Научная статья на тему 'Динамика развития приграничного туризма в Баренцевом Евро-Арктическом регионе'

Динамика развития приграничного туризма в Баренцевом Евро-Арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЕНЦЕВ ЕВРО-АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ПРИГРАНИЧНЫЙ ТУРИЗМ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / BARENTS EURO-ARCTIC REGION / BORDER TOURISM / MURMANSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Елена Юрьевна

В статье рассматриваются основные виды и характеристики приграничного туризма в странах БЕАР (Баренцева Евро-Арктического региона), приводятся официальные статистические данные о количестве поездок, результаты исследования туристской мотивации и выявляется положительная динамика развития приграничного туризма. Материалы текущего исследования включают обзор и сравнительный анализ с данными, полученными в ходе исследовательских сессий начиная с 2013 года в рамках международной программы «Бакалавр приполярных/северных исследований». По данным анкетирования, в Баренцевом регионе существует большой потенциал развития туризма, положительная мотивация способствует реализации международных контактов. Анализ динамики развития приграничного туризма показал увеличение спроса на рынке туристических услуг, необходимость создания программ, ориентированных на потребности целевой аудитории покупателей, активное продвижение российского турпродукта на международном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Терещенко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of border tourism in the Barents Euro-Arctic Region

The article discusses the main types and characteristics of border tourism in the countries of the Barents region. It provides official statistics on the number of trips, the results of tourist motivation study and reveals the positive dynamics of border tourism development. The materials of the current study include a review and comparative analysis with data obtained during research sessions since 2013 within the framework of the international program Bachelor of Northern Studies. According to the survey, the Barents region has a great potential for the development of tourism and positive motivation that contributes to international contacts. An analysis of the border tourism development dynamics has shown an increase in the demand in the tourism services market, the necessity to create programs focused on the needs of the target audience of buyers, and the active promotion of Russian tourism in the international market.

Текст научной работы на тему «Динамика развития приграничного туризма в Баренцевом Евро-Арктическом регионе»

УДК 008[338.48:008](470.21)(045) DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.56

Динамика развития приграничного туризма в Баренцевом Евро-Арктическом регионе *

© ТЕРЕЩЕНКО Елена Юрьевна, доктор культурологии, доцент E-mail: ter_elena@inbox.ru

Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды и характеристики приграничного туризма в странах БЕАР (Баренцева Евро-Арктического региона), приводятся официальные статистические данные о количестве поездок, результаты исследования туристской мотивации и выявляется положительная динамика развития приграничного туризма. Материалы текущего исследования включают обзор и сравнительный анализ с данными, полученными в ходе исследовательских сессий начиная с 2013 года в рамках международной программы «Бакалавр приполярных/северных исследований». По данным анкетирования, в Баренцевом регионе существует большой потенциал развития туризма, положительная мотивация способствует реализации международных контактов. Анализ динамики развития приграничного туризма показал увеличение спроса на рынке туристических услуг, необходимость создания программ, ориентированных на потребности целевой аудитории покупателей, активное продвижение российского турпродукта на международном рынке.

Ключевые слова: Баренцев Евро-Арктический регион, приграничный туризм, Мурманская область.

Dynamics of border tourism in the Barents Euro-Arctic Region

© Elena Yu. TERESHCHENKO, Dr. Sci. (Cult.), Associate Professor E-mail: ter_elena@inbox.ru

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia

Abstract. The article discusses the main types and characteristics of border tourism in the countries of the Barents region. It provides official statistics on the number of trips, the results of tourist motivation study and reveals the positive dynamics of border tourism development. The materials of the current study include a review and comparative analysis with data obtained during research sessions since 2013 within the framework of the international program Bachelor of Northern Studies. According to the survey, the Barents region has a great potential for the development of tourism and positive motivation that contributes to international contacts. An analysis of the border tourism development dynamics has shown an increase in the demand in the tourism services market, the necessity to create programs focused on the needs of the target audience of buyers, and the active promotion of Russian tourism in the international market. Keywords: Barents Euro-Arctic region, border tourism, Murmansk region.

