махерская (31%), шиномонтаж (26%), ремонт обуви (24%). Общественная баня на селе не особо популярна, поскольку практически у каждого есть она в доме (77%). Тем не менее, отсутствие подобных пунктов по оказанию бытовых услуг ухудшает качество жизни в сельской местности.
Таким образом, анализ состояния и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, осуществленный на основе опроса сельских жителей села республики, показал, что наибольшее количество респондентов не удовлетворено уровнем здравоохранения, уровнем развития культурно-досуговой сферы и состоянием автодорог в сельской местности (табл. 1). Сохранение существующего положения дел в развитии социальной инфраструктуры села крайне деструктивно сказывается на социальном самочувствии сельского населения, вызывая отток населения, особенно молодежи и слабую закре-пляемость молодых специалистов на селе.
Литература
1. Бурятия в цифрах: стат. сб. [Электронный ресурс]. ШЬ: http://burstat.gks.ru/ (дата обращения: 21.09.2012).
2. Концепция развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 20092017 гг. и на период до 2020 года [Электронный ресурс]:
постановление Правительства Бурятии от 11 декабря 2008 г. №529 URL: http://www. egov-buryatia.ru (дата обращения: 21.09.2012).
3. Регионы России. Социально-экономические ноказа-тели-2011 // URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.09.2012).
4. Социально-экономическое положение Республики
Бурятия: доклад [Электронный ресурс] URL:
http://burstat.gks.ru/ (дата обращения: 21.09.2012).
5. Тимофеев В. Социальное развитие села // Экономист. - 1998. - №2.
6. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. - М., 1980.
7. Хагуров А.А. О состоянии и проблемах российского села // СОЦИС. - 2012. - №1. - С.145-150.
8. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://burstat.gks.ru (дата обращения: 21.09.2012).
Гунтыпова Эржена Саяновна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Guntypova Erzhena Sayanovna, candidate of sociological science, associate professor, head, department of public relation, sociology and political science, Buryat State Academy of Agricultural named after V.R. Phlip-pov, Ulan-Ude, е-mail: [email protected].
УДК 316.6 © Л.И. Иванова, Е.А. Раднаева
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В структуре сельской интеллигенции Республики Бурятия происходят изменения, на сегодняшний день самым многочисленным отрядом сельской интеллигенции являются работники образования. На втором месте работники здравоохранения и работники культурно-просветительной сферы, количественный состав которых за последнее десятилетие сократился. Численный потенциал инженерно-технических работников и работников сельского хозяйства в структуре сельской интеллигенции самый низкий.
Ключевые слова: интеллигенция, сельская интеллигенция, структура, учителя, врачи, работники культурно-просветительской сферы, инженерно-технические работники, работники сельского хозяйства.
L.I. Ivanova, E.A. Radnaeva
THE DYNAMICS OF THE PROFESSIONALLY QUALIFIED STRUCTURE OF THE RURAL INTELLEGENTSIA
The structure of the rural intellectual population is being changed, and nowadays the most numerous group of the rural population are teachers (workers of education). Then there come the workers of Health protection sphere and the workers of culture whose number has been reduced within the last 10 years. The number of engineers and the workers of agriculture in the structure of the rural intellectual population is the lowest.
Key words: the intelligentsia, the rural intelligentsia, structure, teachers, doctors, workers of cultural and educational spheres, engineers, the workers of agriculture.
Структура интеллигенции представляется в нальной принадлежности, ее можно разделить
виде ее социально-профессиональных отрядов. по образу жизни - на городскую и сельскую [3].
Кроме различий интеллигенции по профессио-
Сельская интеллигенция, как и вся интеллигенция в целом структурно подразделяется как на профессиональные отряды, так и по сферам приложения труда. По сфере приложения труда можно выделить три группы сельской интеллигенции: занятые в сфере материального производства; в духовной и социальной сферах; в сфере управления.
Наше исследование показало, что в составе профессиональных групп, занятых в сфере материального производства села произошли существенные изменения, связанные с экономическими преобразованиями в стране. Изменения в экономике проявились также и в том, что появилась относительно небольшая группа индивидуальных предпринимателей, фермеров. Произошли изменения в сфере здравоохранения и культурно-просветительной сфере. В период с 2000 по 2010 гг. в целях экономии бюджетных средств сократился управленческий аппарат за счет объединения малых сел с более крупными.
Если на рубеже 1980-1990-х гг. наблюдался рост численности управленческой интеллигенции, то в последующие периоды численность управленцев значительно сократилась. В 2002 году управленческие кадры в органах местного самоуправления сел Республики Бурятия составляли 708 человек, из них 419 мужчин, 289 женщин [4]. Сегодня, одно сельское поселение может включать в себя от двух и более населенных пунктов. В Федеральном законе № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что укрупнение продолжится. Председатель Комитета территориального развития администрации Президента и правительства Бурятии Б.Ускеев отметил, что сейчас идет целенаправленная работа по изменению структуры, повышению эффективности управления, сокращению штатов муниципальных служащих [13].
