УДК 81'42
М.О. Кочеткова, И.В. Тубалова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ БЛОГА КАК ЖАНРА ДИСКУРСА БЛОГОСФЕРЫ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье исследуется речевой жанр блога как особого типа текста, сформированного, с одной стороны, интенцией индивидуально-личностной сублимации, а с другой - техническими возможностями интернет-пространства. Анализируется специфика развития речевого жанра блога за период его существования в отечественном интернет-контенте под влиянием социокультурных факторов. Исследование выполнено на материале блогов, расположенных на самой популярной платформе -Ыуг]оигпа1 («Живой журнал»). Материал определяется временными рамками с 2000 по 2013 г. и составляет более 1000 наиболее популярных (согласно рейтингу «Яндекс. Блоги») блогов.
Ключевые слова: речевой жанр, дискурс блогосферы, социокультурные факторы, гипержанр, медийный жанр.
Идея социальной обусловленности текстопорождения, выраженная в различных теориях дискурса, активно обсуждается в современной лингвистике. Одним из аспектов представления данной идеи является анализ проблемы формирования и развития речевых жанров - относительно устойчивых типов высказывания, выработанных определенной сферой общения [1. С. 237].
В данной статье мы обращаемся к речевому жанру блога - особому типу высказывания, сформированному, с одной стороны, интенцией индивидуально-личностной сублимации, а с другой - техническими возможностями интернет-пространства как специфической сферы общения.
Жанровое пространство интернет-коммуникации в настоящее время регулярно становится объектом исследовательского внимания ([2, 3, 4] и др.). При его анализе учитывается специфика Интернета - особой технической среды, где параметры средства и канала коммуникации (гипертекстуальность, мультиме-дийность, синхронность и др.) непосредственно влияют на используемые в интернет-пространстве жанровые формы, определяя специфику функционирования языковых средств и организации конкретного жанра [5].
Обращение исследователей к жанровой специфике блога в последние несколько лет осуществляется достаточно активно ([6, 7, 8, 9] и др.). Блог занимает особое место в ряду жанров интернет-коммуникации, которая демонстрирует в дискурсивном аспекте качественную неоднородность. Дискурс бло-госферы - особый дискурс в структуре интернет-коммуникации, объединяющий множество отдельных блогов в единое сообщество. Блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы демонстрирует одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
О.В. Лутовинова, выделяя в структуре интернет-коммуникации дискурсообразующие жанры - на основе специфики структуры и композиции текста - и дискурсоприобретенные жанры - на основе интенционального разнообразия высказываний, определяет блог как один из дискурсообразующих жанров [4. С. 233].
Дискурс блогосферы активно реагирует на социальные изменения. В результате изменяются интенциональные характеристики функционирующих в нем высказываний, трансформации подвергается сама жанровая форма блога.
Цель данной статьи - представить результаты анализа развития речевого жанра блога за период его существования в отечественном интернет-контенте под влиянием социокультурных факторов.
Исследование выполнено на материале блогов, расположенных на самой популярной платформе - Livejoumal («Живой журнал»). Материал определяется временными рамками с 2000 по 2013 г. и составляет более 1000 наиболее популярных (согласно рейтингу «Яндекс. Блоги») блогов.
Анализируя блог в жанровом аспекте, исследователи указывают на его дневниковую природу, согласно которой «классический» дневник является жанровой моделью, легшей в основу его формирования [7, 8, 10, 11].
В настоящем исследовании мы рассматриваем блог как жанр интернет-коммуникации, который возник на основании трансформации жанровой модели «классического» дневника, определяемого как «систематическая, последовательная запись происходящих событий с центральной фигурой самого автора текста, осуществляемая для понимания и запечатления личности в системе переживаемых ею событий, с точным указанием даты происходящего и заведомо двойственной адресацией» [12. С. 49], и оформился в процессе развития блогосферы в гипержанр (сверхсложное жанровое макрообразование, объединяющее в своем составе несколько жанров [13]), распределяющий конкретные жанровые формы в его рамках в соответствии с дифференцирующимися функциями блогосферы как социокультурной среды.
Блог как жанр интернет-коммуникации появился в отечественном интернет-контенте более десяти лет назад. Изначально он практически полностью представлял собой гипертекст и функционировал в виде выборки ссылок с призывом блогера обратить на них внимание (сейчас такой формат сохранен в микроблогах).
В настоящее время формат блога изменился: значительно увеличилось количество пользователей; блоги диверсифицировались (под влиянием социолингвистических факторов появлялись новые функции, некоторые функции отошли к другим социальным сетям, что и привело к динамике рассматриваемого жанра). Записи в формате блога составляют содержание таких посещаемых сайтов, как Live Journal, Facebook, ВКонтакте (более 500 миллионов пользователей). Прогнозируется дальнейшее развитие, популяризация и преобразование данного вида виртуального дискурса. Личностноориентированное интернет-пространство трансформируется, все больше места в блогосфере занимают тексты, формирование которых отвечает институциональным интересам различного характера. Так, блогами называются и полупрофессиональные тематические колонки, являющиеся для своих авторов главным источником дохода, и конкретные компоненты интернет-СМИ
(например, ТесЬСгцпсЬ, «Интернетные Штучки», СКЫ, КУТ1ше8 или snob.ru, у которых есть блоговые разделы).