Введение

Приграничный регион — это территория, имеющая политическую и социально-экономическую целостность, а также государственную границу с другими странами. В настоящее время приграничное положение является важным фактором территориального развития [1, Viken А., Nystedt Т., с. 53-72; 2, Haugseth P., с. 154-161].

* Для цитирования:

Терещенко Е.Ю. Динамика развития приграничного туризма в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Арктика и Север. 2018. № 33. С. 56-65. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.56 For citation:

Tereshchenko E.Yu. Dynamics of border tourism in the Barents Euro-Arctic Region. Arktika i Sever [Arctic and North], 2018, no. 33, pp. 56-65. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.33.56

Современный этап развития приграничного туризма определяется взаимопроникновением глобальных и уникальных характеристик. Распространение процессов глобализации становится возможным, когда созданы предпосылки глобальной инфраструктуры и когда уровень стандартизации интегрировал национальные и региональные организации в единую мировую структуру на равных условиях [3, Odegova O. V., Zabulionite K.-A., с. 475-481]. По мнению М. Кастельса, в условиях глобализации доминирующие социальные, политические и экономические процессы организуются в виртуальном пространстве [4, Кастельс М.]; согласно П. Бурдьё, ключевая роль в развитии общественных отношений заключается в способности распространять культурные и символические практики [5, Бурдьё П.], В.С. Степин подчёркивает, что основой для глобальных процессов является экономика, но т.к. экономика является подсистемой культуры — глобализации, она проникает во все сферы социокультурной системы [6, Степин В.С., с. 262-275]. Глобализация в туриндустрии — это процесс объединения туристских практик, сопровождающийся расширением доступа к информационным ресурсам, обмену информацией, увеличением количества и качества туристских услуг.

Приграничный туризм в настоящее время является динамично развивающейся сферой социально-экономической деятельности. Приграничный арктический туризм — уникальное, достаточно молодое направление, требующее специальных компетенций, знания природных особенностей региона, технологий реализации актуальных туристских программ, умения взаимодействовать с потенциальными потребителями. [7, Желнина З.Ю., с. 74-80].

Факторы развития приграничного туризма

В «Стратегии развития туризма Российской Федерации до 2020 года» обозначена главная цель туристской деятельности — «реализация стратегической роли туризма в экономическом и социокультурном развитии регионов путём повышения качества жизни и приобщения к историко-культурному и природному наследию населения Российской Феде-рации»1.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года названы основные проблемы социально-экономического развития России: усиление глобальной конкуренции; новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций; возрастающая роль человеческого капитала как ключевого фактора в экономическом развитии2. В Стратегии социально-экономического развития Мурманской области перечислены вызовы современной цивилизации: неустойчивая структура регио-

1 Стратегия развития туризма Российской Федерации до 2020 г. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (дата обращения: 01.11.2018).

2 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 01.11.2018)

нальной экономики, социальные, гуманитарные и экологические проблемы. «Основные

проблемы являются общими для макрорегиона Мурманской области и её "арктических" соЧ/ /— V V V V 3 п

седей, и их решение требует совместных усилий, идей и действий» . В этом документе определено основное направление развития Мурманской области как стратегического центра Арктической зоны Российской Федерации.

Правительство Мурманской области разрабатывает ведомственные программы развития туристской отрасли. В течение четырёх лет основной программой являлась ведомственная целевая программа «Развитие туризма в Мурманской области на 2012-2015 годы», в настоящее время реализована «Программа развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области на 2015-2017 годы». Базовая стратегическая цель создания кластера — «развитие брендовых туристских продуктов Мурманской области и повышение конкурентоспособности региональной индустрии туристско-рекреационных услуг на

4

международном рынке» .

