Научная статья на тему 'Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем»)'

Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ВЫРАЖЕНИЯ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / DYNAMICS / SPATIAL RELATIONS / DEFORMATION / LINGUISTIC MEANS OF EXPRESSION / NEW FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караева Лилия Николаевна

Цель данной статьи состоит в определении видов деформации пространства, встречающихся в тексте повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», в выявлении языковых средств выражения, передающих динамику топоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space dynamics in prose by Sigizmund Krzhizhanovsky (on the material of the story "Memories of the Future")

The purpose of this article is to determine what types of space deformations are detected in the text of the story S. Krzhizhanovsky "Memories of the future", and to linguistically reveal the expression that convey the space dynamics.

Текст научной работы на тему «Динамика пространства в прозе Сигизмунда Кржижановского (на материале повести «Воспоминания о будущем»)»

УДК 811.161.1+81 '42

Караева Лилия Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

lilusha22@mail.ru

АЁ1А1ЁЁА ШЙМАШМА А М(А ЙЁАЁ(191АА ЁОЛЁЯАПАЙЁШ

(гё гёбадеаёа 1ШйМ «А1й|Иё1^1Су I &6а6иап>)

Цель данной статьи состоит в определении видов деформации пространства, встречающихся в тексте повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», в выявлении языковых средств выражения, передающих динамику топоса.

Ключевые слова: динамика, пространственные отношения, деформация, языковые средства выражения, новообразования.

Идея перемещения в пространстве и во времени не раз становилась основой сюжетов литературных произведений. Повесть С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», где рассказано о строительстве главным героем Максимилианом Штерером так называемого «времяреза», по замыслу предвосхитила созданную на несколько лет позже М.А. Булгаковым пьесу «Иван Васильевич», в которой утверждается та же мысль о создании машины времени. Герой Кржижановского выступает как исследователь проблемы space-time и видит свою цель в следующем: «Вся моя задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы пройти по дефису, отделяющему еще time от space, по этому мосту, брошенному над бездной из тысячелетий в тысячелетия» [1, с. 408]. В своей статье мы рассмотрим, какие типы пространства открывает перед читателем текст повести «Воспоминания о будущем», определим способы его деформации, выявим наиболее яркие языковые средства, передающие динамику топоса в произведении, укажем закономерности изменения пространственных отношений.

Движение - суть поставленной нами проблемы, а также основной принцип работы штереровского времяреза - перемещение объекта (человека) из эпохи в эпоху, с места на место. Формула движения, разработанная главным героем, проста: при изменении переменной «время» меняется переменная «пространство», и наоборот. Обоснование своих гипотез Штерер находит в философских трудах: «Так, по поводу гипотезы о многоосности времени он реминисцирует Лейбница: создатель монадологии, отвечая на вопрос, как при непрерывности материи, заполняющей все пространство, при занятости всех мест возможна перемена мест, то есть движение, - утверждал: единственное движение, возможное внутри такого сплошного мира, - это вращение сфер вокруг своих осей» [1, с. 357]. Опыты над часовыми стрелками в доме отца стали началом пути героя по осуществлению идеи строительства машины времени: «Штерер-младший, производя свой первый опыт, заставил часовые стрелки поменяться осями: минутную на часовую -часовую на минутную. И он мог убедиться. Что

даже такая простая перестановка нарушает ход психических механизмов» [1, с. 340].

