Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ст. 2) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994// Собр. законодательства Рос. Федерации. 05.12.1994. N32, ст. 3301 // Рос. газ. - 05.12.1994. - N 238-239. Режим доступа из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?_req=doc&
base=LAW&n=287003&fld=134&dst=1000420&rnd=0.7440678884834531#09771952 (дата обращения: 09.07.2018).
2. Гончарова Е.А. Актуальность разработки профессионального стандарта для спортивных менеджеров, функционирующих в условиях рыночной экономики России // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2017. С. 38.
3. Друкер П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2008. С. 61.
4. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / пер. с англ. [под ред. С.Г. Божук]. СПб.: Питер, 2006. С. 22, 23, 89, 90, 105-107, 112-114.
5. Маркетинг-менеджмент в спорте (разд. 6) [Электронный ресурс] // Менеджмент и безопасность в адаптивной физической культуре. 2009. С. 88-99 / Библиотека международной спортивной информации [сайт]. [2010-2014]. Режим доступа: http://bmsi.ru/ doc/ (дата обращения: 09.07.2018).
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. / Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; [общ. ред. Л.И. Евенко]. М.: Изд-во «ДЕЛО», 1997. С. 38, 40, 41, 47, 62, 264.
7. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997.
8. Peter D. Bennett. Dictionary of Marketing Tenns. 2d ed. Chicago: American Marketing Association,
1995.
9. Thomas V. Bonoma. The Marketing Edge: Making Strategies Work, New York: Free Press, 1985.
УДК 159.92
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
Павлова Е.В., 2018
Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, аспирант, кафедра общей и
прикладной психологии, Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается мотивация профессиональной деятельности как фактор, способствующий формированию компетенций, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающие изменения профессиональной мотивации у будущих учителей информатики, математики и физики в процессе обучения в высшей школе. Обращается внимание на необходимость целенаправленного формирования мотивации, которое внесет определенный вклад в развитие профессиональных компетенций у будущих педагогов-предметников.
Ключевые слова: компетенции, профессиональная мотивация, будущие учителя-предметники.
DYNAMICS OF PROFESSIONAL MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL-PROFESSIONAL
ACTIVITY OF UNDERGRADUATE STUDENTS
Pavlova E.V., 2018
Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Postgraduate Student, Department of General and
Applied Psychology, St. Petersburg
Annotation: the article considers the motivation of professional activity as a factor contributing to the formation of competences formulated in federal state educational standards. The results of an empirical research showing the changes in professional motivation of future teachers of informatics, mathematics and physics in the process of studying in higher education are presented. Attention is drawn to the need for a purposeful formation of motivation, which will contribute to the development of professional competences of future subject teachers.
Key words: competences, professional motivation, future subject teachers.
Модернизация российского образования актуализирует потребность в высококвалифицированных профессионалах-педагогах, способных готовить подрастающее поколение к жизни и деятельности в современном обществе. Школа ждет компетентного специалиста со сформированным ценностным отношением к выбранной профессии, мотивированного на успешную педагогическую деятельность.
В компетенции ОПК-1, сформулированной в ФГОС ВПО и ФГОС ВО (уровень высшего образования «бакалавриат»), напрямую говориться о том, что выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности: «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» [1], «готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» [2]. В компетенции ОПК-1, сформулированной в ФГОС ВО-бакалавриат, отсутствует прямое требование к наличию у выпускника мотивации профессиональной деятельности: «Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики» [3]. Тем не менее, профессиональная мотивация тесно связана с данной компетенцией. Так, согласно Т. В. Мишаткиной, профессиональная этика является совокупностью норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Конкретные условия, содержание и специфика определенной профессии определяют частные особенности профессиональной этики. Они выражаются в требованиях по отношению к специалистам. К учителю предъявляются следующие требования: педагог должен постоянно стремиться развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство; быть готовым к преодолению препятствий; ориентироваться на положительные отношения и чувства к учащимся [4, с. 7-48]. В. А. Сластенина, говоря о профессионально обусловленных требованиях к личности педагога, отмечает, что интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями, является основой педагогической направленности [5]. С точки зрения А.К. Марковой, устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем. Оно помогает педагогу преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Педагогическая направленность является мотивацией к профессии учителя [6, с. 41-42]. Следовательно, мотивация профессиональной деятельности сопряжена с компетенцией ОПК-1, сформулированной в ФГОС ВО-бакалавриат.
По нашему мнению, мотивация профессиональной деятельности связана с рядом других компетенций, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах по направлению подготовки «Педагогическое образование». Например, в некоторых компетенциях речь идет о взаимодействии. В соответствии с ФГОС ВО (уровень высшего образования «бакалавриат») в перечень указанных компетенций входят ОК-4 («Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия») и ПК-6 («Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса»); в соответствии с ФГОС ВО-бакалавриат - УК-3 («Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде») и ОПК-7 («Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ»). Согласно Е.С. Ковшовой, профессиональная мотивация учителя определяет характер его взаимодействия с учащимися, коллегами [7, с. 132].
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие профессиональной мотивации способствует формированию указанных компетенций, обеспечивая эффективность учебно-профессиональной и в будущем профессиональной деятельности педагога.
