ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Карина О.В.
ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСПЕКТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Особенности психологии развития личности подростков и юношей проявляется в том, что происходит интенсивное формирование индивидуальных особенностей системы ожиданий, которые выступают как показатели зрелости/инфантильности взрослеющей личности в контексте социально-психологической адаптации. Для того, чтобы личностное и профессиональное самоопределение было успешным, молодые люди должны руководствоваться свободным выбором желаемых стратегий социальной активности. Как правило, в жизнедеятельности личности возникают различные жизненные обстоятельства, которые влияют на свободное взаимодействие с окружающим миром и на проявления феномена прокрастинации. В рамках научно-исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи» осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект N° 14-06-00228а) мы попытались теоретически и эмпирически проанализировать данную проблему.
Проблема социальных экспектаций рассматривается нами в контексте группового взаимодействия и социальных ролей, исполняемых индивидами. Ожидания личности, как правило, детерминируются ролями и выступают в виде определённого ролевого предписания.
Такие ученые, как М. Вебер, Дж. Роттер, Д.К. Мак-Клелланд, Дж. Хоманс, Дж. Хемфилд, Р. Стогдилл, А. Щюц, Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун рассматривали психологический феномен ожиданий, с точки зрения социальных проявлений.
М. Вебер сопряжённость взаимных ожиданий характеризовал как своеобразность обязательств, которые создают в жизнедеятельности личности предсказуемость, стабильность, условия для самореализации в социуме. В таких сопряжённых ожиданиях личность может строить планы, творить, разрешать трудные жизненные ситуации. На основе взаимных ожиданий возникают предсказуемость и прогнозируемость, а также стабильность, надежность положения субъекта в «среде себе подобных».
По мнению М. Вебера система взаимных ожиданий может порождать неуверенность и тревогу. Такие явления могут возникать из-за общественных социальных потрясений или возникающих проблем в малых группах, при взаимодействии личности с другой личностью. Такие обстоятельства могут дестабилизировать социальную ситуацию и исключать те преимущества, которые способствуют преодолению трудных ситуаций [1].
Согласно когнитивной теории личности Дж. Роттера, социальное поведение личности рассматривается в совокупности таких понятий, как «поведенческий потенциал», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления», «психологическая ситуация», «локус контроля». В связи с этим, Дж. Роттер разработал формулу поведенческого по-
тенциала, который равен сумме ожиданий и ценностого подкрепления. Также он выделил шесть видов потребностей, применяемых к прогнозу поведения (антиципации), реализация которых может рассматриваться как процесс самодетерминации:
1) «статус признания» - потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей;
2) «защита-зависимость» - потребность личности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей;
3) «доминирование» - потребность влиять на жизнь других людей, контролировать их и доминировать над ними;
4) «независимость», - потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других;
5) «любовь и привязанность» - потребность в принятии и любви других;
6) «физический комфорт» - потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий.
Каждая категория потребностей, по мнению Дж. Роттера, состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. Данные компоненты входят в формулу общего прогноза: потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.
Потенциал потребности позволяет прогнозировать реальное поведение личности. Человек склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. При этом потенциал потребностей исходит от «локуса контроля», имеющего два направления:
1) экстернальную и интернальную локализацию, обеспечивающую контроль над значимыми событиями;
2) надситуативный и универсальный локус контроля, характеризующий поведение личности как в случае неудач, так и в случае достижений в различных областях социальной жизни и социального поведения [1].
В контексте «мотивационной» концепции Д.К. Мак-Клелланда рассматривается поведение личности, определяющееся соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Автор выделяет положительные эмоции (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство), порождённые фактом расхождения/совпадения между ожиданиями и событиями. Для того чтобы разнообразить свою жизнедеятельность, но избежать опасной угрозы, люди стремятся к небольшим расхождениям между ожиданиями и событиями. Исходя из данных представлений о поведении личности, Мак-Клелланд рассматривает мотив личности как сильную аффективную ассоциацию. Такие ассоциации сопряжены с упреждающей целевой реакцией и основаны на прошлой связи конкретных стимулов и положительных/отрицательных аффектов. Существуют мотивы приближения, в которых личность стремится реализовать свою жизненную перспективу (антиципацию), и мотивы избегания, блокирующие возможность ожиданиям (экспектациям) стать реальностью. В зависимости от того, какие ожидания и события поощряли родители в детских переживаниях, у ребёнка формировались устойчивые паттерны поведения и соответствующая
мотивация [2].
