Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

100 дБ и часовой экспозиции шума с эквивалентным уровнем :100 дБ и в данном случае статистически незначимы.

При изучении частоты сердечных сокращений и артериального давления также не выявилось достоверных различий в опытных сериях.

Изучение функционального состояния центральной нервной системы, слухового анализатора и сердечно-сосудистой системы не показало существенности различий при действии в течение 1 ч шума с общим стабильным уровнем 100 дБ и при действии шума с меняющимися уровнями интенсивности, эквивалентный уровень которого также равен 100 дБ.

Ввиду того что при действии шума одинаковых частотных характеристик, но разных уровней интенсивности мы обнаружили существенные различия (Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт.) в функциональном состоянии основных физиологических систем организма и их несущественность при действии эквивалентных уровней, целесообразно в гигиенической практике при измерении стабильного шума определять также и интегральные показатели—эквивалентный уровень интенсивности шума. Для этого может использоваться прибор, разработанный на кафедре гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института в содружестве с сотрудниками кафедры охраны труда Ленинградского института авиаприборостроения.

ЛИТЕРАТУРА. 1. Андреева-Га л анина Е.Ц., Алексееве. В.. К а д ы с к и н A.B. и др. Шум и шумовая болезнь. Л., 1972.

Поступила 29/VII 1975 г

УДК 612.875.8-052.6

Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, канд. техн. наук Г. В. Сердюков

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Металлургический институт, г. Жданов

На протяжении учебного года было проведено исследование работоспособности и некоторых физиологических показателей 128 студентов IV курса 3 факультетов.

Как установлено в предыдущих исследованиях (Б. В. Задорожный), наиболее ин-

Йэрмативным показателем работоспособности студентов являются тесты на внимание, оэтому в дальнейшем наряду с применявшимся ранее тестом Платонова на ссложение чисел с переключением» использован корректурный метод Анфимова. При этом учитывали количество букв, просмотренных за минуту (Сц). коэффициенты точности (Кт) и работоспособности (Кр):

а _ (Ь + с)

Кх = а i c > Кр—Со-Кт.

где а — количество правильно проверенных букв; с — число пропущенных букв; b — число ошибок.

Исследовали пульс, уровень артериального давления (АД), время задержки дыхания на выдохе, температуру кожи виска и кисти (электротермометром). Кроме того, регистрировали время простых и дифференцировочных зрительно-моторных (ЗМР) и слу-хо-моторных реакций (СМР) рефлектометром и коэрдинацию движений верхних конечностей специально изготовленным термометром. Исследования проведены в начале, середине и конце осеннего и весеннего семестров, а также в соответствующие периоды зимней экзаменационной сессии. В одной из групп исследования работоспособности проводили ежемесячно. Результаты, полученные в начале осеннего семестра (2—3-я учебная неделя), приняты за исходные. Достоверность различий при Р^0,5 определена непараметрическими критериями (Е. В. Гублер и А. А. Генкин).

Необходимо отметить, что в период исследований была более целесообразно спланирована учебная нагрузка студентов в объеме 60 ч в неделю (36 ч занятий в институте и 24 ч самостоятельной работы) и введена система программированного контроля знаний, предусматривающая регулярную подготовку к занятиям в течение семестра.

Приведенные в таблице данные отчетливо указывают на некоторое снижение работоспособности студентов, прежде всего точности выполнения заданий, на протяжении учебного года. Однако в отличие от результатов предыдущих наших исследований и данных других авторов (Т. С. Криворучко и Р. Н. Вановская; И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-ман) в середине осеннего семестра отмечено снижение работоспособности, а в конце его— некоторое повышение. Более отчетливо такие тенденции проявились при ежемесячном исследовании работоспособности. Изменения показателей мы объясняем более равномерной нагрузкой, обусловленной улучшением организации учебного процесса. Следует

Динамика показателей работоспособности студентов в течение года (средние арифметические

и размах колебаний)

Период исследований

Показатель осенниЛ семестр

начало середина конец

Тест Платонова: Сд Кт Кр 21,0 (9—40) 0,984 (0,945—1,0) 20,3 22,0 (10-53) 0 954» (0,880-0,990) 21,2 24,2» (13—71) 0,969» (0,890—1,0) 23,8'

Тест Анфнмова: сб к, Кр 229 (135—300) 0,992 (0,948-1,0) 227 187» (113—240) 0.9741 (0,921—0,991) 178х 241» (140-320) 0,982» (0,971—1,0) 236

Период исследований

Показатель весенний семестр

начало середина конец

Тест Платонова: Сд к, кР 22,2 (12—33) 0,975 (0,922—1,0) 21,5 22,8 (12—37) 0,973» (0,922—1,0) 22,2 24,0 (14—37) 0,973» (0,885-1,0) 23,4»

Трст Анфимова: св Кт Кр 190i (126—280) 0,973» (0,920—1,0) 1831 217 (150—350) 0,980» (0,940—1,0) 212 203» (135—286) 0,969» (0,889-1,0») 196»

1 Достоверные различия (критерии знаков, инверсий, 0—Розенбаума).

подчеркнуть, что во все периоды исследований продуктивность работы по тесту Платонова (Сд) превышала 20 действий в минуту, что, по данным А. С. Лукаускас, свидетельствует о высокой скорости протекания психических процессов; высокой была и продуктивность (Со) по тесту Анфимова (187—241 буква в минуту).