Кроме того, функции предоставления платформы для индивидуальноличностного самовыражения постепенно перемещаются на сайты, предполагающие записи другого формата (где интерфейс требует формирования значительно меньшего по объему текста). Например, в качестве такого типа среды активно используются социальные сети.
В качестве еще одной тенденции развития блогосферы отметим ее тематическую специализацию. Эта тенденция, уже активно реализованная на Западе, постепенно внедряется и в отечественную блогосферу.
Указанные факторы определяют динамику формирования и развития жанра блога, которую мы представляем в виде следующих этапов.
1. Этап, предшествующий непосредственному формированию жанра блога: период существования и активного функционирования личного дневника как личностно-ориентированного письменного жанра оффлайн-коммуникации. В рамках данной работы внимание к этому этапу связано с теми базовыми жанровыми признаками, которые оказываются субстратными для жанра блога.
2. Этап начального формирования интернет-дневника и, соответственно, блогосферы, в рамках которой он функционирует. Граница между первым и вторым этапом по времени соответствует примерно 2001 г. (именно с этого времени начинается активное использование блог-платформ). Зарождается и активно развивается гипержанр блога, который на данном этапе оказывается представленным единственной жанровой формой, определяемой нами как блог-дневник.
3. Этап активной трансформации блогосферы, формирования новых жанров в рамках гипержанра блога, определяемого влиянием жанров СМИ -проникновением в блогосферу их жанровых интенций. Граница между вторым и третьим этапом - приблизительно 2006-2007 гг. Гипержанр блога на данном этапе существует в следующих жанровых формах: блог-дневник (сохраняется), новостной блог, блог-статья, блог-рецензия, блог-комментарий, блог-очерк, блог-заметка, блог-репортаж, блог-рейтинг и др.
Рассмотрим обозначенную динамику, ориентируясь на анкету речевых жанров Т.В. Шмелёвой (в основе - жанровая интенция) [14]. При этом наиболее подробно остановимся на жанровых трансформациях, связанных с переходом к третьему этапу (жанровая динамика перехода от дневника «классического» к собственно блогу с разной степенью подробности описана в [7, 8, 10, 11]).
Блог-дневник сохраняет многие свойства дневника «классического».
К ним относится особая форма реализации информативно-оценочной интенции, проявленной в виде интимно представляемого описания личностно значимых событий, проникнутой ощущением ценности отдельной личности; установка на личностную сублимацию. Исследователи отмечают, что как «классический», так и оп-Нпе-дневник служат прекрасным материалом для наблюдений над тем, как языковая личность создает свой мир, конструирует свой образ и корректирует свое речевое поведение как единственный инструмент своего существования [11. С. 5].
Исследуемый текст - это текст о текущем моменте (о сегодняшнем дне или нескольких прошедших днях, но не более). Даже если содержанием записи являются воспоминания, планы на будущее или общие рассуждения, автор связывает с описываемым днем и текущими обстоятельствами представляемые мысли и чувства. Метатекстовая дата записи соответствует именно моменту записи, а не моменту описываемых событий.
Диктумное содержание обращено к внеречевой действительности - событийному содержанию, согласно которому дневник - это текст, ориентированный на реально бывшее, а не на творческий вымысел [11]. Но описываемые события действительности служат лишь фоном, основой для размышлений о жизни. Главным для автора является его эмоциональное состояние [Там же], и факт является значимым лишь постольку, поскольку влияет на самочувствие и самовосприятие личности. При этом представление событий реализуется в их дробности, конкретности, детальной четкости, причем их структурирование также обусловлено личностно-ориентированными установками.
Перенос дневниковой жанровой формы в интернет-среду определяет спецфику жанра блога по сравнению с дневником «классическим».
Основное отличие блога-дневника связано с формированием в его интен-циональной структуре установки на публичность. А. Зализняк, используя выражение М. А. Кронгауза, определяет доминантное свойство сетевого дневника - «наследника» дневника классического - как «публичную интимность» [10]. Если «классический дневник» обладает свойством автоадресности, то блог-дневник - текст полиадресный, принципиально ориентированный на множество читателей. При этом данное отличие оказывается не настолько существенным в плане изменения жанровой сущности дневника при его «миграции» в блогосферу, насколько существенным оказываются изменения, приведшие в дальнейшем (на 3-м этапе) к внутренней трансформации гипержанра блога. На наличие потенциальной публичной ориентации уже «классического» дневника указывает А.А. Зализняк, отмечая, что «классический» дневник «пишется как будто исключительно для себя и поэтому без рисовки, но одновременно именно это и оказывается интересно другим - тем, кем он, возможно, будет прочитан» [10], и «возникновение феномена «публичной интимности» связано не только с тем, что новые технологии дают возможность легко и быстро поделиться своими мыслями и чувствами с неограниченным числом людей, но также и с тем, что эти технологии позволяют предъявить этому множеству людей свой текст как свидетельство своего индивидуального бытия. Коммуникативная революция, которую произвел Интернет, состоит прежде всего в том, что он дал человечеству принципиально новые возможности удовлетворения этой потребности» [10].