Началом активного развития приграничного туризма стало объединение стран Баренц-региона, которое началось с создания Баренцева Совета 11 января 1993 г. и подписания Киркенесской Декларации, где главной целью была названа поддержка стабильности и прогресса в данном регионе. Основными направлениями сотрудничества обозначены сферы экологии, экономики, науки и технологии, культурных связей и туризма5. Новый этап сотрудничества начался 29 мая 2012 г., когда Россия и Норвегия установили безвизовый режим на приграничных территориях губернии Финнмарк и Мурманской области.

Для развития сотрудничества в Баренц-регионе существенное значение имеют следующие факторы/ пограничное положение (Баренц-регион географически связывает Северную Европу и Россию); политическая, экономическая и социальная стабильность (Баренц-регион является относительно безопасной территорией с достаточно низким уровнем преступности, высокой эффективностью международных экономических и социально-культурных программ); общая история (с древнейших времён на севере сформировался историко-культурный ареал Лапландия). И сегодня мы видим, что страны Баренцева региона имеют возможность сотрудничать, несмотря на различные федеральные и региональные подходы к международному законодательству.

3Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации. URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/strat_plan/sub02/ (дата обращения: 01.11.2018).

4 Туристско-рекреационный кластер Мурманской области. URL: http://murmantourism.ru/turklaster (дата обращения: 01.11.2018).

5 Первоначально в Баренцев регион вошли крайние северные области России: Архангельская и Мурманская, северные области Скандинавии и Финляндии (губернии Лаппланд в Финляндии, Тромс, Финнмарк и Нурланд в Норвегии, Норрботтен — в Швеции). Позже к нему присоединились Республика Карелия (1994 г.), Ненецкий Национальный Округ (1997 г.), округ Оулу (Финляндия) и Вестерботтен (Швеция, 1998 г.). В качестве ассоциированных членов в БЕАР вошли Дания, Исландия и ЕС. Кроме того, статус наблюдателей получили Канада, Франция, Япония, Великобритания, Польша, Германия.

Статистические данные

Статистические данные позволяют оценить динамику развития приграничного туризма за последнее десятилетие6. Число граждан России, выезжающих в Норвегию, Швецию и Финляндию неизменно высокое, как и число поездок граждан зарубежных стран, посещающих Россию. По данным Федерального агентства по туризму РФ, ежегодно из России в Финляндию выезжает около 3 млн чел., в Швецию — около 40 тыс. чел., в Норвегию — около 100 тыс. чел. Число граждан Норвегии и Швеции, ежегодно посещающих Россию — около 40 тыс. чел, граждан Финляндии — около 1 200 тыс. чел. (табл. 1, 2).

Таблица 1

Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны за 2015-2017 гг. (тыс.

чел.)

2015 2016 2017

Норвегия 111 103 115

Швеция 37 41 56

Финляндия 3066 2894 3333

Таблица 2

Количество поездок граждан зарубежных стран с целью туризма на территорию РФ за 20152017 гг. (тыс. чел.)

2015 2016 2017

Норвегия 48 45 51

Швеция 37 36 34

Финляндия 1415 1319 1017

В целом численность граждан, размещённых в коллективных средствах размещения в Мурманской области в 2017 г., составила около 300 тыс. человек, обеспечив 30% прироста по отношению к 2009 г. (табл. 3).

Таблица 3

Численность граждан, размещённых в коллективных средствах размещения Мурманской области

за 2009-2017 гг. (тыс. чел.)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Численность граждан РФ 190,1 191,5 165,3 175,7 186,7 177,9 179,7 214,09 266,05

Численность иностранных граждан 17,5 17,7 17,2 16,7 18,3 15,7 15,1 26,0 36,1

Общий объём туристского потока складывается из коллективных и индивидуальных средств размещения. Показатель численности граждан, размещённых в гостиницах и иных средствах размещения, даёт возможность сопоставить международные туристские потоки в Мурманской, Архангельской областях и в Республике Карелия. Так, в 2017 г. численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения, составила 36,1 тыс. чел. в Мурманской области, 38,9 тыс. чел. в Республике Карелия, 7,3 тыс. чел в Архангельской

6 Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika (дата обращения: 01.11.2018).

