мацию невраждебной. Это новое направление маркетинговых исследований, изучающее неосознанные сенсомоторные, когнитивные и эмоциональные реакции человека на определенные стимулы. Применение нейромаркетинга приведет к улучшению настроения и самочувствия покупателей в магазине (через приятное для глаз освещение, создание удобных проходов, комфортного температурного режима, удачных цветовых сочетаний и др.).
Аромамаркетинг - новое направление искусства продаж, в основе которого лежит воздействие ароматов на поведение покупателя. Внедрение аромамарке-тинга в деятельность кооперативных организаций позволит использовать ароматы для стимулирования продаж, продвижения продукции на рынок, оказания благоприятного воздействия на покупателей. Это связано с тем, что наличие приятных запахов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15-20% дольше, чем обычно, что положительно сказывается на уровне продаж.
Литература
1. Мунши АЮ, Мунши Ш.М. Маркетинговый анализ предприятия. Чебоксары: Салика, 2003. 105 с.
2. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России и Чувашии. М.: Изд-во Центросоюза РФ, 2010.
МУНШИ АЛЕВТИНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUNSHI ALEVTINA YURYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Business and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 332.146:330
С.Г. НЕМЦЕВ
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Ключевые слова: бизнес, кредит, заемщик, банковские услуги, кредитование.
Произведена оценка развития бизнеса в регионах РФ за последние посткризисные годы и перспективы на краткосрочный период. Проанализированы показатели кредитования заемщиков малого и среднего бизнеса и ожидаемые направления сервиса для них со стороны банков.
S.G. NEMTSEV
DYNAMICS OF SMALL AND MEDIUM SIZED BUSINESSES IN RUSSIA Key words: business loan, the borrower, bank services, credit.
The evaluation of business development in the regions of the Russian Federation for the last post-crisis years and the outlook for a short term is given. The Indexes of lending for borrowers of small and medium-sized businesses and the expected directions of service for them by the banks are analyzed.
Одним из важных драйверов роста кредитования для банков может стать помощь заемщикам в структурировании бизнеса.
Портфели банков в 2011 г. выросли на 18,1%, а прирост выданных кредитов - на 65,2%. По мнению некоторых экспертов, кредитные риски значительно снизились [1, 2], так как по причине оказания консалтинговых услуг со стороны банков заемщикам малого и среднего бизнеса (МСБ) за счет комиссионных оплат бизнес стал более прозрачным. Более того, Сбербанк с 2011 г. разрабатывает и продает готовые бизнес-планы с рассчитанными экономическим показателями. Доля банков, оказывающих заемщикам помощь в структурировании бизнеса, составляет 28% [2].
При использовании факторинга или лизинга банки направляют заемщиков в компании, которые сотрудничают с ними, и составляют кластер. Портфели банков, оказывающих заемщикам помощь в работе с контрагентами, за 2011 г. выросли на 66%.
Рост ссудных портфелей банков позволяет ускорить решение в получении кредитов, повысить эффективность организационных вопросов. Однако доля таких банков в РФ составляет только 16%.
Лидерами кредитования МСБ являются 5 банков, на которые приходится 66,64% от объема всех кредитов по РФ. Это ОАО «Сбербанк России» -35,36%; ОАО «Уралсиб» - 14,71%; банк «Возрождение» - 7,08%, ОАО «Промсвязьбанк» - 6,02%; банк ВТБ 24 - 3,47%.
Объемы выданных кредитов МСБ банками РФ по федеральным округам
№ п/п Федеральные округа Объем кредитов, млн руб. Темп прироста 2011/2010, %
2010 г. 2011 г. % к РФ
1 РФ в целом 463 830 766 247 100,00 65,20
2 ПФО 132 476 210 749 27,50 59,08
3 ЦФО* 96 343 157 377 20,54 63,35
4 СФО 68 159 114 385 14,93 67,82
5 УФО 53 162 92 209 12,03 73,45
6 ЮФО 52 825 87 976 11,48 66,54
7 СЗФО* 37 593 63 355 8,27 68,53
8 ДФО 12 703 23 030 3,01 81,30
9 СКФО 10 569 17 166 2,24 62,42
Примечание. Результаты получены автором на основе оценки «Эксперт РА» отчетных данных банков РФ. * - без учета г. Москва и г. Санкт-Петербург.