На ранних этапах существования блогосферы текст блога как жанровая форма реализуется в основном в виде блога-дневника. Но необходимо отметить, что уже на этом этапе главным отличием от дневника «классического» становится осознанная, эксплицированная ориентация на читателя, и в дальнейшем этот фактор будет всё больше усиливаться. С открытием регистрации в ЖЖ для всех желающих его аудитория резко возросла, а следовательно, возросло и количество потенциальных читателей. Важным становится фактор блоговой популярности, количество «френдов» и комментариев. Ориентация
на блоговую популярность приводит к тому, что, оставаясь в рамках обозначенного жанра, некоторые отдельные блоговые тексты начинают все ярче проявлять признаки медийности, в чем выражается трансформация жанровой интенции. При этом сама дневниковая форма (за счет доверительного к ней отношения) используется как средство достижения популярности и становится средством манипуляции. Установка на «интимность» дневниковой жанровой формы эксплуатируется как фактор, определяющий доверие читателей и способствующий продвижению определенной идеологической позиции. В пример можно привести блог, принадлежащий Алексею Навальному (http://navalny.livejournal.com/), который, первоначально не будучи известным вне блогосферы, сумел приобрести небывалую популярность при помощи блогов (№ 3 в рейтинге блогов LiveJournal на 25.04.2013).
За последнее время блоги и их позиционирование в интернет-пространстве существенно изменились. Среди электронных медиа блоги рассматриваются как мощные альтернативные и независимые источники информации, новостей и средство выражения общественного мнения. Именно в этом проявляется специфика социокультурного статуса блога на 3-м этапе его развития, определившая особенности жанровой формы.
Сегодня в структуру интенциональных установок блога входит не только индивидуально-личностная сублимация, представленная публично и направленная на множественную ответную реакцию, но и оперативное распространение информации, организация массовых событий (митингов, кампаний по сбору средств и под.), а также привлечение внимания к социально значимым проблемам. Все это делает блогосферу источником и инструментом общественного воздействия. За счет особой технически обеспеченной мобильности (технический фактор), с одной стороны, и личностной окрашенности информации (психологический фактор), отсутствия институциональной цензуры (социальный фактор) - с другой, блогосфера в значительной степени отнимает у СМИ функцию контроля информационной повестки дня, формируя феномен «гражданской журналистики» (participatory journalism, citizen journalism).
Уже сегодня на её счету проведение нескольких успешных социальных кампаний. Например, история с домом престарелых в Ямме, которой заинтересовался Дмитрий Медведев; отвод нефтяной трубы от Байкала, инициированный популярным блогером Алексеем Навальным, история с аэропортом Шереметьево-2 и др.
Сам жанр блога изначально не обладал потенциалом тематического единства (общий жанрообразующий признак - индивидуально-личностная ориентация любой тематики, подчинение любой темы установке на раскрытие внутреннего мира автора), но политическая тематика в нем становится ведущей в связи с проникновением в его интенциональную структуру медийных установок. Исследование российской блогосферы группой аналитиков Центра Беркмана по изучению Интернета и общества (октябрь 2010) выделяет в рамках общей структуры дискуссионного ядра российской блогосферы «политические и общественные отношения» (обсуждения новостей, бизнеса и финансов, социального и политического активизма и т.п.) (http:// cy-ber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Ru
ssian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf). Блогосфера (а конкретно - наиболее популярный сервис «Живой Журнал», Livejournal.com) используется для генерирования и обсуждения идей, зафиксированных в масштабных политически-ориентированных текстах, выступая в роли своеобразной «фабрики смыслов». Нельзя обойти вниманием и тот факт, что вслед за Д. Медведевым блоги в Интернете стали вести многие высокопоставленные чиновники, представители государственной власти разных уровней. Увеличилось число политических деятелей, обозначивших свое присутствие в блогосфере, что привело к появлению специальных сервисов в Интернете, призванных оценивать активность и рейтинги популярности блогов чиновников, политиков и общественных деятелей. В качестве примера можно отметить проект сайта «Полит.ру» «Гослюди» и проект «Госблоги». Это свидетельствует о том, что влияние блогосферы на политику признается экспертами. Вместе с тем освещение политической тематики становится для блогеров одним из наиболее доступных средств повышения популярности.
Таким образом, с одной стороны, блог-платформа начинает осознаваться как удобная площадка для реализации медийных установок, с другой - бло-госфера начинает активно использовать социально значимую информацию в качестве средства повышения блоговой популярности.
