Научная статья на тему 'Динамика психофизиологических показателей курсантов-судоводителей в течение обучения в морской академии'

Динамика психофизиологических показателей курсантов-судоводителей в течение обучения в морской академии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ-СУДОВОДИТЕЛИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА СУДНЕ / INDEPENDENT TRAINING ON THE SHIP / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SHIPBOARD PRACTICE / CADETS / SKIPPERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулекин И. В., Борисов А. Б., Гришин А. Ф.

Решение задачи по определению влияния академических занятий по физической культуре на уровень физической и функциональной подготовленности курсантов вузов водного транспорта предполагало, прежде всего, проведение анализа многолетней динамики профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния. Результатом неблагоприятного влияния условий многомесячного рейса являются психосоматические и соматические заболевания, проявление дезадаптации, ухудшение работоспособности, повышение уровня невротизации, снижение способностей к психологической защите. Четырехлетняя динамика профессионально важных психофизиологических показателей указывает на тот факт, что на третьем году обучения они у курсантов-судоводителей практически не изменяются. Причина отсутствия положительных изменений подавляющего большинства профессионально важных показателей психофизиологического состояния у курсантов-судоводителей в течение третьего года обучения видится в сокращении на 50 % объема академических занятий физической культурой из-за обязательной шестимесячной плавательной практики на судах, которая программой обучения предусмотрена в осеннем семестре. Для повышения эффективности профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики их необходимо специально готовить, подбирая реальные для подобных условий средства и обучая основам методики самостоятельного применения приоритетных групп физических упражнений и видов спорта на судне во время рейса. Это обусловливает необходимость совершенствования содержания и организации профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительного плавания в период профессиональной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулекин И. В., Борисов А. Б., Гришин А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of psychophysiological parameters of cadetsskippers during their study in maritime academy

Problem solution on determination of physical education studies influence on the overall physical condition level of water transport higher education institutions cadets suggested, first of all, the analysis of long-term dynamics of professionally important factors of physical growth, physical health, physical preparedness, functional and psycho-physiological state. The result of unfavorable influence of long voyage conditions are psychomatic and somatic diseases, appearance of disadaptation, deterioration of working capacity, increase of a level neurotization, decrease in abilities to psychological protection. The reason for the lack of positive changes in the vast majority of professionally important psychophysiological condition indicators of the cadets-skippers in their third educational year is seen in the reduction of 50% of academic hours for physical education because of the mandatory six-month shipboard training on ships that is provided in the training program during the fall semester. To improve the effectiveness of professional physical and functional training of cadets-skippers for a long period shipboard practice they require special training both in selecting the appropriate means and training the basic techniques of individual group of physical exercises and sports activities on the ship during their sailing practice. This leads to the need of improving the content and organization of the professional physical and functional training of cadets-skippers for a long voyage during their professional practice.

Текст научной работы на тему «Динамика психофизиологических показателей курсантов-судоводителей в течение обучения в морской академии»

УДК 796.07

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КУРСАНТОВ-СУДОВОДИТЕЛЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В МОРСКОЙ АКАДЕМИИ

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта И. В. Кулекин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта А. Б. Борисов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта А. Ф. Гришин, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск. Контактная информация для переписки: 353912, г. Новороссийск, ул. Видова, д. 165, кв. 186, e-mail: [email protected]

Решение задачи по определению влияния академических занятий по физической культуре на уровень физической и функциональной подготовленности курсантов вузов водного транспорта предполагало, прежде всего, проведение анализа многолетней динамики профессионально важных показателей физического развития, соматического здоровья, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния.

Результатом неблагоприятного влияния условий многомесячного рейса являются психосоматические и соматические заболевания, проявление дезадаптации, ухудшение работоспособности, повышение уровня невро-тизации, снижение способностей к психологической защите.

Четырехлетняя динамика профессионально важных психофизиологических показателей указывает на тот факт, что на третьем году обучения они у курсантов-судоводителей практически не изменяются.