Особой интепретации требуют данные о работоспособности студентов в начале весеннего семестра, которые оказались достоверно ниже исходных. Отсутствие существенных изменений физиологических показателей в это время позволяет утверждать, что уровень работоспособности определялся скорее всего периодом врабатывгния, нежели неполным восстановлением физиологических ресурсов за двухнедельные зимние каникулы. Это подтверждается последующим повышением показателей работоспособности, а также результатами дополнительных исследований. В середине весеннего семестра мы исследовали скорость переработки информации в начале и конце различных занятий (лекции, лабораторные, контрольные) по 5 дисциплинам. Скорость переработки информации была в пределах 6,8—7,5 бит/с при высокой точности (коэффициент точности, рассчитанный по формуле Уипла, 0,89—0,95), причем в конце занятий эти показатели были достоверно выше.

Характеризуя изменения физиологических показателей, нужно отметить, что умеренная напряженность зарегистрирована в хонце каждого семестра. Такое состояние проявлялось увеличением времени сенсомоторных реакций с достоверным увеличением числа расторможенных дифференцировок, главным образом на звуковые сигналы, достоверным учащением пульса, повышением температуры кожи виска и снижением времени задержки дыхания. В остальные периоды исследований умеренная напряженность выявлена лишь перед контрольными занятиями, однако в конце их физиологические показатели сохранялись на уровне исходных. Несмотря на это, мы при динамических ис-

следованиях выявили повышение АД, главным образом систолического, у 20% студентов старших курсов. Эта величина, установленная на основании результатов более чем 1000 обследований, не включает данных, полученных в конце семестра и в период экзаменационной сессии.

В ходе экзаменационной сессии отмечается нарастание признаков утомления. В конце сессии (5—6-й экзамен) снизилась как точность выполнения заданий (среднее число ошибок увеличилось в 6—10 раз), так и продуктивность работы. В сочетании с достоверным увеличением времени сенсомоторных реакций (СМР и ЗМР) мы расцениваем это как показатель значительного утомления. Следует подчеркнуть, что в период сессии выявлены признаки значительного нервно-эмоционального напряжения — повышение АД, учащение пульса, повышение температуры кожи виска, увеличение тремора рук и уменьшение времени задержки дыхания. Достоверные изменения этих показателей, обнаруженные за день до экзаменов, наиболее резко были выражены перед получением билетов; полная реституция не наблюдалась даже через 5—6 ч после экзамена.

Полученные данные свидетельствуют о целесообразности улучшения организации учебного процесса и необходимости дополнительных мер, направленных на уменьшение нервно-эмоциональной напряженности студентов, особенно при проведении контрольных занятий и экзаменов.

ЛИТЕРАТУРА. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973 — 3 а -дорожный Б. В. — «Гиг. и сан.», 1975, № 5, с. 45. — К р и в о р у ч к о Т. С., В а -новская Р. Н. — Там же, с. 47.— Лукаускас A.C. — «Вопр. психол.», 1967, № 3, с. 152. — Трахтенберг И. М., Р а ш м а н С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.

Поступила 24/XI 1975 г.

УДК 613.6-053.9

Канд. мед. наук И. К. Игнатенко, К. В. Дорошенко УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ

Украинский филиал научно-исследовательского института труда, Ворошиловград

Нами были изучены условия труда работающих пенсионеров на 6 предприятиях Ворошиловграда — хлебокомбинате № 1 и мясокомбинате (пищевая промышленность), обувном и швейном объединениях (легкая промышленность), заводах «Металлист» и «Прогресс» (местная промышленность) с заполнением карт рабочего места по условиям труда (обследовано 202 человека, в том числе 53% мужчин и 47% женщин). На основании гигиенической и психофизиологической оценки условий труда определяли категорию тяжести работы, выполняемой пенсионерами.

Следует подчеркнуть, что большинство (71%) пенсионеров предпочитают трудиться на своем рабочем месте и, как правило (82,3%), на том же предприятии, где они работали до ухода на пенсию. На 6 предприятиях 3 отраслей промышленности пенсионеры заняты 68 специальностями, из них только 9,9% составляют работники административно-хозяйственного аппарата, канцелярий и инженерно-технический персонал. Непосредственно в производственном процессе предприятий занято 30,2% обследованных, временно работают кочегарами в котельной 5,4%, надомниками-переплетчиками 0,9%, а 36,6% заняты неквалифицированным трудом (уборщицы, сторожа, подсобные рабочие, грузчики, транспортировщики), остальные 17% выполняют подсобные работы.

Согласно медико-физиологической классификации работ по их влиянию на человеческий организм, созданной с помощью интегрального критерия их тяжести и апробированной в Научно-исследовательском институте труда, мы выделили и объективно обосновали 6 категорий тяжести работ. Обследованные нами пенсионеры заняты на работах второй и третьей категорий тяжести.

Ко второй категории тяжести относятся такие работы, в результате выполнения которых нормальное состояние организма практически не изменяется. Отнесенная сюда работа выполняется в нормальных или благоприятных условиях. На этой работе занято 73,3% пенсионеров. К третьей категории тяжести относятся работы, при выполнении которых в организме человека нз-за повышенной нагрузки или же не вполне благоприятных условий труда формируется начальная стадия пограничного функционального состояния. Такую работу выполняет 26,7% обследованных. Данные о категориях тяжести работ, выполняемых пенсионерами, представлены в таблице.

Все пенсионеры заняты трудом полный рабочий день (8 ч). Только в 1-й смене работает 42,6% человек, в 1-й и 2-й сменах — 43,5%, в 3-й смене — 10,5%, только ночью — 0,9%, а у 2,5% установлены индивидуальные графики работы.

Санитарно-гигиенические условия труда на предприятиях в целом можно считать удовлетворительными. Однако в воздушной среде цехов швейного объединения обнаружены такие вещества, как аммиак, окись этилеиа, формальдегид, этиленгликоль, неозон-Д,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.