В результате обозначенных изменений жанр блога трансформируется. Рассматривая гипержанр блога, следует отметить, что если на ранних этапах существования блогосферы он в основном функционировал в жанровой форме блога-дневника, отличавшегося от дневника «классического» в первую очередь уровнем эксплицированности установки на публичность, поддерживаемой соответствующей технической средой через интерфейс, то на современном этапе гипержанр блога существует в ряде достаточно отчетливо дифференцированных форм. Наряду с блогом-дневником, занимающим в современной блогосфере уже не ведущие позиции, в рамках гипержанра блога можно выделить жанры, возникшие в результате влияния медийных интенций, отработанной формой представления которых являются различные жанры СМИ. Адаптация жанровых моделей СМИ под блоговый формат приводит к возникновению в структуре гипержанра блога жанров блога-статьи, блога-рецензии, блога-комментария и др. Дневниковая основа при этом сохраняется и активно используется в медийных целях.
Рассмотрим специфику подобной адаптации на примере блога-статьи и блога-комментария. Отметим, что объектом нашего внимания являются только те блоги, которые не оформлены в качестве официальных СМИ (т.е. личные электронные дневники).
Классификация жанров журналистики предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. [15, 16] и др.). Такие жанры СМИ, как статья и комментарий, относятся, наряду с корреспонденцией, колонкой, рецензией и др., к жанрам аналитическим [Там же], интенционально ориентированным не на констатацию факта, а на освещение какой-либо проблемы, представленной в ее авторском осмыслении. Важную роль при этом играет функция прямого воздействии на читателя, который должен принять авторскую позицию как верную [15. С. 169].
Аналитические жанры СМИ интегрируются в структуру гипержанра блога наиболее органично, так как в своей исходной форме они демонстрируют оформленную в тексте четкость авторской позиции и ярко выраженный субъективно-ориентированный характер. Но информация, представленная в СМИ, а также ее оценка отвечают институциональным запросам, связанным с ангажированностью публикующего ее издания социальными структурами, поэтому субъективная ориентация авторской позиции для аналитических жанров СМИ, скорее, манипулятивно значимый элемент внешней формы реализации жанровой интенции. Жанр дневника, напротив, предполагает выбор и конфигурирование информации с позиций конкретного автора как личности. Личность автора блога реализуется в системе текстов электронного дневника в виде целостной технически выделенной структуры и оказывается значимой для его читателей, определяя восприятие авторской позиции как индивидуальной. При этом в блоговом тексте активно используются отработанные в аналитических жанрах СМИ принципы текстопорождения, образуя гибридные жанры, объединенные интенцией гипержанра блога.
Статья - один из основных аналитических жанров СМИ, характеризующийся постановкой и разработкой проблемы на основе анализа явлений, сопоставления фактов и теоретических обобщений [15]. Статья занимает среди аналитических жанров журналистики ведущее место. Она объясняет читателю социально актуальные процессы, явления и факты [15, 16].
Интенционально статья как медийный жанр предполагает представление информации и ее оценку с позиции социальной группы, «рупором» мнения которой выступает автор-журналист в силу особого институционального статуса. Теория медийных жанров обращает внимание на близость авторского «я» статьи к авторскому «мы» [15. С. 175]. Объектом такой оценки в статье становятся социально значимые события, факты и явления, интерпретируемые в широком социальном контексте, что способствует реализации объяснительной интенции [16. С. 160]. Современный личный электронный дневник все чаще формирует текст, выстраиваемый на основании подобных интенций. Во-первых, объектом описания становятся события, представленные как социально значимые. Иногда автор блога даже не является их участником, анализируя ситуацию на основании внешней информации различного характера, но чаще всего автор представляет результаты личного участия в подобных событиях (что соответствует дневниковой природе жанра), но способ их интерпретации указывает на трансформацию образа автора. Это проявляется в том, что исследуемые события трактуются с позиции не конкретной личности, а некоторой социальной группы, хотя на принадлежность к данной группе автор (как конкретный блогер) указывает однозначно (...в среде реальной оппозиции почему-то стесняются иногда говорить о своих достижениях. Я не из стеснительных. А потому попробую объективно посмотреть на то, что произошло за этот более чем год. В свой обзор не включаю те события и явления, что были до митингов на Болотной и Сахарова).
Рассмотрим специфику блога-статьи как жанровой формы гипержанра блога на конкретном примере1.
1 Орфография и пунктуация авторов в представляемых примерах сохранены.