Причина отсутствия положительных изменений подавляющего большинства профессионально важных показателей психофизиологического состояния у курсантов-судоводителей в течение третьего года обучения видится в сокращении на 50 % объема академических занятий физической культурой из-за обязательной шестимесячной плавательной практики на судах, которая программой обучения предусмотрена в осеннем семестре.

Для повышения эффективности профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительной плавательной практики их необходимо

специально готовить, подбирая реальные для подобных условий средства и обучая основам методики самостоятельного применения приоритетных групп физических упражнений и видов спорта на судне во время рейса.

Это обусловливает необходимость совершенствования содержания и организации профессиональной физической и функциональной подготовки курсантов-судоводителей к условиям длительного плавания в период профессиональной практики.

Ключевые слова: курсанты-судоводители; психофизиологические показатели; самостоятельные занятия на судне; плавательная практика.

Результатом неблагоприятного влияния условий многомесячного рейса являются психосоматические и соматические заболевания, проявление дезадаптации, повышение уровня невротизации, снижение работоспособности, способностей к психологической защите [1, с 12-17], а также ухудшение эмоционального состояния, что выражается в чрезвычайном повышении уровня тревоги и стрессовом напряжении [9, с. 39-41; 10].

Представляется, что причина этой установленной закономерности заключается, прежде всего, в обязательной шестимесячной плавательной практике на судах, которая по программе подготовки судоводителей планируется на первую половину третьего года обучения курсантов. Вследствие этого у курсантов третьего года обучения практически вдвое сокращается объем регламентированных занятий физической культурой в условиях вуза. Их возможности эффективно заниматься физическими упражнениями в период плаватель-

ЖгУ

X

№4 l 2015

73

Таблица

Динамика профессионально важных психофизиологических показателей (М±т) курсантов, обучавшихся в течение четырех лет по специальности «Судовождение» (п=53)

Показатели Курсы обучения Достоверность различий по ^критерию Стьюдента

1 2 3 4 1-2 2-3 3-4 1-3 2-4 1-4

Вестибулярная устойчивость, с 44,4 ±1,34 45,5 ±1,54 50,3 ±1,21 51,6 ±1,13 0,61 * 2,45 0,68 ** 2,89 *** 3,68 *** 4,11

ЛВПР (свет), мс 223,6 ±4,43 211,1 ±3,75 212,5 ±4,12 191,4 ±3,82 * 2,24 0,25 *** 3,75 1,90 *** 3,68 *** 5,72

ЛВСР (свет), мс 258,2 ±4,16 242,6 ±3,84 250,2 ±4,24 237,3± 3,91 ** 2,76 1,33 * 2,24 1,35 0,97 *** 3,66

РДО: количество точных реакций, % 18,3 ±1,34 22,1 ±1,12 18,7 ±1,31 22,6 ±1,22 * 2,18 1,97 * 2,18 0,21 0,30 * 2,37

Точность воспроизведения пространственных (75°) характеристик движений, град. 5,8 ±0,64 3,6 ±0,45 4,9 ±0,57 3,3 ±0,38 ** 2,81 1,79 * 2,34 1,05 0,51 ** 3,36

Точность воспроизведения временных (5 с) характеристик движений, мс 0,82 ±0,09 0,54 ±0,08 0,77 ±0,10 0,44 ±0,07 * 2,32 1,80 ** 2,70 0,37 0,94 ** 3,33

Точность воспроизведения силовых (50 % от максимальных усилий) характеристик движений, кг 6,30 ±0,81 3,94 ±0,65 5,36 ±0,86 3,17 ±0,58 * 2,27 1,32 * 2,11 0,80 0,88 ** 3,14

КЧССМ, гц 41,3 ±0,63 43,4 ±0,58 41,7 ±0,43 43,6 ±0,23 * 2,45 * 2,35 *** 3,90 0,52 0,32 ** 3,43

Объем внимания (Шульте), с 38,1 ±1,31 32,5 ±1,88 36,8 ±1,72 31,3 ±1,53 * 2,44 1,69 * 2,39 0,60 0,49 *** 3,38

Переключение внимания (Шульте-Платонов), с 188,9 ±6,81 167,8 ±6,49 175,1 ±7,05 152,7 ±6,71 * 2,24 0,76 * 2,30 1,41 1,62 *** 3,79

