В современных условиях, когда российское общество пребывает в стадии трансформации всей системы общественных отношений и социально-культурного контекста жизни, существенно обостряется проблема профессиональной социализации подрастающего поколения. Актуализируется потребность научного осмысления состояния и тенденций процесса социально-профессиональной интеграции молодых специалистов в сферу трудовой занятости, в том числе, поиска способов и форм оптимизации ее профессионального самоопределения.
Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о зависимости профессионального самоопределения от предшествующего ему процесса жизненного самоопределения. Именно это обстоятельство, синтезируясь в последующем с особенностями профессиональной направленности вуза, изначально диктует специфику протекания социализирующего процесса в условиях высшей школы.
Начальной точкой исследования стали положены данные, полученные в ходе исследования «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области», проведенного Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития Южного федерального университета в 2011 г. под руководством доктора социологических наук В.И. Филоненко.
Очевидно, что первичная профессиональная социализация на уровне профессионального самоопределения происходит до поступления в вуз. Однако в ходе обучения в вузе данный процесс не прекращается, а видоизменяется. С целью получить общее представление о характере происходящих трансформаций студентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?».
Полученные результаты выглядят следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?»
№ Вариант ответа Кол-во, %
1 Очень нравится 34,7
2 Пожалуй, нравится 51,3
3 Пожалуй, не нравится 4,6
4 Совсем не нравится 1,2
5 Трудно сказать 8,2
Абсолютное большинство респондентов (86 %) позитивно оценивают избранную специальность. Полностью разочаровались в собственном профессиональном выборе 1,2 %. Однако 8,2 % затруднились ответить на вопрос.
Интересно проанализировать распределение ответов на данный вопрос по курсам. Хотя в целом тенденция, обозначенная в таблице 1, сохраняется, по некоторым позициям можно отметить определенную закономерную динамику. Например, гораздо больше первокурсников по сравнению со студентами 5 курсов выбрали вариант «очень нравится» (42,4 - 29,9 %, соответственно). По этому варианту вообще можно наблюдать постепенное снижение показателей (табл. 2).
Вопрос: «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность?»
№ Вариант ответа Курсы, %
1 2 3 4 5
1 Очень нравится 42,4 36,9 35,3 29,6 29,9
2 Пожалуй, нравится 45,8 50,9 52,2 53,0 52,7
3 Пожалуй, не нравится 2,1 3,4 4,6 6,9 5,7
4 Совсем не нравится 1,0 1,1 0,8 1,3 2,3
5 Трудно сказать 8,7 7,6 7,0 9,2 9,3
Причины этого следует выявлять посредством уточняющих исследований, однако можно предположить, что «эйфория» от поступления в вуз постепенно снижается и проблемы трудоустройства, а возможно, и прохождение практики, позволяющее непосредственно включиться в профессиональную деятельность, наряду с другими факторами вызывают некоторое охлаждение при сохранении общего позитивного настроя.
Прямо противоположная тенденция отмечается в вариантах ответов, связанных с негативной оценкой будущей профессии. Хотя общее количество выбравших эти варианты невысоко, тем не менее, рост количества «разочаровавшихся» с 1 по 5 курс практически составляет от 3 до 8 %. А если добавить тех, кто затруднился ответить (на 5 курсе, как ни парадоксально, таких больше всего), можно говорить о некоторой тенденции не вполне благоприятной, т.к. это те выпускники, которые находятся в зоне повышенного риска, вероятно, не планируют работать по специальности, а возможно, и пополнят ряды безработных.
Проведенный опрос позволяет косвенно выявить изменение настроения студентов в зависимости от курса обучения. Если на первом курсе самыми главными являются проблемы, связанные с ощущениями перегруженности занятиями и объемом заданий, которые даются для подготовки (23,3 %), то к пятому внимание переключается на нехватку литературы по специальности (26,1 %), а ощущение перегруженности снижается почти в три раза (8,2 %). Неподготовленность студентов первых курсов к новым условиям деятельности проявляется также в трудностях выстраивания перехода к академической форме общения с преподавателями (13,8 %), которая переходит в разряд незначимых для пятикурсника (3,1 %). Теряет свою значимость и поиск цели и смысла обучения (13,1 и 8,9 %, соответственно), именно обучения, а не обретения профессии.