Юбилей ЧФ: парад, которого не было
13 Мая, 09:14
Рапйт56
История флота дает много поводов для гордости. Зато его нынешний день - смесь горького разочарования и робкой надежды. Морской парад, анонсированный на 230-летий юбилей ЧФ, на самом деле не состоялся. Корабли простояли посреди бухты неподвижно, у швартовых бочек. В общем строю - две подводные лодки: русская «Алросса» и единственная украинская «Запорожье». Последняя после двух десятилетий ремонта наконец-то смогла оторваться от причальной стенки, но так и не рискует пока покорять глубины. Вместо прохождения боевых кораблей зрителям устроили театрализованное представление. На задекорированных катерах - екатерининские времена, подвиг брига «Меркурий», реконструкция боя на Малаховом кургане. Получилась бледная копия ежегодно пышно отмечаемого в городе в последнее воскресенье июля Дня ВМФ России. Впрочем, самих зрителей оказалось немного - гостевые трибуны оставались полупустыми, а простой народ тусовался на Приморском бульваре и на набережной.
Власти оправдываются - мол, празднование испортил густой туман, буквально накрывший бухту сразу после обхода кораблей командующими ЧФ России и ВМСУ. Белая пелена сначала заволокла корабли парадного строя. Потом «замаскировала» торжественную встречу ракетоносца на воздушной подушке «Бора», который именно во время праздника возвратился домой из Стамбула. «Бора» прошел по фарватеру в паре кабельтовых от берега, но его вообще никто не увидел. На У1Р-балконе Севастопольской бухты силилась что-то разглядеть пара почетных гостей - спикер Верховной Рады Украины Владимир Рыбак и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. К флоту и армии оба не имеют никакого отношения.
/.../
Блоговая дневниковая форма текста реализуется в сопровождающем его указании на авторство (Рат1г56) и дату (13 Мая, 09:14), оформляющие его личностную и оценочно-событийную конкретность. Значимым для понимания специфики данного текста как фрагмента дневника конкретного автора оказывается обращение к специфике данного дневника в целом: данный дневник представляет тексты, направленные на анализ социально актуальных проблем (примеры их заголовков: Минфин заморозит зарплаты чиновников и военнослужащих; ПИЛОТАЖНЫЕ ГРУППЫ... ТАНКОВЫЕ... еще одна ШОЙГУ - ДУРЬ...; ПВО Сирии: спасение или иллюзия? и др.). Таким образом, социально-оценочный пафос следует рассматривать как избранную автором блога смысловую доминанту дневника (ср. названия некоторых других журналов: Кулинарный дневник; Журнал путешественника и под.), реализующую личностно-ориентированную интенцию, определяемую кругом индивидуальных интересов (в отличие от институционально оформленной интенции автора статьи, являющейся жанром СМИ).
Автор блога представляет события как их участник (о чем свидетельствуют описания, являющиеся результатом конкретного наблюдения: В общем строю - две подводные лодки: русская «Алросса» и единственная украинская «Запоожье»; гостевые трибуны оставались полупустыми, а простой народ
тусовался на Приморском бульваре и на набережной и др.), что также соответствует дневниковому характеру текстовой формы.
При этом целый ряд специфических признаков данного текста позволяют обнаружить в нем жанровые признаки статьи.
Представляемое событие проинтерпретировано в виде социально значимого. Личная позиция автора оформляется через присоединение к позиции некоторой социальной группы, которая оформляется в противопоставлении позиции официальной власти. Это проявляется в указании на несостоявшееся выполнение некоторых обещаний с ее стороны (Морской парад, анонсированный на 230-летий юбилей ЧФ, на самом деле не состоялся), иронической характеристике ее реакции (Власти оправдываются...) и действий (приглашение гостей, которые К флоту и армии оба не имеют никакого отношения).
Еще один аспект авторского позиционирования связан с проявлением особой осведомленности в исследуемой области, способствующей реализации объяснительной интенции, свойственной жанру статьи, и придающей блоговому тексту характер оценки с позиции истины, экспертной оценки (Последняя после двух десятилетий ремонта наконец-то смогла оторваться от причальной стенки. ).
Неклассической для дневниковой формы оказывается и композиционная организация текста. Если типичный блог-дневник чаще всего начинается с некоторой личностно-ориентированной интродукции (Ездил к другу в гости вчера, так у него в торце дома ул. Говорова д. 14 Санкт-Петеребург установили аппарат по продаже молока от фермеров.; Не получился у меня день улыбок. Несмотря на то, что я помнила о нем весь день.; Зашла я вчера на рынок, хотелось чего-нибудь вкусного), вводящей читателей в личный мир автора, то исследуемый текст блога-статьи начинается с указания на контекст социальный, в рамках которого наблюдаемое событие предполагается рассматривать. В обобщенном варианте начало текста представляет собой исходный тезис для дальнейшего доказательства - формулируется оценка социальной значимости флота и его современного положения, которая формирует особый контекст для последующего анализа конкретного события (История флота дает много поводов для гордости. Зато его нынешний день - смесь горького разочарования и робкой надежды). Дальнейшее представление событий в тексте подчиняется последовательности, определяемой внутренней аналитической логикой автора (аналитик превалирует над наблюдателем, хотя, как отмечалось, это взгляд участника событий). Сам отбор фактов для описания также этому способствует.