Объем оперативной памяти, к-во 4,49 ±0,24 5,41 ±0,18 5,12 ±0,21 6,16 ±0,17 ** 3,07 1,05 *** 3,85 1,98 ** 3,03 *** 5,68

Эмоциональная устойчивость, баллы 22,75 ±0,68 19,83 ±0,73 21,20 ±0,49 17,66 ±0,57 ** 2,93 1,56 *** 4,71 1,85 * 2,34 *** 5,74

ной практики существенно ограничены из-за недостаточного материально-технического обеспечения этих занятий на судах и слабой методической подготовленности курсантов к самостоятельным занятиям в таких условиях [7; 8, с. 123-127; 11; 12; 13, с. 10-11].

Кроме того, в процессе длительного рейса отмечается снижение общей физической работоспособности и ухудшение гемодинамических показателей, степень выраженности которых зависит от условий и организации труда и отдыха, наличия и степени выраженности вредных факторов, длительности непрерывной работы на судах [2, с. 18-27; 3, с. 28-36; 4, с. 69-71; 5, с. 210-218; 6, с. 232-240].

Методы и организация исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, психофизиологическое тестирование, методы математической статистики.

Психологические методы использовались для оценки познавательных процессов и эмоциональной сферы: объёма и переключения внимания, объёма оперативной памяти, эмоциональной устойчивости.

Психофизиологическое тестирование проводилось

с целью определения вестибулярной устойчивости, латентного времени простой и сложной двигательной реакции, точности реакции на движущийся объект, точности воспроизведения пространственных, временных и силовых характеристик, критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ).

Исследования проводились на базе Морской государственной академии имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (г. Новороссийск). В них приняли участие 53 курсанта, обучавшихся по специальности «Судовождение».

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ четырехлетней динамики профессионально важных психофизиологических показателей у 53 курсантов-судоводителей (табл.) позволил установить, что в процессе обучения в вузе у них статистически достоверно улучшаются вестибулярная устойчивость ^<0,001) и функциональная подвижность нервных процессов по уровню критической частоты слияния световых мельканий ^<0,01), сокращается латентное время простой ^<0,001) и сложной ^<0,001) двигательной реакции, повышаются эмоциональная устойчивость ^<0,001), точность реакции на движущийся объект ^<0,05), точность воспроизведения пространственных ф<0,01),

74

№4 I 2015

временных (р<0,01) и силовых (р<0,01) характеристик движений, увеличиваются объем (р<0,001) и быстрота переключения (р<0,001) внимания, а также объем оперативной памяти (р<0,001).

Наибольшее количество статистически достоверных положительных изменений психофизиологических показателей у курсантов-судоводителей происходит на втором (91,7 %) и четвертом (91,7 %) годах обучения. На третьем же курсе у них статистически достоверно лишь улучшается вестибулярная устойчивость (р<0,05) и ухудшается функциональная подвижность нервных процессов по уровню критической частоты слияния световых мельканий (р<0,05).

Недостаточная эффективность академических занятий физической культурой на третьем году подготовки будущих судоводителей приводит к нарушению положительной четырехлетней динамики их психофизиологических показателей. В связи с этим с первого по третий курс статистически достоверно улучшается лишь показатель функциональной подвижности нервных процессов по уровню критической частоты слияния световых мельканий (р<0,01), а со второго по четвертый - вестибулярной устойчивости (р<0,001), латентного времени простой (р<0,001) двигательной реакции и эмоциональной устойчивости (р<0,05).

Заключение. Таким образом, четырехлетняя динамика профессионально важных психофизиологических показателей указывает на тот факт, что на третьем курсе они у будущих судоводителей практически не изменяются по сравнению с другими годами обучения. Представляется, что одной из основных причин этого факта является сокращение на 50 % объема часов академических занятий физической культурой на третьем году обучения из-за обязательной шестимесячной плавательной практики на судне, в условиях которой курсанты в силу своей слабой методической компетентности не могут обеспечить необходимый объем и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Отсюда очевиден факт необходимости совершенствования содержания физического воспитания курсантов-судоводителей в аспекте повышения их теоретической и методической компетентности в вопросах содержания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями на судне в период многомесячной плавательной практики с целью сохранения достигнутого ранее до рейса уровня развития психофизиологических показателей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Енькова, Л. П. Представление о времени жизни у судоводителей морского флота: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. П. Енькова. - М., 2001. - 24 с.