Вместе с тем растут требования к организации самого процесса обучения. От 1 к 5 курсу стабильно увеличивается число студентов, указывающих на повторяемость одних и тех же курсов (1 -5,67 %, 3 - 14,05 %, 5 - 15,04 %), недостаточной организации практик по специальности (1 - 16,13 %, 3 - 17,4 %, 5 - 20,65 %). В отношении организации практик по специальности к 5 курсу не наблюдается значимых различий по всему массиву. Это может служить подтверждением того, что процесс профессиональной социализации оказывает возрастающее с каждым курсом влияние на характер требований к организации образовательного процесса с позиций профессионального самоопределения.
1. Специфика профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения связана с тем, что включает как профессионализацию личности, адаптацию к профессиональной деятельности, так и профессиональный выбор. Результаты многих социологических исследований 2000-х гг. свидетельствуют о том, что значительная часть студенчества (по разным специальностям от 30 до 60 %) выбор вуза вовсе не связывает с выбором профессии [6]. Профессиональная
направленность абитуриентов явно уступает притязаниям на общий жизненный успех: только 28 % из них отметили, что при выборе конкретного вуза для них решающее значение имела ориентация на собственные способности к овладению преподаваемыми в вузе дисциплинами. Для 47 % респондентов очень важен просто факт наличия диплома о высшем образовании [2].
Данные, полученные в ходе настоящего исследования, также как и результаты исследования 2006 г., позволяют сделать вывод о формировании новой тенденции, о чем уже упоминалось выше. Однако с целью уточнения необходимо рассмотреть распределение ответов студентов в зависимости от типа вуза. Так как в ходе исследования были опрошены студенты 22 вузов Ростовской области, все они были распределены на 3 группы (типа): естественно-гуманитарный, инженерно-технический, сельскохозяйственный. Ниже представлены результаты анализа полученных результатов (табл. 3).
Таблица 3
Вопрос: «Почему Вы выбрали именно эту профессию?»
№ Вариант ответа Тип вуза (%)
Естественно- гуманитарный Инженерно- технический Сельско- хозяйственный
1 Эта профессия пользуется высоким спросом на рынке труда 27,1 41,4 40,6
2 Эта профессия является престижной 44,2 37,2 36,7
3 Это высокооплачиваемая профессия 25,2 26,4 15,7
4 Для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования 68,9 46,5 59,8
5 По рекомендации родителей. 26,8 31,4 36,5
6 Стремился избежать службы в армии 1,9 3,9 2,8
7 Другое 1,4 0,4 3,2
Примечание. Суммарная доля по столбцам может превышать 100 % в связи с возможностью выбора нескольких (но не более трех) вариантов ответов
Прежде всего, следует отметить, что для студентов всех типов вузов основным мотивом выбора будущей профессии выступает удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и самосовершенствование. У студентов естественно-гуманитарного профиля отмечается самый высокий показатель (68,9 %). Несколько ниже этот показатель у студентов инженерно-технического профиля (46,5 %). Но и в этой группе студентов данный мотив получил наибольшее число выборов. Если выделить отдельные вузы, по данному мотиву лидерами являются ТГПИ, ИАрхИ ЮФУ, ПИ ЮФУ, РГМУ.
В группе студентов естественно-гуманитарного профиля вторую позицию занимает мотив престижности. Затем с большим отрывом (почти в 2 раза меньшее число выборов) спрос на рынке труда и рекомендации родителей. Таким образом, студенты естественно-гуманитарного профиля менее всех других групп ориентированы в профессиональном выборе на экономические факторы, а
более - на социокультурные. Студенты инженерно-технического профиля на первые 2 позиции ставят мотивы саморазвития и рыночный спрос (46,5 и 41,4 %, соответственно). Третью позицию занимает мотив престижности, и только на пятой - находится уровень оплаты труда.
