 67 p.
2. Mean values [electronic resource] URL: http://www.grandars.ru/student/statistika/srednie-velichiny.html (Date of access 16/01/2015).
3. Stepanova, T. Lo junior student competence and gender component // Vestnik Novgorod State University st. - 2007. - № 43. - S. 9-12.
4. The method of text analysis Stilostatistichesky // Stylistic Encyclopedic Dictionary of Russian / ed. MN Kozhina [electronic resource] URL: http://enc-dic.com/stylistic/Stilostatisticheski-metod-analiza-teksta-104/(Date of access 16/01/2015).
5. Zeitlin, SN Essays on word formation and morphogenesis in children's speech. - M.: The sign 2009.
6. Zeitlin, SN Speech errors and their prevention [Text] / S. Zeitlin. - M .: Education, 1982. - 143 p.
7. Zeitlin, S. Language and child: the child's speech Linguistics: Proc. Guide for students. Executive. Proc. institutions. - M.: Gumanit.izd.tsentr VLADOS, 2000. - 240 p.