_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.072.43
Бичерова Е.Н.
канд. психол. наук, доцент БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянск, Российская Федерация
ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ
Аннотация
Актуальность настоящего исследования заключается в изучении направленности динамики отношения к выбранной профессии как определяющего показателя при формировании у студентов-психологов образа будущей сферы деятельности. В рамках заявленной проблемы было проведено эмпирическое исследование посредством анализа отношения студентов-психологов к своей будущей профессии, а также с точки зрения обоснования выбора сферы деятельности и личностной направленности.
Ключевые слова
Отношение к выбранной профессии, представления о профессии, образ будущей профессии,
динамика, студенческий возраст.
Представления о психологии как науке, как учебной дисциплине и как профессии на современном этапе развития проходят трансформацию. В данном контексте насущной становится необходимость развития адекватных представлений о профессии психолога, поскольку данный аспект проблемы является определяющим при формировании у студентов-психологов образа будущей сферы деятельности.
Как важнейший компонент личностного самоопределения выбор профессионального будущего является одним из сложнейших и наиболее ответственных решений в жизни каждого. Осуществив профессиональный выбор, студент начинает осознавать и формировать индивидуальный образ будущей трудовой деятельности [1, с. 55].
Л.М. Митина и ее коллеги показали, что часто на втором или третьем году обучения у студентов может измениться отношение к профессии, которое выражается в разочаровании в своем профессиональном выборе, мыслях о смене учебного заведения и перемене специальности. В результате этого субъект психологически вновь оказывается на первой стадии процесса профессионального становления [4].
Исследования показывают [3], что часто мотивы поступления абитуриентов на психологические специальности являются непрофессиональными: желание разобраться в себе, желание решить свои собственные психологические проблемы, в том числе, обеспечить личностный рост и саморазвитие. Таким образом, формирование образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации профессиональной направленности личности.
С целью изучения динамики отношения студентов-психологов к выбранной профессии было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и пятого курсов Брянского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Общий объём выборки составил 52 человека.
Для решения поставленных задач в качестве диагностического инструмента был использован метод семантического дифференциала, позволяющий проанализировать содержание и направленность отношения студентов-психологов к дефиниции «Я - профессионал».
Метод семантического дифференциала служит для построения субъективных семантических пространств в целях получения количественных показателей для «измерения» отношения к определённым объектам (в качестве объектов исследования могут выступать слова) по факторам, названным Ч. Осгудом:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
оценка, сила, активность [5]. Каждый из этих факторов включает в себя четыре признака, представлявших собой четыре пары прилагательных. При предъявлении слова испытуемые должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове (градация на шкале отмечается от +3 до -3). «При этом общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется, но значения могут представлять дробные величины, поскольку общая сумма баллов, проставленных по какой-либо шкале слову, будет делиться на количество испытуемых» [2, с. 305].
Результаты исследования и их обсуждение Рассмотрим данные, полученные в результате исследования общего эмоционального отношения к состоянию «Я - профессионал» при помощи методики «Семантический дифференциал» (рис. 1).
Рисунок 1 - Количественная характеристика общего эмоционального отношения
к состоянию «Я - профессионал»
Как видно из рисунка 1, на протяжении обучения у студентов-психологов наблюдается динамика увеличения уровня положительного отношения к состоянию «Я - профессионал», то есть возрастает уровень осознания себя с образом «профессионала». Отношение считается положительным, если средняя оценка выше 4; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка ниже 4. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки (от 1 до 7).
Посредством выявления семантических универсалий (это список выделенных для данного стимула координат - оценок по шкалам, одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы испытуемых) по отношению к термину «Я - профессионал» в экспериментальных группах отмечаются следующие тенденции: у студентов 1 курса наблюдается выраженное отношение по полюсу «красивый», для студентов 3 курса термин «Я - профессионал» более ассоциируется со шкалой «легкий» и шкалой «приятный», студенты 5 курса выделяют шкалу «легкий», шкалу «бодрый», шкалу «приятный».
Можно сказать, что с увеличением знаний о профессии, отождествлением себя с ней у студентов происходят изменения в отношении к определению «Я - профессионал», выраженные в изменении универсалий на 3 курсе по отношению к 1 -му - когда знаний о профессии еще не хватает и студенты оценивают «профессионала» как что-то красивое и далекое, в то же время студенты 3 курса, получившие знания о профессии и первичный опыт, оценивают ее как легкую и приятную, как следствие - с увеличением опыта на 5 курсе к оценкам «легкий» и «приятный» добавляется «бодрый».
