УДК 796.012.2: 373.103.71
динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет
В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,
Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,
Г. П. Шиянов, старший преподаватель кафедры физкультуры, врачебного контроля и лечебной физической культуры Кубанского государственного медицинского университета, Р. Х. Деушев, учитель физической культуры Государственного бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1048 «Новокосино», г. Москва,
М. В. Коренева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, [email protected]
в статье рассматриваются особенности динамики параметров темпов прироста балльных оценок интегральных и суммарных показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет общеобразовательных учреждений в течение учебного года, обуславливающие границы сенситивных периодов формирования данного физического качества.
в ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Уровень развития координационных способностей в начале и в конце учебного года определялся с помощью контрольных упражнений, выбранных в результате анализа научно-методической литературы и программ по физическому воспитанию учащихся в общеобразовательной школе. Разработанные шкалы относительной оценки результатов тестирования позволили по методике Ю. К. Чернышенко [13, с. 10] определить интегральные значения показателей, характеризующих различные стороны координационных способностей, в том числе: отдельные проявления координационных способностей, способности к воспроизведению, отмериванию и
дифференцированию параметров движения. Суммарный показатель характеризовал общий уровень развития координационных способностей подростков 11-15 лет. Темпы прироста изучаемых признаков определялись по унифицированной формуле S. Broudy [11, с. 20].
в результате исследований выявлены особенности аритмичности развития различных координационных способностей, ха-растеризующиеся чередованием процессов позитивного, негативного и индифферентного восприятия организма подростков к целенаправленным педагогическим воздействиям в контексте развития их двигательного потенциала. Они отражают в конечном итоге наличие этапов ускоренного, замедленного и негативного развития определенного координационного качества. Установленные тенденции соответствуют фундаментальным закономерностям возрастной эволюции физических и двигательных способностей детей и подростков.
Ключевые слова: координационные способности; подростки 11-15 лет; темпы прироста.
Введение. Проблема развития координационных способностей многими учеными рассматривается в
контексте выявления сенситивных периодов развития различных проявлений координационных способностей с учетом пола и возраста детей, подростков и молодежи [4, с. 31-37; 5, с. 5-8; 9, с. 152; 12, с. 40-45]. Вместе с тем определение чувствительных (сенситивных) периодов базируется на анализе темпов прироста изучаемых параметров, которые в большей степени зависят от внешнесредовых (учебно-тренировочных) воздействий [1, с. 11].
Учеными и специалистами-практиками большое внимание уделяется различным аспектам проблемы развития координационных способностей учащихся общеобразовательных учреждений [6, с. 62-63; 9, с. 10]. В то же время не вызывает сомнения недостаточная разработанность ее технологических основ, во многом снижающих эффективность всего процесса повышения уровня физической подготовленности детей и подростков школьного возраста [7, с. 102; 9, с. 153].
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня развития координационных способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [5, с. 5-8; 7, с. 107-110; 9, с. 80-84], анализа рабочих программ по физическому воспитанию и нормативных требований по физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ [8, с. 3-4; 10, с. 62-65] и собственного педагогического опыта.
В связи со спецификой координационных способностей выбранные тестовые задания были классифицированы по четырем группам, составляющие интегральные показатели:
Отдельные проявления координационных способностей:
а) латентное время сложной двигательной реакции
(мс);
б) способность к равновесию (с);
в) способность к переключению и сочетанию движений (балл);
г) способность к ориентировке в пространстве (балл);
д) способность к освоению и воспроизведению тем-поритмовой структуры движения (с).
Способности к воспроизведению характеристик движений:
а) воспроизведение силовых параметров (кистевая динамометрия) (кг);
б) воспроизведение угла 45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы);
в) воспроизведение угла 135° в плечевых суставах (градусы);
г) воспроизведение временных интервалов (с).
Точность отмеривания параметров движений:
а) точность отмеривания силовых усилий (кг);
б) точность отмеривания временных интервалов (с);
в) точность отмеривания параметров прыжка в длину с места (см).
Способности к дифференцированию параметров движений:
а) дифференцирование усилий в кистевой динамометрии (кол-во);
б) дифференцирование амплитуды при сгибании в тазобедренных суставах (кол-во);
в) дифференцирование амплитуды в движениях в плечевых суставах (кол-во);
г) дифференцирование усилий в прыжках в длину с места (кол-во).
Интегральные и суммарный показатели определялись по методике, предложенной Ю. К. Чернышенко [13, с. 10]. При этом разработка оценочных таблиц результатов тестирования координационных способностей осуществлялась при помощи пропорциональной шкалы ГЦОЛИФК, так как распределение показателей в тестовых заданиях было близко к нормальному.
Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа Репйит-Ш. По общепринятым методикам [3, с. 200-205] осуществлялся расчет средней арифметической (М) и стандартного отклонения (±о), а темпы прироста координационных способностей определялись по унифицированной формуле Б. Вгоис1у [11, с. 19-22].