области, что говорит о достаточно высокой популярности северного туризма. Количество иностранных туристов, остановившихся в гостиницах Мурманской области с 2009 по 2017 гг. увеличилось на 18,6 тыс. чел., в Республике Карелия — на 20,4 тыс. чел., в Архангельской области наблюдается незначительный спад на 1,5 тыс. чел. Данные показатели достигнуты за счёт посещения известных туристских дестинаций, в том числе Соловецкого монастыря в Архангельской области и Валаамского архипелага в Карелии (табл. 4).

Таблица 4

Численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения

(тыс. чел.)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Республика Карелия 18,5 27,0 40,2 38,0 34,5 31,9 27,1 40,8 38,9

Мурманская область 17,5 17,7 17,2 16,7 18,3 15,7 15,1 26,0 36,1

Архангельская область 8,7 7,9 6,9 6,6 6,1 5,2 6,1 7,2 7,3

Развитие приграничного туризма для стран БЕАР имеет ряд преимуществ. Во-первых, расширение туриндустрии способствует привлечению инвестиций для реализации международных проектов и программ. Во-вторых, развивается транспортное сообщение региона. В-третьих, происходит активизация социально-культурного обмена между странами БЕАР. В-четвёртых, приграничный туризм способствует расширению инновационного сектора экономики, внедрению новых технологий и производств, модернизации туристской инфраструктуры [8, Культурные индустрии Кольского Севера, с. 23-30].

В настоящее время в северных странах активно развиваются: этнографический, рекреационный, спортивный, морской, научно-исследовательский, культурно-познавательный, событийный виды туризма [9, Желнина З.Ю., 10, Stammler F., Sidorova L., с. 1-14]. Своеобразие северного ландшафта и животного мира, уникальные памятники материальной и нематериальной культуры способствуют привлечению туристов. Известные памятники древней (петроглифы, лабиринты) и средневековой (храмы, монастыри) культуры могут быть аттрактором для этнографических путешествий, фольклорных фестивалей. В последние десятилетия особым спросом пользуются рекреационные и просветительские программы тематических парков. Они востребованы, так как сочетают в себе природные, культурно-исторические и сервисные услуги (в Швеции — музей Скансен, в России — Кижи, Малые Корелы, в Финляндии — Деревня Санта-Клауса). Большие возможности представлены для морского туризма: круизного, научно-экспедиционного. В регионе сохранились памятники, рассказывающие о полярных экспедициях, естественные ландшафты дикой природы. Эксклюзивным российским турпродуктом является круиз на Северный полюс7. Это указывает на то, что потен-

7 С 1993 г. основным перевозчиком круизных туристов на Северный полюс становится атомоход "Ямал", в настоящее время — «50 лет Победы». Круиз выполняется по маршрутам: Мурманск — Шпицберген — Северный полюс; Мурманск — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс с заходом на Новую Землю. В 2009 году была открыта исследовательская и одновременно туристская база Борнео, расположенная примерно в 100 км. от Северного полюса.

циал развития приграничного туризма носит многослойный характер, охватывающий широкий и сложный контекст «культура — туризм».

Общей тенденцией в развитии туризма в Баренцевом регионе является расширение спектра туристских услуг, ориентированных на индивидуального пользователя. Это способствует постоянному обновлению и расширению туристских предложений.

Особое внимание в рамках деятельности по расширению туристической отрасли Баренц-региона уделяется реализации крупных международных проектов (в частности Программа приграничного сотрудничества «Коларктик 2014-2020 гг.», целью которой является поддержание жизнеспособности экономики и повышение привлекательности региона8). Примером эффективного сотрудничества стран Баренц-региона является трёхсторонний

ч/ 9

трансграничный парк «Пасвик-Инари» .

