речне профессионально значимых качеств коммуникативных способностей и других личностных качеств.
ВЫВОДЫ
В результате теоретического анализа прикладных исследований, нормативных документов и результатов пилотажного исследования профессиональной деятельности работников диспетчерского профиля разработана профессиографическая модель (с учетом следующих показателей: виды деятельности, формы движений, профессионально значимые психомоторные качества, вредные факторы производства и профессиональные заболевания), необходимая для проектирования образовательной технологии профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глузман, Н.С. Использование физических упражнений в процессе трудовой деятельности ведущих профессий на железнодорожном транспорте / Л.С. Глузман, Ю.М. Померанцев, В.А. Коваленко // Вопросы активного отдыха трудящихся : сб. науч. трудов. - Киев : Здоровье, 1980. - С. 54-56.
2. Прохоров, А.А. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад : методические рекомендации / А.А. Прохоров, В.З. Кучеренко, В.А. Кудрин. - М. : Транспорт, 1984. - 64 с.
3. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р.Т. Раевский. - М. : Высш. шк., 1985. - 135 с.
4. Садовский, В.А. Отраслевая профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов железнодорожного транспорта : монография / В.А. Садовский ; Дальневосточ. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. - 147 с.
Контактная информация: samgups_fis@mail.ru
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И
ХАРАКТЕРА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
Данута Плевня, доктор наук, профессор,
Юзеф Войнар, доктор наук, профессор,
Матеуш Бобровски, доктор наук, профессор,
Факультет Физического Воспитания и Физиотерапии Опольский политехнический институт, Польша Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Целью исследования было определение динамики скоростно-силовых качеств, ловкости, антропометрических параметров (уточнение сенситивных периодов) у мальчиков - юношей в период от 10 до 18 лет и характера взаимосвязи этих показателей в различные возрастные периоды.
Ключевые слова: антропометрические параметры, параметры тела, общая ловкость, специальная ловкость, физическое развитие, скоростно-силовая подготовленность, взаимосвязь показателей.
DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL READINESS AND CHARACTER OF THEIR INTERRELATION WITH ANTHOPOMETRICAL PARAMETRES
UNDER THE AGE ASPECT Danuta Plevnja, the doctor of sciences, professor,
Juzef Vojnar, the doctor of sciences, professor,
Mateush Bobrovski, the doctor of sciences, the professor,
Physical training and Physiotherapy faculty Opolsky polytechnical institute, Poland
Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The definition of dynamics of speed and strength qualities, dexterity, anthopometrical parameters (specification of the sensitive periods) among boys and young men during the period from 10 till 18 years and character of interrelation of these indicators during the various age periods was a research objective.
Keywords: anthopometrical parameters, body parameters, general dexterity, special dexterity, physical development, speed and strength readiness, interrelation of indicators
Метания, бег и прыжки представляют собой естественные и наиболее безопасные формы движения. Важным обстоятельством является возможность их использования в любых условиях без специального оборудования, получая при этом объективную и количественно выраженную информацию об уровне развития испытуемых [1, 2, 5].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено на группе из 166 мальчиков - представителей начальной школы (69 человек), средней школы (35 человек) и старших классов (62 человека).
В данном исследовании проанализированы показатели трех параметров строения тела (рост, масса тела и ширина плеч) и результатов 6 специальных тестов. Испытания проводились в гимнастическом зале и на стадионе. Вначале проводилась пятнадцатиминутная разминка. Выполнению тестовых занятий предшествовало подробное объяснение и демонстрация каждого задания. Испытываемые выполнили по три попытки в каждом тестовом задании. Учитывался лучший показатель.
С целью оценки уровня двигательной подготовленности были проведены тесты, которые можно разделить на две группы:
Тесты скоростно-силовой подготовленности [3, 4, 6, 7]:
• прыжок в длину с места;
• бег на 60 метров.
Специальные тесты с учетом ловкости:
• бросок теннисного мяча весом 200 г правой и левой руками из положения стоя с места;
• метание (бросок) копья 600 г правой и левой руками (только в возрасте 16 и 18 лет) из положения стоя с места;
• бросок набивного мяча весом 3 кг вперед из-за головы из положения стоя с
места;
• бросок набивного мяча весом 1 кг правой и левой руками из положения стоя с места.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов показывает, что в бросках теннисного мяча с возрастом происходит улучшение результатов, и данный прогресс является относительно равномерным. Особенно это заметно до 16 лет. В бросках теннисного мяча правой рукой в группе до 16 лет результаты улучшились в среднем на 24,31 м (т.е. 55.2%), а в броске
левой рукой - в среднем на 10,28 м (т.е. 54,2%). После 16 лет динамика прироста результатов снижается (правая рука - прирост 0,4%, левая рука - 10,4%).
