Ткач Сергей, программист, Ресурсный центр «Центр прикладной социологии» Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Короева Вероника Алановна, специалист, Ресурсный центр «Центр прикладной социологии» Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Санадзе Яков Давидович, ведущий специалист, Социологическая клиника прикладных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.11.2023 г.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.796.01.159.9
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-46-52
Динамика параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях двойного карьерного пути
© 2023 Харина И. Ф., Макунина О. А., Быков Е. В.
Уральский государственный университет физической культуры Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected];
bykovev@ uralgufk.ru
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - диагностика динамики параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов индивидуальных и командных видов спорта в условиях двойного карьерного пути. Методы. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Результаты. По завершении эмпирических процедур зафиксировано преобладание среднего уровня по всем шкалам ССП-98 у студентов-спортсменов (хоккеистов, лыжников, мини-футболисток). На высоком уровне установлен общий уровень саморегуляции и когнитивно-регуляторные процессы (моделирование и оценка результата) только у студентов-хоккеистов. В период обучения в вузе у всех студентов-спортсменов выявлено снижение M(SD) по параметру программирование (когнитивно-регуляторный процесс) и рост средних значений по шкале гибкость (регуляторно-личностные свойства), а также стабильность в планировании у студентов-лыжников и оценке результатов у студентов-хоккеистов. Выводы. Саморегуляция поведения студентов-спортсменов является надежным ресурсом достижения поставленной цели в условиях двойного карьерного пути. Полученные эмпирические данные актуализируют необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий по коррекции психофизиологических функциональных состояний спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры.
Ключевые слова: саморегуляция поведения, студенты-спортсмены, двойной карьерный путь, хоккеисты, мини-футболистки, лыжники.
Формат цитирования: Харина И. Ф., Макунина О. А., Быков Е. В. Динамика параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях двойного карьерного пути // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 4. С. 46-52. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-4-46-52
Tkach Sergey, programmer, Center for Applied Sociology Resource Center, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
Veronika A. Koroeva, Specialist, Center for Applied Sociology Resource Center, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
Yakov D. Sanadze, Leading Specialist, Sociological Clinic for Applied Research, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
Received 15.11.2023.
Students-Athletes' Behavior Self-Regulation Parameters Dynamics Under the Dual Career
Path Conditions
© 2023 Irina F. Kharina, Olga A. Makunina, Evgeny V. Bykov
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected];
ABSTRACT. The research aim is to diagnose the dynamics of the self-regulation parameters of students-athletes', doing individual and team sports behavior under a dual career path conditions. Methods. The analysis of cognitive-regulatory processes and regulatory-personal properties was carried out according to the results of the SSP-98 (SSB-98) «Style of self-regulation of behavior» test (V. I. Morosanova). Results. Upon the empirical procedures completion, the prevalence of the average level on all scales of SSP-98 was recorded among students-athletes (hockey players, skiers, mini-football players). The general level of self-regulation and cognitive-regulatory processes (modeling and evaluation of the result) have been established at a high level only among students playing hockey. During the period of study at the university, all students-athletes revealed a decrease in M (SD) in the programming parameter (cognitive-regulatory process) and an increase in the average values on the flexibility scale (regulatory-personal properties), as well as stability in planning for students-skiers and evaluation of results for students-hockey players. Conclusions. Students-athletes' behavior self-regulation is a reliable resource for achieving the set goal in a dual career path. The empirical data obtained actualize the need to develop and implement a set of measures to correct the psychophysiological functional states of athletes studying at the University of physical culture.
Keywords: behavior self-regulation, students-athletes, dual career path, hockey players, mini-football players, skiers.
For citation: Kharina I. F., Makunina O. A., Bykov E. V. Students-Athletes' Behavior Self-Regulation Parameters Dynamics Under the Dual Career Path Conditions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 4. Pp. 46-52. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-174-46-52 (In Russian).
Введение
Саморегуляция - это интегральный процесс определения и управления достижением поставленной цели, «включающий когнитивно-регуляторные (планирование целей, моделирование значимых условий, программирование действий и оценка результата) и регуляторно-личностные (гибкость и самостоятельность) звенья» [8].