2. Михайленко, Е. В. Влияние разлуки с семьей на психологическое, физиологическое и эмоциональное поведение моряка и его отношение к профессиональному труду / Е. В. Михайленко // Проблемы социо-генеза и персоногенеза личности. - Петропавловск-Камчатский, 2006. - С. 18-27.

3. Михайленко, Е. В. Особенности реадаптационного периода у моряков рыбопромыслового флота / Е. В. Михайленко // Проблемы социогенеза и персоногенеза личности. - Петропавловск-Камчатский, 2006.

- С. 28-36.

4. Михайленко, Е. В. Личность в экстремальных условиях: исследование адаптации и реадаптации моряков / Е. В. Михайленко // Высшее образование сегодня. -2007. - № 9. - С. 69-71.

5. Михайленко, Е. В. Влияние ограниченного пространства на психологическое состояние моряков / Е. В. Михайленко // Проблемы социогенеза и персоногенеза личности. - Петропавловск-Камчатский, 2007. -С. 210-218.

6. Михайленко, Е. В. Особенности адаптационного периода у моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности / Е. В. Михайленко // Проблемы социогенеза и персоноге-неза личности. - Петропавловск-Камчатский, 2007. -С. 232-240.

7. Мызников, И. Л. Методика контроля за функциональным состоянием моряков. Ритмография / И. Л. Мызников, Ю. А. Паюсов, Ф. А. Щербина. - Мурманск: Изд-во «Север», 2005. - 44 с.

8. Пилипенко, А. В. Психологическое пространство морского труда / А. В. Пилипенко // Сборник докладов 50-й международной научно-технической конференции творческой молодежи «Безопасность на море. Научно-технические проблемы и человеческий фактор» / Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2002. - С. 123-127.

9. Семыкин, С. Е. Проблема симптомогенеза в контексте особенностей интерсубъективной организации личности / С. Е. Семыкин // Программа и тезисы докладов 4-й Международной конференции имени С. Шпильрейн. - Ростов-на-Дону: изд. «ИУБиП», 2003.

- С. 39-41.

10. Семыкин, С. Е. Особенности индивидуально-психологических характеристик моряков до и после рейса / С. Е. Семыкин // Российский психологический журнал. - 2007. - Том 4. - № 4.

11. Стенько, Ю. М. Психогигиена моряка / Ю. М. Стенько.

- Л.: Медицина, 1981. - 176 с.

12. Стенько, Ю. М. Справочник по гигиене и санитарии на судах / Ю. М. Стенько, Г. И. Аранович. - Л.: Судостроение, 1984. - 632 с.

13. Щербина, Ф. А. Формирование компенсаторно-приспособительных реакций моряков в длительном рейсе / Ф. А. Щербина, И. Л. Мызников // Экология человека. - 2002. - № 2. - С. 10-11.

№4 I 2015

75

DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF CADETS- SKIPPERS DURING THEIR STUDY IN MARITIME ACADEMY

I. Kulekin, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, A. Borisov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Al. Grichin, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk.

Contact information for correspondence: 353912, Novorossiysk, 165-186 Vidova Str., e-mail: [email protected].

Problem solution on determination of physical education studies influence on the overall physical condition level of water transport higher education institutions cadets suggested, first of all, the analysis of long-term dynamics of professionally important factors of physical growth, physical health, physical preparedness, functional and psycho-physiological state.

The result of unfavorable influence of long voyage conditions are psychomatic and somatic diseases, appearance of disadaptation, deterioration of working capacity, increase of a level neurotization, decrease in abilities to psychological protection.

The reason for the lack of positive changes in the vast majority of professionally important psychophysiological condition indicators of the cadets-skippers in their third educational year is seen in the reduction of 50% of academic hours for physical education because of the mandatory six-month shipboard training on ships that is provided in the training program during the fall semester.