В 2010 г. банки испытали сокращение избыточной ликвидности. Это привело к активизации выдачи кредитов заемщикам. Тем не менее, если рост портфелей банков в 2010 г. составлял 14,5%, то годом позже - всего 6,6%. Для сравнения приводим цифры кредитования крупного (7,9%) и розничного (11,5%) бизнеса. На снижение оказали влияние два фактора: ослабление спроса на кредиты со стороны МСБ (опасения второй волны кризиса) и изменение кредитной политики Сбербанка, который увеличил средние ставки кредитования. Между тем необходимо отметить, что примеру Сбербанка могут последовать другие лидеры рынка. Подобную динамику можно связать с ростом доли сложных кредитных продуктов, каковыми являются инвестиции (у Сбербанка они составляют более 20%), на кредитование которых риск достаточно большой.
Увеличение портфелей пятерки лидеров произошло на основе:
- ОАО «Уралсиб» - готовность принимать на себя повышенные риски из-за менее консервативных требований по обеспечению и кредитованию традиционно низкоконкурентного сегмента - инвестпроектов. При этом банк помогает своим заемщикам в их правильном структурировании.
- «Возрождение» - одним из факторов успеха выступила помощь заемщикам в выстраивании бизнес-цепочек, в частности поиск партнеров для относительно крупных клиентов.
- ОАО «Промсвязьбанк» - специализации на относительно коротких кредитах (в том числе беззалоговых). Важными факторами его успеха стали покупка части портфеля у Банка ТРАСТ и рост числа сотрудников, работающих в МСБ.
- ВТБ 24 - традиционно на длинных (свыше трех лет) кредитах, выдаваемых преимущественно для целей модернизации.
Рост объемов кредитования пока происходит как по причине относительной стабильности в экономике, так и внедрения банком новой, усовершенствованной под потребности малого бизнеса линейки кредитных продуктов. В частности, уже в 15 из 17 территориальных банков «Сбербанк России» запустил кредитную фабрику, которая позволяет клиентам за два рабочих дня получать решения о предоставлении кредита [3]. При этом банку требуется минимальный пакет документов для принятия решения.
В настоящее время банки при кредитовании МСБ предъявляют достаточно жесткие требования заемщикам, практически не учитывают специфику малого бизнеса. В этих условиях для большинства клиентов малого бизнеса получение кредита становится недоступным, что является препятствием более быстрому росту объемов кредитования. На наш взгляд, ситуацию могут исправить разработка специальных бизнес-планов для МСБ и развитие долгосрочных инвестиционных вложений. Но решению этих вопросов препятствует неопределенность на внешнем и внутреннем рынках. Следует также отметить отраслевую структуру МСБ в РФ. В целом до 55% субъектов малого бизнеса составляют предприниматели по торговле.
В последнее время лидеры в банковской сфере РФ усиливают внедрение инновационных моделей и технологий кредитования МСБ, например, Сбербанк РФ разработал проект внедрения технологии «Кредитная фабрика». Данный проект основан на скорринговой модели оценки кредитоспособности и позволяет быстро принимать решения по кредитованию.
Таким образом, взаимосвязь банка и клиентов можно графически определить так, как показано на рисунке.