По В. И. Моросановой «саморегуляция является «специальным регуляторным ресурсом» в отношении к тем видам профессиональной деятельности, которые предъявляют высокие требования к устойчивости саморегуляции в силу экстремальных условий и психологических нагрузок» [7, с. 1]. Саморегуляция трактуется в отношении профессий высокого риска (военнослужащие и спасатели), в том числе и спортсменов.
Необходимость исследования саморегуляции поведения спортсменов подчеркивается в публикациях российских ученых.
В статье А. А. Амизян и Г. Б. Горской представлены сравнительные данные параметров стиля саморегуляции поведения в зависимости от возраста, общий уровень саморегуляции в обеих сравниваемых группах находится в пределах высокого уровня. Установлены достоверно высокие значения по шкалам программирования, оценивания результатов и гибкости в группе спортсменов 18-19 лет в сравнении с 16-17-летними. Авторы предполагают, что выявленные «Различия обусловлены большим опытом спортсменов 18-19 лет как в спортивной, так и в учебной деятельности» [1, с. 101].
Е. А. Пархоменко, исследуя особенности саморегуляции поведения высококвалифицированных спортсменов, объяснила высокие показатели по шкалам ССП-98 у спортсменок-футболисток, в сравнении с не занимающимися спортом, авторитетом тренера. Противоположная зависимость зафиксирована в выборке мужчин футбо-
листов и не спортсменов. Сравнение средних значений шкал стиля саморегуляции поведения спортсменов командных (футбол, гандбол) и индивидуальных (гребля на байдарке) видов спорта позволило автору установить преимущественно высокий уровень у первой группы в сравнении со второй. Автор, резюмируя полученные данные, объясняет их особенностью спортивной деятельности «спортсменам профессионально необходимо гибко адаптироваться к изменениям в окружающей среде, постоянно сравнивать совпадают ли их результаты с намеченной целью, а если нет, то своевременно вносить коррективы, так как от этого напрямую зависят их шансы на победу» [9, с. 88].
Т. В. Бондарчук и В. Н. Потапов, подведя итог своим многолетним исследованиям особенностей стиля саморегуляции высококвалифицированных спортсменов, отметили, что «высокий уровень осознанного регулирования оказывается если не достаточным, то в большей степени необходимым условием высокой результативности спортивной деятельности» [11, с. 76; 12, с. 65].
Спортивная деятельность во временных рамках, чаще всего, совпадает с обучением в школе или с получением профессионального образования (вуз, колледж). В современных зарубежных и отечественных работах активно ведется дискуссия о совмещении двух видов деятельностей - «dual-career» (двойная карьера, двойные карьерные пути) [13, с. 4; 14]. Двойной карьерный путь - это новый взгляд на комфортное и качественное сопровождение учебно-спортивной деятельности с учетом психологических проблем и медико-биологического сопровождения студентов-спортсменов [2, с. 50].
Итак, остановимся на публикациях, раскрывающих особенности саморегуляции поведения спортсменов на этапе обучения в вузе.
В статье С. Г. Ивашко и М. И. Якутиной представлена взаимосвязь саморегуляции поведения студентов-спортсменов легкоатлетов 1-4 курсов с успешностью в соревновательной деятельности. Уровень спортивной квалификации взят за критерий соревновательной деятельности. Авторы установили связь выбранного критерия со шкалами «оценивание результата» и «самостоятельность», при этом отметили, что
обучающиеся четвертого курса имеют более высокие показатели общего уровня саморегуляции (далее - ОУС), а также по шкалам, оценивающим когнитивно-регу-ляторные процессы и регуляторно-лич-ностные свойства личности [4].
О. В. Кудрявцева, В. С. Беляев и М. В. Соловых, исследуя сформированность регу-ляторных процессов студентов-спортсменов, отмечают их сбалансированность с высоким уровнем ОУС (94,24 %) [5].
Цель данного исследования заключается в диагностике динамики параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов индивидуальных и командных видов спорта в условиях двойного карьерного пути.
В исследовании принимало участие 46 студентов-спортсменов Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК г. Челябинск) факультета зимних видов спорта и единоборств, 18 юношей хоккеистов, 14 девушек мини-футболисток, 14 лыжников из них девять девушек и пять юношей. Средний возраст испытуемых в выборке составил 20±0,9 лет (M±m). Испытуемые были осведомлены о цели исследования и подписали добровольное согласие на участие в нем. Важным критерием включения участников в обследование являлась активная спортивная деятельность студентов, а именно: все обучающиеся принимают участия в соревнованиях под эгидой Российского студенческого спортивного союза (РССС).