Итак, динамика - основополагающее свойство повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем», сюжет которой развивается благодарю движению героя во времени и пространстве, при этом время выступает частью пространства, оно изменяется одновременно с местом пребывания: «Время ... подобно лучу, убегающему от своего источника, есть уход от самого себя, чистая безме-стность, минус из минуса.» [1, с. 352]. Время становится «двигателем» пространства: «Сегодня мне исполнилось двадцать два. Я медлю и медитирую, а тем временем время в борьбе за тему времени выигрывает темп» [1, с. 352]. Темпоральное ускорение происходит: 1) внутри сознания главного героя, его внутреннем пространстве, что выражается в движении мыслей Штерера. Это темпоральное ускорение отражается в использовании в пределах одного предложения слов с семантикой противопоставления как пространственной оппозиции вне-шний-внутренний («Остановившаяся было мысль Штерера, зацепившись за знаки слова, опять пришла в движение» [1, с. 378]); 2) в мире окружающей природы, быстрой смене времени суток, на что указывают хрононимы, которые обозначают время суток в повести («Вечер перешел в ночь» [1, с. 338]), 3) с объектами внешнего мира, примером чему может служить движение поезда, что на языковом уровне отражается в употреблении автором лексики с семантикой быстроты («Они [пассажиры] были похожи на людей, мимо которых пронеслись освещенные окна экспресса, канувшего из тьмы в тьму» [1, с. 391]). Эти резкие переходы из одного пространственного поля в другое объясняются временным ускорением, которое оказывает влияние на соотносительную категорию топоса, наделяя художественное пространство текста свойством динамичности.

В пространстве авторского текста объекты могут не только двигаться с высокой скоростью, но и замедлять свое движение («Движение было медленным, солнце желтым диском перекатывалось от запада к востоку, знакомая обочина дней тянулась от Futurum к РейесШт» [1, с. 417]), а иногда

и вовсе останавливаться («.солнце, взлетевшее было, точно под ударом упругой ракеты, из-за крыш, внезапно метнулось назад., и все, точно натолкнувшись на какую-то стену, там, за горизонтом, остановилось и обездвижилось; лента секунда .застопорилась на каком-то миге, какой-то дробной доли секунды - и ни в будущее, ни в прошлое» [1, с. 413]). Лексика с семантикой ускорения («метнулось»), замедления («было медленным», «перекатывалось», «тянулось») и остановки («остановилось», «обездвижилось») определяет динамические характеристики пространства, а сложная метафора «лента секунд застопорилась на каком-то миге, какой-то дробной доли секунды» создает эффект резкого торможения времени в пространстве и абсолютного отсутствия движения.

С. Кржижановский материализует время, изображая его сквозь призму пространства. Время часто сравнивается с явлениями и предметами реального мира: «.можно перейти время, как переходят улицу, - можно проскочить меж потока секунд, как проскакивают меж мчащихся колес, не попав ни под одну.» [1, с. 359]. Выражение временных явлений через пространственные номинации позволяет не только наглядно представить эту абстрактную философскую категорию, но и раскрыть ее как динамическую модель жизни, развертывающуюся в пространстве и во времени: «.прошедшее и будущее превращались лишь в два тротуара одной улицы, проходящим по которой предоставляется идти и по будущей и по прошедшей стороне - кому как удобнее» [1, с. 388].

Рассмотрим, какие виды деформации пространства встречаются в тексте повести «Воспоминания о будущем». Замедление и ускорение времени вызывает сжатие и расширение пространства. Закономерно то, что при ускорении времени происходит сжатие пространства («Он тянул учителя за гири, ощупывал ему его круглое белое лицо, пробирался пытливыми пальчиками внутрь его жесткого и колючего мозга» [1, с. 341], «Сначала крыши станций опадали круто, потом двугрань их угла стала раздаваться, меняя острый угол на тупой; вместо прямых разбегов шоссе, пересекающих путь, - витиеватые извивы ныряющего под шлагбаум проселка: Россия» [1, с. 376]), а при замедлении времени происходит расширение пространства («Дом, в котором жила семья Штереров, примыкал к горничным плантам, уходящим зелеными квадратами к далекому изгибу Волги» [1, с. 338]). Художественным выражением первого вида деформации является употребление лексики со значением ограничения в пространстве («Под кроватью пансионера Максимилиана Штерера.давно уже завелась импровизированная физико-химическая лаборатория» [1, с. 343]), лексики со значением физиологического или психического состояния человека («Только двое не принимали участия ни