Обобщенность аналитической позиции автора проявляется в отсутствии характерных для блога-дневника форм самопозиционирования (я увидел.; мне показалось, что... и под.). Проявленные во множестве формы реализации оценочной позиции (наконец-то смогла оторваться от причальной стенки, но так и не рискует пока покорять глубины; бледная копия ежегодно пышно отмечаемого в городе в последнее воскресенье июля Дня ВМФ России), а также немногочисленные формы имитации устного непосредственного общения (мол, празднование испортил густой туман) вполне соответствуют
стилю статьи, где они могли бы выполнять роль формы реализации воздействия на читателя.
Таким образом, анализ конкретного блогового текста показывает результаты интеграции в структуру дневникового по природе жанра блога признаков статьи, являющейся жанром СМИ, что позволяет рассматривать блог-статью как жанр в рамках гипержанра блога. Блог-статья функционирует в современной блогосфере достаточно активно. С одной стороны, он сохраняет дневниковую основу, реализуя форму индивидуально-личностной сублимации оценочных эмоций, а с другой - по характеру и способу реализации оценки внешне уподобляясь медийному жанру, - становится удобной формой привлечения читательского внимания.
Другим вариантом подобной интеграции является блог-комментарий.
Главное отличие комментария от статьи и прочих аналитических жанров заключается в том, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения [16].
Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики - одна из примет современных российских СМИ. С начала 1990-х гг. в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» начинают развиваться жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Комментарий, как отдельный, самостоятельный медийный жанр, получает широкое распространение.
Комментарий (за исключением кратких форм) представляет собой структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса. Комментарий содержит ряд типичных структурных элементов: сообщение о комментируемом событии и формулировка задачи комментария; формулирование возникших в связи с этим событием вопросов; изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей; формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию [16].
В основе жанровой интенции комментария - оценка социально резонансного события. Автор комментария обладает определенным социальным авторитетом, позволяющим ему представить эту оценку с позиции обладателя особого знания, которое он может представить неосведомленному адресату. Образ будущего оформляется в значимом для комментария прогнозе дальнейшего развития событий, спровоцированного объектом комментирования.
Авторы личных электронных дневников, представляющие тексты, ориентированные на интенцию оценки известных социально значимых событий, позиционируют себя как отдельную личность (не связанную с социальной группой), обладающую особым знанием. Часто подобные тексты обнаруживаются в электронных журналах различных общественных деятелей, и это придает оценке, оформленной в личностно-ориентированном ключе, особый социально мотивированный характер.
Рассмотрим специфику блога-комментария как жанровой формы гипержанра блога на конкретном примере.
Комментарий в связи с уходом Суркова - заместителя председателя Правительства Российской Федерации, руководителя аппарата Правительства Российской Федерации (2012-2013 гг.) (пост написан через несколько часов после отставки)
8 мая, 17:55
krispotupchik (Кристина Потупчик - российский общественный деятель, блогер, пресс-секретарь молодёжного движения «Наши» с 2007 по 2012 г.).
Мне сегодня обрывают трубку журналисты, и все почему-то с одним и тем де вопросом, мол, считаю ли я уход Суркова следствием какой-то политической зачистки. Поскольку "гребаная цепь” не дает журналистам покоя и они склонны интерпретировать счастливые события в жизни известных людей как зачистку, считаю нужным прокомментировать. Я, безусловно, поддерживаю решение Суркова, потому что считаю, что каждый человек должен заниматься тем, что он может и что ему нравится. Критика Путиным правительства, озвученная перед тем, как Сурков подал заявление об отставке, была достаточно конструктивной, и я рада, что вместо политической работы, к которой у Суркова в последнее время явно не лежит душа, он решил уйти и заняться тем, что действительно любит - искусством, литературой, поэзией. Тем более, что, судя по многочисленным словам поддержки, порой довольно неожиданного авторства, с аудиторией у Владислава Юрьевича проблем не будет. Сейчас, когда многие литераторы, внезапно нашли себя в политике, гармония и равновесие, которые так любит Сурков, должны быть восстановлены. Мы, может, и не получили нового политического языка, зато, возможно, получим новый литературный язык. Как филолог, не могу этому не радоваться.
В приведенном тексте формы авторской индивидуализации оказываются при трансляции оценки комментируемого события ведущими (Мне сегодня обрывают трубку; считаю нужным прокомментировать; Я, безусловно, поддерживаю; я рада; Как филолог, не могу этому не радоваться и др.). Признаки дневниковой формы проявляются и в указании на пространственно-временную конкретность описываемого события (Сурков подал заявление об отставке), а также повода для формирования текста (Мне сегодня обрывают трубку журналисты.). Внешне как осмысленные с личностной позиции выглядят и оценка произошедшего события (каждый человек должен заниматься тем, что он может и что ему нравится / он решил уйти и заняться тем, что действительно любит), и прогноз (с аудиторией у Владислава Юрьевича проблем не будет).