Диагностика психического компонента функционального состояния студентов-спортсменов, а именно сформированность когнитивно-регуляторных процессов и ре-гуляторно-личностных свойств, осуществлялась по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» [6].
Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета Microsoft Office (2010).
Результаты исследования и их обсуждение
Первоначально оценивались результаты показателей ССП-98, в таблице 1 содержится анализ первичных данных.
Таблица 1
Количественные показатели результатов опросника «Стиль саморегуляции поведения -ССП-98» В. И. Моросановой студентов-спортсменов УралГУФК в динамике учебного года, М(5Б)
Периоды ССП-98 Хоккеисты Мини-футболистки Лыжники
исследования (n=18) (п=14) (n=14)
ОУС 36,75* (2,96) 29,63 (4,9) 30,00 (5,18)
Пл 6,50 (2,14) 5,38 (2,13) 5,75 (3,15)
Мо 8,00* (1,07) 5,63 (1,69) 4,63 (1,77)
Октябрь 2022 Пр 7,50 (1,07) 6,50 (1,41) 6,25 (1,16)
Ор 7,00* (1,20) 6,75 (1,83) 6,63 (1,06)
Г 7,63 (1,30) 6,00 (1,31) 5,88 (1,55)
С 6,50 (1,31) 5,88 (1,64) 6,38 (1,30)
ОУС 36,63* (3,85) 30,13 (4,79) 30,38 (4,60)
Пл 6,25 (2,38) 5,13 (1,73) 5,75 (3,57)
Мо 8,25* (0,89) 5,25 (1,49) 6,13 (1,46)
Май 2023 Пр 7,13 (0,83) 6,25 (1,49) 5,50 (1,07)
Ор 7,00* (1,07) 6,38 (1,69) 6,13 (1,13)
Г 7,88 (0,64) 6,63 (1,92) 6,63 (1,41)
С 6,13 (1,55) 6,50 (0,93) 6,25 (1,28)
ОУС - общий уровень саморегуляции, Пл - планирование, Мо - моделирование,
Пр - программирование, Ор - оценка результата, Г - гибкость, С - самостоятельность
* - высокий уровень
Саморегуляция поведения студентов-спортсменов по показателям ССП-98 находятся преимущественно в пределах среднего уровня по всем шкалам. В тоже время, необходимо отметит, что у студентов-хок-
Исследуя динамику параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях влияния учебных и спортивных нагрузок (двойной карьерный путь) на начало и конец учебного года мы зафиксировали снижение:
кеистов на высоком уровне зафиксированы ОУС и когнитивно-регуляторные процессы (моделирование и оценка результата).
На рисунке 1 представлено сравнение полученных данных.
- у студентов-хоккеистов ОУС, а также значений шкал планирования и программирования (когнитивно-регуляторные процессы), самостоятельность (регуля-торно-личностные свойства),
2
-1
ОУС Пл Мо Пр Ор Г С
■ хоккеисты -0,12 -0,25 0,25 -0,37 0 0,25 -0,37
□ мини-футболистки 0,5 -0,25 -0,38 -0,25 -0,37 0,63 0,62
□ лыжники 0,38 0 1,5 -0,75 -0,5 0,75 -0,13
Рис. 1. Сравнение результатов исследования саморегуляции поведения студентов-спортсменов УралГУФК в динамике учебного года
- у студенток мини-футболисток всех параметров, характеризующих когни-тивно-регуляторные процессы (планирование, моделирование, программирование и оценка результата),
- у студентов лыжников среди когни-тивно-регуляторных процессов - программирования и оценка результата, из регуля-торно-личностных свойств - самостоятельность.
Формируется специфический механизм к сочетанному влиянию умственных и физических нагрузок, который фиксируется в повышении значений по шкалам саморегуляции поведения к концу учебного года:
- у студентов-хоккеистов: моделирование и гибкость,
- у студенток мини-футболисток: ОУС и все параметры регуляторно-личностных свойств (гибкость и самостоятельность),
- у студентов лыжников: ОУС, моделирование и гибкость.
В научных публикациях представлены пояснения по оценке механизмов саморегуляции поведения.