В теории взаимодействия-ожидания Дж. Хоманса, Дж. Хемфилда рассматриваются три основные переменные: действие, взаимодействие и настроение. Предпринимая какие-либо действия для достижения поставленной цели, личность вступает во взаимодействие с окружающими людьми, создавая совместную деятельность. В процессе такой совместной деятельности возникает и усиливается чувство взаимной симпатии, а также происходит принятие групповых норм. Каждый раз, вступая во взаимодействие с другими людьми, личность ожидает, исходя из чувств симпатии/антипатии, от этих людей позитивного или негативного поведения. Такое ожидание оказывает влияние на степень конструктивности взаимодействия личности с окружающими людьми [1].
Р. Стогдилл в рамках своей теории «усиления ожиданий» указывал на то, что в процессе взаимодействия у людей усиливаются ожидания тех действий, на которые они изначально ориентированы. Поэтому каждый субъект совместной деятельности должен соответствовать взаимным ожиданиям, экспектациям для того, чтобы его действия совпадали с ожиданиями группы и он смог бы присоединиться к группе. В тех случаях, когда человек проявляет способность инициировать нужные групповые взаимодействия и ожидания, его лидерский потенциал становится востребован [1].
Согласно теории структурного повседневного мышления А. Щюца, личность, осуществляя какие-либо действия, исходит из своих ожиданий (экспектаций) и антиципации событий. Антиципация помогает обозначить горизонты значимых событий, которые будут реализовываться в процессе их осуществления. Ожидания, возникающие при антиципации, образуют горизонт будущего опыта, который постоянно изменяется и обогащается. В повседневной жизни корректное целепологание предвосхищает ход событий с достаточной практической точностью. Поэтому личность чётко может осознавать, какие социальные роли ей необходимы для реализации своих экспектационных моделей [4].
Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун утверждали, что развитие социальных потребностей и, как следствие, ожиданий человека происходит в процессе выполнения им определенных общественных ролевых функций, обусловливающих его социализацию. Социальные роли при этом рассматриваются в трех планах:
• в социологическом — как система ролевых ожиданий, т. е. в обществе преобладают социальные роли, которые должны формироваться у личности в процессе онтогенетического развития;
• в социально-психологическом — усвоенные роли личность исполняет и реализует в процессе межличностного взаимодействия;
• в психологическом — как внутренняя или воображаемая роль, не всегда реализуемая в ролевом поведении, но косвенно влияющая на неё.
Взаимосвязь этих трех планов представляет собой ролевой механизм личности, в котором ведущими выступают социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека. Также система экспектаций проявляется и по отношению к другому человеку, в соответствии с его социальными ролями. В результате, экспектации по отношению к себе и к другим позволяют личности успешно проходить социализацию, осознавая значимость и ответственность собственных действий и поступков [1].
Социальный психолог И.Р. Сушков, рассматривая психологию отношений человека в социальной системе, характеризует появление человеческой реальности, идеального мира, связанного с общественной жизнью с точки зрения превращения отношений в объект рефлексии. Автор рассматривает психологию коллективных субъектов с точки зрения психологии «своих» и «чужих», т.е. личность, развиваясь в определенной социальной системе, выстраивает экспектации таким образом, чтобы сохранить свое сообщество, за счет сохранения общественной идеи объединяющей людей, т.е. пытается выстроить социально-психологические отношения на межгрупповом уровне. Т.е. развивающаяся личность, воспитываясь в определенных условиях (например, по социальному статусу, этнической принадлежности, материальному положению и т.д.) «впитывает» в себя те ценности и убеждения, которые транслируются в его социальной системе, и поэтому формирование экспектаций будет строиться на усвоившихся ценностях. За счет того, что подрастающая личность взаимодействует в процессе жизнедеятельности с другими членами общества, которые воспитывались в других социальных системах, то экспектации могут быть как реалистичные, так и не реалистичные. Исходя из этого, могут возникнуть конфликтные состояния, которые нарушают межгрупповую и межличностную гармонию. Нарушение гармонии приводит к новому общественному опыту и к построению иных экспектаций личностью [3].
Таким образом, рассматривая различные отечественные и зарубежные концепции по проблеме социальных ожиданий, можно охарактеризовать понятие «экспектации» следующим образом: - как регулятор деятельности (М. Вебер, Д. Мак-Клелланд), как личностное образование (Г.М.Андреева, A.M. Прихожан, Т.В. Снегирева, Н.Б. Трофимова), как психическое состояние человека (И. Лингард, Ю.Е. Сосновикова). Несмотря на отсутствие единой интерпретации данного феномена, большинство исследователей убеждены в том, что индивидуальные экспектации человека - неотъемлемая составляющая всех сфер его жизнедеятельности. Ожидания, в той или иной мере, отражают институциональные и материальные ценности, социальные санкции, а также систему нормативных отношений, упорядочивающих взаимодействия личности с социальным окружением. Однако следует заметить: несмотря на явную обусловленность экспекта-ций общественными факторами, они в итоге имеют индивидуально-личностную окра-
Для того, чтобы установить как проявляются экспектации в личностном развитии, мы провели исследование с подростками и юношами в возрасте от 17 до 23 лет. Диагностический аппарат исследования включал в себя следующие методики: Опросник «Личностные экспектации» (О.В. Карина, М.А. Киселева, Н.Е. Шустова); Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман); методика «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); Диагностика парциальных позиций интернальности-экстренальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Полученные данные были обработаны факторным анализом на компьютерной программе «SPSS 13».