в обсуждении, ни в подслушивании: Макс Штерер, огораживающийся книгами и мыслями, и Ихиль Тапчан.» [1, с. 344], «Пространство, прорываемое мускулами, казалось ему тугим и трудным» [1, с. 396]), специальных слов, называющих определенные объекты тюремного мира («Последующие два с половиной года жизни изобретателя обведены колючей проволокой концентрационного лагеря» [1, с. 370], «В течение долгих месяцев Штерер так и не научился различать друг от друга людей, занимавших нары справа, слева и перед ним .» [1, с. 370]). К языковым средствам, выражающим расширение пространственных координат, следует отнести следующие: указания на место действия («Чахлая Яуза, прятавшаяся подо льдом, невдалеке от обиталища Штерера порвала берега и в течение недели-другой пробовала вспомнить, какой она была в те уплывшие века.» [1, с. 364]), детальные описания интерьера («Штерер отыскал в одном из переулков, пересекающих окраинную Хапиловку, достаточно изолированную и тихую квартиру. Это был деревянный, в три крохотных оконца мезонин, две низких комнаты, лестница во двор. В наружной комнате - койка и груда книг .Внутренняя комната, куда никто не допускался, должна была служить обиталищем машине» [1, с. 363]).

Однако помимо сужения и расширения, следует назвать и другие виды деформации пространства, среди которых удлинение и укорачивание то-поса. Примером удлинения может служить следующий контекст: «Шеренга взгорбий у Кремлевской стены медленно длиннилась» [1, с. 394]. Второй тип деформации доказывают такие строки: «Погруженный в выравнивание дестабилизирующейся машины, я не сразу заметил, что заоконное пространство укорачивается» [1, с. 416]. Лексическим обозначением данных видов изменения пространства являются слова (чаще всего глаголы и прилагательные) со значением протяженности пространства или предметов в пространстве. При этом герой часто воспринимает пространственные локусы и предметы в четких геометрических формах: «Длинный дом. У подъезда рядом с обнаженной спиралью звонка - выпуклый квадрат, заклеенный бумагой» [1, с. 377], «И в фразах, круглых, как нули, поверенный объяснил, что события Ок-тября.лишают Штерера прав на отказанную ему сумму.» [1, с. 377].

В то же время движимое пространство вокруг главного героя способно разрастаться до космических, неземных, бесконечных размеров («Даже в области грубой пространственной техники мы уже близки к тому, чтобы достигнуть скорости вращения Земли, - стоит удвоить ведущую силу пропеллера, и можно пытаться настигнуть ускользающее за горизонт Солнце» [1, с. 418], «Окно моей комнаты было открыто.: оно должно было превра-

титься для меня в окно вагона, мчащегося из эпох в эпохи» [1, с. 410]), либо достигать, по выражению В. Топорова, «минус-пространства» или пустоты («Ихя робко спросил: Вы никогда не гуляете?/ Мне нет никакого дела до пространства, - отрезал Штерер.» [1, с. 346]).

Повесть «Воспоминания о будущем» отражает и нетрадиционные виды деформации: так, автор порой делит пространство, разрезая его на фрагменты («Германский рейхсвер расставлял свои батальоны, отрезая спящие под снегом озими Ураи-ны от Москвы» [1, с. 376], «.солнце тотчас замедлило свой лет; теперь оно было похоже на теннисный шар, который восток и запад, разыгрывая свои геймы, перешвыривает через мой брандмауэр, как через сетку» [1, с. 412]), иногда границы между двумя пространствами размываются («Однажды, вызванный вместе с двумя другими к доске, когда на ее отчерченной мелом трети не хватило места для геометрических знаков, решавших чертеж, - Штерер, обозлившись, вдруг снял губкой длинную черту равенства и несколькими ударами мелом дал решение задачи» [1, с. 343]).