Жанровая форма личного дневника оказывается максимально комфортной для оформления позиции автора как личностно-ориентированной, при этом его социально-политический статус позволяет обнаружить определенную общественную позицию, представленную как личную. Отношение к событию выражается как в присоединении к его внешней политически значимой оценке (Критика Путиным правительства, озвученная перед тем, как Сурков подал заявление об отставке, была достаточно конструктивной), так и в иронии по отношению к личности героя комментируемого события (должен заниматься тем, что он может; по многочисленным словам поддержки, порой довольно неожиданного авторства).
Особо отметим последовательное самодистанцирование автора от позиции журналистов, выражающих потребность в получении значимой для любого среднего человека информации (. обрывают трубку журналисты, и
все почему-то с одним и тем де вопросом, мол, считаю ли я уход Суркова следствием какой-то политической зачистки. Поскольку "гребаная цепь” не дает журналистам покоя и они склонны интерпретировать счастливые события в жизни известных людей как зачистку, считаю нужным прокомментировать). Подобная установка предполагает наличие в структуре авторского самоосознания особой, закрытой для других информации.
Таким образом, как и в приведенном выше примере текста блога-статьи, в тексте блога-комментария жанровые признаки комментария, являющегося медийным жанром, проникают в структуру дневниковой формы электронного дневника, способствуя представлению оценки социально значимого и требующего медийного комментария события в личностно-ориентированной дневниковой форме. Внешняя форма блога-комментария оказывается даже меньше, чем форма блога-статьи, подверженной медийно заданной трансформации, но функционально данная жанровая разновидность гипержанра блога также демонстрирует результат проникновения в структуру электронного журнала интенций СМИ.
Итак, современная блогосфера демонстрирует изменения жанра блога под влиянием следующих социокультурных факторов. Расширяется круг пользователей блогосферы, повышается роль блогосферы как среды общения, как следствие - происходит ее диверсификация. С одной стороны, гипержанр блога дифференцируется функционально, что связано с расширением функций блоговых высказываний, проникновением в блогосферу медийных интенций, по-особому взаимодействующих с дневниковой основой. С другой -активно развивается техническая среда Интернета, что проявляется в переходе пользователей из блогов в новые социальные сети, которым блогосфера в значительной степени делегирует полномочия удовлетворять потребности в личностно-ориентированном общении (Facebook, Twitter, Instagram, ВКонтакте). Параллельно на блоговой платформе формируются новые - медийные по своим исходным интенциональным установкам - разделы, продуцирующие медийные жанровые высказывания (например, интернет-СМИ). Блогосфера тематически переструктурируется: ведущую роль начинает играть социально-политическая тематика.
В результате блог как дискурсообразующий гипержанр блогосферы трансформируется, реализуясь в современной блогосфере в целом ряде конкретных жанровых форм. Наряду с блогом-дневником - как исходной жанровой формой, возникшей у истоков формирования Интернет-блог-про-странства, - активно функционируют жанры, воспринявшие признаки жанров СМИ.
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
2. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. Саратов, 2009. Вып. 6. C. 111-127.
3. Компанцева Л.Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы. Луганск: Знание, 2008. 528 с.
4. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.
5. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009. 238 с.
6. АлексеевА.В. Записи в блоге как речевой жанр Интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://iawia.net.ru/diplom.htm (дата обращения: 12.09.2012).
7. Бардашевич Я.А. Особенности жанра интернет-блога // Материалы общероссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 15-20 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/18/738 (дата обращения:
14.01.2013).
8. Пожидаева И.В. Блог как результат развития эпистолярного жанра: лингвопрагматический анализ [Электронный ресурс]. URL: http://kk.convdocs.org/docs/index-12814.html (дата обращения: 17.04.2012).
9. Черкасова Н.В. Лингвокультурологические характеристики блога как жанра Интернет-коммуникации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 5 (259). Филология. Искусствоведение. Вып. 63. С. 164-168.
10. ЗализнякА.А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 106 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html (дата обращения: 21.06.2013).
11. Калинина Е. И. Системно-структурное моделирование внутрижанрового пространства гипержанра «дневник» (на материале британской лингвокультуры): автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Кемерово, 2013. 24 с.
12. Харченко В.К. Дневник как жанр в аспекте лингвоаттрактивистики // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 12(83), вып. 6. С. 49-55.
13. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С. 7-38.
14. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-99.
15. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., СавоваМ.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М.: Флинта: Наука, 2003. 320 с.
16. ТертычныйА.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002. 320 с.
Tubalova Inna V., Kochetkova Maria O., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: tina09@inbox.ru / dla-ko4et@yandex.ru
DEVELOPMENT OF THE BLOG AS A GENRE OF THE BLOGOSPHERE DISCOURSE: THE SOCIOLINGUISTIC ASPECT.
Keywords: speech genre, discourse of blogosphere, socio-cultural factors, hyper-genre, media genre.
The idea of the social conditionality of text generation expressed in various discourse theories is broadly discussed in modern linguistics. An aspect of representation of this idea is the analysis of the problem of speech genre formation and development.