Анализ туристской мотивации

Потенциал туризма БЕАР состоит из нескольких компонентов: природное и культурное наследие, инфраструктура обслуживания, информационная поддержка. Одним из факторов, положительно влияющих на динамику развития туризма, является туристская мотивация.

В целях выявления мотивов поездок в страны БЕАР и характеристик предложений на рынке туристических услуг было опрошено 50 студентов из Мурманского арктического государственного университета (ФГБОУ ВО «МАГУ») от 20 до 35 лет. На первом этапе студентам было предложено назвать мотивы путешествия. В результате исследования 30% респондентов поставили на первое место культурные и познавательные мотивы (знание местных традиций, образ жизни, участие в праздниках, фестивалях), 25% — рекреационные (уникальные виды северной природы, отдых, развлекательные мероприятия), 22% — исследовательские (новые маршруты, открытие для себя и для общества новых культурных и природных объектов), 15% — экологические (волонтёрские и экспедиционные программы), 10% — мотивы общения, 8% — мотивы преодоления (путешествия различной сложности: горные лыжи, дайвинг).

Целью второго этапа опроса студентов Мурманского арктического государственного университета было определение отношения к странам БЕАР (количество реальных и потенциальных туристов). По результатам исследования 60% студентов уже посетили одну из стран Баренц-региона и планируют посетить в будущем, 20% респондентов никогда не вы-

8 Программа приграничного сотрудничества «Коларктик». URL: https://kolarctic.info/ru/kolarctic-2014-2020-ru/ (дата обращения: 01.11.2018).

9 Парк создан в 2008 году с целью контроля и управления общим биоразнообразием, развития природного туризма и выполнения Меморандума о взаимопонимании по Зеленому поясу Фенноскандии на сопредельной особо охраняемой природной территории между Россией, Норвегией и Финляндией. Обширная территория, на которой три государства осуществляют трехстороннее сотрудничество, охраняется и включает в себя район дикой природы «Вятсари» в Финляндии, Национальный парк «Верхний Пасвик», охраняемый ландшафтный район «Верхний Пасвик», природный заповедник «Пасвик» в Норвегии и природный заповедник «Пасвик» в России. URL: http://pasvik.org.ru (дата обращения: 01.11.2018).

езжали в страны БЕАР, но планируют посетить в будущем, остальные студенты отдают приоритет другим странам.

На третьем этапе опроса были определены самые популярные и доступные маршруты. Опрос проводился в 2013 г. среди студентов, которые уже посетили страны БЕАР. В результате 90% сказали, что посетили Норвегию, Швецию и Финляндию в рамках культурных и познавательных поездок, 9% были участниками рекреационных поездок, 1% — экологических. Повторный опрос в 2018 г. не выявил существенных отличий: ведущими среди молодёжи остаются культурно-познавательные маршруты. Среди причин выбора этих поездок студенты назвали экономическую привлекательность и доступность.

Таким образом, самыми популярными и доступными являются культурные, образовательные и рекреационные туры. В то же время изучение мотивов путешествий показало, что 45% респондентов хотели бы выбрать исследовательские, экологические, волонтёрские, спортивные, экспедиционные поездки. Результаты исследования показывают большие возможности для продвижения программ приграничного туризма.

Учитывая данные опроса, стоит также взглянуть на стереотипы, касающиеся национального характера. Культурные стереотипы — это представления о типичных особенностях, характеризующих людей. Автостереотипы отражают устойчивый и упрощённый образ своей социальной группы, гетеростереотипы — образ, сформированный по отношению к другим людям. Оба типа культурных стереотипов развиваются и укореняются в обществе как общеизвестные традиционные взгляды. Стереотипы характеризуют социальную группу в целом, но в то же время распространяются на конкретного представителя этой группы и предопределяют специфику межкультурных контактов.

С целью определения автостереотипов и гетеростереотипов населения Баренцева региона было опрошено 50 студентов МАГУ.