Как видно из графика (рис. 2), прослеживается динамика по фактору «Оценка» от первого к пятому курсу. Фактор оценки говорит о позитивном или негативном отношении к предмету оценка которого происходит, в нашем случае это состояние «Я - профессионал». На протяжении всех курсов обучения показатель находится на положительном полюсе, также увеличивается количественный показатель оценки, т.е. с увеличением опыта и знаний о профессии увеличивается и положительно отношение к образу себя, как профессионалу.
3.6 3.5
4 4.5 5 5.5 6
ОЦЕНКА (отношение)
Рисунок 2 - Расположение образа «Я - профессионал» в двумерном семантическом
пространстве: 1 курс, 3 курс, 5 курс
Также видно, что по оси фактора «Сила», который говорит о значимости оцениваемого объекта происходят изменения. Значимость профессии на первом месте у 1 курса, средний показатель по фактору оценки на котором находится в зоне положительного значения, в то время как на 3 курсе происходит спад значимости профессии, но к 5 курсу показатель возрастает, что говорит о том, что к концу обучения важность профессии в жизни студентов возрастает.
Далее обратимся к результатам сравнительного анализа отношения к выбранной профессии студентов-психологов разных курсов. Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты исследования отношения студентов психологов ВУЗа к выбранной профессии
Проанализировав данную диаграмму, можно сделать выводы, что большинство студентов-психологов 1 курса желают работать по профессии и уже к 3 курсу это количество сокращается до половины, к 5 курсу до трети. При этом большинству первокурсников, третьекурсников и пятикурсников профессия нравится.
100 80 60 40 20 0
60 53
40 47 47
33
■ 13
7 ■
11 курс 13 курс 15 курс
Возможность Возможность
личностного роста профессионального
развития
Удовлетворение от деятельности
Рисунок 4 - Результаты исследования отношения студентов-психологов разных курсов к тому, что дает им
в большей степени профессия психолога
Также можно наблюдать динамику уменьшения показателя «удовлетворение от деятельности» от 1 курса (33 %) к 5-ому курсу (0 %) (рис. 4).
Как видим, прослеживается динамика в показателях «возможность личностного роста»: на первом курсе значимость 7%, на 3-ем - 30%, на 5-ом - 47%. Исходя из данных, можно говорить о том, что в начале обучения важность полученных знаний практически не несёт значимости для личного опыта студентов, в то же время уже на 3 курсе количество знаний о профессии и ее значимость возрастает, к пятому курсу показатель также возрастает.
Высокая значимость профессионального развития прослеживается на протяжении всех курсов, самый высокий показатель на 1 курсе - 60%, к 3 курсу показатель падает до 40%, но к 5 курсу опять повышается до 53%, что говорит о временном спаде значимости профессионального роста в середине процесса обучения, однако к концу обучения значимость профессионального развития опять повышается в виду получения большего практического опыта, по сравнению с предыдущими курсами.
Выводы
1. На протяжении обучения в ВУЗе у студентов-психологов наблюдается динамика увеличения уровня положительного отношения к состоянию «Я - профессионал», возрастает уровень соотнесения себя с образом профессионала.
2. С увеличением знаний о профессии, отождествлением себя с ней у студентов происходят изменения в отношении к дефиниции «Я - профессионал», выраженные в изменении универсалий на 3 курсе по отношению к 1 -моу - когда знаний о профессии ещё не хватает и студенты оценивают «профессионала» как что-то привлекательное и далекое. В то же время студенты 3 курса, получившие знания и первичный опыт о профессии оценивают её как легкую и приятную; на 5 курсе к оценкам «легкий» и «приятный» добавляется оценка «бодрый».
3. С увеличением опыта и знаний о профессии увеличивается и положительное отношение к образу себя как будущего профессионала.
Список использованной литературы:
1. Бичерова E.H., Фещенко Е.М. Динамика представлений о будущей профессии студентов института управления в процессе обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). - № 5, 2015. - С. 55-59.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.
3. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. - №1, 2000. - С. 48-55.
4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательство Академия, 2004. - 320 с.
5. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum PercyH. The measurement of meaning. -Urbana, Chicago and London: University of Illinois Press, 1957. - 342 p.
© Бичерова E.H., 2017
УДК: 65.014
М.Р. Мазаева, магистр Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, РФ
А.Д. Луферова, магистр Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, РФ
РОЛИ, ЗАНИМАЕМЫЕ ЛЮДЬМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ТИПЫ СОТРУДНИКОВ
Аннотация
В статье проанализированы основные типы людей, охарактеризованы психические функции,