Бросок копья требует ловкости и технической подготовленности. Принимая во внимание сложность техники, бросок копья проводился только в классах средней и старшей школы (16 и 18 лет). Проведенные исследования показали, что лучшие результаты получены в старшей группе мальчиков в бросках как левой, так и правой руками, однако, данное различие незначительно. Результаты бросков в старшей группе были на 3,4% лучше, чем результаты у 16-летних.
В пробе силовой подготовленности, измеряемой по результатам броска набивного мяча весом 3 килограмма из-за головы, наблюдается ежегодная положительная динамика. Однако улучшение результатов не было равномерным. Разница между 10 и 12 годами составила 19,3%, в то время как в период с 12 до 14 лет отмечен ярко выраженный скачок - 35,2%. В следующих возрастных группах динамика прироста скоростно-силовых качеств замедляется. У 16 и 18-летних испытуемых увеличение данного показателя составило, соответственно, 17,0 и 6,9%.
Анализ результатов броска набивного мяча весом 1 кг правой рукой указывает на постепенное улучшение показателей до 58,7%, измеряемое между самой младшей и самой старшей группой испытуемых. При броске левой (более слабой) рукой выявлен подобный прирост результатов (55,4%).
При измерении скорости бега на дистанции 60 м лучшие результаты были получены в группе самых старших мальчиков. Отчетливо наблюдается тенденция зависимости результатов тестов от возраста испытуемых - чем старше испытуемые, тем лучше результаты.
Динамика развития взрывной силы ног, измеряемой при прыжке с места, показывает постоянный, почти линейный прогресс, составляющий 43,2% между 10 и 18летними мальчиками.
Выявлено, что масса тела и рост у испытуемой соотносится с результатами специальных тестов (бросок теннисного мяча правой и левой руками, бросок копья правой и левой руками, бросок набивного мяча 3 кг, бросок набивного мяча 1 кг правой и левой руками).
В группе 10-летних мальчиков наибольшее влияние роста и массы тела наблюдается при броске набивного мяча весом 3 кг. Высокая взаимосвязь существует также между бросками теннисного, набивного мяча весом 3 кг и тестами скоростно-силовой подготовленности, а именно прыжком в длину с места (г=0,79) и бегом на 60 м (г=61). Результаты броска набивного мяча весом 1 кг левой и правой руками высоко коррелируют между собой (г=0,81) и результатом прыжка в длину с места (г=0,68).
Анализ связи параметров тела с результатами тестов в группе 12-летних мальчиков показал, что существует зависимость между антропометрическими показателями и результатами в бросках набивного мяча весом 1 кг. Наибольшая зависимость была выявлена между ростом испытуемых и результатами, полученными после бросков набивного мяча весом 3 кг (г=0,71). Ширина плеч также имеет значительное влияние на результаты вышеперечисленных тестов (г=0,70). Значительная взаимосвязь наблюдается также между результатами в беге на 60 м, в метании теннисного мяча правой рукой (г=0,53) и броском набивного мяча весом 1 кг правой рукой (г =0,45). Высокая взаимозависимость (г=0,77) выявлена между результатами прыжка в длину с места и бега на 60 м.
В группе 14-летних мальчиков не обнаружена столь выраженная взаимосвязь между параметрами тела и результатами тестов, как в двух предыдущих группах. Наибольшая зависимость выявлена между массой тела и броском набивного мяча весом 3 кг (г=0,45). Однако следует обратить внимание на высокую взаимосвязь между броском теннисного мяча правой рукой и броском набивного мяча весом 3 кг (г=0,80). То есть, очевидно положительное влияние силы рук и туловища на метательное движение, требующие не только силы, но и ловкости. Высокая взаимосвязь силовых показа-
телей наблюдается также и с другими тестами, требующими определенной ловкости, а именно с результатами броска набивного мяча весом 1 кг обеими руками.
Любопытно отметить, что общая скоростно-силовая подготовленность имеет большее влияние на результаты выполнения специальных упражнений с участием других локомоторных звеньев. Так, наблюдается высокая корреляция между результатами бега на 60 м и прыжка с места с результатами бросков правой рукой теннисного и набивного мяча весом 1 кг (r=0,70-0,77).