Таблица 1
Численность учителей общеобразовательных учреждений на начало учебного года в 2000-2010 гг.
Наименование муниципального образования Количество учителей в государственных общеобразовательных учреждениях
Дневные Вечерние
2000 2001 2005 2006 2007 2008 2008 2009 2009 2010 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2008 2009 2009 2010
Баргузинский 468 429 404 380 313 40 62 51 48 7
Баунтовский 219 204 175 166 143 - 13 13 7 1
Бичурский 542 495 445 422 292 34 62 66 63 -
Джидинский 833 769 640 566 414 63 71 54 53 10
Еравнинский 431 430 416 382 288 70 58 50 32 1
Заиграевский 752 694 638 621 471 66 72 41 41 20
Закаменский 696 663 572 554 442 7 44 44 21 8
Иволгинский 386 403 400 362 275 13 29 30 24 16
Кабанский 880 726 737 654 503 31 61 58 59 7
Кижингинский 528 489 450 396 299 10 8 14 12 8
Курумканский 452 437 398 354 250 22 30 31 29 1
Кяхтинский 590 572 538 533 425 - 56 58 58 6
Муйский 204 170 175 158 96 14 11 15 15 6
Мухоршибирский 551 515 503 483 333 18 17 21 22 7
Окинский 112 121 121 110 98 - 14 - - -
Прибайкальский 447 363 361 386 297 - 35 20 19 -
Северо-Байкальский 333 278 240 208 165 21 24 30 24 3
Селенгинский 742 669 620 554 444 16 40 38 38 25
Т арбагатайский 229 207 222 224 172 29 24 28 14 -
Тункинский 569 489 508 533 357 40 48 40 37 6
Хоринский 454 381 334 348 301 24 26 23 26 3
Всего 10418 9504 8897 8394 6378 518 805 725 642 135
Сельская интеллигенция состоит в основном из учителей, в меньшей степени в ее составе представлены медицинские работники, культурно-просветительные работники и работники
сельских администраций. В 2000/01 учебном году в дневных общеобразовательных учреждениях насчитывалось 10418 учителей. Через пять лет численность учителей сократилась до 9504
человек. В 2007/08 учебном году количество учителей уже составило 8897. В 2009/10 учебном году численность достигла 6378. Изменения в численном составе учительской интеллигенции по районам представлены в таблице 1 [11].
Несмотря на внедрение комплексной программы модернизации образования, направленной на улучшение условий труда и социальной защищенности работников образования, численность сельских учителей за последние десять лет имеет тенденцию к уменьшению. При этом сельские школы составляют 77,7%, а малокомплектные 46,6%.
За 2008-2010 годы всего 35 выпускников педагогических факультетов, подготовленных на условиях контрактно-целевого обучения, вернулись в свои районы для работы в сельских школах. С введением новой системы оплаты труда (НСОТ) средняя заработная плата молодых учи-
Следовательно, реализация таких образовательных программ как приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и другие программы не повлияли на пополнение кадрового состава сельских учителей. По мнению учителей и директоров, принявших участие в экспертном опросе, реструктуризация
телей варьировалась от 9800 до 21300 рублей. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 34 молодых специалиста, выехавшие по договору для работы в сельские районы республики, получили государственную поддержку по 500 тыс. рублей. За 3 года более 60 учителей приобрели жилье в сельских районах на условиях софинансирования, из них наибольшее число в Иволгинском, Селенгин-ском, Тункинском, Кяхтинском районах. В Заи-граевском районе сумма подъемных средств молодым учителям составляет - 18000 руб.; в Ка-банском до 20000 руб.; в Муйском районе до 35000 руб. [9]. Несмотря на государственную поддержку в период с 2000 по 2006 гг. численность сельских учителей сократилась на 5,5%. В 2009/10 учебном году по сравнению с 2000/01 гг. количество учителей снизилось на 9,7% [8].