Деформация пространства (сужение-расширение, удлинение-укорачивание, бесконечное-пустое) на сюжетном уровне объясняется не только переходами главного героя через возрастные границы и связанными с этим событиями жизни (учеба в пансионе, служба в армии, плен), но и сменой внутреннего состояния Штерера (сон, отчаяние). Отсутствие деформации наступает в момент концентрации героя над строительством времяреза: «Поглощенный работой, Штерер из-за своей единственной вещи, медленно ввеществлявшейся в бытие, не видел иных вещей, жил мимо фактов, скапливавшихся вокруг его трех окон» [1, с. 366]. Изменения в пространстве не сказываются на фигуре главного героя, он остается статичным наедине со своими мыслями, движение и трансформация касаются лишь природы и предметов внешнего мира, что на языковом уровне выражается глаголами со значением однократного действия, а также словоформами с пространственными предлогами: «Между тем заря, подымавшаяся красной опарой где-то там, за каменными грудами домов, переплеснула через кровли, перекрашивая воздух исчерна накрасно. Штерер не покидал своей неподвижности. За решеткой бульвара прогромыхала пустая колымажка, объезжающая мусорные ящики. Меж деревьев заскребла о землю метла. Протащились мимо, глухо коло-коля друг о друга, молочные бидоны. Где-то вдалеке заскрежетал на выгибе рельса трамвайный вагон» [1, с. 398]. Особенность языкового стиля автора повести «Воспоминания о будущем» при решении проблемы динамики пространства проявляется в употреблении новообразований, обозначающих пространственные понятия или свойства пространства: безместность, длиннилась, длиннящийся.

Для пространства повести характерна направленность вперед, что доказывается большим количеством сочетаний наречия места с лексемами, имеющими временное значение: «вперед и вперед в грядущее», «дальше и дальше в будущее». Усилительный повтор подчеркивает линейное движение пространства. Временные понятия передаются через метафоры, имеющие в своем составе компонент с пространственным динамическим содержанием: ветер секунд, лента секунд, песок секунд, серая лента дней. В основе построения данных метафор лежит сходство временных понятий - секунд, дней - с явлениями и предметами окружающего мира на основании таких признаков, как быстрота («ветер секунд»), сыпучесть («песок секунд»), протяженность («лента секунд») и характеристика изменения времени («серая лента дней»).

Если попытаться выделить доминанту, определяя ее как «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов» [2, с. 411], то можно прийти к выводу, что ведущей категорией в данном тексте выступает время. С. Кржижановский прямо высказывает свою позицию относительно пространства, и, возможно, этим объясняется неустойчивость пространственной системы повести, которая смещается то в сферу внутреннего мира, то внешней действительности, а порой и вовсе в поле временных координат: «Вообще к пространству и его содержаниям Штерер относился как неспециалист, равнодушно и сбивчиво, путая просторное с тесным, никогда не мог запомнить, высок или низок потолок в его жилье, и неизменно ошибался в счете этажей» [1, с. 370]. Сюжетообразующая идея движения сквозь пространство лежит в основе называния автором машины времени с помощью таких новообразований, как «времярез», «времякол», «времяруб». В их основе содержится постоянный компонент - «время» - и переменный - чистые корни от глаголов резать, колоть, рубить. Данные инновации выполняют номинативную функцию, обозначая изобретение главного героя.

Однако все виды деформации в повести объясняются теорией, разработанной Максимилианом Штерером, которая утверждает следующее: «Может быть, именно война, расчертившая землю фронтами, заставила его [Штерера] открыть факт как бы некоей вражды, противонаправленности времени и пространства» [1, с. 371]. Итак, мы пришли к выводу, что пространство повести «Воспоминания о будущем» динамично и подвергается различным деформациям. Мы выделили такие пространственные изменения, как сужение и расширение, удлинение и укорачивание, развертывание пространства до космических вселенских размеров и сворачивание до отдельного предмета, объекта и его внутреннего содержания. Статичную позицию занимает сам повествователь, чью функцию в тек-

сте выполняет биограф Иосиф Стынский, рассказывающий о Максимилиане Штерере как изобретателе времяреза.

Для выражения изменения пространственных отношений в произведении используются различные лексические, грамматические, а также художественные средства: лексика со значением ограничения в пространстве, указания на место действия, детальные описания интерьера, предложно-падежные формы с локальным значением, сложные метафоры.