В группе 16-летних юношей регистрировались также результаты метания копья правой и левой руками весом 600 г. Из анализа результатов следует, что в данной группе параметры тела не имеют значительного влияния на результаты в данном упражнении. Лишь при броске левой рукой заметно влияние ширины плеч (r=0,57). Слабые результаты в метании копья могут быть вызваны тем, что школьники редко используют (чаще никогда) данный снаряд на занятиях по физической культуре и не могут правильно выполнить бросок. В данной группе большинство юношей в первый раз держали снаряд в руках. Несмотря на многократные демонстрации техники броска и множество пробных бросков, сам бросок вызывал трудности у учеников. Замечено, что в данной возрастной группе параметры тела имеют существенное влияние на результаты в бросковых упражнениях с мячами. Прослеживаются следующие закономерности: масса тела имеет влияние на результаты в броске набивного мяча весом 3 кг (r=0,67), в броске набивного мяча весом 1 кг правой рукой (r=0,74) и левой рукой (r=0,63). В тех же самых тестах выявлены зависимости между шириной плеч, где корреляции составляли, соответственно, r=0,73, r=0,70 и r=0,66. Рост имеет существенное значение для результативности в данных тестах, а, особенно, для бросков набивного мяча весом 3 кг (r=0,85) и набивного мяча весом 1 кг одной рукой (r=72).
Анализ соотношения скорости с отдельными специальными тестами показал наличие взаимосвязи лишь с броском теннисного мяча левой рукой (r=0,66).
В группе 18-летних юношей установлено значительное влияние массы тела на результаты в броске теннисного мяча правой рукой (r=62), набивного мяча весом 3 кг (r=67), в броске набивного мяча весом 1 кг правой (r=63) и левой (r=52) руками, как и в метании копья правой рукой (r=57). В то же время оказалось, что остальные параметры тела (рос, ширина плеч) не имеют значительного влияния на результаты исследуемых показателей подготовленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Динамика развития взрывной силы ног и скоростно-силовых качеств показывает постоянный, почти линейный прогресс в исследуемом возрастном диапазоне.
2. Общая скоростно-силовая подготовленность имеет положительное влияние на результаты, достигнутые в упражнениях с участием различных локомоторных звеньев.
3. В упражнениях, связанных с проявлением быстроты и ловкости, наиболее значительный прогресс наблюдается в возрасте до 16 лет, в последующие годы этот процесс существенно замедляется.
4. В упражнениях, связанных с проявлением силы, наиболее значительный прогресс наблюдается в возрасте от 12 до 14 лет, в ранние и последующие годы этот процесс менее выражен.
5. Рост и масса тела оказывают наиболее существенное влияние на силовые проявления и менее выраженно соотносятся с результатами упражнений, требующих проявления ловкости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Dlugosielska, M. Lekkoatletyka w szkole / М. Dlugosielska. - Warszawa : AWF,
2006.
2. Iskra, J. Lekkoatletyka w szkole podstawowej / J. Iskra. - Katowice : AWF,
2004.
3. Iskra, J. Rekreacyjne formy rzutow lekkoatletycznych w treningu zdrowotnym doroslych / J. Iskra, J. Wojnar, R. Tataruch // Annales Universitatis Mariae Curie - Sklo-dowska, Sectio D Medicina. - 2006. - Vol. LX, Suppl. XVI, N 2. - S. 428-431.
4. The Morphofunctional development of the child’s organism / Navareckiy D., Tataruch R., Wojciechowska-Mashkowska B., Glazyrin I. (red.) ; Bohdan Chmelnitsky University at Cherkassy. - Cherkassy, 2008.
5. Sulisz, S. Wychowanie fizyczne w szkole podstawowej / S. Sulisz. -Warszawa : Wyd. Szkolne i Pedagogiczne, 1991.
6. Tataruch, R. Rzuty zamachowe // Atlas cwiczen lekkoatletycznych dla dzieci i mlodziezy / red. J. Iskra, J. Wojnar. - Opole : Politechnika Opolska, 2008. - S. 117-128.
7. Tataruch, R. Rzuty // Lekkoatletyka dla dzieci i mlodziezy / red. J. Iskra. - Katowice, Opole : AWF i Politechnika Opolska, 2008. - S. 126-129.
Контактная информация: valeryk45@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Иванович Портных, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются дидактические и технологические проблемы методики обучения в игровых видах спорта. Дана характеристика современного состояния этой проблемы и обосновывается целесообразность использования в качестве ведущего метода игрового проектирования при обучении технике и тактике спортивных игр.
Ключевые слова: игровая соревновательная деятельность, тактико-технические действия, методология и технология обучения игровой соревновательной деятельности, метод игрового проектирования.
APPLICATION OF METHOD OF GAME PROJECTING IN TRAINING OF GAME
COMPETITIVE ACTIVITY
Jury Ivanovich Portnih, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Svetlana Lavrentevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article analyses the teaching and technological problems of methodology of training in game kinds of sport. The characteristics of modern state of this problem has been provided with justification of reasonability of implementing as the leading method the game projecting in mastering of sport games technique and tactics.
Keywords: game competitive activity, tactic and technique action, method of game projecting.
Игровая деятельность представляет собой особый вид психической деятельности и в наибольшей мере влияет на развитие интеллектуальных процессов. В частности, так называемое дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей и игровой эффективности [11, 12].