Взаимосвязь банка и заемщиков
Одним из показателей взаимосвязи банка и заемщиков МСБ является просроченная задолженность клиента банку, что, по мнению банка, повышает кредитный риск. К таким заемщикам при повторном предоставлении кредита банки относятся отрицательно. По данным банков, в РФ срок просрочки заемщиками МСБ составляет в среднем 90 дней и в 2011 г. оценивался от общей суммы предоставленных кредитов в 8,96% (в 2010 г. - 9,48%). Для сравнения: по крупному бизнесу эти цифры выглядят так: 3,86 и 4,12% и 150 дней, соответственно, т.е. доля проблемных кредитов банков в основном приходится на крупный бизнес. По федеральным округам доля просроченной задол-
женности по МСБ на 01.01.2012 г. выглядит следующим образом (без городов Москва и Санкт-Петербург): ЦФО - 10,2%; СЗФО - 18,06%; ЮФО - 16,72%; СКФО - 7,82%; ПФО - 11,95%; УФО - 11,37%; СФО - 13,66%; ДФО - 9,52%. Таким образом по федеральным округам разница составляет до 2 раз.
Исходя из изложенного выше, можно ожидать, что уровень просроченной задолженности продолжит снижение. При этом банки с такими заемщиками поступают достаточно жестко и долги передают коллекторским агентствам. Например, «Сбербанк России» объявил о продаже коллекторам плохих долгов МСБ на 450 млн руб. Можно ожидать вырастание роли комиссионных доходов от обслуживания МСБ, которые традиционно более стабильны по сравнению с процентными ставками кредитования.
Можно на основе теории краткосрочного прогнозирования, которая учитывает такие факторы, как динамика кредитования, стабильность рынка, улучшение сервисных услуг, динамика изменения просроченной задолженности, прогнозировать развитие рынка в этой области.
Ожидаются два возможных сценария развития рынка: реалистичный и пессимистический. Первый реализуется в случае продолжения существующих тенденций, если нарастающая вторая волна европейского (и мирового) экономического кризиса коснется России в меньшей степени. В этом случае можно ожидать возрастания портфеля банков для кредитования МСБ до 22% и развития кредитования стартапов.
Пессимистический сценарий предполагает дальнейший рост нестабильности финансовых рынков. В этом случае следует ожидать падения цены на нефть и газ, что приведет к ухудшению платежного баланса России.
По этому сценарию ожидается рост портфеля ссуд МСБ только на 15% [1].
По обоим сценариям ожидается рост эффективных процентных ставок, так как их текущий уровень не позволяет банкам поддерживать приемлемое соотношение доходность/риск. По первому сценарию рост будет умеренный, по второму - резкий и будет сопровождаться сильным ужесточением по отношению к заемщикам.
Выводы. 1. За последние два года портфель кредитов МСБ существенно сократился, на что повлияли как внешние (ожидание второй волны кризиса в РФ и особенно в мире), так и внутренние (повышение процентной ставки и частично - удовлетворение потребности заемщиков) факторы.
2. Структура портфеля Сбербанка РФ стала в большей степени отвечать задачам модернизации экономики - значительно (в 1,5 раза) выросла доля кредитов на инвестиционные цели.
3. Оказание консалтинговых услуг заемщикам является прогрессивным направлением в работе банков и уменьшает кредитные риски, повышает уровень привлекательности со стороны заемщиков МСБ.
4. Оценка показателей работы МСБ за 2011 г. позволяет прогнозировать пессимистический вариант развития рынка в секторе МСБ.
Литература
1. Объем и динамика рынка: трудный рост [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://raexpert.ru/ project/finmb/2011/resume/kreditovanie_msb_pritorm.pdf.
2. Создай своего заемщика [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://raexpert.ru/project/finmb/2011/ resume/kreditovanie_msb_pritorm.pdf.
3. Прытин Д. Рейтинг банков по объемам кредитования МСБ в 2011 году // РБК. Рейтинг. 2012. № 3.
НЕМЦЕВ СЕРГЕИ ГЕННАДЬЕВИЧ - аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NEMTSEV SERGEY GENNADYEVICH - post-graduate student of Regional Economy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.