Настоящие исследования проводилось на базе государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) «Гимназия № 1048 «Новокосино» и средней общеобразовательной школы № 1927 г. Москвы. В них приняли участие 880 детей 11-15 лет (439 мальчиков и 441 девочка).
Результаты исследований и их обсуждение. Данные, характеризующие темпы прироста динамики параметров интегральных и суммарных показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет, представлены на рисунке. Анализ полученных результатов позволяет констатировать:
Тенденцию разнонаправленности изменений абсолютных значений показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет, в том числе:
• отсутствие выраженной позитивной или негативной направленности какого-либо блока координационных способностей во всем изучаемом возрастном диапазоне;
• как правило, положительные значения абсолютных темпов прироста параметров координационных способностей, за исключением групп отдельных проявлений координационных способностей в 12 лет и точности отмеривания параметров движений в 13 и 14 лет;
• незначительную степень флуктуации значений темпов прироста суммарного показателя координационных способностей и только в зоне положительных значений;
• позитивные темпы прироста следующих групп координационных способностей:
- дифференцирования параметров движений в 13 лет
(25,4 %);
Рис. Динамика темпов прироста балльных оценок координационных способностей мальчиков 11-15 лет в течение учебного года
30 -| 25 -20 -15 -10 -5 -0
-5 -I
11
12
1-4,7 13
-А'
-3,3 14
15
"" Отдельные проявления координационных способностей " Воспроизведение параметров движений А - Точность отмеривания параметров движения
" Дифференцирование параметров движений А Суммарный показатель
- отдельных проявлений координационных способностей в 15 лет (19,5 %);
- суммарного показателя координационных способностей в 15 лет (10,6 %).
По основанию снижения суммы значений темпов прироста параметров координационных способностей в годичном цикле группы учащихся расположились в следующей последовательности: 11 лет - 57,5 %, 15 лет - 53,1 %, 13 лет - 50,5 %, 12 лет - 31,2 %, 14 лет - 21,3 %.
Заключение. Полученные результаты позволяют сформулировать следующее:
- волнообразный характер изменения параметров темпов прироста интегральных и суммарного показателей координационных способностей во всех возрастных группах;
- наибольшее уменьшение значений суммарного показателя координационных способностей в группе 13-летних школьников;
- разделение многолетнего процесса развития данных компонентов кинезиологического потенциала человека на этапы, включая возрастной период от 11 до 15 лет, как благоприятный отрезок онтогенеза человека для развития его основных физических качеств [2, с. 150];
- выраженную аритмичность процесса развития координационных способностей в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет, характеризующаяся чередованием процессов позитивного, негативного и индифферентного восприятия организмом детей и подростков целенаправленных педагогических воздействий, которая отражается, в конечном итоге, в наличии этапов ускоренного или замедленного развития определенного
физического качества и, более того, его стагнацией [4, с. 31-37; 12, с. 40-45];
- достаточно жесткую генетическая детерминированность процесса формирования основных физических качеств человека, что не позволяет превысить и опуститься ниже обусловленных наследственностью пределов их развития в ходе организованных занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Данное положение в полной мере относится и к содержанию педагогического процесса развития координационных способностей учащихся 11-15 лет, генетическая обусловленность которого доказана в исследованиях теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки [2, с. 168];
- действие закона «исходного уровня развития» определенных качественных характеристик человека на различных онтогенетических этапах его возрастной эволюции, в соответствии с которым по мере взросления индивида темпы прироста двигательного потенциала индивида снижаются;
- динамику показателей темпов прироста параметров координационных способностей как актуального критерия сенситивности того или иного возрастного периода для развития отдельных проявлений координационных способностей подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин В. А. Педагогический контроль за специальной двигательной подготовленностью гимнасток 11-14 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - М., 1986. - 23 с.
2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К.
Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Гмурман В. Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие. - 12-е изд., перераб. / В. Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.
4. Гужаловский А. А. Проблемы критических (сенситивных) периодов развития и их значение в физическом воспитании школьников и тренировке юных спортсменов / А. А. Гужаловский // Физическая культура и здоровый образ жизни: тез. Всесоюзн. науч. конф. - Севастополь, 1990. - С. 31-37.
5. Гусева Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гусева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.
6. Каль М. Воспитание функции равновесия / М. Каль // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 3. - С. 62-63.
7. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.
8. Литвинов Е. Программа по физическому воспитанию / Е. Литвинов, А. Шлемин // Спорт в школе. - 2006. -№ 22. - С. 3-4.
9. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 // В. И. Лях. - М., 1990. - 513 с.
10. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - 2-е изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.
11. Сирис П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.
12. Тхорев В. И. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В. И. Тхорев, С. П. Аршинник // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2010. -№ 1. - С. 40-45.
13. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 52 с.
dynamics of the coordination abilities development indicators level of 11-15 years old boys
V. Balandin, Doctor of Pedagogic Science, Professor of Department of Social and Preschool Pedagogy in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogic Science, Professor, Vice-Rector for Innovation and Olympic programs in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism G. Shiyanov, Senior Lecturer of Department of Physical Education, Medical Monitoring and Therapeutic Physical Education in the Kuban State Medical University
R. Deushev, Physical Training Teacher in the State Budget Educational Establishment «Gymnasium № 1048 «Novokosino» Moscow
M. Koreneva, Candidate of Pedagogic Science, Senior Lecturer in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo street, 161, [email protected]
The article discusses the dynamics features of growth rate parameters of integral and total index among 11-15 years old boys coordination abilities in educational institutions during the academic year, which determine sensitive periods boundaries of physical quality formation.
In the research were used the following methods: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical testing, methods of mathematical statistics.
The level of coordination abilities development at
the beginning and at the end of the school year is determined by using exercises, selected as a result of the scientific and methodological literature and physical education programs analysis for students in secondary school. Developed scales of testing relative evaluation allowed as described in Y.K. Chernyshenko's methodology to determine integral indexes, which characterize various aspects of coordination abilities, including: individual demonstration of coordination abilities, ability to reproduce, measur-
ing and differentiating of motion parameters. Total index characterized the overall level of coordination abilities of 11-15 years old teens. The growth rate of the studied features were determined by the unified formula of S.Broudy.
As the research result were found arrhythmia peculiarities of different coordination abilities development, which are characterized by the alternation process of positive, negative and indifferent perception of teenagers organism to the targeted pedagogical influences in the context of their motor potential development. They reflect the ultimate stages of presence of the accelerated, decelerated and negative development of a specific coordination quality. Established trends are consistent with the fundamental laws of the evolution of children and adolescents physical age and motor abilities.
Keywords: coordination abilities, 11-15 years old teens, growth rate.
References
1. Balandin V. A. Teaching control of 11-14 years old gymnasts special motor preparedness. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1986, 23 p. (in Russian)
2. Balsevich V. K. Ontokineziologiia cheloveka [Human on-tokinesiology]. Moscow, Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.
3. Gmurman V. E. Teoriia veroiatnosti i matematicheskaia statistika: uchebnoe posobie [Probability theory and mathematical statistics: Textbook]. 12th edition, updates. Moscow, Higher education, 2007, 478 p.
4. Guzhalovskiy A. A. Critical issues (sensitive) periods development problems and their value in physical education and school training of young athletes. Fizicheskaia kul'tura i zdorovyi obraz zhizni: tez. Vsesoiuzn. nauch. konf. [Physical training and a healthy lifestyle: thesis. AllUnion Scientific Conference]. Sevastopol, 1990, pp. 3137. (in Russian)
5. Guseva N. A. Sovershenstvovanie koordinatsionnykh spo-sobnostei kvalifitsirovannykh lyzhnits-gonshchits v perek-hodnom i podgotovitel'nom periode sportivnoi trenirovki
[Improving of skilled skiers-racers coordination abilities in the transitional and preparatory period of sports training]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no 2, pp. 5-8. (in Russian)
6. Kal M. Vospitanie funktsii ravnovesiia [Development of balance function]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2005, no 3, pp. 62-63. (in Russian)
7. Landa B. K. Metodika kompleksnoi otsenki fizicheskogo razvitiia i fizicheskoipodgotovlennosti [Methods of integrated assessment of physical development and physical preparedness] 3d edition, revised and expanded. Moscow, Soviet sport, 2006, 208 p.
8. Litvinov E., Shlemin A. Programma po fizicheskomu vospi-taniiu [Physical education program]. Sportvshkole [Sport at school], 2006, no 22, pp. 3-4. (in Russian)
9. Lyakh V. I. The development of coordination abilities among school-age children. Doctor's thesis. Moscow, 1990, 513 p. (in Russian)
10. Lyakh V. I., Zdanevich A. A. Kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia 1-11 klassov [Physical training complex program of 1-11 classes pupils]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie, 2005, 128 p.
11. Siris P. Z. Tempy prirosta fizicheskikh kachestv - faktor, opredeliaiushchii potentsial'nye vozmozhnosti sportsme-na [Physical qualities growth rate as a factor of determining athlete's potential]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1973, no 4, pp. 19-22. (in Russian)
12. Tkhorev V. I., Arshinnik S. P. Sensitivnye periody razvitiia dvigatel'nykh sposobnostei uchashchikhsia shkol'nogo vozrasta [Sensitive periods of school age pupils motor abilities development]. Fizicheskaya kul'tura, sport -naukaipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], Krasnodar, 2010, no 1, pp. 40-45. (in Russian)
13. Chernyshenko Y. K. Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 52 p. (in Russian)