На первом этапе студентам было предложено составить список из 60 характерных национальных особенностей норвежцев, финнов, шведов, русских в трёх группах (личные, коммуникативные и деловые черты характера). В частности, студенты назвали следующие личные характеристики: серьёзные, целеустремлённые, скромные, гордые, оптимистичные и другие; коммуникативные характеристики: гостеприимные, искренние, вежливые, недружелюбные, сдержанные, с чувством юмора и другие; деловые качества: безответственные, прагматичные, агрессивные, терпеливые, трудолюбивые, предприимчивые и другие.

На втором этапе нужно было выбрать из списка пятнадцать черт национального характера норвежцев, финнов, шведов, русских (по 5 в каждой группе). Результаты опроса представлены в таблице 5.

Таблица 5

Культурные стереотипы национального характера (результаты опроса студентов Мурманского арктического государственного университета)

Личные качества Коммуникативные качества Деловые качества

норвежцы серьезные, выносливые, гордые, вялые, уверенные в себе с чувством самоуважения, закрытые, дружелюбные, эмоциональные, стойкие добросовестные, консервативные, точные, вежливые, терпеливые

шведы целеустремленные, независимые, самоуверенные, скованные, честные бодрые, непоколебимые, гуманные, вежливые, искренние предприимчивые, экономные, прагматичные, педантичные, дисциплинированные.

финны оптимистичные, целеустремленные, раскованные, добрые, вялые дружелюбные, вежливые, непоколебимые, замкнутые, компетентные добросовестные, доверчивые, точные, экономные, терпеливые.

русские выносливые, самоуверенные, сильные, пассивные, независимые гостеприимные, сильные, эмоциональные, с чувством самоуважения, импульсивные со стремлением к успеху, предприимчивые, расточительные, адаптирующиеся, доверчивые

Результаты опроса показывают общие представления о национальном характере жителей Баренцева региона. Яркой особенностью является отсутствие крайне негативных качеств (озлобленный, жестокий, безразличный к окружающим, агрессивный), что положительно сказывается на развитии приграничного туризма. Результаты опроса обусловлены молодым возрастом респондентов, короткими личными контактами и позитивной информацией, которая транслируется СМИ о результатах межкультурных взаимодействий России и других стран Баренцева региона.

Заключение

Анализ динамики развития приграничного туризма в Баренц-регионе показал увеличение спроса на рынке туристических услуг. Туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда постоянно изменяющихся социальных, экономических, политических факторов: степень освоенности приграничных территорий, наличие квалифицированных кадров; вовлечённость территории в международную экономическую интеграцию; наличие нормативно-правовой базы для развития приграничного сотрудничества; вовлечённость в реализацию совместных социально-культурных программ в рамках международного приграничного сотрудничества.

Приграничный туризм, объединённый географически, построен на разных технологиях пребывания в дестинации. При этом наиболее устойчивым спросом пользуются культурно-познавательные программы, что формирует запрос на углублённое понимание культурных кодов, визуальных символов, что в свою очередь влияет на формирование позитивных национально-культурных стереотипов.

Приграничный туризм является достаточно новым направлением в туриндустрии. Достижению конкретных и долгосрочных результатов способствуют: создание межгосударственных туристско-рекреационных территорий; реализация международных проектов и программ, направленных на продвижение туристских брендов (событий, маршрутов), обес-

печивающих комплексное продвижение Баренц-региона; включение приграничного туризма в генеральные стратегии развития территорий.

Благодарности и финансирование

Проект международного сотрудничества стран Баренц-региона в рамках программы Мурманского арктического государственного университета «Бакалавр приполярных/северных исследований» был реализован в 2013 г. при поддержке Университета Арктики и Университетского колледжа Финнмарка. Координаторы проекта Бьёрн Сагдал и Петер Хаугсет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Viken A., Nyseth T. Kirkenes — A Town for Miners and Ministers. Ed. by Т. Nyseth and А. Viken. Place Reinvention: Northern Perspectives. Farnham: Ashgate, 2009. Pp. 53-72.