To improve the effectiveness of professional physical and functional training of cadets-skippers for a long period shipboard practice they require special training both in selecting the appropriate means and training the basic techniques of individual group of physical exercises and sports activities on the ship during their sailing practice.

This leads to the need of improving the content and organization of the professional physical and functional training of cadets-skippers for a long voyage during their professional practice.

Key words: cadets; skippers; psychophysiological indicators; independent training on the ship; shipboard practice.

References

1. En'kova L. P. Predstavlenie o vremeni zhizni u sudo-voditelei morskogo flota. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2001, 24 p. (in Russian).

2. Mikhailenko E. V. Influence of separation from a family on psychological, physiological and emotional behavior of seaman and its impact to professional work. Problemy sotsiogeneza ipersonogeneneza lichnosti [Issues of social genesis and person genesis of an individual]. Petropav-lovsk-Kamchatskii, 2006, pp. 18 - 27. (in Russian).

3. Mikhailenko E. V. Features of re adaption period at seamen of fishery fleet. Problemy sotsiogeneza i personogeneneza lichnosti [Issues of social genesis and person genesis of an individual]. Petropavlovsk-Kamchatskii, 2006, pp. 28 - 36. (in Russian).

4. Mikhailenko E. V. An individual in extreme conditions: research of adaptation and re adaptation of seamen. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today]. 2007, no 9, pp. 69-71. (in Russian).

5. Mikhailenko E. V. Influence of the limited space on a psychological condition of seamen. Problemy sotsiogeneza i personogeneneza lichnosti [Issues of social genesis and persongenesis of an individual]. Petropavlovsk-Kam-chatskii, 2007, pp. 210-218. (in Russian).

6. Mikhailenko E. V. Feature of the adaptable period at seamen of fishery fleet to the changed conditions of ability to live. Problemy sotsiogeneza i personogeneneza lichnos-ti [Issues of social genesis and person genesis of an individual]. Petropavlovsk-Kamchatskii, 2007, pp. 232-240. (in Russian).

7. Myznikov I. L., Paiusov Iu. A., Shcherbina F. A. Metodika kontroliaza funktsional'nym sostoianievmoriakov. Ritmo-grafiia [Method of the control over functional condition of seamen. Rhythmography]. Murmansk, Publishing house "Sever", 2005, 44 p. (in Russian).

8. Pilipenko A. V. Psychological space of sea work. Sbornik dokladov50-I mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii tvorcheskoi molodezhi «Bezopasnost' na more. Nauchno-tekhnicheskie problemy I chelovecheskii faktor» [The Collection of reports of 50-th international scientific and technical conference of creative youth «Safety at sea. Scientific and technical issues and the human factor»]. Vladivostok, Admiral Nevelskoy Maritime State University, 2002, pp. 123-127. (in Russian).

9. Semykin S. E. Issue of symptom genesis in a context of features of inter-subjective person organization. Programma i tezisy dokladov 4-I Mezhdunarodnoi konferentsii imeni S. Shpil'rein [The program and abstracts of papers of the 4th International conference by S.Shpilrejn]. Rostov-on-Don, publ. «IUBand P», 2003, pp. 39-41. (in Russian).

10. Semykin S. E. Features of individually-psychological characteristics of seamen before and after the voyage. Rossiiskii psikhologicheskiizhurnal [The Russian psychological magazine]. 2007, Tom 4, no 4. (in Russian).

11. Sten'ko Iu. M. Psikhogigiena moriaka [Psychogygiene of the seaman]. Leningrad, Meditsina, 1981, 176 p. (in Russian).

12. Sten'ko Iu. M., Aranovich G. I. Spravochnik po gigiene I sanitarii nasudakh [Directory on hygiene and sanitary on ships]. Leningrad, Sudostroenie, 1984, 632 p. (in Russian).

13. Shcherbina F. A., Myznikov I. L. Formation of of compensatory and adaptive reactions of seamen in long voyage. Ekologiia cheloveka [Ecology of a person]. 2002, no2, pp. 10-11. (in Russian).

76

№4 l 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.