In this paper the speech genre of blog is considered. The blog is a special type of a statement formed, on the one hand, by the intention of the individual-personal sublimation, on the other - by the technical capacity of the Internet as a particular communication sphere. The features of blog development are considered within its existence in Russian Internet content, under the influence of the socio-cultural factors.
The material of the research is over 1000 most popular (by Yandex. Blogs rating) blogs on the most popular platform, Livejournal, dated from 2000 to 2013.
The dynamics of the formation and development of the blog has the following stages.
1. The stage preceding the formation of the blog: the period of keeping a diary as a personalised written genre of off-line communication. This stage shapes the basic genre features that form the blog as a genre.
2. The stage of initial formation of the Internet journal and, accordingly, blogosphere as a particular communicative environment it functions within (since 2001 blog-platforms are actively used). The hyper-genre of blog develops. At this stage it is represented by one genre form we define as the blog-journal.
3. The stage of active transformation of the blogosphere. New genres are formed in the blog hypergenre under the influence of mass media genres, whose intentions enter the blogosphere (2006-2007). At this stage the blog hyper-genre is represented by the genres of blog-essay, blog-note, blog-report, blog-rating, etc.
The dynamics of the blog development depends on the following socio-cultural factors.
M.O. KouemKOBa, H.B. Ty6anoBa
The circle of users of the blogosphere becomes broader, the role of the blogosphere as a medium of communication becomes greater. The consequence is its diversification: functional, related to the expansion of the functions of statements in blogs, penetration into the blogosphere of media intentions, which have a special way of interacting with the diary basis, and technical, manifested in the transition of blog users to the new social networks, to which the blogosphere largely delegates the authority to meet the needs of personalised communication (Facebook, Twitter, Instagram, Vkontakte). In parallel on the blog platform there appear new - media in their original intentional settings - forums producing media genre statements (e.g., Internet -based media). The blogosphere is restructured thematically: the leading role belongs to the socio-political themes.
References
1. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. 424 s.
2. Goroshko E.I. Internet-zhanr i funktsionirovanie yazyka v Internete: popytka refleksii // Zhanry rechi. Saratov, 2009. Vyp. 6. C. 111-127.
3. Kompantseva L.F. Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskiy i lingvokul'turologicheskiy podkhody. Lugansk: Znanie, 2008. 528 s.
4. Lutovinova O.V. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa. Volgograd: Peremena, 2009. 477 s.
5. Shchipitsina L.Yu. Zhanry komp'yuterno-oposredovannoy kommunikatsii. Arkhangel'sk: Po-morskiy universitet, 2009. 238 s.
6. AlekseevA.V. Zapisi v bloge kak rechevoy zhanr Internet-kommunikatsii [Elektronnyy resurs]. URL: http://iawia.net.ru/diplom.htm (data obrashcheniya: 12.09.2012).
7. Bardashevich Ya.A. Osobennosti zhanra internet-bloga // Materialy obshcherossiyskoy stu-dencheskoy elektronnoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum», 15-20 fevralya 2011 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/18/738 (data obrashcheniya: 14.01.2013).
8. Pozhidaeva I.V. Blog kak rezul'tat razvitiya epistolyarnogo zhanra: lingvopragmaticheskiy analiz [Elektronnyy resurs]. URL: http://kk.convdocs.org/docs/index-12814.html (data obrashcheniya:
17.04.2012).
9. Cherkasova N.V. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki bloga kak zhanra Internet-kommunikatsii // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2012. № 5 (259). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 63.
S. 164-168.
10. ZaliznyakA.A. Dnevnik: k opredeleniyu zhanra // Novoe literaturnoe obozrenie. 2010. № 106 [Elektronnyy resurs]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html (data obrashcheniya:
21.06.2013).
11. Kalinina E.I. Sistemno-strukturnoe modelirovanie vnutrizhanrovogo prostranstva giperzhanra «dnevnik» (na materiale britanskoy lingvokul'tury). avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Kemerovo, 2013. 24 s.
12. Kharchenko V.K. Dnevnik kak zhanr v aspekte lingvoattraktivistiki // Nauch. vedomosti Belgorod. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2010. N° 12(83), vyp. 6. S. 49-55.
13. Sedov K.F. Chelovek v zhanrovom prostranstve povsednevnoy kommunikatsii // Antologiya rechevykh zhanrov: povsednevnaya kommunikatsiya. M., 2007. S. 7-38.
14. Shmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra // Zhanry rechi. Saratov, 1997. S. 88-99.
15. Smelkova Z.S., Assuirova L.V., Savova M.R., Sal'nikova O.A. Ritoricheskie osnovy zhurnal-istiki. Rabota nad zhanrami gazety. M.: Flinta: Nauka, 2003. 320 s.
16. TertychnyyA.A. Zhanry periodicheskoy pechati. M.: Aspekt Press, 2002. 320 s.