Т. В. Бондарчук и В. Н. Потапов утверждают, что «значимыми факторами надежности результатов в спорте высших достижений являются следующие индивидуальные особенности спортсменов: устойчивость процессов оценки и коррекции результатов в стрессовой соревновательной ситуации» [3, с. 40]. Данное высказывание сформулировано для спорта высших достижений, мы считаем, что его можно проецировать на студентов, реализующих спортивную карьеру в рамках РССС (Российский студенческий спортивный союз), в связи с его возрастающей социальной ролью. Полагаем, что целенаправленная коррекция психофизиологических функциональных состояний будет способствовать оптимизации в том числе саморегуляции как механизма достижения цели в условиях двойного карьерного пути.
В работе [3] отмечается взаимовлияние компонентов «психического состояния 0 эффективность соревновательной деятельности», а также «специфика вида спорта 0 психическое состояние». Также установлено, что профессиональный опыт оказывает влияние на «развитие тех регу-ляторных средств, которые профессионально значимы для данной деятельности»
[12, с. 65]. И действительно, мы зафиксировали у студентов-хоккеистов преобладание когнитивно-регуляторного процесса, выраженного моделированием и оценкой результата. Данный факт может подтверждать вышесказанное заключение. Однако для объективного доказательства требуются дополнительные исследования. Также следует обратить внимание на стабильность и некоторый рост средних значений по показателям саморегуляции в конце учебного года как ресурса, направленного для достижения поставленной цели.
В исследовании Е. А. Пархоменко утверждается, что «общий уровень саморегуляции является статистически значимым предиктором для уровня социально-психологической адаптированности личности» [10, с 454]. В связи с чем мы полагаем, что снижение средних значений общего уровня саморегуляции у студентов-хоккеистов может отражать напряжение механизмов социально-психологической адаптации к концу учебного года. Повышение значений ОУС у студенток мини-футболисток и лыжников объясняется регулятор-ной спецификой саморегуляции поведения в условиях двойного карьерного пути.
Выводы
Проведенный анализ научных публикаций подтверждает необходимость исследования саморегуляции поведения студентов-спортсменов. Саморегуляция поведения студентов-спортсменов является надежным ресурсом достижения поставленной цели в условиях двойного карьерного пути.
В период обучения в вузе у всех студентов-спортсменов зафиксированы снижения по параметру программирование (ко-гнитивно-регуляторный процесс) и рост средних значений по шкале гибкость (регу-ляторно-личностные свойства), а также стабильность в планировании у студентов-лыжников и оценке результатов у студентов-хоккеистов.
Полученные эмпирические данные актуализируют необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий по коррекции психофизиологических функциональных состояний спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Амизян А. А., Горская Г. Б. Роль эмоционального интеллекта в развитии осознанной саморегуляции поведения у спортсменов разного возраста // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2022. № 1. С. 98-102.
2. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 3. С. 48-67.
3. Бондарчук Т. В., Потапов В. Н. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 39-40.
4. Ивашко С. Г., Якутина М. И. Взаимосвязь стиля саморегуляции поведения спортсменов с успешностью их соревновательной деятельности // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2017. № 20. С. 94-101.
5. Кудрявцева О. В., Беляев В. С., Соловых М. В. Особенности индивидуальной саморегуляции поведения школьников и студентов спортивного вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 4. С. 64-67.
6. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
7. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гайда-машко И. В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Психология. Серия 14. 2020. № 1. С. 77-95.
al'nogo intellekta v razvitii osoznannoj samoreg-ulyacii povedeniya u sportsmenov raznogo voz-rasta [The role of emotional intelligence in the development of conscious self-regulation of behavior in athletes of different ages]. Materials of the annual reporting scientific conference of postgraduates and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 2022. No. 1. Pp. 98-102. (In Russian)
2. Baiguzhin P. A., Shibkova D. Z., Ryba T. V., Gerasev A. D., Aizman R. I. Dvojnoj kar'ernyj put' obuchayushchihsya-sportsmenov kak psihologo-pedagogicheskij fenomen [Student-athletes' dual career as a psychological and educational phenomenon]. Science for Education Today. 2022. Vol. 12, No. 3. Pp. 48-.7. (In Russian)
8. Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 57-83.
9. Пархоменко Е. А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 86-88.
10. Пархоменко Е. А. Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально-психологической адаптированности личности в транзитивном обществе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5(171). С. 452-456.