Особенностью языка писателя являются многочисленные новообразования, обозначающие пространственные понятия или свойства пространства.

Библиографический список

1. Кржижановский С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 2. - СПб.: Symposium, 2001. - 701 с.

2. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. - М., 1967.

УДК 82

Карданова Наталия Борисовна

кандидат филологических наук Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН maria.nenarokova@yandex.ru

ПЕТРОВСКАЯ ГРАМОТА О М. ЗМАЕВИЧЕ КАК ПРИМЕР РАЗВИТИЯ ЖАНРА ХОДАТАЙСТВА

Статья посвящена анализу грамоты о морском офицере Матвее Змаевиче, являющейся примером развития жанра царского ходатайства. Сохраняя специфику типичного ходатайства, грамота о Змаевиче включает в себя элементы нового речевого этикета, что указывает на дальнейшее развитие старого жанра.

Ключевые слова: Россия, Венеция, дипломатическая переписка, грамота, ходатайство, стиль, речевой этикет.

В конце XVII - начале XVIII вв. между Россией и Венецией велась активная дипломатическая переписка. Одним из жанров царской грамоты было ходатайство. Венецианскому адресату в Петровскую эпоху оно было хорошо знакомо. В Венецианском государственном архиве находим следующие ходатайства Петра Первого: о присылке в Россию венецианских корабельных мастеров [2, ст. 1081-184; 3, ст. 198-201; 4, с. 82-85]; о протекции русским учащимся, которые отправились в Венецию учиться морскому делу [3, ст. 1165-1166]; о знаменитом русском полководце и дипломате Борисе Петровиче Шереметеве, отправившемся в путешествие в Европу [4, с. 151-152]; в защиту православной греческой церкви в Венеции [5, с. 428-429] и другие.

Составители царской грамоты-ходатайства выработали особенную ее структуру, состоящую из ряда формул, то есть законченных высказываний с более или менее фиксированным лексико-синтаксическим оформлением [1, с. 109]. Последние подбирались в зависимости от коммуникативной задачи, решаемой грамотой. Обязательными для жанра царского ходатайства являлись формула-ходатайство и формула ответной услуги. Логически грамота ходатайство делилась на две основные части -обоснование ходатайства и собственно ходатайство [1, с. 22].

После 1700 года в языке Петровских грамот намечается ряд новых тенденций в подборе лексики. Речь идет не только о появлении иностранных заимствований, которыми знаменита эта эпоха. В царской грамоте появились формы, которые ранее в этом документе не допускались.

Примером грамоты-ходатайства, изобилующей новыми элементами языка и стиля, является грамота Петра Первого от 30 апреля 1716 года [6], адресованная дожу Джованни Корнеру и представляющая собой ходатайство о морском офицере Матвее Змаевиче, подданном Венецианской республики, служившем в российском флоте. Составляя грамоту о Змаевиче, служащие ведомства иностранных дел впервые столкнулись с ходатайством о весьма деликатном деле: просить за иностранного подданного, обвиняемого на родине в убийстве, но верой и правдой служащего русскому царю. Можно предположить, что, стараясь опереться на уже существующие тексты, они, тем не менее, вынуждены были искать особенные речевые средства.

Грамоту открывают царское имя и титулы, перечисленные самым подробным образом, за ними -царское приветствие адресату и основной текст грамоты. Завершает грамоту царское приветствие (прощание) и указание на место и дату написания грамоты. Ниже расположена личная подпись Петра (она появляется в царских грамотах в Венецию с 1710 года). Эта структура воспроизводится во всех Петровских грамотах в Венецию.

В структуре грамоты, как и следует, выделяются обоснование ходатайства и собственно ходатайство. Коммуникативная задача данной грамоты-ходатайства - убедить адресата в необходимости помиловать Змаевича.

В Петровской грамоте Змаевич представлен, в первую очередь, как венецианский «подданнои» («Вашеи светлости и яснеишеи речи посполитои подданнои»), точно назван город Венецианской республики, из которого он происходит («житель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.