Весьма сходная ситуация наблюдается и в группе сельскохозяйственных вузов. Основное отличие состоит в том, что позиции престижности и рекомендации родителей практически совпадают и находятся на 3 месте по числу выборов. А вот уровень оплаты труда, видимо, крайне мало интересует студентов данной группы (15,7 %). Это самый низкий показатель из всех типов вузов. Самым высоким (при сравнении всех трех групп) у этих студентов оказывается мотив, связанный с рекомендацией родителей. Бесспорными лидерами по данной мотивации оказались студенты НГМА и ДонГАУ. Можно предположить, что выбор вузов сельскохозяйственного типа обусловлен, в первую очередь, востребованностью соответствующих профессий по месту жительства студентов и связан с трансляцией традиционных социокультурных ценностей, в силу чего мнение родителей при выборе профессии оказывается более значимым, чем для студентов других групп.
Сравнение по отдельным мотивам профессионального выбора показывает, что на рыночный спрос в большей степени ориентированы студенты инженерно-технического и сельскохозяйственного типов вузов (41,4 и 40,6 %, соответственно). Лидируют по данной позиции такие вузы, как РГУПС (РИИЖТ), ЮРГТУ (НПИ), ДГТУ. Престижность будущей профессии более всего интересует студентов естественно-гуманитарного профиля. В числе первых данную позицию занимают студенты СКАГС, РГМУ, ТИУиЭ. Стремление избежать службы в армии в большей степени характерно для студентов инженерно-технических вузов. Хотя данный факт можно объяснить доминированием мужского состава в общем студенческом контингенте.
Анализ ответов на вопрос, «насколько нравится выбранная специальность» больших расхождений не показал. Более 80 % студентов всех типов вузов выбрали варианты «очень нравится» и «пожалуй, нравится». Самый высокий процент выборов зафиксирован у студентов РостГМУ и РГУПС (РИИЖТ), ЮФУ (центр). Меньше других (83 % по сравнению с 88 %) этот показатель у студентов инженерно-технических специальностей. Но вряд ли можно этот показатель считать серьезным расхождением.
Сопоставление с результатами исследования 2006 г. показывает, что стабильно сохраняется высокий интерес к выбранной специальности у студентов РостГМУ (более 90 %), несколько ниже оказались показатели по сравнению с 2006 г. у студентов ТТИ и ЮРГТУ (НПИ). Более высокий процент выборов в исследовании 2011 г. оказался у студентов ЮФУ (центр). Однако следует учесть, что вопрос, задаваемый в 2006 г., был сформулирован несколько иначе (стали бы Вы поступать в университет на этот факультет), хотя смысловое наполнение, по сути, одинаково.
Практически аналогичными выглядят результаты оценки студентами собственного отношения к учебной деятельности, что, в очередной раз, подтверждает гипотезу о том, что данная сфера рассматривается современными студентами как важный этап профессионального самоопределения.
Анализ мотивации посещения занятий также существенных расхождений не выявил. На первом месте - стремление получить добротные знания, узнать новое (от 63,6 до 72,2 % выборов). На втором
- обязанность студента (57,8 - 59,8 %). Третью позицию занимает уважение к преподавателю (32,3 -38,4 %). Самым существенным расхождением можно считать мотив общения с друзьями, который в большей степени присутствует у студентов естественно-гуманитарного профиля (29,6 % по сравнению с 20,1 % у студентов вузов сельскохозяйственного типа).
Сравнивая степень удовлетворенности ресурсами и возможностями, предоставляемыми вузом, отмечаем, что студенты сельскохозяйственных вузов более всего удовлетворены творческими возможностями, консультациями преподавателей, занятиями физкультурой и доступом к научной и методической литературе (табл. 4).
Вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены теми возможностями, которые Вам предоставлены университетом?» (вариант ответа - «вполне удовлетворены»)
№ Вариант ответа Тип вуза %
Естественно- гуманитарный Инженерно- технический Сельско- хозяйственный
1 Творческое, общекультурное развитие (самодеятельность, КВН, театр, фестивали и т.п.) 50,1 55,8 70,8
2 Доступ к компьютеру, Интернету 34,8 39,7 37,2
3 Занятия физкультурой и спортом 52,7 66,1 67,4
4 Обучение иностранным языкам 41,2 50,6 48,6
5 Доступ к научной и учебной информации (монографии, научные журналы, справочники и т.д.) 49,2 58,1 60,8
6 Получение консультаций у преподавателей, сотрудников университета 55,9 56,4 68,7
Студенты естественно-гуманитарного профиля отмечают эти же позиции, но на первое место ставят консультации преподавателей, на 2-е - занятия физкультурой и на 3-е - общекультурное развитие. Менее всего студенты данной группы удовлетворены доступом к компьютерам (также как и студенты двух других групп). Студенты инженерно-технического профиля более всего удовлетворены занятиями физкультурой (66,1 %), доступом к научной и методической литературе (58,1 %) и консультациями преподавателей (56,4 %).
Что касается смещения акцентов на протяжении учебы, то данный факт может быть объяснен следующим образом. Анализ материалов опроса студентов-первокурсников и пятикурсников свидетельствует о наличии значительных расхождений в их ценностно-профессиональных ориентациях. Более половины первокурсников указали, что пришли в вуз, чтобы стать квалифицированными специалистами по избранной профессии; 30,1 % - хотели получить высшее образование. Пятикурсники оценивают мотивы выбора профессии более прагматично: 15,5 % из них интересует конкретно область их будущей деятельности, 11,1 % надеются сделать карьеру, 24,7 % стать материально обеспеченными, а 42,2 % только хотят получить высшее образование.
Последние цифры подтверждают факт того, что молодежь ситуативно учитывает самоценность образования как такового. В то же время инженерным трудом намереваются заняться только 15 % студентов-первокурсников, научной работой - 4 %. Среди пятикурсников 18 % хотели бы работать инженерами, 14 % - заняться административно-управленческой работой, 13,6 % - коммерцией, 2,6 %
- научной работой, 1,8 % - стать преподавателями. Другими словами, к пятому курсу отношение к профессии становится более предметным, но никак не более совпадающим с той профессией, которую дает это учебное заведение. Снижение значимости освоения конкретной специальности проявляется и в другой позиции, в частности, уменьшается количество студентов, подтверждающих свой первоначальный выбор профессии и перспективную нацеленность на трудовую деятельность по специальности. Так, 53,2 % опрошенных первокурсников по прошествии года обучения
подтверждают свой первоначальный выбор профессии. К пятому курсу это число снижается до 41,7
%. Пик разочарованности в выборе профессии по всему массиву приходится преимущественно на третий курс: ее сменили бы полностью (и профессию, и вуз) - 27,3 % опрошенных третьекурсников. Для третьего курса характерен период сомнений, который, по нашему мнению, связан с переключением адаптационных усилий от форм образовательного процесса к его профессиональной направленности. Об этом свидетельствует преобладание оценочных суждений с признаками отличительных сторон выбранной профессии. Во-вторых, как правило, на этом курсе происходит первая реальная встреча со спецификой профессиональной деятельности, что и заставляет вносить коррективы в свои «прожективно» построенные представления. Но пик разочарования в профессии более выражается в «кризисе пятого курса». К 5 курсу наблюдается снижение мотивации, связанной с получением знаний, с 76,1 % у первокурсников до 63,9 % у студентов 5 курса. Та же тенденция просматривается и для вариантов «это моя обязанность как студента» (60,1 и 55,7 %, соответственно), «высокое качество проводимых занятий» (18 % на 1 курсе - 14 % на 5 курсе).
Довольно отчетливо выявляется тенденция, связанная с мотивацией встречи и общения с друзьями. Данный мотив отмечается в качестве важного 20,8 % первокурсников, а к 5 курсу этот процент возрастает до уровня 29,8 %.
В целом формирование данных тенденций вполне объяснимо: к 5 курсу акценты
профессиональной ориентации уже в большей степени смещаются в сторону трудоустройства, многие студенты уже определились с местом будущей работы, поэтому пребывание в вузе, так же как и статус студента, для них уже носит достаточно формальный характер. Такое пограничное состояние непосредственно отражается и на отношении к учебной деятельности, что влечет за собой снижение ее значимости. В то же время за период обучения в вузе в студенческих группах формируются определенные системы взаимоотношений, социально-психологические связи, в том числе дружеские, образовываются неформальные группы и т.д. Таким образом, неудивительно, что к 5 курсу возрастает ценность общения с сокурсниками.