Мотивация к профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания, которое определяют как влечение к какой-либо профессии (стадия выбора профессии). На стадии профессионального обучения происходит уточнение профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала [8].
Цель данного исследования заключалась в определении преобладающего типа мотива («приобретение знаний», «овладение профессией» или «получение диплома») в структуре мотивации обучения в вузе и изучении динамики мотива овладения профессией у студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Информатика», «Физика» (ИФБ) и «Математика», «Информатика» (МИБ) в процессе учебно-профессиональной деятельности. Экспериментальные группы включали студентов разных курсов обучения (1 -5 курс): 63 чел. ИФБ и 105 чел. МИБ. Оценка выраженности мотива овладения профессией у будущих учителей-предметников выполнялась с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [9, с. 433-434].
Результаты, полученные при обследовании будущих педагогов-предметников, указывают на то, что в структуре мотивации обучения в вузе как у будущих учителей информатики и физики, так и у будущих учителей математики и информатики преобладающими являются мотивы «приобретение знаний» и «получение диплома». Причем, мотив «приобретение знаний» доминирует у студентов ИФБ только на втором курсе, у студентов МИБ только с первого по третий курс, что свидетельствует о стремлении студентов к приобретению знаний и проявлению у них любознательности. К сожалению, следует отметить, что мотив «овладение профессией» у будущих педагогов-предметников не становился доминирующим ни на одном из этапов образовательного процесса.
Выраженность мотива «овладение профессией» у студентов ИФБ снижается в течение первых трех лет обучения, затем обнаруживает некоторый рост. Так, у будущих учителей информатики и физики средний балл на 1 курсе 5,18, 2 курсе - 4,64, 3 курсе - 4,23, 4 курсе - 4,27, 5 курсе - 4,53. У студентов МИБ выраженность мотива «овладение профессией» растет на втором и четвертом, снижается на третьем и пятом курсах. Средний балл у будущих учителей математики и информатики на 1 курсе 5,67, 2 курсе - 6,65, 3 курсе - 5,43, 4 курсе - 5,52, 5 курсе - 4,81.
Наблюдаемая ситуация может свидетельствовать о неадекватном выборе профессии и неудовлетворенностью ею. Студенты не проявляют стремления овладеть профессиональными знаниями и развить у себя профессионально важные качества. Причиной этого может быть основание их поступления в вуз: у студентов ИФБ желание получить диплом, подтверждающий владение знаниями в области информационных технологий и программирования; у студентов МИБ овладение знаниями, востребованными в данной области.
Полученные в исследовании данные согласуются с мнением ученых. Так, согласно Е.П. Ильину, в процессе обучения сила мотивов учения и освоения выбранной специальности снижается. Причины этого кроются в неудовлетворительных перспективах работы по выбранной профессии; в недостатках в организации учебного процесса, быта, досуга т. д. Мотивы выбора профессии педагога и поступления в педагогический вуз разнообразны. Среди них есть и те, которые не соответствуют педагогической деятельности. По данным многих опросов только от 30 до 45% поступивших в педвузы положительно относятся к профессии учителя; около 40% поступают в вуз из-за интереса к определенному предмету, не имея интереса к педагогической деятельности [9, с. 268, 279].
Вероятно, обнаруженные позитивные изменения в выраженности мотива «овладение профессией» обусловлены особенностями организации образовательного процесса на разных курсах
обучения в рамках различных профилей подготовки (особенностями распределения дисциплин по семестрам в образовательной программе, содержанием дисциплин, методикой их преподавания).
Положительное отношение студентов к выбранной педагогической профессии, заинтересованность в ее освоении способствует становлению профессионала, который будет востребован в образовательном пространстве, где в перспективе предстоит трудиться выпускникам вуза. С точки зрения М.Г. Барковской и А.К. Осина, одним из ресурсов улучшения отношения студентов к профессии педагога в процессе профессионального обучения является формирование активного субъекта профессионального развития, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности и сопоставлять их с требованиями педагогической деятельности [10].
Таким образом, результаты анализа эмпирических данных указывают на необходимость уделять серьезное внимание развитию мотивации профессиональной деятельности у будущих учителей информатики, математики и физики в процессе профессиональной подготовки в компетентностном формате.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (зарегистрирован Минюстом России 09 февраля 2010 г., регистрационный № 16277). URL: ЬЦрзУ/минобрнауки.рф. 18-25
2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (зарегистрирован Минюстом России 02 марта 2016 г., регистрационный № 41305). URL: ЬЦр://минобрнауки.рф.
3. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2018 г., регистрационный № 50358). URL: ЬЦр8://минобрнауки.рф.
4. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс; мн.: ТетраСистемс, 2004. 304с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. (Психол. наука - школе).
7. Ковшова Е.С. Педагоги о мотивации и профессиональном росте учителя в реализации образовательного процесса // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2017. №3(89). С. 132-137.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
10. Барковская М.Г., Осин А.К. Исследование мотивации педагогической деятельности // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 129-132. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33007 (дата обращения: 15.08.2018).