2. Haugseth P. Interaction in the Borderland after the Implementation of the Local Border Traffic Permit: Perspectives from the Russian town Nikel, Pechenga District // Языковое и культурное разнообразие в условиях Арктического региона. Мурманск: МГГУ, 2014. C. 154-161.

3. Odegova O.V., Zabulionite K. A. Linguacultural Globalization: Objective Tendencies and the Perspective Issue // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2014. С. 475-481.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.

5. Бурдьё П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. 288 с.

6. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.

7. Желнина З.Ю. Проблемы разработки региональной программы развития туризма в русле реализации федеральных программ и национальных стратегий Российской Федерации // Современные проблемы и тенденции инновационного развития Европейского Севера: материалы междунар. науч.-практ. конф., Мурманск, 9-11 апр. 2014 г. Мурманск: МГТУ, 2014. С. 74-80.

8. Культурные индустрии Кольского Севера: социолого-культурологическое исследование: коллективная монография / Под ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 183 с.

9. Желнина З.Ю. Арктический туризм: учебное пособие. Мурманск: Баренц-пресс, 2018. 180 с.

10. Stammler F., Sidorova L. Dachas on permafrost: the creation of nature among Arctic Russian city-dwellers // Polar Record. Cambridge University Press. Pp. 1-14. DOI 10.1017/S0032247414000710

References

1. Viken A., Nyseth T. Kirkenes — A Town for Miners and Ministers. Ed. by T. Nyseth and A. Viken. Place

Reinvention: Northern Perspectives. Farnham: Ashgate, 2009, pp. 53-72.

2. Haugseth P. Interaction in the Borderland after the Implementation of the Local Border Traffic Permit:

Perspectives from the Russian town Nikel, Pechenga District. Yazykovoe i kul'turnoe raznoobrazie v usloviyakh Arkticheskogo regiona [Linguistic and cultural diversity in the Arctic region]. Murmansk: MASU Publ., 2014, pp. 154-161.

3. Odegova O.V., Zabulionite K. A. Linguacultural Globalization: Objective Tendencies and the Perspec-

tive Issue. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2014, pp. 475-481.

4. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Econ-

omy, Society and Culture]. Moscow: HSE Publ., 2000, 606 p.

5. Burd'e P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of social space]. SPb.: Aleteyya Publ.; Mos-

cow: In-t eksperim. sotsiologii: Aleteyya Publ., 2005, 288 p. (In Russ.)

6. Stepin V.S. Tsivilizatsiya i kul'tura [Civilization and culture]. SPb.: SPbUHSS Publ., 2011, 408 p.

7. Zhelnina Z.Yu. Problemy razrabotki regional'noy programmy razvitiya turizma v rusle realizatsii feder-

al'nykh programm i natsional'nykh strategiy Rossiyskoy Federatsii [Problems of developing a regional tourism development program in line with the implementation of federal programs and national

strategies of the Russian Federation]. Sovremennye problemy i tendentsii innovatsionnogo razvitiya Evropeyskogo Severa: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern problems and trends in the innovative development of the European North: materials of the intern. scientific-practical conf], Murmansk, 9-11 apr. 2014 g. Murmansk: MSTU Publ., 2014, pp. 74-80. (In Russ.)

8. Kul'turnye industrii Kol'skogo Severa: sotsiologo-kul'turologicheskoe issledovanie: kollektivnaya monografiya [Cultural industries of the Kola North: sociological and cultural research: a collective monograph]. Ed.by L.M. Mosolova. SPb.: Herzen State Pedagogical University Publ., 183 p. (In Russ.)

9. Zhelnina Z.Yu. Arkticheskiy turizm: uchebnoe posobie [Arctic tourism: study guide]. Murmansk: Bar-

ents-press Publ., 2018, 180 p. (In Russ.)

10. Stammler F., Sidorova L. Dachas on permafrost: the creation of nature among Arctic Russian city-dwellers. Polar Record. Cambridge University Press, pp. 1-14. DOI 10.1017/S0032247414000710

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.