Настораживает следующая цифра: 48,2 % респондентов готовы выполнять любую
высокооплачиваемую работу. Это уже не столько профессиональная, сколько мировоззренческая позиция, которая способствует депрофессионализации процесса самоопределения.
Что касается результатов исследования в вузах Ростовской области, то они лишь подтверждают выявляющуюся общую тенденцию. На основе анкет опрошенных студентов нами выявлена тенденция увеличения важности получения диплома о высшем образовании (1 - 29,62 %, 3 - 34,66 %, 5 - 37,09 %), при этом его соотнесенность с приобретаемой специальностью расходится с каждым курсом все больше. Особенно эта тенденция проявляет себя у студентов технических специальностей.
В соответствии с этим от 1 к 3 курсу меняется рейтинг мотивации обучения. Если для первокурсников доминирующим мотивом является поступление в вуз для обретения конкретной специальности (следовательно, есть предпосылки профессионального самоопределения), то уже к окончанию третьего курса на первый план выходит другой мотив - получение диплома (профессионализация приобретает некоторый всеобщий характер), который для большинства и сохраняет свое ведущее место в структуре мотивации до окончания вуза.
Следовательно, тенденцию расхождения значимости получения высшего образования и одновременно незначимости получаемого образования можно считать пролонгированной во времени. Резко проявив себя в 90-е гг., она и сегодня детерминирует мотивацию процесса профессионального самоопределения. Однако проведенное исследование вузов Ростовской области показало формирование положительной тенденции, связанной с ориентацией на образование как на средство получения будущей профессии.
Между тем установка на приобретение конкретной специальности оказывается мощным стимулом для учебной деятельности студенчества, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения. Успешность в учебной деятельности оптимизирует процессы, так или иначе связанные с освоением специальной подготовки. Так, среди профессионально ориентированных студентов, подтверждающих выбор профессии на протяжении всех лет обучения, качественный уровень успеваемости значительно выше, чем у тех, кто руководствуется другими факторами своей учебы.
Интересно, что эта тенденция более четко проявлена у гуманитариев. Что касается «технарей», то здесь проявляет себя парадокс, отмеченный в ряде исследований: низкий уровень профессионального самоопределения здесь тесно связан с достаточно высоким уровнем социальных притязаний. В таком случае у студентов-«технарей» одним из основных факторов, стимулирующих отношение к учебе, является «возможность получения желаемого статуса». Таким образом, сравнительный анализ мотивации профессионального выбора студентов показывает, что за пять лет ситуация в данной сфере существенно не изменилась. А следовательно, можно говорить о сохранении основных противоречий, определяющих эффективность процесса профессиональной социализации, в частности:
- между стремлением молодежи к наиболее престижным профессиям и реальными потребностями общества в кадрах;
- между необходимостью перед выбором профессии попробовать свои возможности в избираемой сфере деятельности и отсутствием таких условий в школе и ближайшем окружении;
- между необходимостью формирования и развития у учащегося свойств, качеств, нужных для сознательного выбора профессии, и низкой эффективностью реализации данного процесса в школе;
- между стремлением молодежи занять, прежде всего, определенное социальное положение при выборе профессии и неадекватной оценкой своих профессиональных интересов, склонностей и способностей;
- между потребностями молодежи в эффективной реализации своего личностного потенциала на практике и его низкой востребованностью на рынке труда.
Итак, анализ состояния образовательного пространства высшей школы и степени оптимальности условий для профессионального самоопределения студенчества на примере конкретных вузов, взятых в зависимости от их положения на рынке труда и рынке образовательных услуг, показывает, что в данных социально-экономических условиях ее эффективность в наибольшей степени зависит от престижности специальности.
Литература
1. Адамьянц Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2010. М., 2010. Вып. 9.
2. Калачева Т.Г., Амбросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. 2000. № 5.
3. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научные доклады Института экономики РАН: В 4 т. Т. 2: Социально-экономическая стратегия России. М., 2010.
4. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10.
5. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7.
6. Шереги Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.