Таблица 2
сельских школ приведет к закрытию большого их числа. Сокращение численности учителей, по мнению экспертов, также связано с сокращением контингента учащихся в сельских школах. Если в 2000-2001 учебном году в сельских школах обучалось 82090 школьников, то в 20092010 - их количество сократилось до 51739 человек [9]. Количество малокомплектных сель-
Численность медицинских работников по районам республики
Наименование муниципального образования Количество медицинских работников
Врачи С редний медицинский персонал
2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009
Баргузинский 37 37 36 39 40 223 221 227 215 212
Баунтовский 28 29 28 26 27 141 140 137 131 117
Бичурский 32 30 30 31 30 212 204 187 185 187
Джидинский 46 44 43 43 41 237 275 269 272 262
Еравнинский 30 28 29 26 27 158 154 150 145 147
Заиграевский 75 75 74 77 79 367 373 379 384 372
Закаменский 56 45 48 55 52 268 253 248 249 242
Иволгинский 40 41 42 43 49 180 184 167 172 170
Кабанский 109 112 116 115 115 490 492 490 510 504
Кижингинский 51 49 49 49 44 199 186 179 172 148
Курумканский 30 32 35 33 30 169 167 173 156 141
Кяхтинский 51 59 63 61 59 358 354 368 355 344
Муйский 18 18 16 24 27 53 55 55 100 102
Мухоршибирский 43 46 45 43 40 229 232 226 199 192
Окинский 20 21 21 16 14 90 89 89 62 61
Прибайкальский 38 37 37 40 39 179 194 184 185 186
Северо-Байкальский 26 36 35 33 34 92 132 130 124 129
Селенгинский 67 68 65 71 69 300 302 306 303 290
Т арбагатайский 24 23 24 23 25 117 117 111 100 101
Тункинский 38 40 40 46 48 209 218 216 199 198
Хоринский 34 37 38 37 39 179 178 175 176 169
Итого 893 907 914 931 928 4 486 4 520 4 466 4 394 4 274
ских школ ежегодно увеличивается, а средняя наполняемость в классах составляет 14 условных единиц.
Другая ситуация сложилась в медицинской профессиональной группе. В 2004 году укомплектованность медицинскими работниками сельских районов была в 1,6 раза ниже, чем в городах. Численность работников здравоохранения в сельских районах Бурятии в целом сократилась. В 2005 году в сельских учреждениях здравоохранения насчитывалось 893 врача и 4486 человек среднего медицинского персонала. Через пять лет врачей было 928, а численность среднего медицинского персонала в целом сократилась до 4274 человек. Изменения в кадровом составе сельских медицинских работников с 2005 по 2009 гг. представлены в таблице 2 [11].
Такая ситуация, на наш взгляд, связана с тем, что увеличилось количество амбулаторных учреждений за счет реорганизации участковых больниц. На 1 января 2009 года количество участковых больниц сократилось с 35 (на начало года) до 27, а врачебных амбулаторий - увеличилось с 80 до 89. Число фельдшерско-акушерских пунктов достигло 348. Неэффективно функционирующие круглосуточные койки в городских и республиканских учреждениях были ликвидированы [5].
В культурно-просветительной сфере также произошли изменения, связанные с реорганизацией учреждений. В 2006 году в районах работали 486 клубных учреждений, в 2007 - 490, в 2008 их число увеличилось до 495. При этом многие клубные учреждения преобразованы в автономные некоммерческие организации
(АНО). В 2010 году в культурно-
просветительной сфере сельской местности насчитывалось 2616 работников. Из них 51,6% -специалисты культурно-досуговых учреждений; 30% - библиотечные работники, 16,7% составили педагоги детских школ искусств, и всего 1,7% - музейные работники.
Оценивая сдвиги, произошедшие в структуре инженерно-технических работников, необходимо учитывать коренные изменения в экономике села, и связанный с ними миграционный отток в города, что привело к потере большинства ИТР в сельских районах. По данным переписей 1979, 1989 гг. численность рабочих промышленности, расположенной в сельских поселениях, сократилась до 23290 человек против 26261 [2]. Переход к рынку, приватизация и разгосударствление обусловили появление предприятий промышленности с различными формами собственно-
сти, ставшими основой для экономики смешанного типа [7].
В 1996 году в промышленности Бурятии насчитывалось более 600 АО открытого и закрытого типа. Наиболее крупными ОАО в сельской местности были разрез Холбольджинский -1700 работающих и Тугнуйский угольный разрез - 2200 человек [10].
Сегодня разрез Тугнуйский обеспечивает рабочими местами 1600 человек, разрез Холболь-джинский ликвидировали. Таким образом, наибольший кадровый потенциал представлен в селе Саган-Нур Мухоршибирского района. Большая часть сельских специалистов сосредоточена в малых городах и районных центрах.
Исследования, проведенные О.А. Чепак в 2004 году, свидетельствуют о том, что среди опрошенных фермеров 26% - бывшие представители сельскохозяйственной интеллигенции, 9% - ИТР [12]. По состоянию на начало 2012 г. зарегистрировано 2638 хозяйств этого типа. Численность работников в среднем на одно хозяйство 4 человека. От общего числа руководителей крестьянских фермерских хозяйств лица с высшим профессиональным образованием составляют 23,1%, из них сельскохозяйственное образование имеют 13,7%, незаконченное высшее образование - 3,4%. Среднее специальное образование имеют 25,2%, из них 6,3% сельскохозяйственное, начальное профессиональнотехническое - 2%, среднее образование -42,7% [1].