11. Потапов В. Н. Индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов высшей квалификации // Теория и практика физической культуры. 2010. № 1. С. 73-76.
12. Потапов В. Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 65.
13. Stambulova N. B., Engström C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. Pp. 4-14.
14. Gavala-González J., Castillo-Rodríguez A., Fernández-García J. C. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. no. 1783. [Electronic resource]. Mode of access: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783. (accessed: 12.02.2023).
ulyaciya psihicheskogo sostoyaniya sportsmenov vysshej kvalifikacii [Self-control of mental condition of elite athletes]. Theory and practice of physical culture. 2006. No 2. Pp. 39-40. (In Russian)
4. Ivashko S. G., Yakutina M. I. Vzaimosvyaz' stilya samoregulyacii povedeniya sportsmenov s uspeshnost'yu ih sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Interrelation of athletes' self-control style with their success in competitive activity]. Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture. 2017. No. 20. Pp. 94-101. (In Belarus)
5. Kudryabtseva O. V., Belyaev V. S., Solovykh M. V. Osobennosti individual'noj samoregulyacii povedeniya shkol'nikov i studentov sportivnogo vuza [Peculiarities of individual self-regulation of behavior of schoolchildren and sports university
References
1. Amizyan A. A., Gorskaya G. B. Rol' emocion- 3. Bondarchuk T. V., Potapov V. N. Samoreg-
students]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. 2014. No. 4. Pp. 64-67. (In Russian)
6. Morosanova V. I., Bondarenko I. N. Diagnos-tika samoregulyacii cheloveka [Diagnostics of human self-regulation]. Moscow: Kogito-Center, 2015. 304 p. (In Russian)
7. Morosanova V. I., Kondratyuk N. G., Gaidam-ashko I. V. Nadezhnost' osoznannoj samoregulyacii kak resurs dostizheniya celej v professiyah vysokogo riska [Reliability of self-regulation as a resource for goal achievement in high-risk occupations]. Moscow University Psychology Bulletin. Episode 14. 2020. No. 1. Pp. 77-95. (In Russian)
8. Morosanova V. I. Psihologiya osoznannoj samoregulyacii: ot istokov k sovremennym issle-dovaniyam [Psychology of conscious self-regulation: from origins to modern research]. Theoretical and experimental psychology. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 57-83. (In Russian)
9. Parkhomenko E. A. Stilevye osobennosti samoregulyacii povedeniya sportsmenov vysokoj kvalifikacii [Style specifics of the behaviour self-regulation of the athletes with high professional qualification]. Theory and practice of social development. 2013. No. 4. Pp. 86-88. (In Russian)
10. Parkhomenko E. A. Stilevye harakteristiki samoregulyacii kak prediktor social'no-psiholog-icheskoj adaptirovannosti lichnosti v tranzitivnom
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Харина Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра анатомии, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
Макунина Ольга Александровна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра физиологии, старший научный сотрудник научно-исследовательского института олимпийского спорта, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
Быков Евгений Витальевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации; проректор по научно-исследовательской работе, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
obshchestve [Style characteristics of self-regulation as predictor of socio-psychological adaptation of personality in the transitive society]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2019. No. 5(171). Pp. 452-456. (In Russian)
11. Potapov V. N. Individual'nyj stil' samoregulyacii biatlonistov vysshej kvalifikacii [Individual style of self-regulation of elite biathletes]. Teoriya
I Pracktika Fizicheskoy Kultury. 2010. No 1. Pp. 73-76. (In Russian)
12. Potapov V. N. Formirovanie individual'nogo stilya samoregulyacii u biatlonistov [Formation of individual self-regulation style in biathletes]. Teoriya I Pracktika Fizicheskoy Kultury. 2013. No 12. Pp. 65. (In Russian)
13. Stambulova N. B., Engström C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes. Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. Pp. 4-14.
14. Gavala-González J., Castillo-Rodríguez A., Fernández-García J. C. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team. Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. no. 1783. [Electronic resource]. Mode of access: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783. (accessed: 12.02.2023).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Irina F. Kharina, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Anatomy, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Olga A. Makunina, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Physiology, Senior Researcher at the Research Institute of Olympic Sports, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Evgeny V. Bykov, Doctor of Medical Sciences, Professor, head of the chair of Sports Medicine and Physical Rehabilitation; Vice-Rector for Research, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 16.11.2023 г.
Received 16.11.2023.