В ходе проведенного факторного анализа были получены связи между экспекта-циями и другими сферами жизнедеятельности в подростково-молодежной среде. При анализе их динамических изменений, мы использовали только те факторы, которые объясняют больший процент дисперсии, т.е. самые важные и ведущие.
Анализ взаимосвязи между экспектациями и другими сферами жизнедеятельности показывает, что в подростковом возрасте ожидания в большей степени связаны с уровнем жизнестойкости и такими ее компонентами, как вовлеченность, контроль, принятие риска. Жизнестойкость позволяет снизить уровень внутреннего напряжения и связана с формированием эффективных копингов, которые в свою очередь связаны с формированием экспектаций по отношению к своему личностному потенциалу и в контексте жизненных перспектив, именно эти сферы являются наиболее изменчивыми в этом возрасте: формируется временная перспектива как одно из психологических новообразований личности и происходит формирование целостной эго-идентичности. Нужно отметить, что количество убеждений в контексте жизненных перспектив является преобладающим в этом возрасте, что свидетельствует о важности развития временной перспективы. Позитивность ожиданий по отношению к личностному потенциалу в контексте жизненных перспектив, носят конкретный и гибкий характер. В связи с этим ожидания в контексте жизненных перспектив связаны с жизнестойкостью и убежденностью в том, что активность в деятельности может повлиять на происходящее и на получение жизненного опыта.
В начале юношеского периода важным является формирование ожидания в отношении собственного личностного потенциала. Поэтому, экспектации юношей тесно связаны не столько с развитием жизнестойкости, сколько с уровнем интернальности. Т.е. ориентация на свой внутренний мир, на ценность своего Я позволяет юношам проявлять высокую жизнестойкость в процессе самоопределения и ориентироваться на свои достижения.
В конце юношеского периода ожидания в отношении жизненных перспектив тесно связаны с конкретными ожиданиями по временной перспективе. Молодые люди транслируют более четкие экспектации по отношению к своей жизни, чем в начале юношеского возраста и поэтому их ожидания в сфере личностного потенциала, временной перспективы в основном носят конкретный характер. Также у молодых людей преобладает взаимосвязь позитивных ожиданий с общим уровнем жизнестойкости. Т.е. личность, ориентируясь на свои базовые убеждения, активно взаимодействует с окружающим миром и получает новый опыт.
Сравнивая экспектации подростков и юношей, можно схематично отметить основную динамику личностных проявлений (Таблица 1).
Таблица 1.
Динамика экспектаций в подростково-юношеской среде
Подростковый возраст Начало юношеского Завершающий этап
периода юношеского периода
Ожидания в контексте жизненных перспектив Ожидания в отношении собственного личностного потенциала ■<-► интернальность, базовые убеждения (ценность Я, контролирумость мира), жизнестойкость (контроль) Ожидания в контексте жизненных перспектив
жизнестойкость (общая, контроль, вовлеченность, принятие риска) жизнестойкость (общая, вовлеченность), базовые убеждения (ценность Я, случайность распределения событий)
Таким образом, можно отметить, что в подростковом возрасте преобладает связь между экспектациями по отношению к своему будущему и социально-психологической адаптации в социуме (показатели жизнестойоксти). В начале юношеского возраста, эк-спектации смещаются в область собственного личностного потенциала, за счет которого личность пытается активно контролировать свою деятельность и события окружающего мира. А в конце юношеского периода вновь смещается акцент экспектаций на жизненную перспективу, но позврослевшая личность уже в рамках данных экспектаций уже ориентируюется на ценность собственного Я, свой уровень жизнестойкости и, что очень важно отметить, снижается уровень контролируемости событий, которая как правило проявляется в тревожности личности.
Литература
1. Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е. Экспектации и самодетерминация в подростковом и юношеском возрасте: социально-психологический аспект. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. 100 с.
2. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007. 672 с.
3. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М. : Академический проект, Деловая книга, ИП РАН, 1999. 448 с.
4. Щюц А. Структура повседневного мышления // ж-л «Социологические исследования», 1988. № 2. С. 129-137.