Таким образом, изменения, охватившие все сферы общественной жизни страны, оказали значительное влияние на структуру сельской интеллигенции. Произошли изменения качественного состава сельского населения. В первую очередь изменения из-за спада производства коснулись сельскохозяйственной и инженернотехнической интеллигенции, благодаря деятельности которой раньше поддерживались и развивались экономика и социальная сфера села. Сегодня наиболее массовой частью в структуре сельской интеллигенции являются представители гуманитарных профессий. Самым многочисленным отрядом сельской интеллигенции являются работники образования, на втором месте -работники здравоохранения и работники культурно-просветительной сферы. Численность ИТР и специалистов сельского хозяйства в структуре сельской интеллигенции занимает последние позиции.
Литература
1. Бурятия в цифрах: стат. сб. № 01-01-13. - Улан-Удэ: Бурятстат, 2009 - 118 с.
2. Всесоюзная перепись населения. - Улан-Удэ, 1979, 1989.
3. Головащенко И.С. Сельская интеллигенция в условиях современных аграрных преобразований в России: автореф. ... канд. социол. наук. - Саратов, 1997. - С.9.
4. Калмынина Т.В. Место менеджеров в структуре общества // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - Вып. 14. - С. 108 - 116.
5. Кожевников В.В. Современные проблемы оптимизации медицинской помощи сельскому населению Республики Бурятия (социально-гигиеническое исследования). -М, 2004. - 174 с.
6. Корпоративный социальный отчет открытого акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания» за 2007-2008 гг. ”ШЬ: http://kgo.rcb.ru (дата обращения: 22.11.2011).
7. Кряжев Е.А. Рабочие Бурятии 90-х: социальная структура / Е.А. Кряжев, И.И. Осинский. - Улан-Удэ, 2003. - С. 41.
8. О состоянии и развитии педагогических кадров в системе общего образования Республики Бурятия // Программа мероприятий, посвященных Дню учителя и чествованию лучших учителей Республики Бурятия 2011 года. -Улан-Удэ, 2001. - С. 7-8.
9. Образование и культура в Бурятии: стат. сб. № 0502-11. - Улан-Удэ: Бурятстат. - 2010. - 63 с.
10. Республика Бурятия: стат. сб. - Улан-Удэ, 1998. -С.91.
11. Таблица составлена по данным: Бурятия в цифрах: стат. сб. № 01-01-13. - Улан-Удэ: Бурятстат, 2009 - 118 с.
12. Чепак О.А. Изменение социальной структуры сельского населения в процессе реформирования российского общества: дис. ... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 2004. -С. 67.
13. URL: http://www.sibinfo.su/news/rb.
Иванова Любовь Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: ivanova-
Раднаева Евгения Александровна, соискатель кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Ivanova Lubov Igorevna, candidate of sociological science, associate professor, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Academy of Agricultural named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
Radnaeva Eugenia Alexandrovna, competitor, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Academy of Agricultural named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.4.05-316.4.06 © А.И. Шедоев
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОРРУПЦИИ В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассмотрены вопросы распространения коррупции как социокульурного явления, причины которого кроются глубоко в подсознании общества. Выявлено явное рассогласование между нормой в коллективных представлениях и социальной фактичностью. Определено, что коррупционное поведение может быть детерминировано ценностными ориентациями субъектов процесса модернизации общества.
Ключевые слова: коррупция, институциональная модернизация, ценностная ориентация, правосознание.
A.I. Shedoev
AXIOLOGICAL FOUNDATION OF CORRUPTION IN A MODERNIZING SOCIETY
This article considers the spread of corruption as a social and cultural phenomenon the causes of which hide deeply in the subconscious of a society. The author revealed a clear discrepancy between the rate in the collective representations and social facticity. The research has found out that corrupt behavior can be determined by value orientations of actors in the modernization of society.
Key words: corruption, institutional modernization, value orientation of justice.
В последнее время коррупция для России как страны с модернизирующейся социальноэкономической системой является настоящим бедствием. В сочетании с непрофессионализмом чиновников коррупция становится причиной разочарования людей либеральной демократией, недоверия населения к органам государственной власти.
Новые вызовы, стоящие перед страной, требуют не только институциональной модернизации, но и актуализируют интерес, как общества, так и власти к человеческому измерению демократии, к тому, что принято называть гражданским обществом. Но для этого нужно раскрепостить энергию людей, вовлечь их в общественную и политическую жизнь страны.